10 про­ка­жен­ных

«Исце­ле­ны десять про­ка­жен­ных, а бла­го­да­рить Гос­по­да при­шел толь­ко один. Не тако­ва ли в общей слож­но­сти про­пор­ция людей, бла­го­дар­ных Гос­по­ду за бла­го­де­я­ния? Все ли бла­го­дар­ны Богу и за все ли бла­го­да­рят? Есть даже такие, кото­рые поз­во­ля­ют себе спра­ши­вать: ’’Зачем Бог дал жизнь? Луч­ше бы мне не быть’’. Бог дал тебе бытие, что­бы ты веч­но бла­жен­ство­вал. Он дал тебе бытие даром, даром снаб­дил тебя и все­ми спо­со­ба­ми к дости­же­нию веч­но­го бла­жен­ства. Дело за тобой. Гово­ришь: ’’Да у меня горе­сти, бед­ность, болез­ни, напа­сти’’. Что же, и это спо­соб­ству­ет стя­жа­нию веч­но­го бла­жен­ства: потер­пи. Всю жизнь твою и мгно­ве­ни­ем нель­зя назвать в срав­не­нии с веч­но­стью. Даже если бы и всю жизнь под­ряд при­шлось стра­дать, и это ничто про­тив веч­но­сти, а ты еще име­ешь мину­ты уте­ше­ния. Смот­ри не на насто­я­щее, а на то, что гото­вит­ся тебе в буду­щем, ста­рай­ся сде­лать себя достой­ным это­го, тогда и горе­стей не заме­тишь. Все они будут погло­щать­ся несо­мнен­ным упо­ва­ни­ем на веч­ное уте­ше­ние, и бла­го­дар­ность не будет умол­кать» (Фео­фан Затворник).

«И когда вхо­дил Он в одно селе­ние, встре­ти­ли Его десять чело­век про­ка­жен­ных, кото­рые оста­ва­лись вда­ли. И гром­ким голо­сом гово­ри­ли: Иисус Настав­ник, поми­луй нас!» (Лк. 17:12–13). Про­ка­за — страш­ная болезнь, кото­рая в древ­но­сти сви­реп­ство­ва­ла на Ближ­нем Восто­ке, в Сред­ние века даже в Евро­пе; эта болезнь и сего­дня оста­ет­ся боль­шой про­бле­мой для бед­ных стран Азии и Африки.

Про­ка­за пол­но­стью меня­ла образ жиз­ни чело­ве­ка, что нагляд­но вид­но из биб­лей­ско­го отрыв­ка. Про­ка­жен­ные встре­ти­ли Иису­са за пре­де­ла­ми селе­ния, пото­му что им было запре­ще­но появ­лять­ся в горо­дах и посел­ках. Закон пред­пи­сы­вал им жить отдель­но от всех. Им запре­ща­лось при­бли­жать­ся к здо­ро­вым людям, поэто­му, уви­дев Иису­са, они лишь изда­ли крик­ну­ли Ему: «…поми­луй нас», на что Иисус им отве­тил, что­бы они пошли и пока­за­лись священникам.

На пер­вый взгляд, в этом не было ниче­го необыч­но­го: в обя­зан­но­сти свя­щен­ни­ка вхо­ди­ла диа­гно­сти­ка про­ка­зы. В Кни­ге Левит 13‑я и 14‑я гла­вы посвя­ще­ны опи­са­нию симп­то­мов этой болез­ни и зако­ну о про­ка­жен­ных: в Биб­лии деталь­но рас­ска­за­но, как отли­чить про­ка­зу от дру­гих кож­ных забо­ле­ва­ний. Каж­дый изра­иль­тя­нин, у кото­ро­го появ­ля­лась язва на коже, дол­жен был явить­ся перед свя­щен­ни­ком. Так как на началь­ной ста­дии не все­гда мож­но было рас­по­знать про­ка­зу, боль­ным при­хо­ди­лось являть­ся перед свя­щен­ни­ком по несколь­ко раз. Если язва на коже про­хо­ди­ла, зна­чит, это была не про­ка­за, свя­щен­ник объ­яв­лял чело­ве­ка чистым и раз­ре­шал вер­нуть­ся к людям. Если рана не про­хо­ди­ла и было одно­знач­но ясно, что у чело­ве­ка про­ка­за, тогда свя­щен­ник пред­пи­сы­вал забо­лев­ше­му поки­нуть обще­ство и жить отдель­но. Это самое худ­шее и самое пло­хое, что слу­ча­лось с чело­ве­ком. Люди, в кото­рых более все­го нуж­да­ешь­ся, любя­щая семья и дру­зья, более не могут при­бли­жать­ся к про­ка­жен­но­му. Он не может общать­ся с наро­дом в сина­го­ге или в любом дру­гом собра­нии. Его навсе­гда отчуж­да­ют от насто­я­щей жиз­ни и остав­ля­ют в обще­стве подоб­ных. Про­ка­жен­ные были самы­ми несчаст­ны­ми людь­ми, счи­тав­ши­ми себя про­кля­ты­ми Богом и людьми.

Опре­де­лен­но, у этих деся­ти про­ка­жен­ных была под­твер­жден­ная про­ка­за, воз­мож­но, даже запу­щен­ная, и им уже не нуж­но было ходить к свя­щен­ни­ку, так как было понят­но, что не было ника­кой надеж­ды на выздо­ров­ле­ние. Но тем не менее Иисус пове­лел им идти к свя­щен­ни­кам, и они пошли. И тут свер­ши­лось чудо: «…когда они шли, очи­сти­лись» (Лк. 17:14). Про­ка­жен­ные выздо­ро­ве­ли, их кожа ста­ла чистой! «Один же из них, видя, что исце­лен, воз­вра­тил­ся, гром­ким голо­сом про­слав­ляя Бога, и пал ниц к ногам Его, бла­го­да­ря Его; и это был Сама­ря­нин» (Лк. 17:15–16). В жиз­ни сама­ря­ни­на про­изо­шла кар­ди­наль­ная пере­ме­на: исце­ле­ние от про­ка­зы озна­ча­ло для него не про­сто более ком­форт­ную жизнь, но пол­ную пере­ме­ну в созна­нии и миро­ощу­ще­нии. Он теперь вер­нет­ся в обще­ство, к дру­зьям, в свою семью, пото­му что толь­ко что пере­жил при­кос­но­ве­ние Само­го Бога и поэто­му был от все­го серд­ца бла­го­да­рен Твор­цу и Иису­су, пони­мая, что Он и есть ожи­да­е­мый Мессия.

«Тогда Иисус ска­зал: не десять ли очи­сти­лись? где же девять? как они не воз­вра­ти­лись воз­дать сла­ву Богу, кро­ме сего ино­пле­мен­ни­ка?» (Лк. 17:18). Девять посту­пи­ли точ­но по инструк­ции: им ска­за­ли пой­ти к свя­щен­ни­кам, и они пошли. Каза­лось бы, за что их упре­кать? Девять не пора­зи­лись тем чудом, кото­рое про­изо­шло, поэто­му они не оста­но­ви­лись, что­бы поду­мать о про­ис­шед­шем, в их серд­цах не было бла­го­дар­но­сти Богу за про­изо­шед­шую пере­ме­ну. Они спе­ши­ли лишь побыст­рее уви­деть свя­щен­ни­ка, что­бы полу­чить от него офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние вер­нуть­ся в обще­ство, а сле­до­ва­ло бы подо­ждать с этим раз­ре­ше­ни­ем все­го лишь неко­то­рое вре­мя, что­бы вер­нуть­ся и побла­го­да­рить Того, Кто воис­ти­ну досто­ин вели­чай­шей благодарности.

Быва­ет так и в нашей жиз­ни: мы поль­зу­ем­ся бла­га­ми, наде­ем­ся, что жизнь ста­нет луч­ше, в глу­бине души пони­ма­ем, что все хоро­шее при­хо­дит к нам от Бога, но побла­го­да­рить Его у нас нет ни вре­ме­ни, ни желания…

В этом повест­во­ва­нии осо­бен­но под­черк­ну­то, что вер­нув­ший­ся побла­го­да­рить был сама­ря­нин. Иудеи смот­ре­ли на сама­рян свы­со­ка, счи­тая себя луч­ше их во всех отно­ше­ни­ях. Этот меж­на­ци­о­наль­ный кон­фликт упо­мя­нут и в дру­гом месте Писа­ния: «Жен­щи­на Сама­рян­ская гово­рит Ему: как Ты, будучи Иудей, про­сишь пить у меня, Сама­рян­ки? ибо Иудеи с Сама­ря­на­ми не сооб­ща­ют­ся» (Ин. 4:9). Но Иисус неод­но­крат­но демон­стри­ро­вал на деле, что для Бога неваж­но, выход­цем из какой стра­ны или сре­ды явля­ет­ся чело­век — Бог выслу­ши­ва­ет молит­вы каж­до­го. Иисус ска­зал исце­лен­но­му сама­ря­ни­ну, кото­рый вер­нул­ся побла­го­да­рить Его: «…встань, иди; вера твоя спас­ла тебя» (Лк. 17:19). Десять чело­век пове­ри­ли, что Иисус может их исце­лить, и по вере сво­ей были очи­ще­ны от про­ка­зы, но один из них, сама­ря­нин, вдо­ба­вок к исце­ле­нию полу­чил так­же и веч­ное спа­се­ние, полу­чил жизнь вечную.

Эти девять чело­век оли­це­тво­ря­ют общее отно­ше­ние боль­шин­ства людей к Иису­су. Люди про­сят у Бога: дай нам исце­ле­ния, пищи, чудес, но не тре­буй покло­не­ния, не жди хва­лы, вос­хи­ще­ния, бла­го­дар­но­сти. Не жди, что мы при­зна­ем Тебя Богом, мы будем жить сво­ей жиз­нью. И один сама­ря­нин оли­це­тво­ря­ет всех изго­ев и греш­ни­ков, людей низ­ше­го соци­аль­но­го слоя, блуд­ниц и мыта­рей, кото­рые, как ска­зал Иисус фари­се­ям «…впе­ред вас идут в Цар­ство Божие» (Мф. 21:31).

В Биб­лии опи­са­ны исце­ле­ния от самых раз­лич­ных болез­ней, но в повест­во­ва­ни­ях об очи­ще­нии про­ка­жен­ных все­гда при­сут­ству­ет осо­бый дра­ма­тизм, осо­бая тор­же­ствен­ность, пото­му что про­ка­за в Писа­нии — это сим­вол гре­ха. Как про­ка­за раз­де­ля­ет забо­лев­ших и обще­ство (про­ка­жен­ные и сей­час живут в леп­ро­зо­ри­ях), так и грех отде­ля­ет пад­шее чело­ве­че­ство от Бога. Как чело­век не может изба­вить­ся от про­ка­зы, так и обще­ство не может изба­вить­ся от послед­ствий гре­хо­па­де­ния. Как про­ка­за име­ет тен­ден­цию раз­рас­тать­ся и в конеч­ном ито­ге пре­вра­ща­ет боль­но­го в инва­ли­да, изо­ли­ро­ван­но­го в леп­ро­зо­рии, так и грех име­ет тен­ден­цию рас­ти: спер­ва пер­во­род­ный грех про­сто отде­ля­ет нас от Бога, а затем пове­де­ние чело­ве­ка выхо­дит за рам­ки мора­ли, так что даже его отде­ля­ют от обще­ства за пре­ступ­ле­ния и направ­ля­ют в места лише­ния сво­бо­ды. Ино­гда грех чело­ве­ка быва­ет настоль­ко омер­зи­тель­ным, что пре­ступ­ник ста­но­вит­ся изго­ем даже в тюрь­ме. Но Бог ждет молит­вы и пока­я­ния от всех людей, вне зави­си­мо­сти от того, был ли грех чело­ве­ка яко­бы «бла­го­род­ным», то есть такой, кото­рый при­но­сил ува­же­ние в том или ином сооб­ще­стве, или же он был настоль­ко омер­зи­те­лен, что с тако­вым не хотят общать­ся даже сокамерники.

И как Иисус очи­стил десять про­ка­жен­ных, так и сего­дня Он может очи­стить тебя от про­ка­зы гре­ха. Но что выбе­решь ты даль­ше? Мож­но полу­чить бла­го­сло­ве­ние от Бога и… жить так же, как рань­ше. Или мож­но вер­нуть­ся, пасть ниц перед Иису­сом Хри­стом и при­знать Его сво­им Гос­по­дом и Спа­си­те­лем. И чудо спа­се­ния, совер­шен­ное Им для сама­ря­ни­на, Он совер­шит и для тебя!

Лео­нид Каночкин