Прежде всего, позвольте мне выразить сердечную благодарность архивам Новгородской области, архиву Латышского, Российского Союза за предоставленную информацию об истории нашей церкви и за помощь в работе, которую они нам оказали. Обратимся к словам из Священного Писания, записанным в Книге Второзакония, 32 глава, 7 стих: «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов, спроси отца твоего, и он возвестит тебе,

старцев твоих, и они скажут тебе».

Сегодня я хочу назвать вам, братья и сестры, некоторые имена, некоторые фрагменты российской религиозной истории, чтобы вам не быть теми Иванами, которые не помнят ничего.

 

В этом году исполнилось 480 лет, как в Россию приехали приглашенные протестанты. Это было спустя семь лет после европейской реформации. Одно из первых имен, которое мне бы хотелось назвать сейчас, имя не приезжего протестанта, а имя Государя Российского -Александра I. Вы удивлены? Какая связь между царем православного государства и историей евангельского движения? Связь такая, что к простой и чистой вере в Бога ему помогли прийти князь Александр Галицын, министр образования, председатель Российского Библейского Общества и жена дипломата, протестантка, баронесса Варвара-Юлия Крюденер. Александр I в свое время пригласил протестантов не просто для работы, так как видел в них трезвых и исполнительных тружеников, но и для проповеди Евангелия. Значение же Российского Библейского Общества для истории евангельского движения переоценить трудно.

 

Вообще следует сказать, и это будет правдиво и достоверно, что у истории наших церквей корни во многом дворянские. Помните знаменитый Аничков мост в Санкт-Петербурге? С ним связано имя семьи барона Клодта, и они были евангелисты. Эта семья посещала евангельские собрания в доме княгини Ливен на Большой Морской в Санкт-Петербурге. Генерал Максимовский, которого застрелила террористка, не только проповедовал, но и читал лекции, вместе со всемирно известным богословом Каргелем на библейских курсах в том же доме.

 

А вот имена новгородских дворян, иллюстрирующие евангельскую историю Новгородчины: Князь Васильчиков, пригласивший к себе в имение, что было расположено в Солецком районе, в деревне Выбити, много протестантов. Это было в 1860-е годы и уже тогда там, в имении, была протестантская церковь и даже больница. Мать же князя Александра Илларионовича, Татьяна Васильевна, была урожденная Пашкова. Из той самой семьи Пашковых, которая так значима для российской евангельской истории.

 

Исправник Крестецкого уезда в своей докладной записке в 1884 году сообщал губернатору Мосолову: «В Крестецком уезде, кроме баптистских церквей, есть имение княгини Екатерины Никитичны Голицыной, которая является вместе со своими сыновьями и дочерьми членами Общества духовно — нравственного чтения, которым руководит В. А. Пашков, и в этом имении читают Евангелие». Кстати, сын ее, Павел Павлович, был последним предводителем дворянства на Новгородчине.

 

У нас была очень известная певица и писательница Александра Ивановна Пейкер, евангелистка. Барон Пистолькорс вместе со своей семьей — евангелисты. Теперь об этом никто не знает, но так было в Новгороде — протестантские губернаторы, предводители дворянства, купцы-фабриканты. В архивных документах мы прочитали о Шарове, хозяине обувной фабрики, на похороны которого прибыл хор, направленный в Новгород лично И. С. Прохановым. Интересен тот факт, что 80 лет назад баптистскими церквями на Новгородчине руководил дворянин Павлов, который одновременно курировал и методистские церкви. И многие, многие другие имена, о которых нам стало известно благодаря большой работе, которую мы провели в архивах: руководитель церковной молодежи в Старой Руссе Г. Р. Максютенко, фрейлина императорского двора М. П. Мясоедова, работавшая в Старорусской и Маловишерской церквях (до сих пор в Торбино, где находилось имение Мясоедовых, стоит протестантский молитвенный дом). Все они были дворянского сословия.

 

В архиве мы прочитали о том, что в 1869 году была открыта и зарегистрирована первая церковь латышей-баптистов. Всего на Новгородчине было 20, а 12 — официальных баптистских латышских церквей в царское время. На сегодняшний день их не осталось, потому что тех верующих, которые не успели эмигрировать или вернуться в Латвию, расстреляли в 1937году. Но до сих пор в Люболядах существует баптистерий, купель, где 135 лет назад осуществляли крещение. Нам известно о том, что в Ермолино в то время была самая большая евангельская община, смешанная, латышско-русская. Там стоял огромный молитвенный дом — у нас есть даже его фотография, сделанная в 1913 году.

 

Последним из расстрелянных латышских служителей был начальник северо-западного аптечного управления Альберт Ласман. Можно сказать, что вся аристократия евангельских и баптистских церквей в годы репрессий была практически уничтожена. Вот что в 30-е годы можно было прочитать в печати: (журнал «Гость» 1930 года) «Из Новгородской губернии сообщают, что там, у баптистских проповедников и лютеранских пасторов отнята земля, и они зачислены во „вредные элементы“. При этом в нескольких колониях все баптистские молитвенные дома и лютеранские церкви закрыты и превращены в театры и клубы».

 

Мы говорим об истории, друзья дорогие, не только потому, что должны сохранить эти многие звенья, соединяющие нас с прошлым, но и потому, что должны также вырваться из плена традиций, когда они препятствуют нашему движению вперед. Наше, мое, твое призвание — пробуждать христианскую веру к тому, чтобы она со всей искренностью пришла к согласию с исторической истиной.

 

 

Регистрация СМИ

Свидетельство ПИ № 3-6615 от 08.05.2003. Газета зарегистрирована Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Учредитель

Местная Религиозная организация Христианская Евангельская Церковь Великого Новгорода Храм Христа.

Контакты

ул. Кочетова, д. 24, Великий Новгород, 173025. Телефон: +7 (8162) 659892. Факс: +7 (8162) 659081. Написать нам.