Пре­об­ра­же­ние Господне

19 авгу­ста
Пре­об­ра­же­ние Господне
(Спас)

Об этом собы­тии повест­ву­ют Еван­ге­лия, напри­мер, Еван­ге­лие от Мат­фея, 17 глава:
По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Пет­ра, Иако­ва и Иоан­на, бра­та его, и воз­вел их на гору высо­кую одних, и пре­об­ра­зил­ся пред ними…
Празд­ник, посвя­щен­ный это­му собы­тию, назы­ва­ют Пре­об­ра­же­ни­ем в честь того, что в этот день Иисус Хри­стос пре­об­ра­зил­ся перед сво­и­ми тре­мя уче­ни­ка­ми. Это было насто­я­щим чудом:
… и про­си­я­ло лице Его, как солн­це, одеж­ды же Его сде­ла­лись белы­ми, как свет.
Кро­ме того, что чудес­ным было пре­об­ра­же­ние Хри­ста, Кото­рый начал излу­чать свет, подоб­ный сол­неч­но­му, чудес­ным было и обще­ние, кото­рое после­до­ва­ло вслед за этим. Уди­ви­тель­ным в этом обще­нии было то, что Хри­сту яви­лись люди, жив­шие на зем­ле задол­го до этого:
И вот, яви­лись им Мои­сей и Илия, с Ним беседующие.
Чрез­вы­чай­но инте­рес­но отме­тить, что жиз­ни Мои­сея и Илии в неко­то­ром роде мож­но рас­смат­ри­вать как про­об­ра­зы жиз­ни Иису­са Хри­ста, так жиз­нен­ный опыт и пере­жи­ва­ния этих двух вели­ких рабов Божи­их похо­жи на жиз­нен­ный опыт и пере­жи­ва­ния Сына Чело­ве­че­ско­го: вспом­ним, что когда Мои­сей схо­дил с горы Синай, лицо его сия­ло. Самые близ­кие встре­чи с Богом, как у Мои­сея, так и у Илии были на гор­ных вер­ши­нах, так­же мож­но най­ти парал­ле­ли в воз­не­се­нии Илии, когда он унес­ся от изум­лен­но­го Ели­сея на огнен­ной колеснице. 
О чем же гово­ри­ли эти два вели­ких про­ро­ка Вет­хо­го Заве­та с Иису­сом? Об этом мы узна­ем в Еван­ге­лии от Луки, 9 главе:
… явив­шись во сла­ве, они гово­ри­ли об исхо­де Его, кото­рый Ему над­ле­жа­ло совер­шить в Иерусалиме.
В этом месте Свя­щен­но­го Писа­ния упо­треб­ле­но то же сло­во, что и при опи­са­нии исхо­да наро­да Изра­и­ля из зем­ли еги­пет­ской в неиз­ве­дан­ный путь пусты­ни, кото­рый, в конеч­ном сче­те, дол­жен был при­ве­сти в зем­лю обе­то­ван­ную. Сло­вом «исход» назва­но самое рис­ко­ван­ное путе­ше­ствие в исто­рии чело­ве­че­ства, когда целый народ с верой в Бога отпра­вил­ся в неиз­вест­ное. И вот подоб­ное ожи­да­ло Иису­са: с верой в Бога соби­рал­ся Он отпра­вить­ся в столь опас­ное путе­ше­ствие в Иеру­са­лим, где Его жда­ла крест­ная смерть, а затем — слава.
В иудей­ском миро­воз­зре­нии Мои­сей и Илия все­гда были сим­во­ла­ми. Мои­сей — вели­чай­ший зако­но­да­тель, при­нес­ший людям закон Божий. Илия — вели­чай­ший из про­ро­ков; в кото­ром голос Бога гово­рил к людям с непо­вто­ри­мой пря­мо­той. Эти два чело­ве­ка были дву­мя вер­ши­на­ми рели­ги­оз­ной исто­рии Изра­и­ля и его дости­же­ний. Таким обра­зом, к Иису­су, соби­рав­ше­му­ся отпра­вить­ся в Свое послед­нее путе­ше­ствие в Иеру­са­лим, при­шли вели­чай­шие пред­ста­ви­те­ли изра­иль­ской исто­рии для бесе­ды с Ним. В их лице вста­ла вся исто­рия, кото­рая узна­ла в Иису­се свое испол­не­ние. Вели­чай­ший из зако­но­да­те­лей и вели­чай­ший из про­ро­ков при­зна­ли в Иису­се Того, о Ком они меч­та­ли, при­ход Кото­ро­го они предсказывали.
Понят­но, насколь­ко были пора­же­ны уче­ни­ки, став­шие сви­де­те­ля­ми таких чудес:
При сем Петр ска­зал Иису­су: Гос­по­ди! хоро­шо нам здесь быть; если хочешь, сде­ла­ем здесь три кущи: Тебе одну, и Мои­сею одну, и одну Илии.
Петр захо­тел постро­ить три кущи, что­бы подоль­ше остать­ся на горе. Но когда Петр еще гово­рил это,
… обла­ко свет­лое осе­ни­ло их; 
Об этом обла­ке сви­де­тель­ству­ют все еван­ге­ли­сты. Обла­ко — тоже часть исто­рии Изра­и­ля, сим­вол при­сут­ствия Все­мо­гу­ще­го Бога. В Кни­ге Исход чита­ем о стол­пе облач­ном, кото­рый пока­зы­вал наро­ду путь. При стро­и­тель­стве ски­нии ее покры­ло обла­ко, тоже про­изо­шло при освя­ще­нии Хра­ма Соло­мо­на, — в общем, через весь Вет­хий Завет про­хо­дит кар­ти­на обла­ка, в кото­ром нахо­дит­ся таин­ствен­ная сла­ва Гос­под­ня. И здесь, на горе Пре­об­ра­же­ния, обла­ко нача­ло све­тить­ся таин­ствен­ным све­том, и из него раз­дал­ся голос Небес­но­го Отца:
… и се, глас из обла­ка гла­го­лю­щий: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние; Его слушайте.
И, услы­шав, уче­ни­ки пали на лица свои и очень испу­га­лись. Но Иисус, при­сту­пив, кос­нул­ся их и ска­зал: встань­те и не бой­тесь. Воз­ве­дя же очи свои, они нико­го не уви­де­ли, кро­ме одно­го Иисуса.
Вся атмо­сфе­ра на горе Пре­об­ра­же­ния была сла­ва. В этих корот­ких вось­ми сти­хах не менее трех раз встре­ча­ет­ся корот­кое вос­кли­ца­ние: “И вот! И се!”, как буд­то Мат­фей не мог спо­кой­но рас­ска­зать эту исто­рию, так у него захва­ты­ва­ло дыха­ние от удивления. 
… И когда схо­ди­ли они с горы, Иисус запре­тил им, гово­ря: нико­му не ска­зы­вай­те о сем виде­нии, доко­ле Сын Чело­ве­че­ский не вос­крес­нет из мертвых.
Гора Пре­об­ра­же­ния была для Иису­са духов­ной вер­ши­ной. Впе­ре­ди лежал Его исход в Иеру­са­лим, где Его ждал Крест. Он услы­шал суж­де­ние исто­рии — вели­чай­ше­го из зако­но­да­те­лей и вели­чай­ше­го из про­ро­ков. Он услы­шал голос Само­го Бога, одоб­рив­ший Его реше­ние. Пере­жи­тое Иису­сом на горе Пре­об­ра­же­ния дало Ему силу непре­клон­но идти по пути страдания.
Иисус велит Сво­им уче­ни­кам сохра­нить все в тайне, пото­му что это дей­стви­тель­но было важ­но. Боль­шая опас­ность заклю­ча­лась в том, что люди мог­ли про­воз­гла­шать Иису­са Мес­си­ей, не зная, что такое Мес­сия, и каким Он дол­жен быть. Нуж­но было спер­ва пол­но­стью и ради­каль­но изме­нить их пред­став­ле­ние о Мес­сии, о кото­ром дума­ли исклю­чи­тель­но в кате­го­ри­ях силы и вла­сти. Было под­счи­та­но, что за 100 лет, пред­ше­ство­вав­шие Рас­пя­тию Хри­ста, в ходе неудач­ных вос­ста­ний погиб­ли не менее 200.000 иудеев.
Иисус же заявил, что слу­же­ние Богу нико­гда не может раз­ру­шать жизнь людей; оно поко­ря­ет их жерт­вен­ной любо­вью. Вот это долж­ны были понять уче­ни­ки Христовы.