Часто, особенно в осеннее время, когда приходит время жатвы, мы поем гимн в котором есть такие строки “Все принесли золотые снопы, а я только листья принес”. Поистине беспечность является опасной бедой и неминуемым злом, что и постигло многих сегодня. Можем сравнить ее с опасной болезнью, которая постигает человека постепенно, даже овладевает им, а он не чувствует.
Когда я в интернете набрала слово «беспечный» на экране появились сообщения такого типа:
… Рабочих погубила беспечность.
Трагически закончился во вторник рабочий день для троих слесарей ростовского «Водоканала»…
… Элементарная беспечность 69-летнего жителя поселка Горные ключи Кировского района стала причиной кражи из квартиры …
… «Преступников провоцирует беспечность граждан». В Тверской области расследуется дерзкое нападение на инкассаторов, …
… Беспечность матери …
… Брошенный матерью в неотапливаемом доме малолетний ребенок получил обморожение ног.
Все-таки какое страшное слово «БЕСПЕЧНОСТЬ»
Беспечный. Как образовалось это слово? В нем бес- – приставка, ‑ый – окончание, ‑н- – суффикс прилагательного. Таким образом, корень здесь – печ. Что он означал? Обратимся к его истории.
В древнерусском языке и в русских народных говорах известны слова пёка и пёча. Собственно говоря, это одно слово с историческим чередованием согласных к/ч. Древнерусское слово пёка (или пекъ) значило «жар, зной» – отсюда наши теперешние пекло, припёк и т. п. Что касается диалектного слова пёча, то оно имело более отвлеченное значение. В Словаре В. И. Даля оно толкуется, например, как «забота, попеченье, усердное участье».
Теперь становится ясным буквальное значение слова беспечный: «ни о чем не пекущийся». Образовано это прилагательное из двух слов: предлога без и формы родительного падежа существительного пёча. Без печъ значило «без заботы». Отсюда и наше современное значение «беспечный», т.е. «беззаботный, легкомысленный». Слово беспечный (с корнем пек/печ) входит в ряд таких родственных слов, как обеспечить и обеспечение, беспечность, а также опекать, опека, опекун, опекунша и опекунство. Среди слов того же корня, что и в слове беспечный, мы найдем и устарелые теперь попечитель и попечительство, а также широко употребительные разговорно-просторечные распекать, допекать и допечь – буквально «надоесть излишними заботами, нравоучениями; назойливо наставлять».
В родстве с прилагательным беспечный находится слово печаль в старинном значении «забота». Мы и теперь говорим иногда (с оттенком просторечного пренебрежения): «А вот это уж не твоя печаль!», употребляя здесь слово печаль как раз в старинном значении «забота», а не в современном – «грусть, тоска».
Интересно отметить, что в старину наряду с приставочным прилагательным беспечный употреблялось и противоположное ему по смыслу бесприставочное печный. Так, в Словаре В. И. Даля читаем: «печный, пёчливый (человек) – заботливый, усердный, ревнитель».
БЕСПЕЧНОСТЬ имеет значение невнимательности, небрежности, забывчивости, бытья отвлеченным от огромного и важного через ничтожное и пустяковое – то есть: отвлечение человека от важных и огромных дел занимаясь ничтожными и пустяковыми делами. На этом основании подразумеваемая здесь беспечность это: занятость, бытье отвлеченным от Вечной жизни, от настойчивого труда ради нее. И нерадивость, упущение, халатность бездействие в отношении поминания Бога и повиновения Ему, предпочитая мирскую жизнь и занимаясь ею.
Однажды девушка рвала цветы на высоких скалистых берегах реки. Один рыбак видел, как она наклонилась над обрывом скалы, чтобы сорвать росший ниже цветок, и, выпрямляясь, старалась удержать равновесие, но потеряла почву под ногами и с отчаянным криком упала в пропасть. Когда подняли ее мертвое тело, то в судорожно сжатой руке обнаружили цветок красного мака. Захотев сорвать этот цветок, девушка лишилась жизни.
Многие люди, подобно этой девушке, гоняются за быстро-увядающими цветами временных удовольствий и развлечений и не обращают внимания на то, что под ногами у них не твердая почва, а скользкие берега пропасти.
Ученики указывали Господу на красоту храма, а Он сказал: «Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лк. 21:6). Это приговор всему прекрасному мира сего. На вид кажется прочно и вековечно, но день-другой – смотришь, как ничего не бывало: и красота увядает, и силы истощаются, и слава меркнет, и одежда изнашивается. Все в себе самом носит разрушительную силу, которая не лежит, как неразвитое семя, а непрестанно действует, и все течет к своему концу. «Проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31). «Человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» (Пс. 38:7). А мы все суетимся, все хлопочем, и хлопотам нашим нет конца.
Встречаем вокруг себя постоянные уроки, а все свое, словно слепые, ничего не видим. Да и правду сказать, что слепы или ослеплены: и себе, и всему, что нас окружает, и чем мы владеем, – не ждем конца. И что еще. Думая порой, что стоим твердо, как на утесе, не понимаем, что положение наше скорее похоже на то, как если бы мы стояли на трясине: вот-вот провалимся. Но не чувствуем этого и предаемся беспечному наслаждению текущим, будто вечным. Помолимся же – да откроет Господь наши умные очи, и да узрим все не так, как оно кажется, а как оно есть. И научимся от Него «ибо Он печется о вас» (1Пет. 5:7).
Подготовила Юлия Корабель