И.С.Проханов до обращения

С само­го ран­не­го дет­ства он отли­чал­ся крот­ким и вдум­чи­вым харак­те­ром. В ран­ней юно­сти он любил уеди­нять­ся и меч­тать над кни­гою. Мыс­ли его вра­ща­лись око­ло самых корен­ных вопро­сов: о Боге, о душе, о жиз­ни и т. п.

В этот пери­од жиз­ни он испы­ты­вал осо­бые душев­ные вос­тор­ги, чув­ства уми­ле­ния и зна­ме­на­тель­ные душев­ные переживания.

Счи­та­ем не лиш­ним упо­мя­нуть из это­го пери­о­да два харак­тер­ных фак­та, сви­де­тель­ству­ю­щих о том, насколь­ко душа И. С. Про­ха­но­ва была чут­ка ко все­му про­ис­хо­див­ше­му с ним и вокруг него.

Одна­жды он пошел на про­гул­ку с ружьем вдоль бере­га бур­ли­во­го Тере­ка. На былин­ке сиде­ла птич­ка. Он выстре­лил, птич­ка ране­ная упа­ла. Тот­час он почув­ство­вал страш­ное душев­ное угры­зе­ние и даже потря­се­ние. Под­бе­жав к птич­ке и видя ее окро­вав­лен­ной и уми­ра­ю­щей, он, крас­ный от сты­да и вол­не­ния, цело­вал птич­ку и ста­рал­ся вдох­нуть в нее жизнь. Но увы, она скон­ча­лась. Как опу­щен­ный в воду, как раз­би­тый пара­ли­чом, едва вла­чил он ноги, идя домой. Несколь­ко дней после того он тос­ко­вал и решил нико­гда и ни при каких усло­ви­ях не брать ору­жие и не отни­мать ничью жизнь, что и сдер­жал свя­то пред Господом.

Дру­гой факт.

В этот пери­од жиз­ни он видел сон.

В город­ской сад, на камен­ной лест­ни­це, веду­щей в него, явля­ет­ся Хри­стос. Вни­зу вокруг лест­ни­цы огром­ная тол­па наро­да. Хри­стос при­горш­ня­ми берет золо­то и бро­са­ет в народ. Из всех людей боль­ше все­го золо­тых монет льет­ся к Ива­ну Про­ха­но­ву, но они у него не задер­жи­ва­ют­ся ни на мину­ту. А текут через его суму к окру­жа­ю­щим людям. Он сам оста­вал­ся нищим, обо­га­щая других.

Рас­суж­дая об этом сне. Он понял, что Хри­стос зовет его брать как мож­но боль­ше от Него Его духов­ных даров для немед­лен­ной пере­да­чи дру­гим, быть ору­ди­ем духов­но­го обо­га­ще­ния народа.

Учил­ся Иван Про­ха­нов в Вла­ди­кав­каз­ском реаль­ном учи­ли­ще, где окон­чил курс в 1887 году. В реаль­ном учи­ли­ще обри­со­ва­лись осо­бен­но­сти его харак­те­ра: его готов­ность помо­гать сла­бым уче­ни­кам, его прав­ди­вость в отно­ше­нии к учи­те­лям, его крот­кий нрав и спо­соб­ность и к лите­ра­тур­но­му твор­че­ству вооб­ще, и к сти­хо­сло­же­нию в частности.

Сочи­не­ния уче­ни­ка 6‑го и 7‑го клас­са Ива­на Про­ха­но­ва цити­ро­ва­лись в Изве­сти­ях Попе­чи­те­ля Кав­каз­ско­го окру­га, как образ­цы по содер­жа­нию и по сти­лю. Одно из сти­хо­тво­ре­ний его чита­лось на пуб­лич­ном акте в учи­ли­ще и т. п.

Послед­ний год реаль­но­го учи­ли­ща был для И. С. Про­ха­но­ва кри­ти­че­ским в смыс­ле опре­де­ле­ния все­го направ­ле­ния его жизни.

В этот пери­од вре­ме­ни И. С. Про­ха­нов нахо­дил­ся под вли­я­ни­ем сле­ду­ю­щих факторов:

1. Преж­де все­го на него вли­я­ет кра­со­та кав­каз­ской при­ро­ды. Вла­ди­кав­каз рас­по­ло­жен у под­но­жья Кав­каз­ско­го хреб­та на бере­гу вос­пе­то­го Пуш­ки­ным и Лер­мон­то­вым веч­но реву­ще­го Тере­ка. В ясный весен­ний день из горо­да откры­ва­ет­ся чуд­ный вид: вни­зу поло­са зеле­ных леси­стых гор, над ними поло­са фио­ле­то­вых ска­ли­стых гор, а еще выше поло­са бело­снеж­ных вер­шин во гла­ве с Каз­бе­ком, а над все­ми яркое южное солн­це, зали­ва­ю­щее всю пано­ра­му сво­и­ми золо­ты­ми луча­ми. Юный И. С. Про­ха­нов любил бро­дить по обры­ви­сто­му бере­гу быст­ро­го Тере­ка или поси­деть на камне сре­ди его реву­щих волн и любо­вать­ся на чуд­ные виды. Созер­ца­ние этих вели­че­ствен­ных кар­тин при­ро­ды про­из­во­ди­ло на юную душу невы­ра­зи­мо уми­ро­тво­ря­ю­щее впе­чат­ле­ние, под­ни­мая мысль к недо­ся­га­е­мым высо­там и вдох­нов­ляя моло­до­го чело­ве­ка на пер­вые сти­хо­твор­ные труды.

2. Самый харак­тер реаль­но­го обра­зо­ва­ния влек И. С. Про­ха­но­ва к прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти в будущем.

3. Затем, на него вли­я­ет неве­ру­ю­щая сре­да уче­ни­ков реаль­но­го учи­ли­ща, сре­ди кото­рых был кру­жок, изу­чав­ший фило­со­фию и осо­бен­но увле­кав­ший­ся пес­си­миз­мом Шопен­гау­э­ра, Гарт­ма­на и др.

4. Но самое силь­ное вли­я­ние на И. С. Про­ха­но­ва было вли­я­ние религиозное.

Рас­ска­зы отца и мате­ри о страш­ных побо­ях и гоне­ни­ях за веру, кото­рым под­вер­га­лись они и их еди­но­вер­цы-моло­кане, и об уди­ви­тель­ной стой­ко­сти и крот­ком тер­пе­нии, кото­рые они про­яв­ля­ли, напол­ня­ли серд­це юно­го И. С. Про­ха­но­ва уми­ле­ни­ем, вос­тор­гом пред духов­ным геро­из­мом этих после­до­ва­те­лей Хри­ста и неволь­но созда­ва­лось жела­ние само­му упо­до­бить­ся им. И. С. Про­ха­нов очень любил посе­щать мест­ную тюрь­му и спра­ши­вать, нет ли сре­ди аре­стан­тов штун­ди­стов, кото­рых обыч­но пере­сы­ла­ли через Вла­ди­кав­каз по направ­ле­нию к Закав­ка­зью. Кро­тость и сми­ре­ние на лицах этих стра­даль­цев за веру, их молит­вы за гони­те­лей про­из­во­ди­ли на И. С. Про­ха­но­ва такое впе­чат­ле­ние, как буд­то перед ним были муче­ни­ки пер­вых веков хри­сти­ан­ства. Здесь он чув­ство­вал вели­кую, несо­кру­ши­мую силу Хри­сто­вой исти­ны. Эта сила ста­ла более и более овла­де­вать им.

Про­стые бес­хит­рост­ные про­по­ве­ди бра­тьев в собра­ни­ях, при­зы­вав­шие людей ко спа­се­нию и новой жиз­ни, остав­ля­ли в моло­дом серд­це глу­бо­кие следы.

Осе­нью 1886 года в душе И. С. Про­ха­но­ва про­изо­шел осо­бен­ный духов­ный пере­во­рот. Он воз­ро­дил­ся для новой жиз­ни. Слу­чи­лось это при сле­ду­ю­щих обстоятельствах.

Еще с 15 лет ум И. С. Про­ха­но­ва был занят неот­вяз­чи­вы­ми вопро­са­ми: «Для чего мы живем? Како­ва цель нашей жиз­ни?» На эту тему И. С. Про­ха­нов любил вести бесе­ды; с целью най­ти ответ на этот вопрос он жад­но читал кни­ги, но, увы нигде он не нахо­дил удо­вле­тво­ри­тель­но­го ответа.

Одна­жды вече­ром, осе­нью 1886 года И. С. Про­ха­нов при­шел домой из круж­ка това­ри­щей, где обыч­но гово­ри­лись речи на пес­си­ми­сти­че­ские темы. Один из това­ри­щей перед тем поку­шал­ся на само­убий­ство. Едва-едва уда­лось спа­сти. Душа И. С. Про­ха­но­ва была потря­се­на и у него у само­го уже нача­ла являть­ся мысль о том, что небы­тие луч­ше бытия. Он стал поду­мы­вать об отцов­ском ружье, что висе­ло в его ком­на­те. С эти­ми мыс­ля­ми он вошел в свою ком­на­ту. Зажег­ши лам­па­ду, он заме­тил, что ружья нет, а на стене он уви­дел запис­ку: «Люби­те ли вы Хри­ста?» Эти сло­ва прон­зи­ли серд­це И. С.Проханова. Он был охва­чен наплы­вом чувств, сра­зу же открыл Еван­ге­лие, начал читать и молиться.

В тот вечер он понял всю про­сто­ту и глу­би­ну слов: «Я есмь.. жизнь» (Ин. 14:6) и «для меня жизнь — Хри­стос» (Фил. 1:24). Он понял, что наша жизнь при­над­ле­жит Тому, Кто нам ее дал и пото­му цель жиз­ни — воз­вра­ще­ние ее Соб­ствен­ни­ку. Жить для Бога, для Хри­ста — все для Хри­ста — ста­ло для И. С. Про­ха­но­ва лозун­гом. Вслед за этим он при­со­еди­нил­ся к мест­ной общине через кре­ще­ние. Состо­яв­ше­е­ся 17 янва­ря 1887 года.

Газе­та «Утрен­няя Звез­да» 1922 года.