ИДЕАЛЫ ЕВАНГЕЛИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
Дух всюду сущий и единый… Г. Державин, «Бог»
К великому сожалению, мне не удалось побывать на празднике 150-летия Евангельского движения на Новгородчине, куда я был приглашён выступить с докладом «Евангельские мотивы в Русской поэзии 18–20 веков». Слышал, что конференция, как все мероприятия, прошла блестяще. Для меня, например, никогда не стоял вопрос: является ли Евангельское движение нашим, исконно русским. Кирилл и Мефодий переводили библию на славянские языки для того, чтобы народ читал и мог проповедовать Святое благовествование. Эту же благородную миссию – перевода Священного писания на русский язык – взяли на себя евангелисты. Не будем касаться причин, почему движение это встретило столь яростное сопротивление. Важно то, что русская поэзия, после реформ стиха Ломоносовым, сразу откликнулась на книги Ветхого и Нового завета, вступив в с ними в глубинный, одухотворённый диалог. Разве мог Фёдор Тютчев придумать то, что было самой сутью русского народа – его чувство Спасителя в настоящем с ним времени?
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Христос как помощник, утешитель, ниспровергатель ложных идеалов всегда присутствовал – прямо или подсудно – в стихах русских поэтов. Примерять на себе судьбу Христа пробовал Александр Блок, «ненавидя, кляня и любя» рабскую Русь:
Да. Ты – родная Галилея
Мне – невоскресшему Христу.
И в советское время христианская, евангельская ветвь, осенённая «веткой палестины» Лермонтова, не иссякла. Так, поэт Анатолий Жигулин написал:
Отдам еврею крест нательный,
Спасу его от злых людей…
Я сам в печали беспредельной,
Такой же бедный иудей.
Выскажу спорную мысль – русская поэзия – это наш протестантизм, христианский ренессанс, попытка осознания себя в образе Христа и понимание страшного противостояния Его с миром тленным. Не богоборческие, не эгоистические мотивы руководили русскими поэтами, как это принято иногда считать, не идеи ницшеанства, но стремление к пророческому слову, которое проповедовал Иисус. Этим раскалённым глаголом пушкинского «Пророка» сожжены были сердца многих литераторов, не выдержавшие противостояния с веком. Но какова сверхзадача!
О десятках тысяч судеб людей, которые носили Слово Евангелия в себе, повествует книга, к которой епископ А.И. Корабель шёл много лет, удручённый той же крестной ношей, по следу многих и многих безымянных до поры людей новгородчины, Северо-Запада, многих регионов России. И если ему удалось извлечь из небытия имена соратников, то это означает, что историю евангельского движения уже невозможно очернить, замолчать либо исказить. Удивительная нравственная чистота баптистов и евангелистов являет пример того, как евангельские страницы оживают в сердцах и преображают человека и мир вокруг него. Радость и гордость за причастность к празднику 150-летия переполняют наши души.
Алексей Филимонов, член союза писателей России
150 лет – Идеалы Евангелия
