А.И.КорабельВ основе движения евангельского толка, «баптизма», как и абсолютного большинства других течений протестантизма, лежит вера в то, что Библия является Словом Божьим и единственным источником христианской веры, и что только через веру в Бога человек обретает вечную жизнь. Само значение слова «баптизм» (от греч. baptizо – «погружать в воду») указывает на веру баптистов в необходимость водного крещения принявших Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Водное крещение, согласно мнению баптистов, должно осуществляться только посредством полного погружения.

Наиболее авторитетный исследователь российского баптизма Л. Н. Митрохин пишет: «История российского баптизма запутана и извилиста, хотя и длится менее полутора веков. За этот период внутри общего евангелического потока совершались многочисленные преобразования, размежевания и сближения. На примере Запада мы видели, что ветвистость родословного древа характерна для этой церкви. Но там она обычно вызывалась внутренними, вероисповедными обстоятельствами. Российский же баптизм, прошедший через многострадальное прошлое страны, постоянно оказывался жертвой бесцеремонного вмешательства государственных властей». «Было бы непростительным лукавством утверждать, что неразрывная связь русского самосознания с православием является исключительно результатом органичного естественного развития национальной жизни русского народа. В течение столетий российская власть культивировала моноконфессиональность русского государства. Подданный русского монарха должен был быть православным. Постепенно жизнь заставляла отказываться от этого принципа. При Петре I за российскими подданными западноевропейского происхождения было окончательно признано право быть протестантами и католиками, а при Екатерине II право на мусульманство появилось у тюркских и кавказских народов. Но русский мог быть только православным — переход в другое вероисповедание был государственным преступлением».

Наиболее примечательным был циркуляр от 15 августа 1879 года, утвержденный императором Александром II и подписанный министром внутренних дел Маковым, содержавший «мнение Государственного Совета о духовных делах баптистов». Однако вскоре после этого циркуляра обер-прокурором Святейшего Синода стал К. П. Победоносцев (1880), и началась эпоха гонений на сектантов и раскольников. Уже в 1882 году появилось разъяснение Министерства внутренних дел о том, что закон 1879 года не распространяется на русских баптистов – выходцев из православия. «Староверы, духоборы, молокане, а с конца XIX века и баптисты вплоть до 1905 года подвергались не просто дискриминации, но жестоким репрессиям. Власть выбрасывала их за пределы государственной и общественной жизни, общественное мнение видело в них чужаков… Однако в результате это унижение протестантов стало одним из источников их нового подъема в наше время».

На территории России баптизм начал развиваться не только в южных районах Российской империи – на Украине, в Закавказье и Северном Кавказе, но и на Новгородской земле. Изучение развития баптизма на Новгородской земле, как одного из недостаточно изученного очагов движения в России, является для автора исследования делом восстановления справедливости.

Первоначально инициатива благовестия исходила от Германского баптистского союза. В общинах практиковалось подробное изучение Библии. С самого начала существования групп верующих стала развиваться их миссионерская деятельность (главным образом — распространение литературы), охватившая к концу XIX века почти всю страну.

Самобытность баптизма в России обусловлена тем, что первые шаги баптизма в России определялись деятельностью зарубежных миссионеров, которая и формировала движение, фигурирующее в истории как «российский баптизм». Кроме того, зарубежные проповедники на первых порах были главными наставниками своих российских коллег. Но успехи миссионерской деятельности, появление квалифицированных отечественных проповедников и опытных организаторов позволили российскому баптизму постепенно порвать с зарубежной пуповиной.

Регистрация СМИ

Свидетельство ПИ № 3-6615 от 08.05.2003. Газета зарегистрирована Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Учредитель

Местная Религиозная организация Христианская Евангельская Церковь Великого Новгорода Храм Христа.

Контакты

ул. Кочетова, д. 24, Великий Новгород, 173025. Телефон: +7 (8162) 659892. Факс: +7 (8162) 659081. Написать нам.