Став­ро­поль­ское дело

«Став­ро­поль­ское дело откры­ва­ет „ящик Пан­до­ры“ для само­го широ­ко­го пре­сле­до­ва­ния граж­дан по идео­ло­ги­че­ским моти­вам» (рели­гио­вед Роман Лункин).

«Пор­тал-Credo. Ru»: В Став­ро­по­ле граж­да­ни­на Рос­сии судят за то, что он ска­зал «Бога нет». Это было вос­при­ня­то как уго­лов­ное пре­ступ­ле­ние — оскорб­ле­ние чувств веру­ю­щих. Как бы Вы мог­ли про­ком­мен­ти­ро­вать эту ситуацию?

Роман Лун­кин: Я думаю, что этот про­цесс очень хоро­шо пока­зы­ва­ет все отри­ца­тель­ные сто­ро­ны судеб­но­го про­из­вод­ства, кото­рые сей­час есть в Рос­сии. Это про­из­вод­ство часто направ­ле­но про­тив людей, выска­зы­ва­ю­щих какое-либо мне­ние, про­тив рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций, то есть это судеб­ные раз­би­ра­тель­ства идут по идео­ло­ги­че­ским мотивам.

Сего­дня все такие дела вос­при­ни­ма­ют как-то буд­нич­но, как нечто обыч­ное, хотя совер­шен­но оче­вид­но, что если чело­ве­ка судят за какие-то мыс­ли, выска­зы­ва­ния, кото­рые не свя­за­ны с пря­мы­ми или кос­вен­ны­ми при­зы­ва­ми к каким-нибудь пре­ступ­ле­ни­ям, к агрес­сии, это явля­ет­ся нару­ше­ни­ем прав чело­ве­ка и здра­во­го смысл в целом.

Мы сами себя загна­ли в эту идео­ло­ги­че­скую ловуш­ку пре­сле­до­ва­ния людей и рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций по идео­ло­ги­че­ским моти­вам и при­чи­нам. В рам­ках дан­ной ловуш­ки и воз­ни­ка­ют все эти про­ти­во­ре­чия доволь­но абсурд­ные, кото­рые сей­час широ­ко обсуж­да­ют­ся в прес­се. Эти про­ти­во­ре­чия свя­за­ны с пре­тен­зи­я­ми про­ку­ра­ту­ры и с про­ве­де­ни­ем экс­пер­ти­зы в рам­ках дан­но­го дела, что при­во­дит к совер­шен­но абсурд­но­му выво­ду: чело­ве­ка нуж­но судить толь­ко за заяв­ле­ние, что «Бога нет».

Здесь еще есть один инте­рес­ный момент: гла­ва дум­ско­го коми­те­та Яро­слав Нилов сра­зу обо­зна­чил свою пози­цию, что нель­зя судить за выска­зы­ва­ние, что «Бога нет», но бло­ге­ра яко­бы судят не за его выска­зы­ва­ния, а за то, что эти выска­зы­ва­ния сопро­вож­да­лись нецен­зур­ной бра­нью. На самом деле, если бы это было так, то это было бы некое адми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, но мы видим, что про­цесс име­ет уго­лов­ное зву­ча­ние — бло­ге­ра соби­ра­ют­ся судить все-таки за «оскорб­ле­ние рели­ги­оз­ных чувств».

— Поче­му такая ситу­а­ция сло­жи­лась? Какую цель пре­сле­ду­ют сле­до­ва­те­ли и истцы?

— Это доста­точ­но инте­рес­но. Ника­кой слу­чай­но­сти в про­ис­хо­дя­щем нет, пото­му что к это­му логи­че­ски при­ве­ло раз­ви­тие зако­но­да­тель­ства и судеб­ной систе­мы, кото­рое шло уже в послед­ние деся­ти­ле­тия, но осо­бен­но актив­но с 2012 года, после того как воз­ник­ло дело «Pussy Riot», кото­рое так­же было свя­за­но с оскорб­ле­ни­ем рели­ги­оз­ных чувств и при­ве­ло к появ­ле­нию новой ста­тьи, по кото­рой мож­но судить за оскорб­ле­ние рели­ги­оз­ных чувств, то есть люди узна­ли о том, что у них есть рели­ги­оз­ные чувства.

Вто­рой момент — это борь­ба с экс­тре­миз­мом и то, что пра­во­за­щит­ни­ки назы­ва­ют непра­во­мер­ной анти­экс­тре­мист­ской дея­тель­но­стью. Пото­му что пред­ста­ви­те­ли про­ку­ра­ту­ры не про­сто выду­мы­ва­ют ква­ли­фи­ка­цию. Они смот­рят закон, где оскорб­ле­ние рели­ги­оз­ных чувств и есть доволь­но широ­кое поня­тие об экс­тре­миз­ме, дан­ное в законе об экс­тре­мист­ской деятельности.

— Это поня­тие не име­ет правовойопределенности?

— Да, и в дан­ном слу­чае опять же совер­шен­но оче­вид­но, что здесь пол­но­стью всю вину воз­ла­гать на орга­ны про­ку­ра­ту­ры нель­зя. Даже в деле по пово­ду запре­та аятов Кора­на реше­ние о запре­те при­ни­мал Южно-Саха­лин­ский суд. И судья в узко-пра­во­вом юри­ди­че­ском смыс­ле была, в прин­ци­пе, пра­ва, посколь­ку экс­пер­ти­за сде­ла­ла вывод, что в аятах есть про­па­ган­да пре­вос­ход­ства одной рели­гии над дру­гой и одной идео­ло­гии над дру­гой. И судья про­сто посмот­ре­ла опре­де­ле­ние экс­тре­миз­ма в законе об экс­тре­мист­ской дея­тель­но­сти и вынес­ла реше­ние. То же самое про­ис­хо­дит и здесь. То есть здесь откры­ва­ет­ся такой ящик Пан­до­ры для более широ­ко­го пре­сле­до­ва­ния граж­дан по идео­ло­ги­че­ским при­чи­нам и мотивам.

— В рос­сий­ской Кон­сти­ту­ции запи­са­но, что у нас нет одной общей идеологии.

— В дан­ном слу­чае зако­но­да­тель­ство поз­во­ля­ет пре­сле­до­вать неза­ви­си­мо от того, есть ли у госу­дар­ства идео­ло­гия или нет. Полу­ча­ет­ся, что это пре­сле­до­ва­ния на пустом месте. Без­услов­но, есть какое-то коли­че­ство дел, свя­зан­ных с осуж­де­ни­ем экс­тре­ми­стов, реаль­ных тер­ро­ри­стов или чле­нов запре­щен­ных в РФ орга­ни­за­ций. Но что каса­ет­ся подоб­ных дел, не свя­зан­ных напря­мую с экс­тре­миз­мом и ско­рее абсо­лют­но идео­ло­ги­че­ских, то здесь воз­ни­ка­ет вопрос, на кото­рый я не могу отве­тить: кого защи­ща­ет про­ку­ра­ту­ра и какую идео­ло­гию? Мож­но ска­зать, что это защи­та пра­во­сла­вия и пра­во­слав­ной Церк­ви, но такая защи­та пра­во­сла­вию осо­бо не нуж­на. Вряд ли Цер­ковь высту­па­ла с тре­бо­ва­ни­ем защи­тить ее от како­го-то бло­ге­ра, кото­рый напи­сал «Бога нет». Здесь нет логи­ки и нет смыс­ла. И искать какой-то смысл даже и не хочет­ся в тако­го рода делах.

Здесь, мне кажет­ся, созда­ют­ся такие идео­ло­ги­че­ские фан­то­мы поми­мо воли федеральногоруководства и поми­мо воли цер­ков­но­го руко­вод­ства. То есть такие идео­ло­ги­че­ские фантомыи про­ти­во­ре­чия, кото­рые, по сути, разделяетобщество, и ведут к появ­ле­нию все боль­ше­го коли­че­ства дел, свя­зан­ных с дис­кри­ми­на­ци­ей как рели­ги­оз­ных мень­шинств, так и отдель­ных граж­дан, кото­рые поз­во­ля­ют себе какие-то неосто­рож­ные высказывания.

— Раз­ве выска­зы­ва­ние «Бога нет» неосторожное?

— Это без­обид­ное выска­зы­ва­ние и оста­ва­лось бы без­обид­ным, если бы не воз­ник­ло иско­вое заяв­ле­ние и тако­го рода экс­пер­ти­за, если бы не закру­тил­ся этот махо­вик судеб­но­го пре­сле­до­ва­ния и если бы не было сде­ла­но все для того, что­бы такие судеб­ные про­цес­сы про­хо­ди­ли доволь­но глад­ко, и людей мож­но было судить на этом основании.

Подоб­ные ситу­а­ции и фан­то­мы воз­ни­ка­ют из-за того, что и Цер­ковь, и власть в какой-то момент про­сто реши­ли, что рос­сий­ско­му обще­ству по суще­ству не нуж­на демо­кра­ти­че­ская систе­ма, не нуж­ны демо­кра­ти­че­ские цен­но­сти. В какой-то момент — мне кажет­ся, это про­изо­шло после 2012 года — Цер­ковь и власть вме­сте поте­ря­ли остат­ки дове­рия к обще­ству, и поэто­му обра­ща­ют­ся с граж­да­на­ми недо­стой­но, желая нака­зать всех, кто как-то пыта­ет­ся под­нять голо­ву или сде­лать какое-то такое яркое неосто­рож­ное заявление.

Бесе­до­вал Вла­ди­мир Ойвин, 
«Пор­тал-Credo. Ru»