150 лет – Иде­а­лы Евангелия

ИДЕАЛЫ ЕВАНГЕЛИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ. 
 
Дух всю­ду сущий и еди­ный… Г. Дер­жа­вин, «Бог» 
 
К вели­ко­му сожа­ле­нию, мне не уда­лось побы­вать на празд­ни­ке 150-летия Еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­чине, куда я был при­гла­шён высту­пить с докла­дом «Еван­гель­ские моти­вы в Рус­ской поэ­зии 18–20 веков». Слы­шал, что кон­фе­рен­ция, как все меро­при­я­тия, про­шла бле­стя­ще. Для меня, напри­мер, нико­гда не сто­ял вопрос: явля­ет­ся ли Еван­гель­ское дви­же­ние нашим, искон­но рус­ским. Кирилл и Мефо­дий пере­во­ди­ли биб­лию на сла­вян­ские язы­ки для того, что­бы народ читал и мог про­по­ве­до­вать Свя­тое бла­го­вест­во­ва­ние. Эту же бла­го­род­ную мис­сию – пере­во­да Свя­щен­но­го писа­ния на рус­ский язык – взя­ли на себя еван­ге­ли­сты. Не будем касать­ся при­чин, поче­му дви­же­ние это встре­ти­ло столь ярост­ное сопро­тив­ле­ние. Важ­но то, что рус­ская поэ­зия, после реформ сти­ха Ломо­но­со­вым, сра­зу отклик­ну­лась на кни­ги Вет­хо­го и Ново­го заве­та, всту­пив в с ними в глу­бин­ный, оду­хо­тво­рён­ный диа­лог. Раз­ве мог Фёдор Тют­чев при­ду­мать то, что было самой сутью рус­ско­го наро­да – его чув­ство Спа­си­те­ля в насто­я­щем с ним вре­ме­ни? 
 
Удру­чен­ный ношей крест­ной, 
Всю тебя, зем­ля род­ная, 
В раб­ском виде Царь Небес­ный 
Исхо­дил, бла­го­слов­ляя. 
 
Хри­стос как помощ­ник, уте­ши­тель, нис­про­вер­га­тель лож­ных иде­а­лов все­гда при­сут­ство­вал – пря­мо или под­суд­но – в сти­хах рус­ских поэтов. При­ме­рять на себе судь­бу Хри­ста про­бо­вал Алек­сандр Блок, «нена­ви­дя, кля­ня и любя» раб­скую Русь: 
 
Да. Ты – род­ная Гали­лея 
Мне – невос­крес­ше­му Хри­сту. 
 
И в совет­ское вре­мя хри­сти­ан­ская, еван­гель­ская ветвь, осе­нён­ная «вет­кой пале­сти­ны» Лер­мон­то­ва, не иссяк­ла. Так, поэт Ана­то­лий Жигу­лин напи­сал: 
 
Отдам еврею крест натель­ный, 
Спа­су его от злых людей… 
Я сам в печа­ли бес­пре­дель­ной, 
Такой же бед­ный иудей. 
 
Выска­жу спор­ную мысль – рус­ская поэ­зия – это наш про­те­стан­тизм, хри­сти­ан­ский ренес­санс, попыт­ка осо­зна­ния себя в обра­зе Хри­ста и пони­ма­ние страш­но­го про­ти­во­сто­я­ния Его с миром тлен­ным. Не бого­бор­че­ские, не эго­и­сти­че­ские моти­вы руко­во­ди­ли рус­ски­ми поэта­ми, как это при­ня­то ино­гда счи­тать, не идеи ниц­ше­ан­ства, но стрем­ле­ние к про­ро­че­ско­му сло­ву, кото­рое про­по­ве­до­вал Иисус. Этим рас­ка­лён­ным гла­го­лом пуш­кин­ско­го «Про­ро­ка» сожже­ны были серд­ца мно­гих лите­ра­то­ров, не выдер­жав­шие про­ти­во­сто­я­ния с веком. Но како­ва сверх­за­да­ча! 
 
О десят­ках тысяч судеб людей, кото­рые носи­ли Сло­во Еван­ге­лия в себе, повест­ву­ет кни­га, к кото­рой епи­скоп А.И. Кора­бель шёл мно­го лет, удру­чён­ный той же крест­ной ношей, по сле­ду мно­гих и мно­гих безы­мян­ных до поры людей нов­го­род­чи­ны, Севе­ро-Запа­да, мно­гих реги­о­нов Рос­сии. И если ему уда­лось извлечь из небы­тия име­на сорат­ни­ков, то это озна­ча­ет, что исто­рию еван­гель­ско­го дви­же­ния уже невоз­мож­но очер­нить, замол­чать либо иска­зить. Уди­ви­тель­ная нрав­ствен­ная чисто­та бап­ти­стов и еван­ге­ли­стов явля­ет при­мер того, как еван­гель­ские стра­ни­цы ожи­ва­ют в серд­цах и пре­об­ра­жа­ют чело­ве­ка и мир вокруг него. Радость и гор­дость за при­част­ность к празд­ни­ку 150-летия пере­пол­ня­ют наши души. 
 
Алек­сей Фили­мо­нов, член сою­за писа­те­лей Рос­сии