12 сентября состоялось торжественное Богослужение, посвященное 135-летию первой евангельской церкви на Новгородчине.
Богослужение началось с молитвы Епископа Новгородских церквей А. И. Корабель:
“Мир вам, дорогие друзья, призовем имя Господне, помолимся Господу нашему! Мы благодарим и славим сердечно Тебя в этот утренний, прекрасный час, который Ты сотворил для каждого из нас. Мы хотим прославить Тебя и Имя Твое Святое, потому что мы народ паствы Твоей. Слава Тебе, Господи в этот день праздника. Благослови нас, Господи, прославить Тебя! От Тебя исходит все для человека: и жизнь, и дыхание, и все! Да будет слава Имени Твоему, Богу нашему Отцу и Сыну, и Святому Духу, Аминь!”
На Богослужении звучали гимны общего пения из сборника “Песнь возрождения”: “Что за Друга мы имеем, нас Он к жизни пробудил”, “Бога легко искать, Бога легко найти”, “Великий Бог!”
В исполнении хора прозвучали многие библейские псалмы, “Многие лета!”, Апостольский символ веры.
Перед общей молитвы проповедовал диакон Храма Христа Л. В. Шульц: “Всегда радуйтесь, — говорит апостол Павел. Как же радоваться, когда взрываются самолеты, террористические акты в Москве, в Беслане… Как же нам радоваться? В ту ночь, в которую Христос предан был и распят, Господь сказал: “Я даю вам радость совершенную”. Есть у России надежда, у града Великого Новгорода есть надежда, эта надежда — Иисус Христос. Много уже было сентябрьских дней, но этот — уникален, и Господь повелевает нам радоваться. Радоваться Господу и его помощи, потому что “до сего места помог нам Господь”. В 1869 году на Новгородчине появилась первая официально зарегистрированная евангельская церковь. В Писании есть такие слова: “не вы трудились, но вы вошли в труд их”. Бог удивительным образом вел детей своих на нашей земле. Сегодня мы собрались, чтобы почтить Сына Божьего Иисуса Христа, потому что это Он ведет народ Свой, и Ему слава. Давайте встанем, воздавая честь Иисусу Христу, прославим Его в наших молитвах. Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа, Аминь.”
После проповеди звучат благодарственные молитвы братьев.
Многие гости: представитель областной Администрации О. В. Демидов, Президент латышского Союза ЕХБ Я. Э. Шмидт, Президент российского союза ЕХБ Ю. К. Сипко, Светлейший князь А. Л. Бугаев-Понятовский, — обратились к присутствующим с теплыми словами приветствия, пожелания и наставления.
Завершилось Богослужение торжественной молитвой благодарности Богу за весь путь, которым Бог ведет свою церковь на Новгородчине.
После Богослужения каждый пришедший получил подарок: Библию и памятные сувениры. Ребята получили особый подарок от Светлейшего Князя: Библию в стихах, написанную им самим.
Слово Епископа Новгородской области А. И. Корабель
Прежде всего, позвольте мне выразить сердечную благодарность архивам Новгородской области, архиву Латышского, Российского Союза за предоставленную информацию об истории нашей церкви и за помощь в работе, которую они нам оказали.
Обратимся к словам из Священного Писания, записанным в Книге Второзакония, 32 глава, 7 стих: “Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов, спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе”.
Сегодня я хочу назвать вам, братья и сестры, некоторые имена, некоторые фрагменты российской религиозной истории, чтобы нам не быть теми Иванами, которые не помнят ничего.
В этом году исполнилось 480 лет, как в Россию приехали приглашенные протестанты. Это было спустя семь лет после европейской Реформации. Одно из первых имен, которое мне хотелось бы назвать сейчас, имя не приезжего протестанта, а имя Государя Российского Александра I. Вы удивлены? Какая связь между царем православного государства и историей евангельского движения? Связь такая, что к простой и чистой вере в Бога ему помогли прийти князь Александр Голицын, министр образования, председатель Российского Библейского Общества и жена дипломата, протестантка, баронесса Варвара-Юлия Крюденер. Александр I в свое время пригласил протестантов не просто для работы, так как видел в них трезвых и исполнительных тружеников, но и для проповеди Евангелия. Значение же Российского Библейского Общества для истории евангельского движения переоценить трудно.
Вообще следует сказать, и это будет правдиво и достоверно, что у истории наших церквей корни во многом дворянские. Помните знаменитый Аничков мост в Санкт-Петербурге? С ним связано имя семьи барона Клодта, и они были евангелисты. Эта семья посещала евангельские собрания в доме княгини Ливен на Большой Морской в Санкт-Петербурге. Генерал Максимовский, которого застрелила террористка, не только проповедовал, но и читал лекции, вместе с всемирно известным богословом Каргелем, на библейских курсах в том же доме.
А вот имена новгородских дворян, иллюстрирующие евангельскую историю Новгородчины: Князь Васильчиков, пригласивший к себе в имение, что было расположено в Солецком районе, в деревне Выбити, много протестантов. Это было в 1860‑е годы и уже тогда там, в имении, была протестантская церковь и даже больница. Мать же князя Аллександра Илларионовича, Татьяна Васильевна, была урожденная Пашкова. Из той самой семьи Пашковых, которая так значима для российской евангельской истории.
Исправник Крестецкого уезда в своей докладной записке в 1884 году сообщал губернатору Мосолову: “В Крестецком уезде, кроме баптистских церквей, есть имение княгини Екатерины Никитичны Голицыной, которая является вместе со своими сыновьями и дочерьми членами Общества духовно-нравственного чтения, которым руководит В. А. Пашков, и в этом имении читают Евангелие”. Кстати, сын ее, Павел Павлович, был последним предводителем дворянства на Новгородчине.
У нас была очень известная певица и писательница Александра Ивановна Пейкер, евангелистка. Барон Пистолькорс вместе со своей семьей — евангелисты. Теперь об этом никто не знает, но так было в Новгороде — протестантские губернаторы, предводители дворянства, купцы-фабриканты. В архивных документах мы прочитали о Шарове, хозяине обувной фабрики, на похороны которого прибыл хор, направленный в Новгород лично И. С. Прохановым. Интересен тот факт, что 80 лет назад баптистскими церквями на Новгородчине руководил дворянин Павлов, который одновременно курировал и методистские церкви. И многие, многие другие имена, о которых нам стало известно благодаря большой работе, которую мы провели в архивах: руководитель церковной молодежи в Старой Руссе Г. Р. Максютенко, фрейлина императорского двора М. П. Мясоедова, работавшая в Старорусской и Маловишерской церквях (до сих пор в Торбино, где находилось имение Мясоедовых, стоит протестантский молитвенный дом). Все они были дворянского сословия.
В архиве мы прочитали о том, что в 1869 году была открыта и зарегистрирована первая церковь латышей-баптистов. Всего на Новгородчине было 20, а 12 — официальных баптистских латышских церквей в царское время. На сегодняшний день их не осталось, потому что тех верующих, которые не успели эмигрировать или вернуться в Латвию, в 1937 году всех расстреляли. Но до сих пор в Люболядах существует баптистерий, купель, где 135 лет назад осуществляли крещение. Нам известно о том, что в Ермолино в то время была самая большая евангельская община, смешенная латышско-русская. Там стоял огромный молитвенный дом — у нас есть даже его фотография, сделанная в 1913 году.
Последним из расстрелянных латышских служителей был начальник северозападного аптечного управления Альберт Ласман. Можно сказать, что вся аристократия евангельских и баптистских церквей в годы репрессий была практически уничтожена. Вот что в 30‑е годы можно было прочитать в печати: (журнал “Гость” 1930 года) “Из Новгородской губернии сообщают, что там, у баптистских проповедников и лютеранских пасторов отнята земля, и они зачислены во “вредные элементы”. При этом в нескольких колониях все баптистские молитвенные дома и лютеранские церкви закрыты и превращены в театры и клубы”.
Мы говорим об истории, друзья дорогие, не только потому что мы должны сохранить эти многие звенья, соединяющие нас с прошлым, но и потому что мы должны также вырваться из плена традиций, когда они препятствуют нашему движению вперед. Наше, мое, твое призвание — пробуждать христианскую веру к тому, чтобы она со всей искренностью пришла к согласию с исторической истиной.
Слово Президента Латышского Союза ЕХБ
Я. Э. Шмидта
Это было странное, трудное, но одновременно славное время, когда на Великой Руси отменили крепостное право. На землю Новгородскую прибыл один из латышей, и он купил здесь землю для своих переселенцев-земляков, для 600 семей. Это был Кришмен Валдеман, в честь него названа одна из улиц Риги, он был просветитель латышского народа. И он издал приглашение латышам, особенно крестьянам, желающим жить на земле здесь, на Новгородчине. Отозвалось тогда намного больше, чем 600 семей. Среди них было очень много верующих. Они нагрузили на телеги свое небольшое хозяйство и отправились в путь. Пришли сюда и остановились, и построили алтарь Живого Бога.
Когда я получил ваше приглашения быть на этом торжественном собрании, я постарался кое-что узнать из летописей баптистов. И я был удивлен, когда прочитал, что тут было более 20 латышских баптистских церквей. Вы представляете, сегодня в Латвии их 85, а 135 лет назад на Новгородской земле было уже 20!
Я перечитывал списки латышей-переселенцев и увидел имена многих знакомых мне братьев и сестер. Если позволите, я назову имена некоторых людей, связанных с Новгородом, которые особо благословили мою жизнь.
Один из них — латыш с русско-польским именем Николай Дробишевский. Вместе с братом они жили в Новгороде. Я познакомился с ним, когда сам был еще подростком. Этот брат после сибирской ссылки приехал в Латвию. Он стал духовных отцом для меня и моих друзей. Он не мог проповедовать без того, чтобы не держать в руках платка: слезы лились у него из глаз, когда он говорил о своем Господе. В Сибири он потерял свое здоровье, но он любил Господа своего!
Второй брат, особенно дорогой мне — Епископ (с 1924 по 1930 годы) Новгородских баптистских церквей, Юлий Калнынь. Я увидел фотографии на ваших стендах и сравнил с фотографиями в наших журналах, и заметил, что лицо этого больного и старого человека, несмотря на прожитую тяжелую жизнь (Калнынь был сослан в Сибирский лагерь на 10 лет), не изменилось: казалось, что не было на нем ни одной морщины. Когда пришло известие, что он отошел в вечность, я прибыл на его похороны, говорил проповедь.
И еще несколько имен: Одно из них — епископа Дубельзарса. Он был тут с 1918 до 1924 года. Я стал пастором в 1967 году в той же общине, в которой до меня он был пастором.
Благодарю вас еще раз за приглашение, пусть Божьи благословения пребудут с вами!
Слово Президента Российского Союза евангельских христиан-баптистов Ю. К. Сипко
Мы учимся настоящей Божественной любви на Голгофе и познаем там эту любовь. Голгофская жертва — любовь Иисуса Христа — отдана для того, чтобы ты жил и жил вечно. Смотрите, какую любовь дал нам с вами Отец! Бог — это единственный Тот, Который сотворил мир. Единственный путь к настоящему восстановлению своей личности — Иисус Христос, других путей нет. Человеческая цивилизация принесла с собой ложные идолы, это не боги в сущности своей. Поэтому все, что не во Христе, не истина.
Хочется сказать в связи с этим юбилейным собранием словами апостола Павла: “мы приступили к церкви первенцев”. Это те самые, которых Бог ведет через историю всей вселенской Церкви: библейские герои веры; это и те, которые здесь, в России, положили жизни свои в лагерях, отдали жизнь свою за веру в Господа Иисуса Христа. Мы присоединились к ним, и это не просто память, а это реальность жизни, Богом предопределенная как Царство Его, Царство Иисуса Христа, мир, в котором не будет зла и болезни, мир, в который мы идем.
Последняя книга Библии — Откровение — говорит об этом грядущем Царстве, которое Он создал Собой и которое продолжает создаваться сейчас здесь. Пусть благодать Божья наполнит собой всех, пусть благодарность пребудет в каждом сердце. Пусть немного верующих в России, но у Бога — особый счет. Это счет верных и преданных Господу до конца.
Пусть этот праздник — маленькая страничка в жизни церкви, детей Божьих — распахнет души наши для вечных обителей. Сама обитель войдет в души наши. Пусть ни одна душа не почувствует себя чужой Божественному плану спасения. Здесь — план спасения, здесь любовь Божья. Она может дать тебе это святое сообщение: ты — дитя Божье, ты — сын Его, ты — сонаследник вечной жизни. Это дороже всех сокровищ земли. Ему, Богу нашему, слава, честь и поклонение во веки веков, Аминь.
Слово представителя Администрации, О. В. Демидова
Уважаемый Епископ, уважаемые члены церкви и гости сегодняшнего торжества!
Разрешите от имени Администрации Новгородской области поздравить вас с юбилеем 135-летием основания первой церкви евангельских христиан-баптистов на Новгородчине. От лица Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Губернаторе области я также уполномочен передать слова благодарности за активную деятельность церкви в решении различных социальных проблем, участие в различных социальных и общественно значимых программах на территории нашей области. В наше порой жестокое время христианские идеалы любви и добра делают наше общество более гуманным, цивилизованным, толерантным. От имени Администрации области хочу пожелать многие лета Храму Христа, который по праву стал важным духовным центром в Великом Новгороде, пожелать здоровья и благополучия всем служителям и прихожанам церкви на Новгородской земле. Мира и счастья всем вам!
Слово Светлейшего Князя А. Л. Бугаева — Понятовского
Я хочу поздравить вас с этим изумительным праздником. Я благодарю Бога, что в этом прекрасном зале столько милых и родных лиц, что Бог собирает нас вместе и мы расцветаем, познав Бога. Я благодарен, что пригласили меня сюда.
Наш род много пострадал. По материнской линии он берет начало от Станислава-Августа Понятовского, польского короля, получившего трон из рук Екатерины II, фаворитом которой был несколько лет. Отцовский род — от принявшего христианство потомка Чингиз-хана — Тай-Бугая, который в знак примирения с русичами женился на московской княжне. Вскоре после немецкой оккупации Белоруссии наша большая семья была угнана в фашистский концлагерь “Дахау”; после освобождения из концлагеря в конце войны американскими войсками и репатриации мы были депортированы в Сибирь.
Мой отец был пресвитером, была большая семья, восемь детей. Мы все ходили в церковь. Я думаю, что не зря в моей судьбе было столько испытаний: ссылки, концлагерь, Сибирь; умерла моя первая жена, и погибли моих двое сыновей. И вот когда мне было уже 42 года, в моей судьбе появился “Ангел”.
Я попытался привести эту девушку в церковь. Она мне ответила: “Зачем? Когда я стану старенькой, буду ходить в платочке, тогда я пойду в церковь”. Тогда я ей принес на встречу старые увядающие розы, у которых уже опадали лепестки. Она возмутилась: “Это что такое? Почему ты принес такие старые розы?” Я ей ответил: “Ты сейчас молода и полна энергии, но хочешь прийти к Богу тогда, когда станешь старенькой и не будет у тебя уже зубов, ты не сможешь даже четко разговаривать. Вот и я подумал: зачем тебе свежие цветы? Довольствуйся этими!” Это ее так возмутило, что назавтра она пошла со мною в церковь. Через неделю она заявила мне: “Ты неправильно ходишь в церковь, ты должен покаяться и принять Крещение”. И вот благодаря этому человечку я пришел по-настоящему к Богу. Мы вместе покаялись и приняли Крещение, у нас родилось трое чудесных детей…
Я благодарен Богу, что я с вами. Хочу передать привет от Первой Московской церкви. Действительно, дворяне были носителями Христа и они принесли первые вести о нашей конфессии. Я благодарен Богу, что мы были просветителями и таковыми остались. Организация, которую я возглавляю, официально зарегистрирована в нескольких странах, и мы восстанавливаем и жалуем за особые заслуги дворянские титулы.
Однажды, когда мы жаловали титул одному богатому человеку за меценатство, мой ребенок принес Библию в стихах, которую я написал, и попросил позволения прочитать несколько строчек:
И этот богатый человек вдруг говорит: “Пора подумать о душе”. Это я и хочу пожелать всем сегодня: думать побольше о душе и о ее спасении.
Еще раз благодарю церковь за приглашение. Простите меня, что я вот так растрогался…
Светлейший князь Аркадий Львович Бугаев-Понятовский — потомственный дворянин, возглавляет Международный Монархический Двор.
В качестве главы ММД проводит большую работу по восстановлению и пожалованию дворянских титулов Новой Элиты Мира. Явился инициатором возрождения и Великим Магистром рыцарского Ордена Чести, который был впервые учрежден его великим предком, возглавил Российское Субприоратство рыцарского Ордена Святого Георгия.
Среди тех, кого уже пожаловал титулами и наградами Международный Монархический Двор, имена Патриарха Алексия II (награжден Орденом чести, всего таких орденов 100), мэра Москвы Ю. Лужкова, певца А. Малинина, космонавта А. Гречко, губернатора штата Калифорнии Арнольда Шварцнегера, которому недавно был вручен «Рыцарский Орден Единения» и титул Графа.
Светлейший Князь пожаловал “за милосердие, меценатство и миротворчество” княжеское достоинство А. И. Корабель.
Осталось только добавить, что Аркадий Львович поддерживает и развивает международные связи Международного Монархического двора, ежегодно встречается с потомками монархических династий Англии, Германии, Испании, Польши. За вклад в дело возрождения казачества светлейший князь А. Л. Бугаев-Понятовский избран заместителем верховного атамана Всероссийского объединения казачьих войск и атаманом Особого казачьего войска. Ему присвоено звание генерал-полковника казачьих войск. В 1999 году его избрали действительным членом Российской академии естественных наук. Он является советником Ассоциации Интерпола по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.