И буде­те Мне свидетелями

Мис­сия, к кото­рой при­зы­ва­ет Хри­стос, свя­за­на преж­де все­го с изме­не­ни­ем каче­ства само­го чело­ве­ка. По сути, это озна­ча­ет его пере­рож­де­ние, путь сквозь тес­ные вра­та, смерть и вос­кре­се­ние, когда сеет­ся душев­ное, а вос­ста­ет духовное.

Когда захо­дит речь о мис­сии, чаще все­го мы пони­ма­ем ее как пору­че­ние идти и про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Иису­са Хри­ста. Дру­ги­ми сло­ва­ми, что-то для это­го сде­лать. В то же вре­мя поня­тие мис­сии ста­ло попу­ляр­ным трен­дом в свет­ской соци­аль­ной и биз­нес-куль­ту­ре, где оно озна­ча­ет вопло­ще­ние пре­дель­но важ­но­го иде­а­ла. Так или ина­че, мис­сия свя­за­на с иде­ей пре­об­ра­зо­ва­ния. В ее осно­ве лежит раз­рыв меж­ду тем, что есть, и тем, что долж­но быть. Послед­нее мы иде­а­ли­зи­ру­ем. Итак, мис­сия — наше жела­ние улуч­шить суще­ству­ю­щее, при­бли­жая его к иде­а­лу. Что для это­го нуж­но? Вера в пра­виль­ность идеи, ини­ци­а­ти­ва, твор­че­ская актив­ность, само­заб­вен­ность, после­до­ва­тель­ность и посто­ян­ство. В общем, наша исто­рия пол­на при­ме­ров совер­ше­ния подоб­ных мис­сий как в неболь­ших соци­аль­ных груп­пах, так и в рам­ках «отдель­но взя­той страны».

Но у долж­но­го есть и дру­гое изме­ре­ние: долж­ное как исти­на. Хри­стос есть исти­на. Она не от мира сего и сама обла­да­ет силой пре­об­ра­зо­вы­вать нашу реаль­ность. Воз­ни­ка­ет пара­докс: не мы что-либо дела­ем, что­бы изме­нить мир, а сама исти­на каче­ствен­но нас меня­ет, и тогда меня­ет­ся окру­жа­ю­щий нас мир. Пото­му что самый боль­шой раз­рыв меж­ду без­бож­ным миром и Цар­стви­ем Небес­ным внут­ри нас самих. И прав­да, мы не смо­жем сде­лать мир доб­рее, будучи злы. Мы не можем про­по­ве­до­вать о Божи­ей люб­ви, сами не испы­тав ее. Исти­на нераз­дель­но свя­за­на с любо­вью. Наша внут­рен­няя неце­лост­ность гово­рит о том, что мы не позна­ли Божию любовь и не отклик­ну­лись на нее. И наобо­рот, когда мы отве­ча­ем на Его любовь, исти­на вос­ста­нав­ли­ва­ет раз­ру­шен­ное и соеди­ня­ет воеди­но то, что было разо­рва­но, исце­ля­ет лич­ность. Мир стра­да­ет от неце­лост­но­сти. В отно­ше­нии к само­му себе, к дру­зьям, в семье на рабо­те, в обще­стве — вез­де ощу­ща­ет­ся горь­кий при­вкус враж­ды. Тем ярче для него будет сви­де­тель­ство уми­ро­тво­ре­ния, пре­одо­ле­ния этой внут­рен­ней и внеш­ней распри.

Итак, мис­сия, к кото­рой при­зы­ва­ет Хри­стос, свя­за­на преж­де все­го с изме­не­ни­ем каче­ства само­го чело­ве­ка. По сути, это озна­ча­ет его пере­рож­де­ние, путь сквозь тес­ные вра­та, смерть и вос­кре­се­ние, когда сеет­ся душев­ное, а вос­ста­ет духов­ное. Это путь пре­об­ра­жа­ю­ще­го стра­да­ния и ста­нов­ле­ния лич­но­сти. Когда это про­ис­хо­дит с нами, окру­жа­ю­щие начи­на­ют заме­чать кон­траст: там, где гос­под­ству­ет уны­ние, может быть радость, где тре­вож­ность не дает покоя — царит мир, где пле­ня­ет страх — побеж­да­ет свобода.

И тем не менее мис­сия направ­ле­на вовне: «Как пре­кра­сен послан­ник, что с вестью о мире, с вестью бла­гою о спа­се­нии спус­ка­ет­ся с гор, уже слыш­ны шаги его!..» (Ис. 52:7. Пер. Биб­лии под ред. Кула­ко­вых). Дру­ги­ми сло­ва­ми, бла­жен­ны миро­твор­цы! Совре­мен­ная мис­сия обра­ще­на не толь­ко к новым тер­ри­то­ри­ям, где еще не было про­по­ве­да­но Еван­ге­лия, но и к сфе­рам чело­ве­че­ской жиз­ни, таким, напри­мер, как семья, финан­сы, тру­до­вая дея­тель­ность. Надо лишь уви­деть, в чем раз­рыв меж­ду исти­ной, Божьим замыс­лом и реаль­ным поло­же­ни­ем вещей. Я не смею пре­тен­до­вать на исчер­пы­ва­ю­щие отве­ты, но хочу поде­лить­ся неко­то­ры­ми размышлениями.

Если мы спро­сим, како­ва наи­бо­лее частая при­чи­на кон­флик­тов в отно­ше­ни­ях меж­ду людь­ми, нам ска­жут: чув­ство нару­шен­ной спра­вед­ли­во­сти. А так­же стрем­ле­ние во что бы то не ста­ло ее вос­ста­но­вить. Конеч­но, мы пони­ма­ем (и часто зад­ним умом), что такая спра­вед­ли­вость субъ­ек­тив­на и отно­си­тель­на, у каж­до­го она своя. Но ведь Бог тоже не чужд спра­вед­ли­во­сти, и имен­но она долж­на вос­тор­же­ство­вать над без­за­ко­ни­ем. В чем их отли­чие? Божья спра­вед­ли­вость тож­де­ствен­на Его воле, и Бог судит все, что ей про­ти­вит­ся. Если мы из люб­ви к Хри­сту нахо­дим в себе муже­ство под­ра­жать Ему, то, стал­ки­ва­ясь с чужой нена­ви­стью, стра­хом и зло­стью, мы не отве­тим тем же. Мы вме­стим их в себе и силою Божьей их в себе умерт­вим. Это так неесте­ствен­но для окру­жа­ю­щих и про­из­во­дит силь­ное воз­дей­ствие! Имен­но поэто­му рим­ский страж­ник, сте­рег­ший Хри­ста, услы­шав «про­сти им, ибо не веда­ют, что тво­рят», при­знал Его Сыном Божьим. Чело­век, посту­па­ю­щий так, будет ли мис­си­о­не­ром? Конеч­но! Увен­ча­ет­ся ли его мис­сия успе­хом? Безусловно!

Биб­лей­ское назва­ние мис­си­о­не­ров — сви­де­те­ли. То есть те, кто сам пере­жил изме­ня­ю­щее дей­ствие Хри­ста. А может ли брак быть сви­де­те­лем Цар­ства Божье­го и стать мис­си­о­не­ром в совре­мен­ном мире? Да! Совре­мен­ный инсти­тут бра­ка пере­жи­ва­ет кри­зис. Где же точ­ка раз­ры­ва меж­ду долж­ным и сущим? Биб­лия гово­рит о бра­ке как обра­зе отно­ше­ний меж­ду Хри­стом и Его Цер­ко­вью. Мужья при­зы­ва­ют­ся любить сво­их жен, сле­дуя при­ме­ру Хри­ста, кото­рый воз­лю­бил Цер­ковь и отдал Себя за нее. А жен Писа­ние уве­ще­ва­ет пови­но­вать­ся мужьям как Гос­по­ду. Любовь и ува­же­ние — вот квинт­эс­сен­ция вза­и­мо­от­но­ше­ний в бра­ке, заду­ман­ном Богом. Но такой тип отно­ше­ний – самое уяз­ви­мое место в семьях.

Совре­мен­ные реа­лии тол­ка­ют муж­чи­ну и жен­щи­ну в бра­ке искать сво­е­го или выжи­вать за счет дру­го­го. Пси­хо­ло­ги про­ана­ли­зи­ро­ва­ли при­чи­ны семей­ных кон­флик­тов и пред­ла­га­ют раз­лич­ные моде­ли вос­ста­нов­ле­ния отно­ше­ний. Одна­ко тер­ни­стая доро­га люб­ви и ува­же­ния лежит через узкие вра­та вза­им­но­го про­ще­ния и само­заб­вен­но­го слу­же­ния, сил на кото­рые ни муж, ни жена в самих себе най­ти не могут. Толь­ко им нужен Хри­стос! Если они обра­ща­ют­ся к Нему, Бог помо­га­ет им пре­одо­ле­вать кри­зи­сы и про­хо­дить совер­шен­но к дру­го­му каче­ству вза­и­мо­от­но­ше­ний. Семья, в кото­рой живет такая любовь, подоб­на све­тиль­ни­ку, вле­ку­ще­му к себе тех, кто ищет помо­щи и под­держ­ки в сво­их семьях.

Хри­сти­а­нин при­зван быть мис­си­о­не­ром и в такой непро­стой сфе­ре, как финан­сы. За все отве­ча­ет сереб­ро. «Пиры устра­и­ва­ют­ся для удо­воль­ствия, и вино весе­лит жизнь; а за все отве­ча­ет сереб­ро». Еккл.10:19 Это чет­кое и хлест­кое выска­зы­ва­ние Еккле­си­а­ста сего­дня акту­аль­но и даже акси­о­ма­тич­но. Внут­ренне мы пере­фра­зи­ру­ем его для себя так: нуж­но сереб­ро, кото­рым мы запла­тим за все. Но за что имен­но мы хотим рас­пла­чи­вать­ся? В чем заклю­ча­ет­ся наше «все», и чем исчер­пы­ва­ет­ся наша жизнь? Пер­вая часть это­го зна­ме­ни­то­го сти­ха гово­рит о пире ради удо­воль­ствия и о вине ради весе­лья жиз­ни. Если мы огра­ни­чи­ва­ем­ся этим, тогда день­ги нам нуж­ны толь­ко для под­дер­жа­ния наше­го суще­ство­ва­ния на достой­ном и ком­форт­ном уровне. И чем выше наши запро­сы, тем боль­ше сереб­ра нам нуж­но. Мы впа­да­ем в «иску­си­тель­ное жела­ние обо­га­тить­ся», что при­во­дит нас «во мно­гие без­рас­суд­ные и вред­ные похо­ти и погру­жа­ет нас в бед­ствие и пагу­бу» (1 Тим. 6:9). Тако­во сущее. Бог же замыс­лил нас твор­че­ски­ми. Потреб­ность в сози­да­нии живет в нашем серд­це. Мы созда­ны мис­си­о­не­ра­ми и для мис­сии вопло­тить Божью волю в тво­ре­нии. Ресурс для это­го — в нескон­ча­е­мом источ­ни­ке Божьей муд­ро­сти и силы. После гре­хо­па­де­ния глав­ным для чело­ве­ка ста­ла борь­ба за соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние, экви­ва­лен­том ресур­са ста­ли день­ги, а их источ­ни­ком — труд. Чело­ве­ку слож­но быть щед­рым, так как ему при­хо­дит­ся отры­вать эти ресур­сы от себя. Но Бог вос­ста­нав­ли­ва­ет наше твор­че­ское досто­ин­ство, при­зы­ва­ет к щед­ро­сти и учит чер­пать для это­го силы и сред­ства у Него. В мире нема­ло щед­рых людей. И все же есть водо­раз­дел, кото­рый отли­ча­ет насто­я­щих хри­сти­ан от про­сто доб­рых. Надо лишь задать­ся вопро­сом: я — сам себе цель, или у меня есть при­зва­ние? Если вы выби­ра­е­те пер­вое, тогда у любой щед­ро­сти есть пре­дел. Если вто­рое, то перед нами чело­век, про­шед­ший непро­стым путем посвя­ще­ния и дове­рия Богу и поэто­му щед­рый на вся­кое доб­рое дело. Такие люди встре­ча­ют­ся неча­сто и все­гда для окру­жа­ю­щих слу­жат вызо­вом. Тако­вы мать Тере­за, брат Роже, Жан Ванье и дру­гие. Они сви­де­тель­ству­ют о том, что день­ги при­зва­ны слу­жить дей­стви­тель­но высо­ким целям.

Отно­ше­ние к тру­ду так­же долж­но стать нашей мис­си­ей, сви­де­тель­ству­ю­щей о Хри­сте. Про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность — лак­му­со­вая бумаж­ка, кото­рая про­яв­ля­ет насто­я­щее состо­я­ние серд­ца. Изгнав чело­ве­ка из рая, Бог поста­вил его жиз­не­обес­пе­че­ние в пря­мую зави­си­мость от его тру­да. Две извест­ные посло­ви­цы «Вол­ка ноги кор­мят» и «Рыба ищет, где глуб­же, а чело­век — где луч­ше» без при­крас харак­те­ри­зу­ют то, что оста­ет­ся в сухом остат­ке, когда вопрос каса­ет­ся рабо­ты. Либо чело­век, гони­мый стра­хом перед тем, что чего-то не хва­тит, тру­дит­ся на несколь­ких рабо­тах сра­зу, либо он посто­ян­но балан­си­ру­ет в поис­ках «луч­ше­го места». Так­же нам зна­ко­мо иску­ше­ние фор­маль­но отне­стись к сво­им обя­зан­но­стям, осо­бен­но если зар­пла­та не зави­сит от каче­ства наше­го тру­да, и мы попу­сти­тель­ству­ем это­му с мол­ча­ли­во­го согла­сия нашей сове­сти и окру­жа­ю­щих. Тако­ва реаль­ность. Искуп­ле­ние чело­ве­ка под­ра­зу­ме­ва­ет и его искуп­ле­ние от эдем­ско­го про­кля­тия «есть хлеб в поте лица». Хри­стос меня­ет саму пара­диг­му: «жизнь чело­ве­ка не зави­сит от изоби­лия его иму­ще­ства», «ваш Отец зна­ет, что вы нуж­да­е­тесь в этом. Ищи­те же Цар­ства Его, и все осталь­ное так­же дано будет вам» (Лк. 12:15, 30–31). Теперь Его при­зыв зву­чит так: «..что бы ни дела­ли вы, делай­те от души, как для Гос­по­да, не для людей, зная, что Сво­и­ми наслед­ни­ка­ми сде­ла­ет вас гос­подь» (Кол. 3:23). Если мы, дове­ряя Хри­сту и желая быть послуш­ны­ми Его Сло­ву, неот­ступ­но сле­ду­ем это­му при­зы­ву, Бог дела­ет нас кам­нем пре­ткно­ве­ния для наших неве­ру­ю­щих сослу­жив­цев. Они, видя подоб­ное, стран­ное с точ­ки зре­ния здра­во­го смыс­ла, отно­ше­ние к рабо­те, могут посчи­тать нас безум­ца­ми. Либо, наобо­рот, их заце­пит наша жизнь. Но опре­де­лен­но никто из них не смо­жет остать­ся в стороне.

Все­во­лод Погасий