480 лет про­те­стан­там в России

Про­те­стан­тизм в Рос­сии полу­чил нача­ло почти одно­вре­мен­но с Запад­ной Евро­пой. Вели­ким кня­зем Васи­ли­ем были вызва­ны в 1524 ‑1533 с Запа­да ремес­лен­ни­ки, худож­ни­ки, тор­гов­цы и апте­ка­ри. Око­ло того же вре­ме­ни при­бы­ли в Рос­сию швед­ские куп­цы, полу­чив­шие пра­во тор­гов­ли в Рос­сии по дого­во­ру 1524. 

При Федо­ре Алек­се­е­ви­че в рус­ской армии 38 пол­ков сол­дат­ских и 25 рей­тар­ских име­ли коман­ди­ра­ми нем­цев. При царевне Софье в рус­скую служ­бу были при­ня­ты эми­гри­ро­вав­шие из Фран­ции гуге­но­ты. К нача­лу 18 в. всех про­те­стан­тов было в Москве до 20 тыс., а во всей Рос­сии до 30 тыс.

При Иване 1V были вызва­ны в Рос­сию тол­ма­чи, лека­ри, хирур­ги, типо­гра­ф­щи­ки. Меж­ду все­ми эти­ми лица­ми было нема­ло после­до­ва­те­лей уче­ния Люте­ра, кото­рым было предо­став­ле­но сво­бод­ное отправ­ле­ние их бого­слу­же­ния. Одер­бор­ний рас­ска­зы­ва­ет, что царю нра­ви­лись про­по­ве­ди пас­то­ра Бак­гор­на, что он смот­рел на уче­ние Люте­ра “как близ­кое к истине”, любил пас­то­ров как людей уче­ных. Взя­тые в плен во вре­мя Ливон­ской вой­ны (1558–82) нем­цы и шот­ланд­цы тыся­ча­ми были рас­се­ле­ны в раз­ные горо­да с пра­вом сво­бод­но­го испо­ве­да­ния сво­ей веры. В “Немец­кой сло­бо­де” у них в 1560–65 была своя общи­на, пас­то­ром кото­рой был Вит­тер­ман, а меж­ду чле­на­ми — лиф­лянд­ские дво­ряне, состо­яв­шие при осо­бе царя. Дру­гой пас­тор — Скуль­тет про­по­ве­до­вал у про­те­стан­тов Нов­го­ро­да и Каза­ни. В общем, во вре­ме­на Гроз­но­го про­те­стан­там жилось в Рос­сии луч­ше, чем в самой Гер­ма­нии, Вели­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Швеции.

Сетуя на успе­хи про­те­стан­тиз­ма в Рос­сии, бес­при­страст­ные исто­ри­ки не могут не отме­тить и умствен­но-обра­зо­ва­тель­но­го воз­дей­ствия на рус­ское обще­ство этой веко­вой борь­бы пра­во­слав­ных с про­па­ган­дой про­те­стан­тиз­ма, про­ник­но­ве­ние, при ее содей­ствии, про­те­стант­ской нау­ки в Рос­сию и нача­тое при Пет­ре I сбли­же­ние рус­ской бого­слов­ской нау­ки с запад­ной. Ука­зы­ва­ют так­же на полез­ное воз­дей­ствие про­те­стан­тиз­ма, в лице его луч­ших пред­ста­ви­те­лей, на нрав­ствен­ную сфе­ру жиз­ни рус­ско­го обще­ства и на цер­ков­но-прак­ти­че­скую жизнь; мно­го­чис­лен­ные суж­де­ния, бес­при­страст­ные и при­страст­ные, о нра­вах рус­ских людей и рус­ских пас­ты­рей, обо всем цер­ков­но-обря­до­вом строе в Рос­сии дей­ство­ва­ли испра­ви­тель­но на рус­ских. Петр I, страст­ный поклон­ник евро­пей­ской циви­ли­за­ции, не чужд был неко­то­ро­го сочув­ствия про­те­стан­тиз­му. При нем все (четы­ре) про­те­стант­ские кир­хи в Москве были уже камен­ные; даже на заво­дах и фаб­ри­ках в окрест­но­стях в Туле, Нов­го­ро­де, Каза­ни и Аст­ра­ха­ни, где преж­де были толь­ко про­те­стант­ские общи­ны с про­по­вед­ни­ка­ми, но без кирх. Синод сде­лал поста­нов­ле­ние о том, что­бы не пере­кре­щи­вать, а лишь миро­по­ма­зы­вать про­те­стан­тов при обра­ще­нии их в православие.

«Како­во бы ни было наше отно­ше­ние к рефор­ма­ци­он­ной дог­ма­ти­ке и вооб­ще к про­те­стан­тиз­му, но нель­зя отри­цать, что рефор­ма­ция вызва­ла огром­ный рели­ги­оз­ный подъ­ем во всем запад­ном мире… Новая лич­ность евро­пей­ско­го чело­ве­ка, в этом смыс­ле, роди­лась в рефор­ма­ции (и это про­ис­хож­де­ние ее нало­жи­ло на нее свой отпе­ча­ток), поли­ти­че­ская сво­бо­да, сво­бо­да сове­сти, пра­ва чело­ве­ка и граж­да­ни­на были про­воз­гла­ше­ны так­же рефор­ма­ци­ей (в Англии); новей­ши­ми иссле­до­ва­ни­я­ми выяс­ня­ет­ся так­же зна­че­ние про­те­стан­тиз­ма … и для хозяй­ствен­но­го раз­ви­тия, при выра­бот­ке инди­ви­ду­аль­но­стей, при­год­ных стать руко­во­ди­те­ля­ми раз­ви­вав­ше­го­ся народ­но­го хозяй­ства. В про­те­стан­тиз­ме же пре­иму­ще­ствен­но раз­ви­ва­лась и новей­шая нау­ка, и осо­бен­но фило­со­фия. И все это раз­ви­тие шло со стро­гой исто­ри­че­ской пре­ем­ствен­но­стью и посте­пен­но­стью без тре­щин и обвалов»

Н. А. Бердяев

При царе Миха­и­ле в Москве появ­ля­ют­ся хра­мы рефор­мат­ские. Чис­ло про­те­стан­тов в Москве год от года уве­ли­чи­ва­лось: к кон­цу цар­ство­ва­ния Миха­и­ла их было там уже до 1000 семейств люте­ран и реформаторов. 

Про­те­стан­тизм был осо­бен­но поле­зен пра­во­сла­вию сво­им вли­я­ни­ем на раз­ви­тие обра­зо­ва­ния: в про­те­стант­ских шко­лах Лит­вы полу­чи­ло науч­ное обра­зо­ва­ние боль­шое чис­ло пра­во­слав­ных, из кото­рых мно­гие ока­за­лись пре­вос­ход­ны­ми пра­во­слав­ны­ми бого­сло­ва­ми; запад­но­рус­ская цер­ковь (брат­ства и отдель­ные лица) по образ­цу про­те­стант­ских школ устра­и­ва­ла свои шко­лы. В типо­гра­фи­ях печа­та­лась мас­са сочи­не­ний не толь­ко по бого­сло­вию, но и по дру­гим нау­кам; обра­зо­ва­лись уче­ные круж­ки, раз­вив­шие необы­чай­ную лите­ра­тур­ную дея­тель­ность; во всем этом непо­сред­ствен­ное содей­ствие и руко­вод­ство ока­зы­ва­ли пра­во­слав­ным про­те­стан­ты. Исто­ри­ки запад­ной и южной Руси пре­воз­но­сят шко­лы бра­тьев, назы­вав­ши­е­ся “гим­на­зи­я­ми” или про­сто шко­ла­ми, но по науч­но­му уров­ню дале­ко пре­вос­хо­див­шие при­ви­ле­ги­ро­ван­ные като­ли­че­ские ака­де­мии и факуль­те­ты. Мето­ды пре­по­да­ва­ния в этих рефор­мат­ских шко­лах были пре­вос­ход­ны. Рус­ские юно­ши, обу­чав­ши­е­ся сна­ча­ла в като­ли­че­ских шко­лах, тол­па­ми пере­хо­ди­ли в шко­лы рефор­мат­ские, по образ­цу кото­рых потом осно­вы­ва­ли свои рус­ские. Усо­вер­шен­ство­ван­ные педа­го­ги­че­ские при­е­мы (глав­ным обра­зом зна­ме­ни­то­го про­те­стант­ско­го педа­го­га Яна Амо­са Комен­ско­го) созда­ли ряд само­сто­я­тель­ных уче­ных почти по всем отрас­лям зна­ния, про­из­ве­де­ни­я­ми кото­рых обиль­но поль­зо­ва­лись рус­ские бого­сло­вы и про­по­вед­ни­ки, хотя ино­гда не без ущер­ба для чисто­ты уче­ния. В нрав­ствен­ном отно­ше­нии сво­им бла­го­че­сти­ем и стро­го­стью жиз­ни про­те­стан­ты мно­го спо­соб­ство­ва­ли очи­ще­нию нра­вов меж­ду пра­во­слав­ны­ми, осо­бен­но воз­вы­ше­нию обще­ствен­ных доб­ро­де­те­лей — чело­ве­ко­лю­бия, бла­го­тво­ри­тель­но­сти, чест­но­сти, трудолюбия.

При Федо­ре Ива­но­ви­че было мно­го про­те­стан­тов в его пяти­ты­сяч­ном ино­стран­ном отря­де. Цар­ство­ва­ние Бори­са Году­но­ва было самое бла­го­при­ят­ное для про­те­стан­тов. В “Белом горо­де” — Москве для них постро­е­на была кир­ха на сред­ства, глав­ным обра­зом, само­го царя, для кото­рой про­по­вед­ни­ки были вызва­ны из Гер­ма­нии. В 1643 свя­щен­ни­ки мос­ков­ские жало­ва­лись царю, что в их девя­ти при­хо­дах, близ церк­вей нем­цы заве­ли корч­мы … и от нем­цев их при­хо­ды пустеют.

При царе Алек­сее эми­гри­ро­ва­ло осо­бен­но мно­го про­те­стан­тов в Рос­сию вслед­ствие ужа­сов Трид­ца­ти­лет­ней вой­ны. В 1662 по хода­тай­ству сак­сон­ско­го дво­ра в Москве обра­зо­ва­лась осо­бая люте­ран­ская общи­на — сак­сон­ская, пер­вым пас­то­ром кото­рой был Иоганн Гре­го­ри, лич­ность заме­ча­тель­ная и выда­ю­ща­я­ся; к нему в “теат­раль­ную шко­лу” для обу­че­ния отда­ны были 26 избран­ных рус­ских юно­шей. В кон­це цар­ство­ва­ния Алек­сея Михай­ло­ви­ча знат­ные и бога­тые нем­цы оби­та­ли сно­ва в цен­тре сто­ли­цы. Шве­дам, после мира, поз­во­ле­но было стро­ить свои дома в Москве, Нов­го­ро­де, Пско­ве, Пере­я­с­лав­ле и Бел­го­ро­де, где было дано пра­во им пра­вить свою служ­бу в сво­их жили­цах, но осо­бых хра­мо­вых зда­ний стро­ить не доз­во­ле­но. Все они были очень бога­ты и дава­ли хоро­шее содер­жа­ние пасторам.

Круп­ный факт в исто­рии про­те­стан­тиз­ма в Рос­сии состав­ля­ет при­бы­тие в Моск­ву дат­ско­го прин­ца Хри­сти­а­на — Валь­де­ма­ра в каче­стве жени­ха царев­ны Ири­ны Михай­лов­ны. Воз­ник вопрос о необ­хо­ди­мо­сти обра­ще­ния его в пра­во­сла­вие, что, вви­ду несо­гла­сия на то прин­ца, при силь­ном жела­нии осу­ществ­ле­ния это­го бра­ка с обе­их сто­рон, вызва­ло и мно­го­крат­ные уст­ные собе­се­до­ва­ния, и пере­пис­ку дат­ских бого­сло­вов с пат­ри­ар­хом, и обиль­ную пись­мен­ную поле­ми­ку пас­то­ра Филь­го­бе­ра с Насед­кою, обни­ма­ю­щую почти все бого­сло­вие, насколь­ко оно в пра­во­сла­вии отли­ча­ет­ся от протестантизма.

Наплыв ино­стран­цев и евро­пей­ских идей при Пет­ре не мог прой­ти бес­след­но для извест­но­го успе­ха про­те­стан­тиз­ма. В сре­де самой церк­ви ока­за­лись круп­ные дея­те­ли, не чуж­дые его вли­я­ния, даже в тео­ре­ти­че­ском бого­сло­вии, как Фео­фан Про­ко­по­вич. Стес­ня­е­мая внут­ри Рос­сии, в Москве, про­те­стант­ская про­па­ган­да с боль­шей сво­бо­дой дей­ство­ва­ла на севе­ро-запад­ной окра­ине. Осо­бен­ные успе­хи она сде­ла­ла в ото­шед­ших к Шве­ции по Стол­бов­ско­му дого­во­ру (1617) Ингрии и Каре­лии и несколь­ких рус­ских горо­дах, кото­рые оста­лись за шве­да­ми. В них пре­кра­ти­лось даже суще­ство­ва­ние пра­во­слав­ной иерар­хии (карель­ской епар­хии). Не рань­ше как по Ништадт­ско­му миру (1721) отпав­шие паст­вы были воз­вра­ще­ны пра­во­слав­ной церкви.