Почи­та­ние родителей

Запо­ведь о почи­та­нии роди­те­лей — одна из важ­ней­ших в Писа­нии. Она дана вме­сте с зако­на­ми, кото­рые тре­бу­ют покло­нять­ся Еди­но­му Богу, тре­пет­но отно­сит­ся к чело­ве­че­ской жиз­ни, ува­жать чужую соб­ствен­ность, хра­нить свя­тость бра­ка (Исх. 20:12). Гос­подь жела­ет, что­бы в избран­ном наро­де была проч­ная связь меж­ду поко­ле­ни­я­ми, что­бы отдель­ные семьи и кла­ны ста­ли боль­шой, силь­ной семьей наро­да Божье­го. Это уста­нов­ле­ние Божие дано на все вре­ме­на. Отме­нить его не могут ника­кие жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства. Почте­ние к роди­те­лям долж­но выра­жать­ся не толь­ко в ува­жи­тель­ном отно­ше­нии к ним. Дети долж­ны обес­пе­чи­вать их в ста­ро­сти, сове­то­вать­ся с ними, при­ни­мая важ­ные реше­ния, и пом­нить, что роди­те­ли наде­ле­ны вла­стью бла­го­слов­лять от име­ни Бога.(Быт. 49:25).

Почте­ние к стар­шим в Биб­лии нераз­рыв­но свя­за­но со стра­хом Гос­под­ним. Невоз­мож­но пред­ста­вить себе покло­не­ние Богу без забо­ты о роди­те­лях. «Пред лицом седо­го вста­вай и почи­тай лицо стар­ца, и бой­ся Бога тво­е­го. Я Господь.»(Лев. 19:32). Почте­ние выра­жа­лось в том, что стар­цам отво­ди­лись луч­шие места в собра­нии, их сло­во было реша­ю­щим в суде, а благословение(в кото­ром они мог­ли и отка­зать) име­ло пер­во­сте­пен­ную важ­ность. Уча­стие стар­цев в жиз­ни обще­ства под­ра­зу­ме­ва­ло, что в нем есть муд­рость, поэто­му их отсут­ствие счи­та­лось тяже­лой поте­рей. (1Цар. 2:31). В Кни­ге Вто­ро­за­ко­ния, когда пред­ска­зы­ва­ет­ся наше­ствие заво­е­ва­те­лей, упо­ми­на­ет­ся, что этот без­бож­ный народ «не ува­жит лицо стар­ца» (Вт. 28:50). Забо­тить­ся о ста­ри­ках пове­ле­ва­ет Сам Бог. Неко­то­рым иуде­ям эта обя­зан­ность каза­лась тяж­кий бре­ме­нем, и они вся­че­ски пыта­лись от нее изба­вить­ся. Обли­чая лукав­ство фари­се­ев, Хри­стос упо­ми­на­ет суще­ство­вав­шую тогда прак­ти­ку: «Кто ска­жет отцу или мате­ри: «кор­ван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня поль­зо­вал­ся», – тому вы уже попус­ка­е­те ниче­го не делать для отца сво­е­го и мате­ри сво­ей, устра­няя сло­во Божие пре­да­ни­ем вашим…» (Мк. 7:11–13) Не желая обре­ме­нять себя забо­той о роди­те­лях, дети «посвя­ща­ли» свое иму­ще­ство Богу (хотя обряд был во мно­гом фик­тив­ным). Это дава­ло им мни­мое пра­во отка­зы­вать роди­те­лям в помо­щи. Хри­стос стро­го осу­дил этот обы­чай, в кото­ром появи­лась выс­шая фор­ма лице­ме­рия (Мк. 7:6).

Пятая запо­ведь содер­жит обе­то­ва­ние: «Почи­тай отца тво­е­го и мать твою, что­бы про­дли­лись дни твои на зем­ле, кото­рую Гос­подь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Забо­та о роди­те­лях обо­ра­чи­ва­ет­ся вели­ким бла­го­сло­ве­ни­ем, а нару­ше­ние запо­ве­ди при­во­дит к тра­ги­че­ским послед­стви­ям: «Зло­сло­вя­щий отца и мать смер­тью да умрет» (Мк. 7:10). Нака­за­ние исхо­дит от Бога: «Кто зло­сло­вит отца сво­е­го и свою мать, того све­тиль­ник погас­нет сре­ди глу­бо­кой тьмы» (Прит. 20:20), но в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на осу­ществ­ля­лось и через людей: «Кто зло­сло­вит отца сво­е­го или свою мать, того долж­но пре­дать смер­ти» (Исх. 21:17)

Новый Завет не отме­ня­ет пятую запо­ведь и не пре­умень­ша­ет ее важ­ность для веру­ю­щих. В посла­нии к ефе­ся­нам, опи­сы­вая те пере­ме­ны, кото­рые долж­ны про­ис­хо­дить в жиз­ни хри­сти­а­ни­на, Апо­стол Павел учит: «Дети, пови­нуй­тесь сво­им роди­те­лям в Гос­по­де, ибо сего тре­бу­ет спра­вед­ли­вость». Павел обра­ща­ет осо­бое вни­ма­ние на обе­то­ва­ние, кото­рое пред­на­зна­че­но и для сего­дняш­не­го хри­сти­а­ни­на: «… да будет тебе бла­го, и будешь дол­го­ле­тен на зем­ле» (Еф. 6:1–3).

С. Сан­ни­ков

Небла­го­дар­ный сын хуже чужо­го: это пре­ступ­ник, ибо сын не име­ет пра­ва быть рав­но­душ­ным к мате­ри. (Ги де Мопассан)

Бере­гись так­же, что­бы люди, заме­тив твое непо­чте­ние к роди­те­лям, не ста­ли сооб­ща пре­зи­рать тебя, и что­бы тебе не остать­ся вовсе без дру­зей, пото­му что, как толь­ко они заме­тят твою небла­го­дар­ность к роди­те­лям, никто не может быть уве­рен, что, сде­лав тебе доб­рое дело, полу­чит бла­го­дар­ность. (Сократ)

Что вы може­те сде­лать для укреп­ле­ния мира во всем мире? Иди­те домой и люби­те свою семью. (Мать Тереза)