Пас­ха 34-го

К июню 1935 по при­чине аре­ста основ­ных руко­во­ди­тели Церк­ви Шим­ская общи­на Еван­гель­ских хри­сти­ан пре­кра­ти­ла свое суще­ство­ва­ние. Мы все пони­ма­ем, что это зло сде­ла­но под дав­ле­ни­ем Сою­за воин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков. У ате­и­стов была выра­бо­та­на пяти­лет­няя про­грам­ма, что­бы покон­чить со все­ми рели­ги­я­ми в стране.


Гоне­ния на хри­сти­ан нача­лись в свя­зи с опуб­ли­ко­ва­ни­ем ново­го зако­на еще в 1928, но пяти­лет­няя про­грам­ма без­бож­ни­ков в 1932 – 37 годах была куль­ми­на­ци­ей в их «бла­го­род­ном слу­же­нии». Закры­ва­лись хра­мы, мона­сты­ри, сина­го­ги, мече­ти, молит­вен­ные дома. Начи­на­лось физи­че­ское уни­что­же­ние веру­ю­щих всех конфессий.


В Нов­го­род­ском архи­ве нами был обна­ру­жен инте­рес­ный доку­мент, дати­ро­ван­ный авгу­стом 1935 года:


«У нас в кол­хо­зе была груп­па насто­я­щих и быв­ших сек­тан­тов … Вот эта груп­па лиц и сры­ва­ла нам нашу ком­со­моль­скую рабо­ту, … вес­ной 1934 года мы, ком­со­моль­цы, под­го­то­ви­ли спек­такль анти­ре­ли­ги­оз­но­го содер­жа­ния для поста­нов­ки его на Пас­ху».


Ста­рей­ший член Нов­го­род­ской церк­ви, Крас­но­ва Ека­те­ри­на Васи­льев­на, урож­ден­ная Лев­ки­на из Шим­ска, так вспо­ми­на­ет Пас­ху 34 года:


«Тогда людей мало кто спра­ши­вал, что они хотят делать, как жить, верят ли они в Бога или нет, хотят ли рабо­тать по вос­кре­се­ньям. Наобо­рот, рабо­та в вос­кре­се­нье – это было самое то – для ком­со­моль­цев. Они мог­ли устро­ить какой-нибудь празд­ник или спек­такль, обя­за­тель­но в вос­кре­се­нье или в рели­ги­оз­ный праздник.


Пом­ню, это было на Пас­ху, как раз перед моим заму­же­ством (12 мая 1934 года). В клу­бе поста­ви­ли спек­такль на анти­ре­ли­ги­оз­ную тему и под­го­то­ви­ли кон­церт. Конеч­но же, опо­ве­сти­ли всех в Шим­ске, ком­со­моль­цы сле­ди­ли за этим.


Когда собрал­ся народ, и стар и мал, на сце­ну вышел один из началь­ни­ков мили­ции. Как и все ате­и­сты того вре­ме­ни, он начал свою речь с того, что Бога не суще­ству­ет. Пытал­ся что-то рас­ска­зать о пла­не­тах, о Сол­неч­ной систе­ме, что-то о чело­ве­ке, что это зву­чит гор­до и т.д. Все­го не упомнишь.


Но самое глав­ное вот что: под­няв руку вверх, он ска­зал: «Бога нет! Вы слы­ша­ли? А если Он есть, то пусть Он пора­зит меня, здесь, – и, пока­зав паль­цем вниз, доба­вил, – на этой сцене…» Вдруг на гла­зах у всех он мед­лен­но начал опус­кать­ся на пол и рухнул.


Все были рас­те­ря­ны – что слу­чи­лось? В зале сто­я­ла поис­ти­не гро­бо­вая тиши­на, так как на сцене лежал без­ды­хан­ный муж­чи­на, кото­рый еще несколь­ко минут назад рас­ска­зы­вал, что Бога нет».


В 60‑х Н. С. Хру­щев пообе­щал через два­дцать лет пока­зать по теле­ви­зо­ру послед­не­го веру­ю­ще­го. Так и хочет­ся спро­сить: «Ники­та Сер­ге­е­вич, где Вы веру­ю­ще­го-то послед­не­го соби­ра­е­тесь най­ти?» И не зна­ет он, что спу­стя сорок лет на месте его дачи в Кие­ве кра­су­ет­ся огром­ное зда­ние Еван­гель­ской Церкви.


Свя­щен­ное Писа­ние (Пса­лом 52:1) гово­рит нам: «Ска­зал безу­мец в серд­це сво­ем: нет Бога». Хочет­ся, что­бы подоб­ных слов никто нико­гда не произносил.