120 лет Пер­во­му Евангельскому

В 1882 году 24 авгу­ста в пись­ме извест­но­му в Рос­сии про­по­вед­ни­ку Еван­ге­лия Яко­ву Деля­ко­ви­чу Деля­ко­ву Васи­лий Алек­сан­дро­вич Паш­ков сооб­щал: «Я наде­юсь, что будем иметь съезд бра­тьев со всей Рос­сии. Спи­шусь еще с вами об этом». «В 1884 году, – вспо­ми­на­ет М.М. Корф, — Гос­подь поло­жил на серд­це Паш­ко­ву объ­еди­нить всех веру­ю­щих Рос­сии, что­бы они мог­ли узнать друг дру­га и потом сов­мест­но работать».

24 мар­та 1884 года В.Л. Паш­ко­вым и М.М. Кор­фом было состав­ле­но и разо­сла­но пись­мо-воз­зва­ние с прось­бой, что­бы общи­ны и груп­пы озна­чен­ных веру­ю­щих при­сла­ли сво­их пред­ста­ви­те­лей на кон­фе­рен­цию, созы­ва­е­мую в апре­ле в Петербурге.

«Любез­ные бра­тья! Гос­подь наш Иисус Хри­стос, посвя­щая себя за Цер­ковь Свою, гото­вясь идти на крест­ную смерть, что­бы подоб­но зер­ну гор­чич­но­му, пад­ши в зем­лю, уме­реть и не остать­ся одним, но при­не­сти мно­го пло­да, — обра­тил­ся к Отцу Сво­е­му с пред­смерт­но­го молит­вою, в кото­рой выска­зы­ва­ет­ся завет­ное Его желание.


Он молит Отца не толь­ко о тех, кото­рые пер­вые после­до­ва­ли за ним, но и веру­ю­щих в Него по сло­ву их, про­ся: «Да будут все еди­но. Да будут совер­шен­ны воеди­но». Это заве­ща­ние Хри­сто­во, пере­дан­ное Церк­ви Его целых восем­на­дцать сто­ле­тий тому назад, по сие вре­мя оста­ет­ся неис­пол­нен­ным. Гос­подь по сие вре­мя ожи­да­ет осу­ществ­ле­ния Его воли, так ясно, так насто­я­тель­но им выра­жен­ной, воли, кото­рая была пред­ме­том посто­ян­ной забо­ты зем­ной Его жизни.


Не кажет­ся ли вам, доро­гие бра­тья, что над­ле­жит нам, чле­нам Тела Хри­сто­ва, напо­ен­ным одним Духом и состав­ля­ю­щим одно Тело с Ним, — нам, кото­рые при­зва­ны к обще­нию с Отцом и Сыном, вспом­нить, что Хри­стос жаж­дет совер­ше­ния един­ства еди­но­го Его Тела. Не кажет­ся ли вам, что наста­ла пора при­ве­сти в испол­не­ние заве­ща­ние Гла­вы Церкви?


Если от нас не зави­сит совер­ше­ние един­ства всей зем­ной Церк­ви, — то, по край­ней мере, мы обя­за­ны спо­соб­ство­вать объ­еди­не­нию Церк­ви Хри­сто­вой там, где Гос­подь нас поста­вил. Пред­ла­га­ем вам, бра­тья, воору­жить­ся этой мыс­лью, послать от церк­ви вашей одно лицо из тех, кото­рых Дух Свя­той поста­вил у вас блю­сти­те­ля­ми ста­да, — для сов­мест­но­го молит­вен­но­го пред Гос­по­дом иссле­до­ва­ния путей, им Самим ука­зан­ных для совер­ше­ния един­ства Церк­ви Христовой.


Вспом­ни­те, бра­тья, что Хри­стос умер для того, что­бы рас­се­ян­ных чад Божьих собрать воеди­но, что­бы соста­вить из них одно ста­до, име­ю­ще­го одно­го Пас­ты­ря. Да собе­рет же Гос­подь нас вокруг Себя с тем, что­бы научить нас сохра­нять един­ство духа в сою­зе мира.


Мы пола­га­ем собрать­ся в Петер­бур­ге к пер­во­му чис­лу буду­ще­го меся­ца дней на восемь. При­ез­жие могут най­ти поме­ще­ние по при­ла­га­е­мо­му адре­су. Те из бра­тьев, кото­рых при­сы­ла­ю­щая их цер­ковь не будет в состо­я­нии снаб­дить сред­ства­ми для про­жи­ва­ния в сто­ли­це, и при­том не име­ю­щие на то соб­ствен­ных средств, най­дут по тому же адре­су бес­плат­ную квар­ти­ру и содер­жа­ние побли­зо­сти от нее в народ­ной столовой.


Про­сим вас в наи­ско­рей­шем вре­ме­ни сооб­щить имя при­сы­ла­е­мо­го от вас бра­та заказ­ным пись­мом по сле­ду­ю­ще­му адре­су: Марии Ива­новне Игна­тье­вой, Выборг­ская, Лома­нов пере­улок, дом Паш­ко­ва №3. Бра­тьям, остав­шим­ся дома, да вну­шит Гос­подь Дух Свя­той под­дер­жи­вать молит­вой собран­ных в Петер­бур­ге, что­бы и тем и дру­гим полу­чить рав­ную долю бла­го­сло­ве­ния от Господа.


Покор­ней­шая прось­ба удер­жи­вать непре­мен­но от при­бы­тия сюда таких, кото­рые не от церк­ви при­сы­ла­ют­ся. Граф М. Корф, В. Пашков»

По запи­сям съез­да «деле­га­тов было до ста чело­век», а всех «при­сут­ству­ю­щих на съез­де око­ло четы­рех­сот». В их честь про­шли при­е­мы в домах Паш­ко­ва, гра­фа Кор­фа, кня­ги­ни Гага­ри­ной и Голи­цы­ной. В рабо­те съез­да при­ня­ли уча­стие ино­стран­цы. На съез­де при­сут­ство­ва­ли люди раз­ных сословий.

«Мно­го было кре­стьян в сво­ей про­стой одеж­де, при­быв­ших с лож­кой за одним голе­ни­щем сапо­га и с греб­нем за дру­гим. На засе­да­ни­ях сре­ди кре­стьян, слу­жа­щих, рабо­чих, масте­ро­вых сиде­ли кня­зья, гра­фы, баро­ны, дамы вели­ко­свет­ско­го общества».


На одном из обе­дов у гра­фа Kор­фа «осо­бое вни­ма­ние всех при­вле­кал оде­тый по наци­о­наль­но­му обы­чаю укра­ин­ский кре­стья­нин. Он был в шаро­ва­рах и сапо­гах, при­чем одна шта­ни­на в сапо­ге, а дру­гая свер­ху сапо­га. Длин­но­во­ло­сый, с длин­ной боро­дой, оде­тый в крас­ную руба­ху, он был уса­жен на одно из пер­вых мест, и все при­сут­ству­ю­щие ско­ро узна­ли, что это Рябо­шап­ка, один из геро­ев веры, стой­ко после­до­вав­ший за Хри­стом. Ему пода­ли обед на золо­той тарел­ке с изыс­кан­но­го сер­ви­за. Рябо­шап­ка с удив­ле­ни­ем дол­го paс­смат­ри­вал тарел­ку и потом что-то зашептал.

« Что ты гово­ришь?» — спро­сил граф. Рябо­шап­ка отве­тил: «Таре­лоч­ка, таре­лоч­ка, ты бы затан­це­ва­ла, если бы узна­ла какие гости сегодня».

Граф вме­сте с супру­гой, Еле­ной Михай­лов­ной, обслу­жи­ва­ю­щий гостей. пояс­нил, что этот золо­той сер­виз полу­чил его отец лич­но от царя в пода­рок, и что он пода­вал­ся толь­ко гостям из цар­ской семьи.

«Сего­дня же я подаю это вам, доро­гие бра­тья и сест­ры, и доро­го­му Рябо­шап­ке, выра­жая этим свое почте­ние», — ска­зал Модест Модестович»

Шесто­го апре­ля съезд дол­жен был про­дол­жать­ся в доме В.А.Пашкова. Жите­ли Петер­бур­га, ино­стран­ные гости собра­лись в самом радуж­ном настро­е­нии и ожи­да­ли при­бы­тия деле­га­тов из про­вин­ции. Но… никто не явил­ся. Васи­лий Алек­сан­дро­вич в боль­шом сму­ще­нии послал в гости­ни­цу выяс­нить, в чем дело. Гости­ни­ца ока­за­лась пустой, и никто не смог объ­яс­нить, что про­изо­шло. Ока­за­лось, что в то самое утро зда­ние было окру­же­но жан­дар­ма­ми. После тща­тель­но­го досмот­ра всех отве­ли в Пет­ро­пав­лов­скую кре­пость, где был учи­нен допрос. Одним из допра­ши­ва­ю­щих чинов­ни­ков был Обер-про­ку­рор Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сино­да – К.П. Пoбе­до­нос­цев. После дли­тель­ной про­це­ду­ры всех при­ез­жих жан­дар­мы отве­ли на желез­но­до­рож­ный вок­зал, купи­ли биле­ты и отпра­ви­ли домой. Один из бра­тьев, дое­хав до пер­вой стан­ции, вер­нул­ся обрат­но и рас­ска­зал, что произошло.

В сво­их запи­сях В.Г. Пав­лов, участ­ник съез­да, отме­тил: «Я вспо­ми­наю пер­вый съезд при бра­те В.А.Пашкове. Хотя съезд дол­жен был тогда разъ­е­хать­ся рань­ше, чем сле­до­ва­ло, но все-таки он не остал­ся без­ре­зуль­тат­ным. Мысль о единстве,
несо­мнен­но, сде­ла­лась бли­же к серд­цам рус­ских веру­ю­щих и связь не фор­маль­ная, а духов­ная все вре­мя суще­ство­ва­ла и не прекращалась».

Из-за при­тес­не­ний цар­ским пра­ви­тель­ством съезд не закон­чил свою рабо­ту и не при­вел к объ­еди­не­нию собрав­ших­ся. Одна­ко зна­че­ние его в Хри­сти­ан­ском Еван­гель­ском и Бап­тист­ском дви­же­нии очень вели­ко. Впер­вые в Рос­сии встре­ти­лись паш­ков­цы, бап­ти­сты, штун­ди­сты и дру­гие веру­ю­щие в Евангелие.

А. И. Корабель
Гла­ва из кни­ги, посвя­щен­ной исто­рии Еван­гель­ско­го дви­же­ния на Новгородчине