Он же день Пятидесятницы. Последние две тысячи лет люди живут в особо близком контакте с Богом благодаря действию Духа Святого. Святой Дух един с Отцом и Сыном. Дух Святой является не просто влиянием или силой Бога-Отца, а Божественной личностью, входящей в Троицу.
Действия Святого Духа в верующих окутаны некоторой таинственностью, и чада Божьи, особенно только начавшие христианский путь, не всегда способны разобраться в том, как им следует поступать, чтобы Дух Святой, самая нежная и чувствительная личность Божества, проявлялся в них надлежащим образом. Кроме того, в отношении крещения Духом Святым и Его даров в настоящее время существует множество, порой противоречащих друг другу, толкований. Что же говорит Священное Писание по этому поводу?
Крещение Духом Святым
«ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».
(Деян. 1:5)
Вторая глава книги Деяний Апостолов посвящена описанию Пятидесятницы в год смерти и воскресения Иисуса Христа. В этот день начала созидаться Церковь Иисуса Христа, и первыми камнями в фундаменте этого Небесного строения стали ученики Христа, с которыми произошло событие исключительной важности: они были крещены и исполнены Духом Святым. С тех пор крещение Духом Святым занимает колоссальное место в духовной жизни каждого христианина, и Апостол Павел относит его, наряду с учением о водном крещении, к начаткам учения Христова (Евр. 6:1), то есть к одному из исходных моментов, к началу или к основанию христианской жизни и учения.
Сущность крещения Духом Святым
Чтобы понять, что представляет собой крещение Духом Святым, надо прежде всего задуматься над тем, что такое крещение вообще?
С понятием «крещение» мы встречаемся буквально на первых страницах Нового Завета, где евангелисты повествуют об Иоанне, сыне Захарии. Так как никто из четырех евангелистов, описывающих его деятельность, специально не объясняет значение этого слова, а также из свидетельства историков и знатоков того времени и из названия, данного иудеями Иоанну, сыну Захария, — Креститель, становится ясно, что понятие «крещение» было хорошо известно на рубеже старой и новой эры.
Дословный смысл еврейского и греческого слова «крещение» означает «погружение», но в переносном смысле оно означало «присоединение». Через обряд крещения язычники в межзаветный период принимали иудейство, хотя по закону для этого достаточно было обрезания, этот обряд практиковался для тех, кто впервые принимал участие в греческих мистериях. Погружаясь в воду при крещении, человек как бы видимым образом свидетельствовал о своем приобщении к новой религии или о своем погружении в новое учение. Об этом же говорит переносный смысл употребления этого слова в мирской лексике. Среди военных распространен термин «боевое крещение», то есть ситуация, при которой новобранец первый раз попадает в бой.
Понятие крещение как «присоединение», или «погружение», предполагает объект, то есть то, что погружают или присоединяют, и среду, то есть то, во что погружают или к чему присоединяют. Если не происходит погружения или присоединения, то понятие «крещение» теряет всякий смысл. Итак, говоря о крещении, нам необходимо понять «во что» человек крестится?
В Новом Завете упоминаются разные крещения: водное крещение, совершаемое Иоанном Крестителем (Иоанново Крещение, Мк. 1:5; 11:30), водное крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), крещение Духом Святым (Деян. 1:5), крещение огнем (Мф. 3:11), крещение в Моисея (1Кор. 10:2) и другие. Подробно о сути крещения во имя Троицы и об отличии его от Иоаннова рассказывается в предыдущем разделе, но важно понять, что хотя разные виды крещений предполагают разную среду и разные объекты крещения, все они позволяют ответить на вопрос: «Во что крестится человек?«Во что крестил Иоанн-Креститель?
Иоанн крестил, погружая приходящих к нему в воду, однако Священное Писание везде, где повествуется о крещении Иоанна, ясно говорит, что оно совершалось водой, а не в воду, несмотря на то, что все собравшиеся на берегу Иордана видели именно погружение в воду. То есть воды Иордана выступали в данном случае не как среда, в которую погружались люди, а как средство, которым осуществлялось крещение. Ясно, что, кроме внешней, видимой стороны Иоаннового крещения, была другая, духовная сторона. И Священное Писание дает ответ «во что крестил», то есть погружал, или присоединял, приходящих к нему людей Иоанн.
Евангелист Матфей передает слова Иоанна: «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф. 3:11). Здесь совершенно ясно указано, что Иоанн крестил в воде, а в других переводах — водой, но вода была средством, или внешней формой, крещения, а на вопрос «во что?» происходит крещение, Иоанн дает ответ — «в покаяние». Таким образом, хотя внешне происходило погружение в воду, но вода была не тем, «во что» погружал Иоанн своих последователей. Суть его крещения заключалась в том, чтобы погрузить людей в покаяние.
Итак: Иоанн крестил (погружал, присоединял) чем? — водой, во что? — в покаяние.
Во что крестил Иисус Христос Духом Святым?
Иоанн, погружая людей в покаяние, готовил их к приходу Мессии, о Котором он также говорит как о Крестителе. Но сопоставляя Его крещение со своим, Иоанн постоянно подчеркивал превосходство грядущего крещения и его принципиальное отличие от того, что делал сам Иоанн. «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым», — утверждает Иоанн-Креститель (Мк. 1:8). Эти слова почти дословно повторяют все Евангелисты (Мф. 3:11; Лк. 3:16; Ин. 1:33), на них ссылается сам Иисус Христос (Деян. 1:5), об этих же словах говорит Апостол Петр (Деян. 11:15–16). По сути, кроме этих шести текстов в Библии нет стихов с прямым указанием на крещение Духом Святым.
Из этих слов Иоанна ясно, что он крестил, то есть погружал, водой, а Другой (Иисус Христос, как следует из Ин. 1:29–33) будет крестить то есть погружать, Духом Святым. Но Иоанн не объяснил, «во что?» будет крестить своих последователей Иисус.
Крещение Духом Святым Иисус впервые совершил в день Пятидесятницы (Деян. 2:1–4). В этот день иудеи, пришедшие на поклонение в Иерусалим, увидели учеников Христа в совершенно новом качестве: смелыми и решительными, подкрепляющими свои слова чудесными действиями, то есть они видели их в буквальном смысле погруженными в Божественную силу Духа Святого. И создается впечатление, что в этот день Апостолы погрузились в Дух Святой, но все тексты Священного Писания, говорящие о духовном крещении, указывают, что Дух Святой это не есть То, во что погружает Христос Своих последователей, а То, Чем Он это делает. Следовательно, Дух Святой, будучи третьим лицом Божественной Ипостаси, выступает в данном случае средством крещения, как написано: «вы будете крещены (Чем? а в данном случае — Кем?)
Духом Святым» (Деян. 1:5). Так же как Иоанн крестил водой, а не в воду, хотя видимым образом это было погружение в воду, так и Иисус Христос крестил Духом Святым, а не в Дух Святой.
Следует также помнить, что необычное внешнее поведение учеников Христа в день Пятидесятницы нельзя отождествлять с самим крещением Духом Святым. Божественное Слово ясно говорит, что ученики после того как явился шум и языки как бы огненные, то есть после того как произошло само крещение, «исполнились Духа Святого» (Деян. 2:4), и только как результат исполнения проявились языки, пророчества и другие духовные явления. И все-таки, Но если крещение Духом Святым не есть погружение в Дух Святой, то во что крестил (погружал) Христос Своих последователей?
Священное Писание не оставляет нас в неведении. Апостол Павел пишет: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор. 12:13). Это ключевой стих в изучении истины о крещении Духом Святым. Писание утверждает, что все верующие крестились Кем? — Духом, то есть ясно, что речь идет о крещении Духом Святым, во что? — в одно тело. В этих словах Апостол еще раз указывает на Дух Святой как на средство крещения и уточняет: во что происходит крещение? — в одно Тело. О каком Теле идет речь? В Священном Писании упоминается только одно тело, в которое погружает нас Дух Святой — это Тело Христа: «…Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30), «…А тело — во Христе» (Кол. 2:17) и другие тексты.
То есть крещение Духом Святым есть процесс погружения, или присоединения, человека к Телу Христа, а Тело Его, как указывает Новый Завет, — это Его Невеста, Церковь.
Павел прямо заявляет: «Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24), а в другом месте он говорит, что Бог поставил Христа «выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его» (Еф. 1:22–23). Значит, погружая избранных Своих Духом Святым в Свое Тело, присоединяя их к Себе, Иисус Христос тем самым вводит их в Свою Невидимую Вселенскую Церковь. Таким образом, через крещение Духом Святым Христос делает нас членами Своей Церкви, и Слово Божье не указывает другого способа стать членом Церкви Христовой, как только соединиться со Христом посредством крещения в Него Духом Святым.
Процесс крещения Духом Святым
В Слове Божьем нигде не содержится прямого указания — что людям следует делать, чтобы креститься Духом Святым. Это выглядит весьма странным. Если действительно крещение Духом Святым столь важный духовный процесс, то о нем должно упоминаться почти на каждой странице Библии. Но этого нет, и, очевидно, главная причина такого положения в том, что крещение Духом Святым является не целью, которую людям следует достигать, а лишь средством достижения основной цели Божьей — приведением человека в положение искупленного чада Божьего. А это значит, что почти все этапы этого важнейшего духовного процесса не требуют человеческого участия и совершаются самим Христом. Если бы это было не так, Дух Святой на страницах Священного Писания оставил бы подробное руководство, как следует поступать и что делать, чтобы Христос крестил Духом Святым.
Нарушение Божьего порядка и превращение крещения Духом Святым в цель, которую человеку необходимо достичь, часто приводит к заблуждениям. Поэтому вопрос: «Что мне надо сделать, чтобы креститься Духом Святым?» поставлен некорректно, в таком вопросе имеется в виду, что крещение — это цель, для достижения которой надо что-то сделать. Но если понимать, что цель для человека заключается в том, чтобы обрести жизнь вечную, соединившись со Христом, то и вопрос надо поставить соответствующим образом: «Что мне надо сделать, чтобы получить жизнь вечную?» А на такой вопрос Священное Писание дает многократный и повторяющийся в разной форме ответ. И в образе притч, и в образе историй, и в прямой речи Христа, и в других формах Писание указывает, что Бог дарует человеку жизнь вечную в ответ на веру во Христа как в Мессию, Сына Божьего (Ин. 20:31 и другие).
Об этом же свидетельствуют истории, записанные в книге Деяний. Хотя каждый случай присоединения к Церкви Христовой является индивидуальным, между ними есть нечто общее. Люди всегда проявляли искреннюю веру в Иисуса Христа как Мессию, пострадавшего за их грехи, a Ииcyc, со Своей стороны, присоединял их к Церкви Своей посредством крещения Духом Святым, о Котором большинство из уверовавших даже не знали в тот момент. Так, например, невероятно, чтобы Филипп, благовествуя евнуху о Христе (Деян. 8:30–38), объяснил ему сущность крещения Духом Святым, или Петр, свидетельствуя Корнилию (Деян. 10:27–43), указал на необходимость духовного крещения. Никто из Апостолов в своих проповедях и посланиях не говорил, что надо сделать, чтобы креститься Духом Святым, но они всегда говорили о результате этого крещения и указывали путь, которым можно его достичь. Так как результатом крещения Духом Святым является присоединение к Церкви Христовой, усыновление, искупление и жизнь вечная, то в Слове Божьем и в учении Апостолов предельно ясно изложено, что следует делать, чтобы получить этот результат:
Веровать во Христа Иисуса, покаяться и принять водное крещение.
Апостол Петр на вопрос иудеев в день Пятидесятницы: «…Что нам делать мужи братия?» отвечает: «…Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:37–38). Апостол Павел на такой же вопрос темничного стража: «…Что мне делать, чтобы спастись?» отвечает: «…Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:30–31). Оба Апостола говорили об одном и том же, только Петр указывал на видимые знаки веры, а Павел — на внутреннее, духовное условие спасения. Можно привести еще много текстов Священного Писания, которые утверждают, что спасение, усыновление и жизнь вечную человек получает, имея веру от всего сердца, проявленную в покаянии и водном крещении.
Крещение Духом Святым — это дело Божье, и Иисус, совершая крещение Духом Святым, всегда делал это по Своей воле, а не по воле или желанию человека, ибо Он есть Крестящий Духом Святым. Так как нигде Слово Божье не указывает, что еще требуется от человека для спасения и жизни вечной сверх веры, выраженной в покаянии и крещении, то нет никакого основания считать, что для крещения Духом Святым требуется что-то другое, так как спасение и жизнь вечную люди получают через присоединение ко Христу путем крещения Духом Святым.
Таким образом у человек, выполнивший со своей стороны условия, которые требует Бог, может быть абсолютно уверенным, что и Бог со Своей стороны непременно подаст обещанное ~ соединит его со Христом, ибо все обетования Божьи «да и аминь» (2 Кор. 1:20).
Сергей Санников, «Фундамент»