Участники конференцииV открытая научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» прошла с 15 по 17 сентября в Великом Новгороде в церкви

«Храм Христа». Главная тема конференции – «500 лет Реформации».

Уже пятый год на Новгородчине в «Храме Христа» из городов Новгородской области, Санкт-Петербурга, Москвы для участия в конференции собрались историки, ученые, архивисты, религиоведы, богословы, пасторы, благовестники, служители разных евангельских церквей и миссий, журналисты. В работе конференции участвовали православные и светские историки, ученые. От Российского Союза ЕХБ участников конференции приветствовали первый заместитель председателя РСЕХБ Сергей Юрьевич Сипко, региональный заместитель председателя Союза ЕХБ по Северо–западу Виктор Кириллович Сипко, экс-председатель РСЕХБ Юрий Кириллович Сипко. Также они участвовали в воскресном богослужении, посвященном празднику Жатвы 17 сентября.

В открытии конференции и в воскресном богослужении принял участие известный финский христианский певец, артист театра и кино Виктор Клименко. Евангелизационный концерт известного исполнителя прошел с благословенным успехом 15 сентября в зале «Храма Христа», на котором побывали верующие из разных церквей и другие жители Новгородчины.

Проводил конференцию бессменный ее организатор Анатолий Иванович Корабель, епископ церквей ЕХБ Новгородской области, магистр богословия, историк. Анатолий Иванович в своем приветствии напомнил о важности данных конференций в деле освещения научно-исторического аспекта русского протестантизма и отметил важность Реформации как в целом для протестантов, так и для укрепления и развития евангельских церквей, что повлияло на развитие евангельского движения в Европе, включая Россию. Анатолий Иванович сделал акцент в своем выступлении на развитие евангельского движения на Новгородчине в контексте Реформации. Также он подчеркнул, что надо популяризировать нашу историю.

В своем приветствии экс-председатель РСЕХБ Юрий Кириллович Сипко отметил важность данной конференции для нашего братства, что атмосфера научно-исторической конференции была настоящей, евангельской и пожелал, чтобы конференция стала достоянием общества.

В работе конференции участвовал, как и в прошлые годы, Йозеф Барон – титулярный Архиепископ Единой евангелическо — лютеранской церкви России, доктор Святой Теологии града Рима, профессор Нового Завета при С — Петербургской Евангелической Богословской Академии. Он представил доклад «Мартин Лютер и Реформация».

Прозвучавшие доклады касались истории евангельского движения в России в контексте Реформации, некоторых важных этапов жизни известных личностей в истории евангельского движения, евангельских изысканий в творчестве известных писателей-протестантов XVII – XIX веков. Так в своем докладе «Миссионерское служение в церкви евангельских христиан-баптистов (советский период)» Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, докторант Института Истории РАН, старший преподаватель СПБХУ), отметила, что несмотря на запреты, гонения, миссионерская активность евангельских христиан и баптистов в советский период была на высоком уровне, благовестие не прекращалось.

Также на конференции прозвучали доклады: «Как уверовала Е. И. Черткова: новые архивные сведения» – В. А. Степанов, автор книги – двухтомника «Рожденные свыше на берегах Ижоры» и около 50 статей по истории ЕХБ, Христианское общество «Библия для всех» (СПб.), заведующий библиотекой); «Предыстория Евангельского движения в России, XIV­ — XVI век – А. Ю. Кошелев, пастор церкви «Ковчег». Г. Санкт-Петербург; «Английские писатели — протестанты XVII — XIX веков – Т. Г. Боголепова, кандидат филологических наук, доцент ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет); «Реформация в Финляндии. Микаель Агрикола и Паавали Юстен» – Г. М. Коваленко, доцент, кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник СПб. Института Истории РАН; «Реформация и Холокост» – Э. А. Ретнува, магистр практического богословия, старший преподаватель СПЕБА; «Понимание и утверждение доктрины оправдания верой в трудах Лютера и последующих реформаторов» – Г. П. Владимирова, радиожурналист, закончила Библейский Колледж СПБЕА по академической программе «теология», студентка 2 курса Бакалавриата СПЕБА, г. Санкт-Петербург; «Этнос и конфессия» – А. В. Родосский, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, магистр богословия; «Кальвин, сontra кальвинизм: логическое развитие или сознательное смещение идеологических акцентов» – А. Н. Василенко, магистр богословия в области Истории Церкви и доктрины.

Докладчикам в рамках дискуссии можно было задать интересующий вопрос.

Зоя Алексеевна Бардина, корреспондент Российского Союза ЕХБ, рассказала о сегодняшней духовно-просветительской миссии для россиян журнала «Христианское слово» и представила особый выпуск журнала этого года, посвященного Реформации.

По материалам конференции планируется выпуск научно-исторического сборника.

Прошедшая научно-историческая конференция показала вновь духовные плоды в жизни протестантов России.

О важности научно-исторической конференции и дальнейших перспективах ее проведения сказали ее организаторы и участники.

Сергей Юрьевич Сипко, первый заместитель председателя РСЕХБ:

С.СипкоV научно-историческая конференция в Великом Новгороде лично для меня стала открытием. Епископ Анатолий Иванович Корабель проделал большой и достойный труд, объединив представительный круг историков и богословов, искренне заинтересованных в предмете своего исследования. Очень рассчитываю, что собрав на этой площадке широкое представительство со всей России, мы сможем проанализировать все факты, указывающие на наличие в Российской империи верующих евангельско-баптистского вероисповедания до 20 августа 1867 года и сделать соответствующие выводы относительно даты зарождения баптистского братства.

В Новгородском братстве чувствуется жизнь Духа! Рукоположение двух молодых пресвитеров, в котором мы приняли участие – отрадный факт, достойный подражания. Способность представителей разных церквей братства съехаться, чтобы провести праздник вместе указывает на сплоченность братства. У них есть все, чтобы в молитве ставить дерзновенные цели во славу Господа!

Анатолий Иванович Корабель, епископ евангельских церквей ЕХБ Новгородской области:

А.И.КорабельМне приятно, что мы уже традиционно проводим данную важную конференцию. Есть в этом постоянство. Самое главное, что есть тенденция или прогрессия к тому, что на каждой конференции появляются новые докладчики из новых институтов, других конфессий, прибавились преподаватели из светских и наших духовных университетов, высших учебных заведений.

– Важность темы «Реформация» для нашего протестантского мира?

На этой конференции один ученый из светского университета сказал мне: «Это хорошо, что вы вспомнили о 500 — летнем юбилее Реформации. Потому что я ни от одного светского историка не услышал упоминание об этом. Это горько и печально. А вы сделали доброе дело. Не только вспомнили, но и поговорили об этом в контексте всей конференции, посвященной именно 500 — летию Европейской Реформации».

– Ваши пожелания?

Будем молиться, чтобы Бог поддержал нас и послал нам желание, здоровье и финансы, чтобы продолжать подобные конференции. Хочется, чтобы к следующей конференции, присоединились к нам еще больше и светских и христианских ученых мужей.

Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, докторант СПб. Института Истории РАН, старший преподаватель СПБХУ, член Союза писателей России.

Т.Никольская– Татьяна Кирилловна, что Вы скажете о важности этой конференции?

Действия не заканчиваются только конференцией, потому что любая конференция дает какой-то резонанс: появляются какие-то сообщения в СМИ о ней, выходит сборник докладов конференции, конференция мобилизует на какие-то цели, задачи. Так в прошлом году на подобной конференции было предложено выпустить биографическую книгу о нашем известном историке — Марине Сергеевне Каретниковой. Сейчас появилась возможность подготовить и издать небольшую книжку, куда войдут биография Марины Сергеевны и воспоминания о ней. Сейчас я занимаюсь этим проектом, биография уже написана. В числе авторов воспоминаний – Анатолий Иванович Корабель – пастор евангельской церкви «Храм Христа», которую М. С. Каретникова особенно любила, и организатор этой конференции «Феномен Российского протестантизма», в которой она участвовала дважды. На конференции также выявляются важные актуальные вопросы для протестантского сообщества.

– Насколько актуальна тема «Реформации» для нас?

Она очень актуальна. Эта тема вызывает интерес даже у неверующих светских людей. Ведь Реформация оказала влияние на всю последующую историю и культуру всего мира, включая Россию, а не только на страны Западной Европы.

– Какие темы Вы бы еще подняли на таких конференциях?

Темы на такой конференции можно не только приурочивать к каким-то датам, но и посвящать отдельным темам. Например, у нас в С – Петербургском Христианском университете были конференции, где рассматривались вопросы о действиях Святого Духа в разных аспектах – историческом, библейском, богословском, о женщинах – христианках, о вероотступничестве. Можно брать исторические даты, связанные не только с христианской историей, но и с общей историей. Например, в этом году сразу несколько юбилеев- 500 – летие Реформации, 150 – летие русского баптизма, 100 – летие Февральской и Октябрьской революций, и 80 – летие Большому террору, когда погибали многие верующие.

– Как можно было бы расширить представительство докладчиков?

Тут много аспектов для расширения круга докладчиков. Сейчас ученые получают много приглашений на участие в разных научных конференциях. Им приходится расставлять приоритеты. Здесь играет роль и финансовая сторона: могут ли организаторы оплатить дорожно – транспортные расходы и пребывание иногородних докладчиков. Важен статус будущего сборника материалов конференции, попадет ли он в научные круги. С другой стороны, на данной конференции уже сложился свой круг постоянных докладчиков, которые каждый раз представляют новую интересную информацию. Это тоже важно.

– Ваши пожелания?

Важно, чтобы служители церквей поучаствовали в данной конференции, прослушали доклады и применили на практике такую просветительскую информацию. Например, в докладе по кальвинизму, автор подробно остановился на мысли, что главная идея Кальвина – абсолютная власть Бога, а не предопределение, как это принято считать. Если ученым это давно известно, то зачастую многие пасторы этого не знают.

Владимир Андреевич Степанов, автор книги-двухтомника «Рожденные свыше на берегах Ижоры» и около 50 статей по истории ЕХБ. Место работы: Христианское общество «Библия для всех» (СПб.), заведующий библиотекой.

В.Степанов– Владимир Андреевич, какие Ваши впечатления о конференции?

Эта конференция посвящена 500-летию Реформации. Также в этом году празднуется 150-летие русского баптизма. Поскольку баптизм основан на принципе «только Писание», то где-то у нас ослаблено внимание к опыту церкви, к истории. Такие конференции как раз восполняют этот пробел, потому что мы можем посмотреть, как Бог действовал в истории церкви ЕХБ, что получалось у верующих, какие ими совершались ошибки, проанализировать и донести до народа Божьего, посмотреть на людей веры, на кого мы можем равняться. Сам я на этой конференции делал доклад, посвященный Елизавете Ивановне Чертковой, чья жизнь имела выдающееся значение в раннем периоде – конец 19 века и начало 20 века – нашего евангельского движения, особенно в Санкт-Петербурге. Значение этой личности важно для всего евангельского движения. Мой интерес – находить новые сведения в истории, закрывать белые пятна, то есть говорить об известном неизвестное. Смотреть шире и глубже. Так был найден в архиве дневник Чертковой, через который можно узнать ее драматичный путь уверования в Бога. Об этом как раз был мой доклад на конференции.

– Какие темы Вы бы еще подняли на таких конференциях по российскому протестантизму кроме юбилейных дат в истории?

В этом году – 500-летие Реформации, в позапрошлом году основная тема конференции была 600 – летие мученичества Яна Гуса. Какие-то даты выбираются для темы конференции, но они не обязывают участников говорить по основной теме. Здесь представлена под глобальной темой «Российский протестантизм» разнообразная палитра других тем, взглядов на историю протестантизма. Я за то, чтобы была расширенная тематика, имели место разные исследования с разными формами подачи материалов. Это очень хорошо, потому что позволяет узнавать друг друга, перенимать опыт, помогает в исследованиях.

– Ваши пожелания?

То, что здесь принимают участие христиане разных конфессий, дает возможность увидеть христианство в более широком аспекте и принимать хорошее друг от друга. Это надо поощрять, чтобы расширялся круг исследователей – историков. Чтобы включились в конференцию исследователи по истории российского евангельского движения из Москвы и других городов. Например, хотелось бы услышать исторические исследования евангельского движения, касающиеся связей и взаимовлияния между Москвой и Санкт-Петербургом. Также хотелось бы, чтобы была представлена тема трагическая и интересная для освещения – 80 лет Большого террора – 1937—38гг. Тема верности, мученичества, которая прописана в Евангелии, что желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Христос сказал: «Я создам Церковь, и врата ада не одолеют ее», то есть церковь будет испытана. Хотя мы живем сейчас в благоприятное время, но оно может измениться и опыт церкви в верности не должен быть забыт. Мы должны об этом говорить и вспоминать людей, которые отдали свои жизни за Господа.

Алла Михайловна Степанова, учитель истории, религиовед, г. Санкт-Петербург:

Важно, чтобы на наших конференциях было больше профессионализма, компетенции в докладах, а не просто рассуждения. На конференции мне понравился доклад светского ученого Геннадия Коваленко. Тема глубоко, интересно раскрыта. Интересно была показана в его докладе историческая ретроспектива в Финляндии, которая сопредельна с областью Новгородской. Происходят важные постоянные связи между этими областями. Интересно, как Реформация распространялась в нашем соседнем государстве. Докладчик очень интересно, познавательно рассказал о взаимодействии с Новгородом финских просветителей, их трудный жизненный путь. Эта информация для нас новая и интересная, необычная, которая дает и стимул к изучению, осмыслению. Хотелось бы, чтобы на наших конференциях был такой уровень докладчиков, как у Коваленко – человека светского, очень компетентного. Светские ученые, наблюдая и слушая нашу компетенцию христианских ученых, могли бы слушать и свидетельство о Боге. Приглашение на наши конференции светских ученых – полезно, потому что это момент евангелизации.

– Важность таких конференций?

Новгородской церкви это очень интересно, что очень радует. Важно услышать на таких конференциях поменьше философии, побольше истории. Поменьше умозрительных рассуждений и побольше конкретных фактов. Это больше может назидать и быть примером и более интересно религиоведам и историкам, и служителям церкви.

– Пожелание организаторам?

Здоровья, бодрости духа! Такую конференцию собрать не просто, докладчиков тоже. Надо обязательно продолжать, расширять, популяризировать, пропагандировать такие конференции. Приглашать интересных докладчиков светских и представителей разных конфессий, развивать эти связи.

Геннадий Михайлович Коваленко, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт – Петербургского института истории РАН. Тема доклада: «Реформация в Финляндии. Микаель Агрикола и Паавали Юстен»:

­Г.Коваленко– Важность темы конференции?

Для меня тема конференции довольно интересна, поскольку в этом году мы отмечаем несколько важных круглых дат, в том числе широко известную: 100-летие Октябрьской революции. Другая менее известная, но весьма важная для Новгорода – это 400-летие Столбовского мирного договора, с подписанием которого связано освобождение Новгорода и Новгородской земли от шведской оккупации. Конференция, посвященная этой дате, была проведена в феврале этого года на базе Новгородского музея – заповедника. 500-летие Реформации отмечается у нас не так широко, может быть потому, что это важное событие, прежде всего, европейской истории, хотя оно опосредствованно касалась и России. Так, например, иностранное военное вмешательство во внутренние дела России в годы Смуты в начале XVII века в известной мере было отголоском Реформации: борьбой Польско-Литовского государства и Швеции, то есть католицизма и протестантизма, на территории Российского государства. Это противостояние, как известно, вылилось в Тридцатилетнюю войну, закончившуюся подписанием в 1648 г. Вестфальского мира, положившего начало новому порядку и определившего характер международных отношений в Европе на ближайшие полтора столетия. Следует отметить, что Россия принимала косвенное участие в этой войне на стороне антигабсбургского (протестантского) блока. Она предоставляла ему стратегическое сырье (смолу, пеньку и хлеб) по низким ценам. Эта научно-историческая конференция, на которую я получил приглашение, свидетельствует о том, что в России помнят и о юбилее Реформации.

– Ваши впечатления о конференции?

Атмосфера на конференции научная, доброжелательная, творческая.

– Геннадий Михайлович, исследованием каких проблем Вы занимаетесь?

Область моих научных интересов – это европейские нарративные (повествовательные) источники о России, или Россия глазами иностранцев. Также я занимаюсь изучением отношений нашей страны со странами Скандинавии, прежде всего со Швецией и Финляндией. Поэтому мой доклад на этой конференции был посвящен выдающимся деятелям финской церкви, которые были также духовными просветителями и историками. Недавно я сдал в печать свою книгу «Россия и Швеция от Рюрика до Ельцина», которая представляет собой серию научно-популярных очерков, посвященных разным сторонам отношений между двумя странами. Надеюсь, что к концу этого года книга выйдет из печати.

– Какие темы Вам было интересно послушать на этой конференции?

Мне было бы интересно послушать доклады о Мартине Лютере, влиянии Реформации на Россию.

– Многоконфессиональная Россия.

Исторически сложилось так, что наша Россия – многоконфессиональная страна. Доминирующая религия у нас – православие. Сегодня важно поддерживать межконфессиональный мир, для того, чтобы представители разных конфессий нашей страны общались между собой на достаточно цивилизованном уровне.

– Наша страна отмечала в 2016 г. 140-летие Синодального перевода Библии на русский язык. В чем важность Библии в деле просвещения нашего народа?

Перевод Синодальной Библии важен тем, что делает ее более понятной, доступной для народа. Специалистам, профессионалам важно читать до Синодальную Библию и на церковно-славянском и на других языках. Но для современного читателя, тем более молодежи, важен перевод на доступном русском языке.

– Ваши пожелания?

Как историк, скажу, что каждый человек должен знать в каком-то объеме свою историю: не только своей страны, но и историю свой семьи. История для каждого человека должна начинаться с истории своей семьи. Если сегодня среднестатистический россиянин попытается восстановить историю своей семьи, то дальше второго – третьего колена он вряд ли сможет пойти. Это должно воспитываться с детства, родители вместе с детьми должны заниматься изучением и составлением своего генеалогического древа. История семьи – это составная часть истории страны. Каждый человек должен знать и представлять хоть в каком-то объеме историю своей семьи и своей страны. Важно чтобы люди понимали, что есть настоящая история, а есть лжеистория, умели отличать выдумку от подлинной истории. Я бы сказал, что историю можно сравнить не с учителем, а с надзирателем, потому что она наказывает за невыученные уроки.

– Пожелания главному организатору и вдохновителю конференции епископу Анатолию Ивановичу Корабель?

Желаю больше сотрудничать со светскими историками. Я со своей стороны прилагал к этому определенные усилия. Я являюсь членом редколлегии Новгородского исторического сборника, где Анатолий Иванович по моему предложению напечатал статью о евангельских христианах–баптистах на Новгородчине. Эту работу следует продолжать.

Василенко Алексей Николаевич, магистр богословия в области Истории Церкви и доктрины, преподаватель Санкт-Петербургской богословской академии, церковь «Дом Евангелия», г. Санкт-Петербург:

А.ВасиленкоЯ на этой конференции первый раз. Мне понравилась действительно домашняя атмосфера. Конечно, понравилось содержание конференции. Была масса докладов, в которых прозвучали темы, для меня еще неисследованные. Например, это творчество писателей-протестантов 17 – 19 веков, это Реформация в Финляндии. Эти темы показались мне особенно интересными!

– Ваш доклад посвящен Кальвину и его богословию? Почему?!

Четыре года назад я хотел говорить о Кальвине, потому что эта сфера моих профессиональных богословских интересов. Я занимаюсь его жизнью, теологией, мировоззрением и философией. На нем стоит клеймо, клеше, которое необходимо снять. Следует все расставить на свои места! Я считаю, что система Кальвина, как система благочестия может сильно помочь евангельским церквам на постсоветском пространстве. Она может принести много пользы!

– Как полезна тема Реформации для нашего христианского общества?

Я вижу во всем этом одну простую причину – нам следует понять, что наши корни не в маргинальной реформации, не в контрреформации. Наши корни – это магистерская Реформация и ее наследие. Это ученая реформация, идущая сверху вниз, направленная на умных и образованных людей, способная повлиять и преобразить все сферы человеческой жизни. Именно поэтому следует возвратиться назад, к истокам! Ведь в радикальной реформации существовали догматические отклонения. Наши корни – это Лютер, Цвингли и Кальвин.

– Необходима ли Реформация нашим церквам?

Мы говорим о пяти соло реформации. Есть шестое соло, которое присутствует в трудах всех реформаторов. Это – церковь постоянно реформирующаяся! Двигающаяся вперед, развивающаяся. В этом ее успех! Апостольская церковь была живой! Реформаторская церковь возродила это движение.

– Почему Христианство слабеет, а Ислам наступает?

Все дело в культуре. Это две совершенно разные культуры. Это даже не вопрос, связанный с богословием или мировоззрением. Ислам – это культура Востока. Во-первых, это большие семьи. Это элемент социальный. Исламские семьи большие, а христианские – маленькие! Во-вторых, есть и богословская составляющая. Ислам возник в 7 веке как явление синкретическое. Ислам – это синтез язычества, иудаизма, зороастризма и христианства в его еретической форме. В ранние годы жизни Мухаммеда воспитывал восточный монах-арианин, который не считал Сына единосущным Отцу. Отсюда воззрение Мухаммеда на Иисуса как на пророка. Есть еще вещи, связанные с богословием. Идея, связанная с Кораном. Мусульмане считают, что Коран – вечный, несотворенный, вечно пребывающий в недрах Аллаха. То есть, Коран – это Слово Бога! Есть некие намеки на тринитарное богословие внутри Ислама.

– Почему в сегодняшней христианской истории нет лидеров, за которыми бы шли?

Я – реформат. Верую в Божественное провидение. Считаю, что любое пробуждение связано с непосредственным влиянием Святого Духа. Бог действует – пробуждение происходит. Бог не действует – пробуждение не происходит! История церкви – это черная и белая полосы. Но периоды часто сменяют друг друга! Господь заинтересован в спасении рода человеческого. Он будет делать все для того, чтобы спасать людей! Самыми мощными моралистами были именно кальвинисты. Их этическая планка всегда была очень высокой. Казалось бы, если спасение потерять нельзя, живи как хочется… Нет, я живу святой жизнью, потому что спасение потерять нельзя, я благодарю Бога всей своей жизнью! Моя этика высока, потому что спасение потерять нельзя! Я не хочу огорчить Господа! Он очень много для меня сделал!

– Кому полезна данная конференция?

Само название говорит о том, что это ученая конференция. Прежде всего, здесь должны быть богословы, люди владеющие вопросом! Несомненно, конференция будет полезна и обыкновенному члену церкви. Нужно высоко поднимать планку! Мы должны нацеливаться на умных и образованных людей! В чем была трагедия православия начала 20 века? В том, что оно потеряло интеллигенцию! Итог – революция 1917 года и крах всей религиозной жизни в России! Нам следует ориентироваться на умных людей.

– Какие актуальные темы следует рассматривать на таких конференциях?

Мы часто говорим о Лютере, Цвингли и Кальвине. А рядом с ними стояли люди, имена которых забыты. Мне кажется было бы актуально поговорить о благочестии второй и третьей волны магистерской реформации. О том как понималось благочестие богословами, которые шли за Лютером, Цвингли и Кальвином.

– Пожелание служителям?

Больше читать! И не только Библию. Читать теологически и философски разумно! Все великие много читали и писали. А теология – это размышление над Библией. Чем больше я провожу время в размышлении над Словом, тем лучше я проповедую, тем легче дается святая жизнь!

17 сентября в церкви «Храм Христа» состояось торжественное богослужение, посвященное «500-летию Реформации» и празднику Жатвы.

Вел богослужение епископ церквей ЕХБ Новгородской области А. И. Корабель. С приветственным словом и проповедью обратились первый заместитель председателя РСЕХБ С. Ю. Сипко и экс-председатель РС ЕХБ Ю. К. Сипко. Приветствовал собрание и Йозеф Барон – титулярный Архиепископ Единой евангелическо-лютеранской церкви России. Славил Бога в песнях и делился своим свидетельством веры известный христианский певец из Финляндии Виктор Клименко. Участие в служении принял детский хор Храма Христа.

На воскресном богослужении был совершен сакраментальный акт рукоположения в сан пресвитера двух служителей церкви «Храма Христа» – А. А. Соляных и И. А. Корабель.

Зоя Бардина

Регистрация СМИ

Свидетельство ПИ № 3-6615 от 08.05.2003. Газета зарегистрирована Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Учредитель

Местная Религиозная организация Христианская Евангельская Церковь Великого Новгорода Храм Христа.

Контакты

ул. Кочетова, д. 24, Великий Новгород, 173025. Телефон: +7 (8162) 659892. Факс: +7 (8162) 659081. Написать нам.