Иска­ла Русь Христа

Мно­го веков спу­стя, в 866 г., кня­зья Аскольд и Дир со сво­ей дру­жи­ной оса­ди­ли Царь­град (Кон­стан­ти­но­поль) – сто­ли­цу самой могу­ще­ствен­ной в те вре­ме­на Визан­тий­ской импе­рии. Всю ночь гре­ки моли­лись, что­бы Бог спас их город от наше­ствия. Утром на море под­ня­лась буря и раз­ме­та­ла кораб­ли русов. Те, кто остал­ся в живых, были пора­же­ны, что Бог при­шел на помощь визан­тий­цам. Они при­ня­ли христианство.

В Х веке в Кие­ве уже суще­ство­ва­ла доволь­но круп­ная хри­сти­ан­ская общи­на и цер­ковь свя­то­го Ильи. В 955 г. после посе­ще­ния Кон­стан­ти­но­по­ля хри­сти­ан­ство при­ня­ла кня­ги­ня Оль­га. Одна­ко, «кре­сти­те­лем Руси» счи­та­ет­ся не сама Оль­га, а ее внук Вла­ди­мир – млад­ший сын киев­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва. В юно­сти Вла­ди­мир был отправ­лен кня­жить в Нов­го­род, но потом, вой­дя в силу, утвер­дил­ся на киев­ском пре­сто­ле. Он хотел объ­еди­нить под сво­им прав­ле­ни­ем все пле­ме­на восточ­ных сла­вян и пони­мал, что объ­еди­ня­ю­щим нача­лом может слу­жить общая рели­гия. Одна­ко еди­ной веры у сла­вян не было. Каж­дое пле­мя покло­ня­лось сво­им богам. Вла­ди­мир про­вел рефор­му язы­че­ства и попы­тал­ся заме­нить мест­но­чти­мых богов еди­ным обще­сла­вян­ским куль­том. В Кие­ве на хол­ме было воз­ве­де­но капи­ще (место язы­че­ско­го покло­не­ния), где на почет­ном месте поста­ви­ли дере­вян­но­го Перу­на с сереб­ря­ной голо­вой и золо­ты­ми уса­ми. Это был бог гро­зы, осо­бо почи­та­е­мый киев­ски­ми кня­зья­ми и дружинниками.

Но вско­ре Вла­ди­мир разо­ча­ро­вал­ся в язы­че­стве. Из всех рели­гий он выбрал восточ­ное хри­сти­ан­ство. Есть раз­ные мне­ния, было ли обра­ще­ние Вла­ди­ми­ра искренне или про­дик­то­ва­но поли­ти­че­ским рас­че­том, одна­ко факт оста­ет­ся фак­том. Все­го через несколь­ко лет после попы­ток рефор­ми­ро­вать язы­че­ство он при­нял кре­ще­ние и, вер­нув­шись в Киев, пове­лел раз­ру­шить капи­ще. Перу­на, кото­ро­му еще недав­но при­но­си­ли жерт­вы, при­вя­за­ли к хво­сту лоша­ди и пота­щи­ли к Дне­пру, при­чем, 12 чело­век демон­стра­тив­но били идо­ла пал­ка­ми. Затем Перун был бро­шен в реку и поплыл по тече­нию. Князь поста­вил спе­ци­аль­ных людей, что­бы те оттал­ки­ва­ли идо­ла, если он при­би­вал­ся к бере­гу. Мно­гие языч­ни­ки бес­силь­но пла­ка­ли, наблю­дая эту кар­ти­ну. О даль­ней­ших собы­ти­ях древ­не­рус­ская лето­пись «Повесть вре­мен­ных лет» рас­ска­зы­ва­ет так: «Затем послал Вла­ди­мир по все­му горо­ду ска­зать: «Если не при­дет кто зав­тра на реку – будь то бога­тый, или бед­ный, или нищий, или раб, – будет мне вра­гом»». Фак­ти­че­ски он поста­вил киев­лян перед выбо­ром: кре­ще­ние – или нака­за­ние за непо­кор­ность. Упор­ные языч­ни­ки бежа­ли из горо­да, но боль­шин­ство жите­лей под­чи­ни­лись кня­зю и наут­ро собра­лись у бере­га Дне­пра. Тыся­чи людей одно­вре­мен­но вошли в воду и сто­я­ли ряда­ми – более высо­кие в глу­бине, дети у бере­га. Мас­со­вое кре­ще­ние совер­ша­ли свя­щен­ни­ки, при­е­хав­шие из Визан­тии. Это было вели­че­ствен­ное зре­ли­ще, надол­го запом­нив­ше­е­ся руси­чам. Но надо ли гово­рить, что боль­шин­ство киев­лян не пони­ма­ли смыс­ла обря­да, а тем более не зна­ли хри­сти­ан­ско­го вероучения.

Князь Вла­ди­мир пове­лел стро­ить церк­ви на месте преж­них капищ и кре­стить людей в дру­гих горо­дах и селах. В бога­тый Нов­го­род был послан дядя Вла­ди­ми­ра (брат его мате­ри) по име­ни Доб­ры­ня. Нов­го­род­ское вече поста­но­ви­ло не пус­кать его в город, но сопро­тив­ле­ние нов­го­род­цев было жесто­ко подав­ле­но. Доб­ры­ня кре­стил нов­го­род­цев «огнем и мечом».

Рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства про­дол­жа­лось на Руси в тече­ние веков. Хотя и позд­нее были слу­чаи, когда оно утвер­жда­лось насиль­ствен­но, все же пред­по­чти­тель­нее ока­зал­ся путь посте­пен­но­го про­све­ще­ния. Хри­сти­ан­ство при­нес­ло на Русь уче­ние о еди­ном Боге, бла­гую весть о Хри­сте. Оно спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию куль­ту­ры и обра­зо­ва­ния. Замет­но улуч­ши­лись нра­вы, ото­шли в про­шлое мно­гие жесто­кие обы­чаи. Появи­лись пер­вые бого­слу­жеб­ные кни­ги, пере­ве­ден­ные с гре­че­ско­го язы­ка вели­ки­ми про­све­ти­те­ля­ми Кирил­лом и Мефо­ди­ем, ста­ли вестись исто­ри­че­ские лето­пи­си, стро­и­лись хра­мы, откры­ва­лись шко­лы. Все это под­ня­ло рус­скую куль­ту­ру на каче­ствен­но новый уровень.

На момент «кре­ще­ния Руси» хри­сти­ан­ская Цер­ковь была еди­ной (раз­де­ле­ние ее на като­ли­че­скую и пра­во­слав­ную про­изо­шло в 1054 г.). Посколь­ку Рус­ская Цер­ковь под­чи­ня­лась кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху, то после рас­ко­ла 1054 г. она так и оста­лась под его управ­ле­ни­ем, т.е. пра­во­слав­ной. После паде­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в сере­дине XV века Мос­ков­ская Русь ока­за­лась един­ствен­ным пра­во­слав­ным госу­дар­ством. В резуль­та­те роди­лась идея о Москве, как «Тре­тьем Риме» и един­ствен­ной хра­ни­тель­ни­це «истин­ной веры».

Но под­лин­ное духов­ное состо­я­ние наро­да, да и самой Церк­ви было дале­ко от совер­шен­ства. Для мно­гих рус­ских людей един­ствен­ной духов­ной шко­лой был храм, но они пло­хо пони­ма­ли смысл про­ис­хо­дя­ще­го на бого­слу­же­нии. Несколь­ко веков на Руси сохра­ня­лось двое­ве­рие, т.е. одно­вре­мен­ное почи­та­ние Хри­ста и язы­че­ских богов. Да и позд­нее в наро­де сохра­ни­лось мно­же­ство язы­че­ских пове­рий и пред­рас­суд­ков. Хри­сти­ан­ским иде­а­лом счи­та­лось мона­ше­ство, но оно было дале­ко от реаль­ной жиз­ни с ее забо­та­ми и про­бле­ма­ми. Поэто­му мно­гие про­стые миряне небреж­но отно­си­лись к сво­е­му спа­се­нию, счи­тая, что их гре­хи отпу­стит свя­щен­ник и отмо­лят монахи.

Дол­гое вре­мя (до кон­ца XV века) на Руси отсут­ство­вал даже пол­ный свод биб­лей­ских книг на цер­ков­но-сла­вян­ском язы­ке. В хра­мах и мона­сты­рях име­лись толь­ко те кни­ги, кото­рые, соглас­но кано­ну, чита­лись на бого­слу­же­ни­ях (напри­мер, Псал­тырь). Суще­ство­вал поря­док руко­по­ло­же­ния слу­жи­те­лей «за мзду», т.е. за пла­ту, так что неред­ко свя­щен­ни­ка­ми и епи­ско­па­ми ста­но­ви­лись люди, не имев­шие духов­но­го при­зва­ния, склон­ные к среб­ро­лю­бию. Все это вызы­ва­ло воз­му­ще­ние искрен­них хри­сти­ан, кото­рые жаж­да­ли вер­нуть­ся к чисто­те ран­не­го хри­сти­ан­ства, неза­мут­нен­но­го чело­ве­че­ски­ми тра­ди­ци­я­ми и послаб­ле­ни­я­ми. Навер­но, не слу­чай­но рели­ги­оз­ные воль­но­дум­цы появи­лись имен­но в Пско­ве и Нов­го­ро­де – горо­дах евро­пей­ско­го зна­че­ния, кото­рые сла­ви­лись сво­им высо­ким уров­нем гра­мот­но­сти, а глав­ное – сво­бо­до­лю­би­ем сво­их граждан.

В 70‑е годы XIV века в Пско­ве, а затем и в Нов­го­ро­де появи­лись «стри­голь­ни­ки». Во гла­ве дви­же­ния сто­я­ли некто Карп и дья­кон Ники­та (по одной из вер­сий – стри­голь­ник, т.е. парик­ма­хер, по дру­гой «рас­стри­га», т.е. монах, воз­вра­тив­ший­ся в мир; отсю­да назва­ние все­го дви­же­ния стригольники).

Стри­голь­ни­ки счи­та­ют­ся пред­те­ча­ми еван­гель­ско­го дви­же­ния, хотя, конеч­но, не были про­те­стан­та­ми в нашем совре­мен­ном пони­ма­нии. Эти люди про­по­ве­до­ва­ли о том, что цер­ковь долж­на соот­вет­ство­вать сво­е­му высо­ко­му назна­че­нию, миряне, а тем более слу­жи­те­ли долж­ны вести жизнь чест­ную и достой­ную хри­сти­а­ни­на. Стри­голь­ни­ки не отвер­га­ли пра­во­слав­но­го уче­ния, но кри­ти­ко­ва­ли духо­вен­ство и мона­хов за среб­ро­лю­бие, счи­та­ли, что цер­ков­ные слу­жи­те­ли, постав­лен­ные «на мзде» (т.е. за пла­ту), сами берут мзду и ведут недо­стой­ную жизнь, а, зна­чит, совер­ша­е­мые ими таин­ства не име­ют бла­го­да­ти. По этой при­чине стри­голь­ни­ки не ходи­ли в пра­во­слав­ные хра­мы, а про­во­ди­ли осо­бые собра­ния. Учи­те­ля­ми изби­ра­лись про­стые люди, без цер­ков­но­го сана, но извест­ные чест­ной хри­сти­ан­ской жиз­нью. Стри­голь­ни­ки име­ли и свои кни­ги, кото­рые, к сожа­ле­нию, не сохранились.

Дви­же­ние шири­лось, к нему при­со­еди­ни­лись мно­гие пско­ви­чи и нов­го­род­цы, но все же в гла­зах боль­шин­ства совре­мен­ни­ков стри­голь­ни­ки оста­лись непо­ня­ты­ми ере­ти­ка­ми. В 1375 г. тол­па нов­го­род­цев изби­ла и сбро­си­ла с моста в Вол­хов трех руко­во­ди­те­лей стригольников.

Гоне­ни­ям под­верг­лись и осталь­ные «ере­ти­ки», но дви­же­ние на этом не закон­чи­лось. Тай­ные общи­ны сохра­ни­лись. Даже 100 лет спу­стя в исто­ри­че­ских лето­пи­сях и доку­мен­тах встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния о стригольниках.

Более того все боль­ше пра­во­слав­ных при­хо­ди­ло к тем же выво­дам, что и стри­голь­ни­ки: слу­же­ние Богу – это при­зва­ние, кото­рое недо­стой­но поку­пать за день­ги. В 1503 г. цер­ков­ный собор в Москве отме­нил руко­по­ло­же­ния за пла­ту. Так стри­голь­ни­ки одер­жа­ли исто­ри­че­скую побе­ду – хотя и доро­гой ценой.

Кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук Татья­на Никольская