От редак­то­ра

Пас­ха наша Хри­стос, заклан за нас. (1 Кор. 5:7)

Пас­ха – хри­сти­ан­ский празд­ник, уста­нов­лен­ный в честь вос­кре­се­ния Иису­са Хри­ста. Он суще­ство­вал уже при апо­сто­лах и пер­во­на­чаль­но был посвя­щен вос­по­ми­на­нию о смер­ти Спа­си­те­ля. Сна­ча­ла на всем Восто­ке Пас­ха отме­ча­лась 14-го дня меся­ца Ниса­на, в день при­го­тов­ле­ния евре­я­ми пас­халь­но­го агн­ца, когда, по ска­за­нию еван­ге­ли­ста Иоан­на, после­до­ва­ла крест­ная смерть Иису­са Хри­ста (это­го же мне­ния при­дер­жи­ва­лись и древ­ней­шие отцы церкви).

Соот­вет­ствен­но Свя­щен­но­му Писа­нию, пас­халь­ный агнец евре­ев – про­об­раз Иису­са Хри­ста, поэто­му Хри­стос и назы­ва­ет­ся Агн­цем Божьим, Агн­цем пас­халь­ным, Пас­хой (I Кор.5:7, Иоанна1:29,36, Исход. 12:5,27); (это назва­ние сохра­ня­ют за ним и древ­ней­шие отцы церк­ви, кото­рые даже самое назва­ние Пас­ха про­из­во­дят не от еврей­ско­го «Pesakh, Pasakh» ‑про­хож­де­ние, поща­да; ара­мей­ское «Paskha») как счи­та­ют обык­но­вен­но, а от гре­че­ско­го – страдать.

Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит, что Хри­стос умер за нас, не за одно­го чело­ве­ка или один народ, а за всех: «Но видим, что за пре­тер­пе­ние смер­ти увен­чан сла­вою и честью Иисус, Кото­рый немно­го был уни­жен пред Анге­ла­ми, дабы Ему, по бла­го­да­ти Божьей, вку­сить смерть за всех. Ибо над­ле­жа­ло, что­бы Тот, для Кото­ро­го все и от Кото­ро­го все, при­во­дя­ще­го мно­гих сынов в сла­ву, вождя спа­се­ния их совер­шил через стра­да­ния» (К Евре­ям 2:9–10). «В чем же состо­ит похва­ла о кре­сте? – гово­рит Иоанн Зла­то­уст, – в том, что Хри­стос ради меня при­нял образ раба и ради меня пре­тер­пел стра­да­ния, – ради меня, быв­ше­го рабом, вра­гом и небла­го­дар­ным; и так воз­лю­бил меня, что пре­дал Себя на смерть. Что еще мож­но най­ти рав­ное этому?»

Через смерть Агн­ца Божье­го на кре­сте был при­гвож­ден ко кре­сту грех всех, кто верит во Хри­ста. Его смерть ста­ла осно­ва­ни­ем нашей надеж­ды, обе­то­ва­ни­ем нашей побе­ды. «Он изъ­язв­лен был за гре­хи наши и мучим за без­за­ко­ния наши; нака­за­ние мира наше­го было на Нем, и рана­ми Его мы исце­ли­лись». (Исайя 53:5)

Иисус Хри­стос умер для спа­се­ния греш­ни­ков; спа­сен­но­му же греш­ни­ку долж­но уме­реть для гре­ха, что­бы была явле­на в нем пол­но­та Хри­сто­вой жиз­ни. Не пони­мать смыс­ла смер­ти Хри­ста – зна­чит не пони­мать, зачем Хри­стос Гос­подь при­шел в этот мир.

В Еван­ге­лии нет такой подроб­ной био­гра­фии об Иису­се Хри­сте, кото­рую мы име­ем о геро­ях наше­го вре­ме­ни. Но в Еван­ге­лии вполне доста­точ­но инфор­ма­ции для веру­ю­ще­го чело­ве­ка, что­бы ему понять, что Хри­стос умер и вос­крес имен­но за него, что­бы он при­об­рел надеж­ду и жизнь вечную.

Если смерть и стра­да­ния на Гол­гоф­ском кре­сте были дока­за­тель­ством и демон­стра­ци­ей люб­ви Хри­сто­вой к тво­ре­нию сво­е­му, чело­ве­ку, то вос­кре­се­ние Хри­сто­во – явле­ние неви­дан­ной силы Божьей. Такой силы, кото­рая спо­соб­на и нас, мерт­вых во гре­хах, пре­об­ра­жать и вос­кре­шать от духов­ной смер­ти к жиз­ни веч­ной. И как бы ни вос­ста­ва­ли все силы ада про­тив Бога, ничто не поме­ша­ет Еван­гель­ской истине лететь над зем­лей: Хри­стос вос­крес! И эта исти­на осво­бож­да­ет вся­кую тварь, сте­на­ю­щую от раб­ства тле­ния доныне: «… тварь поко­ри­лась суе­те не доб­ро­воль­но, но по воле поко­рив­ше­го ее – в надеж­де, что и сама тварь осво­бож­де­на будет от раб­ства тле­нию в сво­бо­ду сла­вы детей Божи­их. Ибо зна­ем, что вся тварь сово­куп­но сте­на­ет и мучит­ся доныне» (К Рим­ля­нам 8:20–22).

Исти­на о вос­кре­се­нии Хри­сто­вом проч­но вошла в нашу жизнь, даже ста­ла днем неде­ли, ста­ла самым радост­ным для все­го тво­ре­ния празд­ни­ком – празд­ни­ком побе­ды над смер­тью. Когда-то я про­чи­тал такую историю:

В совет­ское вре­мя в одной деревне, по обы­чаю тех лет, в клу­бе заез­жий лек­тор про­во­дил бесе­ду на ате­и­сти­че­скую тему. В завер­ше­нии дол­гой лек­ции он при­гла­сил кол­хоз­ни­ков зада­вать вопро­сы. На сце­ну вышел дедуш­ка, в шап­ке-тре­ухе, и ска­зал: «Одно­сель­чане! Хри­стос вос­крес!?» И отве­том было гро­мо­глас­ное: «Воис­ти­ну воскрес!»

Люди не могут отве­тить по-дру­го­му на это радост­ное пас­халь­ное при­вет­ствие, пото­му что в этом смысл жиз­ни, пото­му что «если Хри­стос не вос­крес, то и про­по­ведь наша тщет­на, тщет­на и вера ваша» (1 Корин­фя­нам 15:14). Хри­стос воскрес!