150 лет – 50-летие латыш­ских общин

В 1913 году Объ­еди­не­ние латыш­ских общин на Нов­го­род­чине тор­же­ствен­но отпразд­но­ва­ло 50-летие латыш­ских общин Еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов. Про­во­ди­лось мно­го меро­при­я­тий еван­ге­ли­за­ци­он­но­го харак­те­ра. Нов­го­род­ское объ­еди­не­ние посе­ти­ли мно­го­чис­лен­ные гости, про­хо­ди­ли тор­же­ствен­ные бого­слу­же­ния и кон­цер­ты. Общи­ны в Нов­го­ро­де посе­тил Епи­скоп Янис Инкис – (сын нов­го­род­ско­го 
Инки­са), про­жи­ва­ю­щий в Лат­вии. 19 мая 1913 года в сопро­вож­де­нии пас­то­ра Яни­са Янсо­на епи­скоп Я. Инкис посе­тил Любен­скую общи­ну. 
 
К слав­но­му юби­лею было при­уро­че­но освя­ще­ние цер­ков­но­го зда­ния в д. Ермо­ли­но, кото­рое состо­я­лось 3 июня 1913 года. «Из Риги при­был Я.А. Фрей со сво­им квар­те­том. Пас­тор общи­ны Янис Янсон про­по­ве­до­вал по Мар­ку 9:15; при­ез­жий пас­тор Фрей про­по­ве­до­вал по кни­ге Исход 33 гла­ве о судь­бе наро­дов. Управ­ля­ю­щий общи­ны Янис Беб­рис засви­де­тель­ство­вал, что дом молит­вы сто­ил 4000 руб­лей. Конеч­но, Дом молит­вы был постро­ен бла­го­да­ря само­от­вер­жен­ной под­держ­ке чле­нов общи­ны». В пер­вое вре­мя общи­на назы­ва­лась «Николь­ские дачи», а с построй­кой Молит­вен­но­го Дома «Табор» ста­ла назы­вать­ся «Табор», в пере­во­де на рус­ский язык – Фавор. 
 
Нов­го­род­ские латы­ши – бап­ти­сты выпус­ка­ли объ­е­ми­стый дет­ский жур­нал, кото­рый печа­тал­ся в Риге и потом рас­про­стра­нял­ся по общи­нам в Рос­сии. При­во­дим выдерж­ку из это­го жур­на­ла, она явля­ет­ся при­ло­же­ни­ем к фото­гра­фии Вос­крес­ной шко­лы. «Чита­те­ли «Вос­крес­но­го уче­ни­ка» вспом­нят о том, что несколь­ко недель тому назад, я рас­ска­зы­вал о сво­их впе­чат­ле­ни­ях от посе­ще­ния одно­го из мона­сты­рей Нов­го­род­ской губер­нии, и в нача­ле сво­ей ста­тьи ска­зал несколь­ко слов так­же о юби­лее уче­ни­ков нов­го­род­ских вос­крес­ных школ, с кото­ры­ми я сфо­то­гра­фи­ро­вал­ся. Тогда я пред­по­ла­гал, что не смо­гу оста­вить фото­гра­фию чита­те­лям «Вос­крес­но­го уче­ни­ка», посколь­ку сол­ныш­ко на нас све­ти­ло очень ярко, и мы были не в состо­я­нии смот­реть, пото­му я и думал, что фото­гра­фия полу­чит­ся пло­хой. Но нов­го­род­цы все-таки фото­гра­фию нам при­сла­ли. Несмот­ря на то, что неко­то­рые на фото­гра­фии из-за того же силь­но­го сол­ныш­ка выгля­дят смор­щен­ны­ми, все-таки фото­гра­фия полу­чи­лась не так и пло­хо, как я пред­по­ла­гал. Наде­юсь, как дети При­бал­ти­ки, так и дети замор­ские, обра­ду­ют­ся, гля­дя на этот сни­мок, и таким обра­зом они позна­ко­мят­ся с детьми Нов­го­ро­да и с их учи­те­ля­ми. Сре­ди взрос­лых, кро­ме «дяди писа­те­ля» (кор­ре­спон­ден­та, – помет­ка пере­вод­чи­ка), у кото­ро­го на коле­нях сидит девоч­ка из Петер­бур­га, на сним­ке виден и дядя Е.А. Фрей. Он нахо­дит­ся в самом пер­вом ряду, сле­ва от «дяди писа­те­ля», сидя­щим сре­ди детей на трав­ке. В цен­тре фото­гра­фии сидит про­по­вед­ник Нов­го­род­ско­го при­хо­да дядя Янсон. 
 
До того как мы сфо­то­гра­фи­ро­ва­лись, я испы­тал радость от зна­ком­ства с малень­ки­ми дру­зья­ми, а так­же радость от празд­нич­но­го собра­ния это­го дет­ско­го юби­лея. Дети Нов­го­ро­да креп­кие духом и усерд­ные. В нача­ле они были немно­го застен­чи­вы, но ско­ро мы мог­ли с ними гово­рить, как со ста­ры­ми дру­зья­ми. Пишу­щий дядя». Подоб­ные зари­сов­ки явно пока­зы­ва­ют атмо­сфе­ру, царив­шую не толь­ко в церк­вах, но и в Вос­крес­ных шко­лах Нов­го­род­чи­ны. 
 
29 мая 1914 года обра­зо­ва­лось, и было заре­ги­стри­ро­ва­но пер­вое Нов­го­род­ское Объ­еди­не­ние – Союз Церк­вей латыш­ских бап­ти­стов: «поста­нов­ле­ни­ем Губерн­ско­го Прав­ле­ния была откры­та объ­еди­нен­ная Общи­на Латыш­ских бап­ти­стов Нов­го­род­ско­го и Кре­стец­ко­го уез­дов». Ина­че гово­ря, обра­зо­вал­ся сво­е­го рода Союз Нов­го­род­ских Бап­ти­стов. В этом же году, 4 авгу­ста был утвер­жден так­же «Совет этой общи­ны в лице пред­се­да­те­ля Яна Янсо­на и това­ри­ща его, и две­на­дца­ти чле­нов». В этот Совет вошли пред­ста­ви­те­ли всех латыш­ских общин. Позд­нее обра­зо­ва­лись и при­мкну­ли к Сою­зу ряд общин. Кунин­ская, Дере­во-Латыш­ская на хуто­ре Любень Чуд­ско­го уез­да, насчи­ты­ва­ла до пяти­де­ся­ти чело­век. По сосед­ству с ней обра­зо­ва­лась Тере­мец-Кур­лянд­ская общи­на в местеч­ке Тере­мец, и общи­на в деревне Мяс­ной Бор. Общи­на «Табор» (более ран­нее ее назва­ние — Нико­ла­ев­ско-Бере­зов­ская) объ­еди­ни­ла в себе веру­ю­щих из Нико­ла­ев­ско­го обще­ства, Бере­зов­ско­го, Дмит­ри­ев­ско­го и Ермо­лин­ско­го. Она была одной из самых мно­го­чис­лен­ных. 
 
В спис­ке слу­жи­те­лей общи­ны «Табор» за 1929 г. чита­ем, что Гра­вин­ский Карл Хри­сто­фо­ро­вич при­нял кре­ще­ние еще в 1879 году (умер в ссыл­ке при­мер­но в 1930), а Ласман Ян Фри­це­вич – в 1880 году. На допро­се в НКВД от 10.12.1937 года член Ермо­лин­ской общи­ны «Табор» Тилюк Август Фри­це­вич сви­де­тель­ство­вал: «Общи­на суще­ству­ет при­мер­но пять­де­сят лет». Из мно­гих архив­ных доку­мен­тов 20‑х и 30‑х вид­но, что деся­ток общин бап­ти­стов суще­ство­ва­ли уже в то вре­мя по пять­де­сят и боль­ше лет. 
 
Бог про­дол­жал свой труд по всей импе­рии, и парал­лель­но латыш­ско­му Сою­зу в 1884 году в Рос­сии был осно­ван Союз рус­ских бап­ти­стов, в него поз­же вошел и латыш­ский Союз бап­ти­стов, о чем сви­де­тель­ству­ют сов­мест­ные реше­ния, мис­си­о­нер­ские поезд­ки, кон­фе­рен­ции и съез­ды. 
 
Появи­лись свои уза­ко­нен­ные мис­си­о­не­ры, кото­рые про­по­ве­до­ва­ли не толь­ко в род­ном уез­де, но и за его пре­де­ла­ми. Так, напри­мер, общи­ну Ябло­нец­кой воло­сти Луж­ско­го уез­да посе­щал попе­чи­тель Эрнест Зиверт, житель села Капуст­но-Чер­нов­ской воло­сти Нов­го­род­ско­го уез­да. 
 
009В самом Нов­го­ро­де было несколь­ко общин. Одна из них соби­ра­лась на бого­слу­же­ния в доме №1 на Артил­ле­рий­ском пла­цу (сего­дня это тер­ри­то­рия рядом с Дра­ма­ти­че­ским теат­ром), дру­гая – на Кре­стьян­ской (Сен­ной) пло­ща­ди, дом 10. Осо­бен­но бла­го­сло­вен­но про­хо­ди­ла бла­го­вест­ни­че­ская рабо­та с 1918 по 1924 год, когда труд блю­сти­те­ля церк­вей нес пре­сви­тер Екабс Дубель­зарс. Нагляд­ная справ­ка из жур­на­ла «Гость» пока­зы­ва­ет, что нов­го­род­цы с жела­ни­ем и со всей серьез­но­стью отно­си­лись к бла­го­ве­стию. И в свя­зи с этим настав­ни­ки и слу­жи­те­ли моти­ви­ро­ва­ли веру­ю­щих, что­бы они жерт­во­ва­ли на слу­же­ние рас­про­стра­не­ния свя­то­го Еван­ге­лия на Севе­ро-запа­де. 
 
Так, в фонд бла­го­вест­ни­ков «Дома Еван­ге­лия» в Санкт-Петер­бур­ге в 1918 году ото­сла­ли: Фавор­ская (Табор­ская) Латыш­ская общи­на – 258 руб.6 к., Любо­ляд­ская Латыш­ская общи­на — 93 руб., Латыш­ское собра­ние в Нов­го­ро­де — 20 руб., Рус­ские собра­ния в Нов­го­ро­де — 86 руб. 54 к., К. Грик­ман — 82 руб., Я. Грик­ман — 40 руб., NN – 100 руб., С. Клейнш­мит — 10 руб., Б. Заульс — 20 руб., А. Михе­е­ва — 3 руб., К. Спри­це­нек — 5 руб., П. Мед­нис — 10 руб., Ж. Кукит — 20 руб., И. Дубель­зар — 10 руб., И. Мат­цуль — 10 руб., К. Ласман — 20 руб., М. Шмит — 20 руб. 
 
В тяже­лых усло­ви­ях граж­дан­ской вой­ны бап­ти­сты про­дол­жа­ли с рев­но­стью, несмот­ря на опас­но­сти, совер­шать свой труд и соби­рать уди­ви­тель­ный духов­ный уро­жай. В жур­нал «Гость» то и дело при­хо­ди­ли весточ­ки о рабо­те на «полях». «Из дерев­ни «Чистый дор» Нов­го­род­ской губер­нии, пишет А.Ф. Наза­ров: «Имею честь бла­го­да­рить за свя­тую Биб­лию с кар­тин­ка­ми. Когда мы ее полу­чи­ли, дети и я спе­ли бла­го­дар­ствен­ную пес­ню. Тяже­лое вре­мя, но я теперь не нуж­да­юсь ни в чем, пото­му что Гос­подь Пас­тырь мой и свя­тая Биб­лия у меня. В нашем селе пять­де­сят домов и из всех при­хо­дят к нам жела­ю­щие посмот­реть и читать Биб­лию. Будь­те уве­ре­ны — ста­ра­ние ваше не будет даром». 
 
В общи­нах была стро­гая дис­ци­пли­на, рабо­та­ли вос­крес­ные шко­лы, раз­лич­ные круж­ки, в общем, вся хри­сти­ан­ская жизнь устра­и­ва­лась так, что­бы раз­ви­ва­лись церк­ви и уве­ли­чи­ва­лось коли­че­ство тру­же­ни­ков, поэто­му слу­жи­те­ли из латы­шей были мно­го­чис­лен­ны и рев­ност­ны в тру­де на ниве Божи­ей.