Реформы 1860-х годов всколыхнули Россию, выводя на арену новое поколение не только государственных деятелей, но и духовных дел мастеров, которые были у истоков религиозного движения в большом свете. «Это началось под страхом быстрого распространения отрицания и неверия,— пишет Н. С. Лесков,— которым оказались бессильны положить преграды те, которые стоят за одну внешнюю сторону религии и не гнушаются действовать угрозами и карами.

 

Впереди всех в великосветском религиозном движении едва ли не шла княжна Мария Михайловна Дондукова — Корсакова (дочь президента императорской академии наук, филантропка, евангельские подвиги которой многочисленны) — высокая, христианская, смею сказать, подвижническая жизнь которой не могла укрыться и обратила на себя внимание большого света еще в начале шестидесятых годов, когда княжна была очень молодой девушкой, а про Редстока в Петербурге не было ни слуха, ни духа». (Великосветский раскол, Н. С. Леков, СПб.,1999, с. 113) «Вообще, как мне кажется,— продолжает Лесков,— можно без ошибки принять, что движение это едва ли не современно возникновению печатной гласности, которая стала обнаруживать таившиеся во тьме дела тьмы» (там же)

 

А вот пример другой удивительной личности того времени: «Мы жили тогда с Засецкою vis-a-vis (друг против друга).— как говорит Лесков,— на Невском проспекте… Я любил и уважал эту добрую даму, точно так же как и покойный Достоевский, с которым они часто пререкались о вере. В Засецкой нельзя было не почитать прекрасные наследственные черты «Давыдовского рода», из коих стоит упомянуть неуклонную прямоту пылкого сердца (Засецкая одна из всех великосветских раскольниц открыто перешла из православия в протестантизм) и горячность к добру (она одна — первая пожертвовала значительную долю состояния для бездомных людей в Петербурге)». (Там же, с. 479) Засецкая Юлия Денисовна, дочь Дениса Давыдова, перевела на русский язык «Путешествие Пилигрима» и «Духовную войну» Джона Буньяна. Хорошо зная лорда Редстока, предоставила Лескову материалы, которые он использовал при написании «Великосветского раскола».

 

В 1874 году, перед самой Пасхой, в Петербурге появляется полковник в отставке, сын адмирала флота, лорд Редсток Гренвиль Августус Вильям Вальдигрев. Он обратился к Господу на войне в 1856 году в Крыму. Еще в бытность его студентом в Оксфордском университете он проявлял страсть к проповеди, возбуждая насмешки товарищей. Вступив в военную службу, Редсток тяжко заболел; во время болезни он часто задавал себе мучительный вопрос, «идет ли он по пути истины и на что будет обречена его душа после смерти тела?» Разрешить этот вопрос помог ему миссионер, занимавшийся прежде проповедничеством среди некрещеных индийцев. Читая с ним Евангелие, Редсток убедился, что «прощение грехов за добрые дела невозможно; грехи могут быть омыты святой кровью, а святая кровь уже пролита и омывает всякого чувствующего свою немощь и принимающего Христа как единого Спасителя и единого Ходатая между Богом и человечеством».

 

У него явилось желание проповедовать эту истину всем тем, кто не знал ее еще, и он начал распространять учение о всеобщем оправдании верой вначале между солдатами и офицерами своего полка. Преданную помощницу он нашел в своей жене; на его сторону стали и некоторые представители английской знати. Дослужившись до чина полковника, Редсток оставил военную службу. Известность его как проповедника возрастала; он начал появляться во многих городах Англии и о дне своих митингов возвещал печатными афишами. Слушателей являлось так много, что он брал для своих бесед театр, манеж, залу Политехнической школы. В 1868 г. Редсток проповедовал в Париже; в 1872 г. он открыл свои собрания в Швейцарии, в Вене. Здесь труды его по проповедничеству разделяли его мать и сестра. Услышав простую проповедь лорда Редстока, многие приняли Христа в своё сердце как личного Спасителя, среди иностранцев были и русские дамы. (см. сообщение г. Заруцкого в «Церковно-общественном вестнике», 1874)

 

В Петербург Редсток явился в 1874 г. по приглашению великосветской дамы Е. И. Чертковой, дочери графа Чернышова — Крутикова, которую Н. С. Лесков называет в своем очерке («Великосветский раскол», «Лорд Р. и его последователи». 2 изд., СПб, 1877) «старостихой редстоковской церкви в России». Она слышала Гренвиля Редстока еще в Англии и сильно увлеклась его учением. В С-Петербурге Редсток начал проповедовать в протестантской церкви и в аристократических домах и скоро собрал вокруг себя довольно значительное число последователей. «Это была типичная проповедь «обращения» или «возрождения» («revival»), «пробуждение» сердца, «оправдание верой», возбуждение добрых христианских чувств»,— пишет Георгий Флоровский. (Георгий Флоровский «Пути русского богословия», Париж 1937, с. 402) После его проповедей к Господу обратились — гвардии полковник В. А. Пашков с женой, граф и графиня Бобринские, граф М. М. Корф с женой, княгини Н. Ф. Ливен и В. Ф. Гагарина и другие.

 

«Мне кажется, что лорд Редсток интересен нам не только как явление, но и как коэффициент, показывающий умственную величину русского high-life-a и его современные запросы в высшей области человеческого духа: в области богопознания и веры»,— пишет Лесков. («Великосветский раскол» Н. С. Леков, с. 85) (См. «Штундизм и пашковщина» (в журнале «Вера и разум», 1884, янв., кн. II); «Внутреннее обозрение» в «Христианском чтении» (1874, ч. II, май); Г. Терлецкий, «Секта пашковцев» (СПб, 1891).

 

«Во всяком случае, глядя на него, становится очень отрадно. Вы ни минуты не сомневаетесь, что этот человек живет духом и любит людей всем сердцем, и когда он, пожав руку своему проводнику, скрывается за тяжелою, резною дверью отеля, вы чувствуете, что вы расстались с самым добрым и самым искренним человеком из всех тех людей, среди которых случай привел вас наблюдать его». («Великосветский раскол», Н. С. Леков, С.107)

 

Протестантизм в России не является чем-то чуждым, принесенным извне. Уже со второй половины XIV века в России стали появляться движения близкие по духу к протестантизму (напр. стригольники, духовные христиане и др.).

 

Беспристрастные историки отмечают, что протестестантизм, как его официально называют, в лице лучших его представителей всегда оказывал полезное воздействие на нравственность и на умственно-образовательную сферу жизни русского общества; на церковно-практическую жизнь.

 

 

Регистрация СМИ

Свидетельство ПИ № 3-6615 от 08.05.2003. Газета зарегистрирована Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Учредитель

Местная Религиозная организация Христианская Евангельская Церковь Великого Новгорода Храм Христа.

Контакты

ул. Кочетова, д. 24, Великий Новгород, 173025. Телефон: +7 (8162) 659892. Факс: +7 (8162) 659081. Написать нам.