Цер­ковь, вли­я­ю­щая на общество

24–26 октяб­ря в церк­ви ЕХБ на Поклон­ной горе г. Санкт-Петер­бур­га состо­я­лась пас­тор­ская кон­фе­рен­ция Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ.

К собрав­шим­ся обра­тил­ся Пред­се­да­тель Сою­за Петр Миц­ке­вич. Раз­мыш­ляя над темой кон­фе­рен­ции, кото­рая пред­став­ле­на в заго­лов­ке, он гово­рил о харак­те­ри­сти­ках здо­ро­вой церк­ви (а есть вооб­ще здо­ро­вые?). Про­по­вед­ник, пере­чис­лил поло­жи­тель­ные харак­те­ри­сти­ки церк­вей (Откро­ве­ния гла­вы 2–3): не может сно­сить раз­врат­ных, име­ет тер­пе­ние, муже­ствен­но пере­но­сит стра­да­ния, рев­ност­но слу­жить, гото­ва отве­тить на новые вызо­вы и др. Он при­звал быть рев­ност­ны­ми и, если Гос­подь побуж­да­ет, пока­ять­ся (Отк. 2:5). А ина­че цер­ковь вли­я­тель­ной не будет.

Исто­рик брат­ства ЕХБ Алек­сей Синич­кин рас­ска­зал о слу­же­нии И.С. Про­ха­но­ва в обще­стве. (Про­ха­но­ву было уде­ле­но нема­ло вни­ма­ния, посколь­ку в этом году мы отме­ча­ем 150-летие со дня его рож­де­ния). Про­ха­нов стре­мил­ся к духов­но­му обнов­ле­нию Рос­сии. Его дея­тель­ность вклю­ча­ла рабо­ту с моло­де­жью, изда­ние газет, Биб­лий и сбор­ни­ков песен, осно­ва­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­ных арте­лей, биб­лей­ские кур­сы, мас­штаб­ную мис­сию, даже до Индии и Китая, пра­во­за­щит­ную рабо­ту. Вече­ром деле­га­там был пока­зан фильм «Про­ха­нов в Санкт-Петер­бур­ге», а во вто­рой день кон­фе­рен­ции жела­ю­щие мог­ли прой­ти по местам, свя­зан­ным с мно­го­гран­ной дея­тель­но­стью Про­ха­но­ва. К лич­но­сти Про­ха­но­ва вер­ну­лись и в тре­тий день, когда еще один исто­рик – Вла­ди­мир Попов – рас­ска­зал о при­зва­нии Про­ха­но­ва, его стра­сти и рев­но­сти в служении.

Основ­ные докла­ды долж­ны были рас­крыть тему вли­я­ния церк­ви на обще­ство. Пре­сви­тер церк­ви «Пре­об­ра­же­ние» г. Сама­ры Вик­тор Рягу­зов гово­рил о внут­рен­ней силе церк­ви: цер­ковь силь­на тем, что тво­рит через нее Бог, сила в обла­да­нии исти­ной, в забо­те веру­ю­щих друг о дру­ге, в свя­то­сти, молит­ве, един­стве, тер­пе­нии. Лео­нид Михо­вич пред­ста­вил доклад на тему «Мис­сия церк­ви». Осно­вой рас­суж­де­ния стал текст из Нагор­ной про­по­ве­ди, где Хри­стос гово­рит, что уче­ни­ки явля­ют­ся солью зем­ли и све­том мира (Мф. 5:13–16). Во вре­мя зем­ной жиз­ни Хри­ста соль преж­де все­го исполь­зо­ва­лась как кон­сер­вант, предо­хра­ня­ла от гни­е­ния, раз­ло­же­ния. Так и хри­сти­а­нин (или цер­ковь) сохра­ня­ет обще­ство от дегра­да­ции. Но для того, что­бы соль подей­ство­ва­ла, ее нуж­но соеди­нить с про­дук­том, высы­пать из солон­ки. Так и хри­сти­а­нин дол­жен идти туда, где про­ис­хо­дит раз­ло­же­ние, осо­лять мир. Гово­ря о сред­ствах вли­я­ния, про­по­вед­ник обра­тил вни­ма­ние на исполь­зо­ва­ние СМИ (интер­не­та, в част­но­сти), соци­аль­ную рабо­ту (осо­бен­но слу­же­ние мило­сер­дия) и свя­тое при­сут­ствие в мире. Вик­тор Лева­шов, заме­сти­тель Пред­се­да­те­ля ЕХБ по Южно­му реги­о­ну, пре­сви­тер церк­ви г. Май­ский раз­мыш­лял о том, каким явля­ет­ся хри­сти­а­нин перед Богом. Он при­вел при­мер Иса­ии, кото­рый обли­чал пья­ниц, хапуг, само­уве­рен­ных пра­вед­ни­ков, тех, кто при­ни­ма­ет неспра­вед­ли­вые зако­ны, но потом посмот­рел на себя и вос­клик­нул: «Горе мне!» (Ис. 6:5). Кто мы? Видим ли мы в при­сут­ствии Божьем свой грех? Осо­зна­ем ли гре­хов­ность гре­ха? Перед Богом гре­хи не спрячешь.

Брат Вик­тор рас­ска­зал при­мер, как порой гре­хи вскры­ва­ют­ся и до Божье­го суда. Лет трид­цать тому назад, когда у людей нача­ли появ­лять­ся пер­вые видео­ка­ме­ры, одно­го счаст­ли­во­го вла­дель­ца каме­ры при­гла­си­ли на сва­дьбу. Перед пере­ры­вом гости дела­ли подар­ки, и по мест­но­му обы­чаю кон­вер­ты веша­ли на пода­роч­ное дере­во, уста­нов­лен­ное в зале. В суе­те сва­дьбы на какой-то момент о дере­ве забы­ли, а когда вер­ну­лись после пере­ры­ва ока­за­лось, что кто-то уже снял с дере­ва «пло­ды». Винов­но­го не нашли, и при­шлось сми­рить­ся с поте­рей. После окон­ча­ния брач­но­го пира моло­до­же­ны полу­чи­ли кас­се­ту с запи­сью, но реши­ли, что про­смот­рят ее через лет десять, а то и поз­же. Празд­ник устро­и­ли на пят­на­дца­ти­ле­тие сва­дьбы. При­гла­си­ли гостей, вклю­чи­ли плей­ер. Ока­за­лась, что видео опе­ра­тор по неопыт­но­сти забыл выклю­чить каме­ру во вре­мя пере­ры­ва, и она запи­са­ла, как в пере­ры­ве сви­де­тель почи­стил дере­во. Что поучи­тель­но, сам сви­де­тель был сре­ди гостей. Исто­рия умал­чи­ва­ет, что про­ис­хо­ди­ло даль­ше, но урок ясен.

Евге­ний Бахмут­ский, пре­сви­тер Рус­ской биб­лей­ской церк­ви в Москве вдох­но­вен­но рас­кры­вал чет­вер­тую тему – «Хри­сти­а­нин перед обще­ством». Он при­звал не огра­ни­чи­вать­ся толь­ко про­ти­во­по­лож­но­стя­ми в отно­ше­ни­ях с миром: асси­ми­ли­ро­вать­ся или изо­ли­ро­вать себя от обще­ства. На при­ме­ре Дани­и­ла он пока­зал, как мож­но слу­жить в мире, не упо­доб­ля­ясь ему. Дани­ил и его дру­зья под­верг­лись иску­ше­нию вави­ло­ни­за­ции, но не пошли на ком­про­мисс с язы­че­ской куль­ту­рой. В то же вре­мя, они и не ухо­ди­ли из мира. Сле­дуя при­зы­ву Иере­мии – «и заботь­тесь о бла­го­со­сто­я­нии горо­да, в кото­рый Я пере­се­лил вас, и моли­тесь за него Гос­по­ду; ибо при бла­го­со­сто­я­нии его и вам будет мир” (29:5–7) – они сохра­ни­ли свою иден­тич­ность, актив­но вза­и­мо­дей­ствуя с обще­ством. Они люби­ли и Гос­по­да, и город. Они моли­лись о бла­го­со­сто­я­нии горо­да и жела­ли ему шало­ма, пол­ной гар­мо­нии, мира, устрой­ства. Они хоро­шо зна­ли куль­ту­ру Вави­ло­на, изу­ча­ли свет­ские (язы­че­ские!) нау­ки, и в то же вре­мя оста­лись после­до­ва­тель­ны­ми про­вод­ни­ка­ми Его царства.

Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции вни­ма­тель­но слу­ша­ли про­по­ве­ди, интер­вью, зада­ва­ли вопро­сы, еди­но­душ­но вос­пе­ва­ли Гос­по­ду, уго­ща­лись чаем от “Орлов­ских само­ва­ров”, обща­лись со ста­ры­ми и новы­ми дру­зья­ми. А закон­чи­лось обще­ние про­по­ве­дью-поже­ла­ни­ем Вик­то­ра Игна­тен­ко­ва, слу­жи­те­ля из Смо­лен­ска, пер­во­го заме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ. Он напом­нил, что Хри­стос изме­нял обще­ство изнут­ри, менял сер­да людей, и мы в рабо­те с обще­ством сле­ду­ем тем же путем. Как заме­тил бы Про­ха­нов, “рефор­ма­ция долж­на начать­ся с внут­рен­не­го пре­об­ра­зо­ва­ния каж­до­го отдель­но­го чело­ве­ка, с духов­но­го воз­рож­де­ния, с обнов­ле­ния серд­ца и харак­те­ра”. Сорас­пяв­шись Хри­сту и пре­об­ра­жа­ясь в Его образ, мы можем вести к Богу тех, кто рядом с нами. Вдох­нов­лен­ные поже­ла­ни­ем выхо­ди­ли бра­тья и сест­ры из дома молит­вы под сим­во­ли­зи­ру­ю­щий бла­го­сло­ве­ние дождь, и отправ­ля­лись по домам, что­бы быть солью и све­том в мире.

Лео­нид Михович.