В 1913 году Объединение латышских общин на Новгородчине торжественно отпраздновало 50-летие латышских общин Евангельских христиан-баптистов. Проводилось много мероприятий евангелизационного характера. Новгородское объединение посетили многочисленные гости, проходили торжественные богослужения и концерты. Общины в Новгороде посетил Епископ Янис Инкис – (сын новгородского
Инкиса), проживающий в Латвии. 19 мая 1913 года в сопровождении пастора Яниса Янсона епископ Я. Инкис посетил Любенскую общину.
К славному юбилею было приурочено освящение церковного здания в д. Ермолино, которое состоялось 3 июня 1913 года. «Из Риги прибыл Я.А. Фрей со своим квартетом. Пастор общины Янис Янсон проповедовал по Марку 9:15; приезжий пастор Фрей проповедовал по книге Исход 33 главе о судьбе народов. Управляющий общины Янис Бебрис засвидетельствовал, что дом молитвы стоил 4000 рублей. Конечно, Дом молитвы был построен благодаря самоотверженной поддержке членов общины». В первое время община называлась «Никольские дачи», а с постройкой Молитвенного Дома «Табор» стала называться «Табор», в переводе на русский язык – Фавор.
Новгородские латыши – баптисты выпускали объемистый детский журнал, который печатался в Риге и потом распространялся по общинам в России. Приводим выдержку из этого журнала, она является приложением к фотографии Воскресной школы. «Читатели «Воскресного ученика» вспомнят о том, что несколько недель тому назад, я рассказывал о своих впечатлениях от посещения одного из монастырей Новгородской губернии, и в начале своей статьи сказал несколько слов также о юбилее учеников новгородских воскресных школ, с которыми я сфотографировался. Тогда я предполагал, что не смогу оставить фотографию читателям «Воскресного ученика», поскольку солнышко на нас светило очень ярко, и мы были не в состоянии смотреть, потому я и думал, что фотография получится плохой. Но новгородцы все-таки фотографию нам прислали. Несмотря на то, что некоторые на фотографии из-за того же сильного солнышка выглядят сморщенными, все-таки фотография получилась не так и плохо, как я предполагал. Надеюсь, как дети Прибалтики, так и дети заморские, обрадуются, глядя на этот снимок, и таким образом они познакомятся с детьми Новгорода и с их учителями. Среди взрослых, кроме «дяди писателя» (корреспондента, – пометка переводчика), у которого на коленях сидит девочка из Петербурга, на снимке виден и дядя Е.А. Фрей. Он находится в самом первом ряду, слева от «дяди писателя», сидящим среди детей на травке. В центре фотографии сидит проповедник Новгородского прихода дядя Янсон.
До того как мы сфотографировались, я испытал радость от знакомства с маленькими друзьями, а также радость от праздничного собрания этого детского юбилея. Дети Новгорода крепкие духом и усердные. В начале они были немного застенчивы, но скоро мы могли с ними говорить, как со старыми друзьями. Пишущий дядя». Подобные зарисовки явно показывают атмосферу, царившую не только в церквах, но и в Воскресных школах Новгородчины.
29 мая 1914 года образовалось, и было зарегистрировано первое Новгородское Объединение – Союз Церквей латышских баптистов: «постановлением Губернского Правления была открыта объединенная Община Латышских баптистов Новгородского и Крестецкого уездов». Иначе говоря, образовался своего рода Союз Новгородских Баптистов. В этом же году, 4 августа был утвержден также «Совет этой общины в лице председателя Яна Янсона и товарища его, и двенадцати членов». В этот Совет вошли представители всех латышских общин. Позднее образовались и примкнули к Союзу ряд общин. Кунинская, Дерево-Латышская на хуторе Любень Чудского уезда, насчитывала до пятидесяти человек. По соседству с ней образовалась Теремец-Курляндская община в местечке Теремец, и община в деревне Мясной Бор. Община «Табор» (более раннее ее название — Николаевско-Березовская) объединила в себе верующих из Николаевского общества, Березовского, Дмитриевского и Ермолинского. Она была одной из самых многочисленных.
В списке служителей общины «Табор» за 1929 г. читаем, что Гравинский Карл Христофорович принял крещение еще в 1879 году (умер в ссылке примерно в 1930), а Ласман Ян Фрицевич – в 1880 году. На допросе в НКВД от 10.12.1937 года член Ермолинской общины «Табор» Тилюк Август Фрицевич свидетельствовал: «Община существует примерно пятьдесят лет». Из многих архивных документов 20‑х и 30‑х видно, что десяток общин баптистов существовали уже в то время по пятьдесят и больше лет.
Бог продолжал свой труд по всей империи, и параллельно латышскому Союзу в 1884 году в России был основан Союз русских баптистов, в него позже вошел и латышский Союз баптистов, о чем свидетельствуют совместные решения, миссионерские поездки, конференции и съезды.
Появились свои узаконенные миссионеры, которые проповедовали не только в родном уезде, но и за его пределами. Так, например, общину Яблонецкой волости Лужского уезда посещал попечитель Эрнест Зиверт, житель села Капустно-Черновской волости Новгородского уезда.
В самом Новгороде было несколько общин. Одна из них собиралась на богослужения в доме №1 на Артиллерийском плацу (сегодня это территория рядом с Драматическим театром), другая – на Крестьянской (Сенной) площади, дом 10. Особенно благословенно проходила благовестническая работа с 1918 по 1924 год, когда труд блюстителя церквей нес пресвитер Екабс Дубельзарс. Наглядная справка из журнала «Гость» показывает, что новгородцы с желанием и со всей серьезностью относились к благовестию. И в связи с этим наставники и служители мотивировали верующих, чтобы они жертвовали на служение распространения святого Евангелия на Северо-западе.
Так, в фонд благовестников «Дома Евангелия» в Санкт-Петербурге в 1918 году отослали: Фаворская (Таборская) Латышская община – 258 руб.6 к., Люболядская Латышская община — 93 руб., Латышское собрание в Новгороде — 20 руб., Русские собрания в Новгороде — 86 руб. 54 к., К. Грикман — 82 руб., Я. Грикман — 40 руб., NN – 100 руб., С. Клейншмит — 10 руб., Б. Заульс — 20 руб., А. Михеева — 3 руб., К. Сприценек — 5 руб., П. Меднис — 10 руб., Ж. Кукит — 20 руб., И. Дубельзар — 10 руб., И. Матцуль — 10 руб., К. Ласман — 20 руб., М. Шмит — 20 руб.
В тяжелых условиях гражданской войны баптисты продолжали с ревностью, несмотря на опасности, совершать свой труд и собирать удивительный духовный урожай. В журнал «Гость» то и дело приходили весточки о работе на «полях». «Из деревни «Чистый дор» Новгородской губернии, пишет А.Ф. Назаров: «Имею честь благодарить за святую Библию с картинками. Когда мы ее получили, дети и я спели благодарственную песню. Тяжелое время, но я теперь не нуждаюсь ни в чем, потому что Господь Пастырь мой и святая Библия у меня. В нашем селе пятьдесят домов и из всех приходят к нам желающие посмотреть и читать Библию. Будьте уверены — старание ваше не будет даром».
В общинах была строгая дисциплина, работали воскресные школы, различные кружки, в общем, вся христианская жизнь устраивалась так, чтобы развивались церкви и увеличивалось количество тружеников, поэтому служители из латышей были многочисленны и ревностны в труде на ниве Божией.
150 лет – 50-летие латышских общин
