Осо­бая ответ­ствен­ность отца

Рас­смат­ри­вая тему хри­сти­ан­ской семьи, обра­тим вни­ма­ние на при­чи­ны про­блем в семьях – в вос­пи­та­нии детей, во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях мужа и жены, в пове­де­нии каж­до­го из нас. Гово­ря о семье, мы сра­зу долж­ны напра­вить наше раз­мыш­ле­ние на отца, у кого в семье самая боль­шая ответ­ствен­ность. Такую уста­нов­ку дал Гос­подь, и спра­ши­вал Он преж­де все­го с Ада­ма. В Эде­ме Ева вку­си­ла запрет­ный плод, а Бог под­хо­дит и гово­рит: «Адам, где ты? Не ел ли ты?» Он спра­ши­ва­ет с гла­вы семьи.

Вспом­ним слу­чай из жиз­ни Иису­са Хри­ста, когда Он исце­лил боль­но­го в Вифез­де. К Гос­по­ду подо­шли фари­сеи и книж­ни­ки, ста­ли упре­кать Его и осуж­дать, поче­му Он такие дела дела­ет в субботу.

«Иисус же гово­рил им: Отец Мой доныне дела­ет, и Я делаю. И еще более иска­ли убить Его Иудеи за то, что Он не толь­ко нару­шал суб­бо­ту, но и Отцом Сво­им назы­вал Бога, делая Себя рав­ным Богу. На это Иисус ска­зал: истин­но, истин­но гово­рю вам: Сын ниче­го не может тво­рить Сам от Себя, если не уви­дит Отца тво­ря­ще­го: ибо, что тво­рит Он, то и Сын тво­рит так­же. Ибо Отец любит Сына и пока­зы­ва­ет Ему все, что тво­рит Сам; и пока­жет Ему дела боль­ше сих, так что вы уди­ви­тесь. Ибо, как Отец вос­кре­ша­ет мерт­вых и ожив­ля­ет, так и Сын ожив­ля­ет, кого хочет. Ибо Отец и не судит нико­го, но весь суд отдал Сыну, дабы все чти­ли Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, послав­ше­го Его… Я ниче­го не могу тво­рить Сам от Себя. Как слы­шу, так и сужу, и суд Мой пра­ве­ден; ибо не ищу Моей воли, но воли послав­ше­го Меня Отца» (Ин. 5:17–23, 30).

Про­чи­тан­ный текст Писа­ния направ­ля­ет на раз­мыш­ле­ние о тес­ной вза­и­мо­свя­зи Отца Небес­но­го и Сына Его, Иису­са Хри­ста. Эта вза­и­мо­связь – фун­да­мент и осно­ва здо­ро­вой семей­ной жизни.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОТЦОМ

«…Хотя Он и Сын, одна­ко стра­да­ни­я­ми навык послу­ша­нию…» (Евр. 5:8).

Гос­подь Иисус Хри­стос ука­зал, что жизнь, слу­же­ние, поступ­ки, пове­де­ние, – все зави­сит от вза­и­мо­свя­зи Его с Отцом Небес­ным. Он доба­вил, что Сын не может тво­рить Сам от Себя, если не уви­дит Отца тво­ря­ще­го, ибо что тво­рит Он, то и Сын тво­рит. Как Сын Божий, будучи на зем­ле, Иисус пока­зал вза­и­мо­связь Его с Отцом, посто­ян­ную зави­си­мость от Отца, глу­бо­кое сми­ре­ние и послу­ша­ние. Он гово­рит, что не ищет воли Сво­ей, но воли Отца Небесного.

Пере­не­сем­ся теперь на нашу семей­ную жизнь, лич­ное хож­де­ние, вос­пи­та­ние детей, их насто­я­щее и буду­щее. Сло­во Божие гово­рит, что само­про­из­воль­но ниче­го не про­ис­хо­дит. Все­гда, все­гда дол­жен быть при­мер для под­ра­жа­ния. Для Сына Божия это – Отец Небес­ный, и Хри­стос гово­рит, что Он от Себя ниче­го не тво­рит, но что видит в Отце, то тво­рит. Что ска­жет Отец, то и дела­ет. Иисус не ищет Сво­ей воли, но воли послав­ше­го Его Отца.

Рас­суж­дая о хри­сти­ан­ской семье, мы можем думать, что все зави­сит от того, как стро­го будет вести свою жизнь отец. Как он строг будет к жене, к детям. Мы боль­ше рас­суж­да­ем о том, что отец дол­жен делать. Нака­зы­вать детей роз­гой – да, мы чита­ем эти места. Но самое глав­ное, от чего зави­сит пове­де­ние детей – ниче­го не тво­рить само­му от себя, если не видеть отца творящего.

Дети смот­рят на отца, хотят видеть в нем при­мер для под­ра­жа­ния. Осно­ва в этом – не в роз­ге, не в гру­бых сло­вах, не в кри­ке отца. Дети видят отца тво­ря­ще­го. Они смот­рят, видят, впи­ты­ва­ют, как губ­ка. Слу­чай­но это не полу­ча­ет­ся. Сло­во Божье нас направ­ля­ет, доро­гие роди­те­ли, к тому, что­бы мы ста­ли пред­ме­том под­ра­жа­ния. Доро­гой отец и муж, ты дол­жен быть пред­ме­том под­ра­жа­ния жене, детям.

ПРИМЕР ПОДРАЖАНИЯ

Свя­той апо­стол Павел в сво­их Посла­ни­ях неод­но­крат­но обра­ща­ет вни­ма­ние на то, от чего зави­сит успех духов­ной жиз­ни: «И вы сде­ла­лись под­ра­жа­те­ля­ми нам и Гос­по­ду, при­няв­ши сло­во при мно­гих скор­бях с радо­стью Духа Свя­то­го…» (1 Фес. 1:6).

«Вы сде­ла­лись под­ра­жа­те­ля­ми нам и Гос­по­ду», – так ска­зал он о веру­ю­щих, кото­рые уве­ро­ва­ли от его про­по­ве­ди. Они виде­ли в апо­сто­ле Пав­ле, в его сотруд­ни­ках достой­ную жизнь. Ниже он гово­рит так: «Сви­де­те­ли вы и Бог, как свя­то и пра­вед­но и без­уко­риз­нен­но посту­па­ли мы перед вами, веру­ю­щи­ми…» (2:10). Вот отку­да начи­на­ют­ся поступ­ки. Они виде­ли, как свя­то и без­уко­риз­нен­но посту­па­ли апо­сто­лы, како­во было их пове­де­ние, жизнь, и ста­ли под­ра­жа­те­ля­ми им, а потом и Господу.

«Ибо вы сами зна­е­те, как долж­ны вы под­ра­жать нам; ибо мы не бес­чин­ство­ва­ли у вас, ни у кого не ели хле­ба даром, но зани­ма­лись тру­дом и рабо­тою ночь и день, что­бы не обре­ме­нить кого из вас, – не пото­му, что­бы мы не име­ли вла­сти, но что­бы себя самих дать вам в обра­зец для под­ра­жа­ния нам» (2 Фес. 3:7–9). Вот отку­да успех. Когда дети видят в тебе, во мне при­мер под­ра­жа­ния, когда они видят твою свя­тую жизнь, как пра­вед­но ты посту­па­ешь, – тогда и они ста­но­вят­ся под­ра­жа­те­ля­ми, т.е. ста­ра­ют­ся так же жить.

Иисус ска­зал, что видит Отца тво­ря­ще­го. И что ска­жет Отец, то Он и дела­ет. Так точ­но в семье нуж­но учить.

В под­лин­ном зна­че­нии «учить» – пока­зать на при­ме­ре. Выпол­ни сам и ска­жи: «Вот так нуж­но. Возь­ми в руку вот так инстру­мент, сде­лай так». Это кро­пот­ли­вый труд.

Апо­стол Павел гово­рит Тимо­фею: «Вну­шая сие бра­ти­ям, будешь доб­рый слу­жи­тель Иису­са Хри­ста, пита­е­мый сло­ва­ми веры и доб­рым уче­ни­ем, кото­ро­му ты после­до­вал» (1 Тим. 4:6). Ока­зы­ва­ет­ся, нуж­но еще и вну­шать. Вну­шать сло­ва­ми веры, доб­рым уче­ни­ем, настав­лять. Вот тогда это будет при­мер для подражания.

Доро­гие роди­те­ли, чем заня­ты мы? Что видят в тебе, во мне? Чему мы учим? Вну­шай – это уде­ляй доста­точ­но вре­ме­ни, пока он не пой­мет, объ­яс­няй. Апо­стол гово­рит: «Мы про­си­ли и убеж­да­ли и умо­ля­ли посту­пать достой­но Бога» (1 Фес. 2:12). Вот чем дости­га­ет­ся поло­жи­тель­ный результат.

Не думай­те, что роз­га помо­жет. Муд­рость Божия гово­рит нака­зы­вать сына, пока есть надеж­да, т.е. когда он еще малень­кий. Да, тогда нака­зы­вай. А потом? А потом надо убеж­дать, про­сить, вну­шать – тогда это оста­вит долж­ные послед­ствия в жиз­ни. Вот это фун­да­мент хри­сти­ан­ской семьи.

ПУТЕВЫЕ ЗНАКИ

Сло­во Божье, обра­щен­ное к Изра­и­лю через про­ро­ка Иере­мию, гово­рит: «Не доро­гой ли у Меня сын Ефрем? не люби­мое ли дитя? ибо, как толь­ко заго­во­рю о нем, все­гда с любо­вью вос­по­ми­наю о нем; внут­рен­ность Моя воз­му­ща­ет­ся за него; уми­ло­сер­жусь над ним, гово­рит Гос­подь. Поставь себе путе­вые зна­ки, поставь себе стол­бы, обра­ти серд­це твое на доро­гу – на путь, по кото­ро­му ты шла» (Иер. 31:20–21).

Ока­зы­ва­ет­ся, убеж­дать, настав­лять, про­сить и умо­лять надо с глу­бо­ким чув­ством уми­ле­ния. Уми­ло­сер­жусь, гово­рю все­гда с любо­вью. Это мето­ды воспитания,фундамент семьи. А потом Гос­подь гово­рит: «Поставь себе путе­вые зна­ки, поставь себе стол­бы». Для кого нуж­ны путе­вые зна­ки? Для того, кто про­шел, или для того, кто будет идти? Для того, кто будет идти. Про­шел – поставь путе­вой знак для сына, для доче­ри, что­бы они посмот­ре­ли. Рас­ска­жи им, как ты сле­до­вал за Гос­по­дом, рас­ска­жи моло­до­му поко­ле­нию, как дело Божие совер­ша­ли отцы.

Без про­шло­го не может быть буду­ще­го. Неко­то­рые счи­та­ют, что они жили в дру­гую эпо­ху, а сей­час уже дру­гое вре­мя. О, увы, ковар­ная ошиб­ка… Поставь путе­вые зна­ки – о том, как совер­ша­лось дело Божие, как хра­ни­лась семья, дале­ки были раз­во­ды, не было поня­тия о раз­де­ле­ни­ях. Без путе­вых зна­ков стра­да­ет семей­ный устой. Дети могут гово­рить: «Вы тогда жили, а мы сей­час живем». Это совре­мен­ный модер­низм, под­стра­и­ва­ние под сего­дняш­нюю жизнь, под этот мир. А семья рушится.

В 18 лет он уже ушел из дому. В чем дело? Мно­го ли ты поси­дел с ним, убеж­дал его, вра­зум­лял, бесе­до­вал с ним по душам, вну­шал? Или, быть может, было толь­ко стро­гое сло­во, роз­га, твой крик в семье, оже­сто­чив­ший его душу? Он закрыл­ся, отго­ро­дил­ся от тебя. Потом гово­рить ему бесполезно.

Хри­сти­ан­ская семья зиждет­ся на дру­гих кри­те­ри­ях. Вот он, Боже­ствен­ный прин­цип: «Что слы­ша­ли мы и узна­ли, и отцы наши рас­ска­за­ли нам, не скро­ем от детей их, воз­ве­щая роду гря­ду­ще­му сла­ву Гос­по­да, и силу Его, и чуде­са Его, кото­рые Он сотво­рил. Он поста­но­вил устав в Иако­ве и поло­жил закон в Изра­и­ле, кото­рый запо­ве­дал отцам нашим воз­ве­щать детям их, что­бы знал гря­ду­щий род, дети, кото­рые родят­ся, и что­бы они в свое вре­мя воз­ве­ща­ли сво­им детям, – воз­ла­гать надеж­ду свою на Бога и не забы­вать дел Божи­их, и хра­нить запо­ве­ди Его, и не быть подоб­ны­ми отцам их, роду упор­но­му и мятеж­но­му, неустро­ен­но­му серд­цем и невер­но­му Богу духом сво­им» (Пс. 77:3–8).

Богу угод­но было на стра­ни­цах Писа­ния запе­чат­леть эти исти­ны. Не скро­ем от детей наших, ведь воз­ве­щать гря­ду­ще­му роду мы долж­ны, обя­за­ны, что­бы они при­ня­ли сло­ва, пита­е­мые верой и доб­рым уче­ни­ем. Толь­ко тогда они прой­дут даль­ше, и жизнь их буду­щих семей будет в пра­виль­ном русле.

ВНУШАЙ

Во Вто­ро­за­ко­нии ска­за­но: «вну­шай детям». Когда? – «Сидя в доме тво­ем и идя доро­гою, и ложась и вста­вая; и навя­жи их в знак на руку твою, и да будут они повяз­кою над гла­за­ми тво­и­ми» (6:7- 8).

Как мно­го надо, что­бы защи­тить свое буду­щее насле­дие от вли­я­ния это­го мира!

Доро­гой отец! Тебя, может быть, неде­ля­ми не было в семье, а ты ждешь потом бла­го­по­лу­чия детей?! За них ты будешь отве­чать перед Богом, у них потом может семья раз­ру­шить­ся. Поче­му мы ино­гда рас­суж­да­ем о про­бле­мах, реша­ем их, но не дума­ем, како­вы при­чи­ны, порож­да­ю­щие эти про­бле­мы? Сло­во Божье гово­рит, что Бог не чело­век, Он не так будет спра­ши­вать. Иисус Хри­стос в прит­че о брач­ном пире спра­ши­ва­ет оде­то­го в небрач­ную одеж­ду: «Друг, как ты сюда попал?» Тот мол­чал. Если ты не дал доб­рый при­мер под­ра­жа­ния сво­им детям, гово­рить Богу будет нечего.

Хри­стос все­гда под­ра­жал Отцу Небес­но­му, испол­нял толь­ко волю Его; Он видел Отца тво­ря­ще­го и так ста­рал­ся посту­пать. Когда Ему было 12 лет, Мария и Иосиф воз­вра­ща­лись домой после покло­не­ния в хра­ме, и по доро­ге назад Его поте­ря­ли. Нача­ли искать, и толь­ко на тре­тий день нашли Иису­са. И где? – В хра­ме. На вопрос: «Чадо, что Ты сде­лал с нами?» после­до­вал ответ: «Раз­ве вы не зна­ли, что Мне долж­но пре­бы­вать в том, что при­над­ле­жит Отцу Мое­му?» Хри­стос или дома, или в хра­ме – Он не на вече­рин­ках с дру­зья­ми. Он с юно­сти впи­тал то, что при­над­ле­жит Отцу. Он счи­тал, что это Его удел, Его место. Доро­гой отец, а где твой сын?

Моло­дежь, от это­го будет зави­сеть ваша буду­щая семей­ная жизнь. Вспом­ним, как было с Изра­иль­ским наро­дом. Когда они вошли в Хана­ан­скую зем­лю, пока были живы Иисус Навин и ста­рей­ши­ны, народ поль­зо­вал­ся бла­го­сло­ве­ни­ем Гос­под­ним, жил в стра­хе Божьем. «Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Гос­по­день, будучи ста деся­ти лет, и похо­ро­ни­ли его в пре­де­ле уде­ла егов Фам­наф-Сараи, на горе Ефре­мо­вой, на север от горы Гаа­ша; и когда весь народ оный ото­шел к отцам сво­им, и вос­стал после них дру­гой род, кото­рый не знал Гос­по­да и дел Его, какие Он делал Изра­и­лю, – тогда сыны Изра­и­ле­вы ста­ли делать злое пред оча­ми Гос­по­да и ста­ли слу­жить Ваа­лам; оста­ви­ли Гос­по­да Бога отцов сво­их, Кото­рый вывел их из зем­ли Еги­пет­ской, и обра­ти­лись к дру­гим богам, богам наро­дов, окру­жав­ших их, и ста­ли покло­нять­ся им, и раз­дра­жи­ли Гос­по­да; оста­ви­ли Гос­по­да и ста­ли слу­жить Ваа­лу и Астар­там» (Суд. 2:8–13).

Мы ска­жем: «Ну, это было с ними, у нас так не полу­чит­ся». О, как близ­ко наше вре­мя к тому времени!

Когда-то апо­сто­лы Петр и Иоанн шли в храм, и сидел хро­мой нога­ми. Петр ска­зал: «Взгля­ни на нас». Про­ве­дем ана­ло­гию. Апо­стол Павел гово­рит ему под­ра­жать и смот­реть на тех, кото­рые посту­па­ют по образ­цу, уви­ден­но­му в них. Все мень­ше оста­ет­ся тех, на кото­рых мож­но взгля­нуть и видеть в них при­мер под­ра­жа­ния. Чаще – разочарование.

Уйдет когда-то «Иисус Навин» – и все мень­ше оста­нет­ся тех ста­рич­ков, ста­ру­шек, кото­рые жили верою, глу­бо­ким упо­ва­ни­ем; тех, кото­рые в про­сто­те, но в бла­го­го­ве­нии, в стра­хе совер­ша­ли дело Божье, устро­я­ли помест­ные церк­ви. Тре­во­га о буду­щем поко­ле­нии не пере­ста­ет зву­чать в наших душах. Что будет дальше?

ПИРОЖКИ ДЛЯ БОГИНИ

Поня­тие о хри­сти­ан­ской семье, о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях мужа с женой рушат­ся. А как у меня? Духов­ная тра­ге­дия Изра­и­ля про­изо­шла от непо­слу­ша­ния и из-за укло­не­ния от исти­ны. С ними про­изо­шло то, что ска­зал Гос­подь через про­ро­ка Иере­мию: «Не видишь ли, что они дела­ют в горо­дах Иудеи и на ули­цах Иеру­са­ли­ма? Дети соби­ра­ют дро­ва, а отцы раз­во­дят огонь, и жен­щи­ны месят тесто, что­бы делать пирож­ки для боги­ни неба и совер­шать воз­ли­я­ния иным богам, что­бы огор­чать Меня. Но Меня ли огор­ча­ют они? гово­рит Гос­подь; не себя ли самих к сты­ду сво­е­му?» (Иер. 7:17–19).

О, ужас! Духов­ная тра­ге­дия: дети соби­ра­ют дро­ва. Пошел сын и с ули­цы при­нес какую-то цепь на шее, какое-то оде­я­ние гре­хов­ное, а отец смот­рит – ниче­го, пой­дет. Раз­во­дит огонь – спо­соб­ству­ет это­му. А жен­щи­ны месят тесто: «Ну, сей­час вре­мя такое». Дочь сто­ит перед зер­ка­лом, укра­шая себя мир­ски­ми наря­да­ми, а мать поощ­ря­ет это. И дума­ем, что семья будет бла­го­по­луч­на? О, увы, не так – вся семья участ­ву­ет в отступ­ле­нии от исти­ны. Сей­час вре­мя раз­мыш­ле­ния, глу­бо­кой тре­во­ги за себя, за свою семью, за детей. Не спо­соб­ствую ли я отступ­ле­нию моих детей от исти­ны? Дети соби­ра­ют дро­ва… отцы раз­во­дят огонь… жен­щи­ны месят тесто. И вот тебе пиро­жок для боги­ни. Наря­ди­лась цепоч­ка­ми, наря­да­ми. Пиро­жок гото­вый… Сего­дня жени­лись, через три меся­ца раз­вод. Вот они, послед­ствия пирож­ков для боги­ни! А ведь ско­ро при­дет Господь.

Апо­стол Павел гово­рит: «Кто не любит Гос­по­да Иису­са Хри­ста, ана­фе­ма; маран-афа» (1 Кор. 16:22). Тра­ди­ци­он­но пони­ма­ют: «до при­ше­ствия Хри­ста». Но апо­стол пре­ду­пре­жда­ет, что ты сам себя отлу­ча­ешь от обще­ния с Богом. Ско­ро при­дет Гос­подь! Думай о том, в каком поло­же­нии ты и твоя семья.

КОМУ ВЫ ПОДРАЖАЕТЕ?

Бра­тья и сест­ры, сего­дня вре­мя пере­смот­реть свое отно­ше­ние к Богу, под­ра­жа­ние Ему. Доро­гие дети, кому вы под­ра­жа­е­те: Богу или это­му миру?

Доро­гой отец, видел ли твой ребе­нок дра­го­цен­ный при­мер под­ра­жа­ния в тво­ей жиз­ни, что­бы испра­вить свою жизнь? Апо­стол Павел при­зы­ва­ет: «…под­ра­жай­те Богу, как чада воз­люб­лен­ные…» (Еф. 5:1).

Под­ра­жай Богу, а не это­му миру – толь­ко тогда твоя семья сохра­нит­ся. Ско­ро Гос­подь гря­дет. Ска­жем ли мы: «Вот я и дети, кото­рых Ты дал мне»? Или: «Вот я, а дети поте­ря­лись»? Порас­суж­дай, побудь наедине с Богом, испо­ве­дуй­ся и ска­жи: «Гос­по­ди, я не так жил… Дай мне смот­реть на Тебя, на Сына Божия, Кото­рый испол­нял толь­ко волю Отца Небес­но­го. Он не тво­рил Свою волю».

Воз­мож­но, так мно­го свое­во­лия, плот­ских и мир­ских пла­нов, кото­рые зани­ма­ют тебя цели­ком? Мне недав­но при­шлось быть неволь­ным сви­де­те­лем, как два отца вышли из Молит­вен­но­го дома. Они так гру­бо раз­го­ва­ри­ва­ли, почти скан­да­ли­ли о сво­ем биз­не­се, обви­няя друг дру­га. Доро­гие отцы, чем заня­ты вы сего­дня? Вый­дя из собра­ния, при­хо­дя домой, о чем вы гово­ри­те? Быва­ет тяже­ло слу­шать окру­жа­ю­щим, еще тяже­лее слу­шать Гос­по­ду. Он, когда смот­рит на нас, напол­ня­ет­ся глу­бо­ким сожа­ле­ни­ем о Сво­их детях.

Ско­ро при­дет Гос­подь, поэто­му пусть Он помо­жет нам ска­зать: «Гос­по­ди, дай мне испра­вить свою жизнь, как отца (мужа, дедуш­ки), что­бы она ста­ла при­ме­ром под­ра­жа­ния для дру­гих, а пове­де­ние мое и моих детей соот­вет­ство­ва­ло это­му». Не питай­те детей гре­хов­ны­ми, раз­врат­ны­ми пре­ле­стя­ми это­го мира. Не вози­те их в Гол­ли­вуд, не вози­те их в кази­но – там нет веру­ю­щих. Что­бы потом не гово­рить, поче­му дети чуж­ды к Богу, к церк­ви. Да, мы их пита­ем не тем, печем эти пирож­ки, а они нае­дят­ся и ста­но­вят­ся мерт­вы для Бога.

Когда-то мы пели такой псалом:

Бла­жен, кто муд­ро­сти высокой
Послу­шен серд­цем и умом,
Кто и в ноч­ной тиши глубокой
И при сия­нии дневном
Чита­ет Кни­гу ту святую,
Где силен Гос­по­да закон.
Он не пой­дет в бесе­ду злую,
На путь гре­ха не всту­пит он.
Ему не нужен путь разврата;
Он лиш­ний гость на том пиру,
Где брат обма­ны­ва­ет брата,
Сест­ра кле­ве­щет на сестру.
Ему не нужен празд­ник шумный,
Куда не вхо­дят стыд и честь;
И где царят раз­гул безумный,
Хула, зло­ре­чие и месть.

Бра­тья и сест­ры, поду­ма­ем: как мы вос­пи­ты­ва­ем детей? Где они нахо­дят­ся? Доро­гая моло­дежь, где вы про­во­ди­те вре­мя? Гос­подь гря­дет! Как вы гото­ви­тесь к буду­щей семей­ной жиз­ни? Чем пита­е­тесь? Кому под­ра­жа­е­те? Ска­жем: «Гос­по­ди, не остав­ляй нас, остань­ся с нами. Совер­ши пере­ме­ну в моей жиз­ни, что­бы я в готов­но­сти встре­тил Тебя. Аминь».

В. Н. Савинский.