Чуть-чуть Мария, немно­жеч­ко Иосиф

Опять зима, сно­ва холод, На носу оче­ред­ное Рож­де­ство. Сол­неч­ный свет в наших кра­ях зимой — гость ред­кий, нуж­на пере­дыш­ка. Празд­ни­ки очень кста­ти. Дети уже учат стиш­ки вро­де: «Мы уви­де­ли шары жел­тые и синие, сереб­ри­стые шары, как в мороз­ном инее». «маль­чи­ки — пинг­ви­ны, девоч­ки — рыб­ки», – про­чи­тал на две­ри груп­пы в дет­ском саду. Сни­зу при­пи­са­но от руки: «Поли­на — фея. Аня — сне­жин­ка. Ваня — серый волк. Настя — лиса». При­чем тут зве­ри? Натя­ги­ваю шап­ку и выхо­жу на мороз. Вспо­ми­наю, что поми­мо стиш­ка для празд­ни­ка в саду нуж­но еще с ребен­ком выучить стих на Рож­де­ство в церк­ви. Там сти­шок послож­нее, слов тяже­лых мно­го. Думаю даль­ше. Кем наря­дить на празд­ник в церк­ви: сне­жин­кой или пинг­ви­ном? Пыта­юсь отвлечь­ся от этих глу­по­стей и… не могу. Уро­вень абсур­да в голо­ве зашка­ли­ва­ет, когда пони­маю, что нуж­но гото­вить спец про­грам­му для цер­ков­но­го бого­слу­же­ния. Нуж­но разу­чи­вать или вспо­ми­нать рож­де­ствен­ские пес­ни — на празд­ник все­гда ожи­да­ет­ся что-то осо­бен­ное. Празд­нич­ные про­по­ве­ди, тор­же­ствен­ные музы­каль­ные номе­ра, костю­мы, гал­сту­ки, гир­лян­ды. Вдруг поду­ма­лось, что будет, если в этот раз сов­ме­стить и сде­лать гал­стук с лам­поч­ка­ми. Вздох­нул сво­бод­но — гал­сту­ка не будет, т. к. костюм уже дав­но не нале­за­ет. А вот с лам­поч­ка­ми мож­но еще что-то придумать.

Готов­люсь обо­ро­нят­ся от бес­ко­неч­но­го коли­че­ства слад­ких подар­ков, кото­рые дети полу­чат. Зачем столь­ко? Мучи­тель­ное пла­ни­ро­ва­ние, что мы будем делать на празд­ни­ки, как отме­тим Рож­де­ство и Новый год. Может, ниче­го и не делать? Да дети не пой­мут, уже ждут вол­шеб­ства. При­дет­ся что-то выду­мы­вать, хотя и не ясно, зачем.

Есть ощу­ще­ние, что Рож­де­ство ста­ло еще одним празд­ни­ком со сво­и­ми про­бле­ма­ми, ну, как Новый год, толь­ко попро­ще. Может, так сов­па­ло, может , про­сто бре­мя про­шло­го такое, не знаю. Рож­де­ство — жал­кая пре­лю­дия к все­на­род­но люби­мо­му празд­ни­ку, если вы отме­ча­е­те по совре­мен­но­му кален­да­рю, или уста­лое допол­не­ние к бес­сон­ным ново­год­ним ночам под елку и пиро­тех­ни­ку, если живе­те по- ста­ро­му. Коро­че, отме­ча­ем, раз положено.

И глав­ное, нам кажет­ся, что про Рож­де­ство дав­но все ясно, мы зна­ем, как Иисус родил­ся, что было до, что после, еще чуть-чуть и я дога­да­юсь, что думал ослик в ту ночь,дословно вос­про­из­ве­ду мыча­ние коро­вы и шут­ки пас­ту­хов у кост­ра. Ну а когда Бог у нас за пазу­хой (Эмма­ну­ил, что зна­чит «с нами Бог»), так и вооб­ще все здо­ро­во! Оста­лось толь­ко доба­вить хоро­шей рож­де­ствен­ской музыч­ки для созда­ния настро­е­ния. Кста­ти, есть такая тра­ди­ция на запа­де — звез­ды хри­сти­ан­ской эст­ра­ды на каж­дое Рож­де­ство запи­сы­ва­ют обя­за­тель­ный аль­бом рож­де­ствен­ских песен. В любом сти­ле: рок, хеви, блюз, кан­три, реп, рег­ги и т. д. Ну а что? Отлич­ные продажи!

Все и было бы так уны­ло, если бы не Еван­ге­лие. Да, оно до сих пор меня удив­ля­ет. Как боль­шой сло­е­ный пирог или луко­ви­ца. Слой за сло­ем, а там еще и еще. Дума­ешь, все понял, а потом сно­ва как впер­вые открыл. Напри­мер исто­рия рож­де­ния Иису­са опи­са­на толь­ко у Мат­фея и Луки. Марк утвер­жда­ет , что еван­ге­лие начи­на­ет­ся с кре­ще­ния Иису­са. Иоанн гово­рит, что Кре­сти­тель про­сто напро­сто позна­ко­мил сво­их уче­ни­ков с Иису­сом, с это­го все и нача­лось, даже про кре­ще­ние не упо­мя­нул. И толь­ко у Луки мы нахо­дим пере­пол­нен­ные гости­ни­цы и ясли. Кста­ти, даже Лука ниче­го не гово­рит про хлев и про­чую анти­са­ни­та­рию. А Мат­фей огра­ни­чил­ся вооб­ще одной фра­зой: «Она роди­ла сына. Он назвал его Иису­сом». А теперь пару подроб­но­стей. Иосиф пошел с Мари­ей на пере­пись в Виф­ле­ем, пото­му что был отту­да родом, Слож­но пред­по­ло­жить, что там у него не было род­ни. Бла­го­че­сти­вый еврей вряд ли пошел бы в гости­ни­цу, ведь при­до­рож­ный дом для ноч­ле­га был похож на при­тон, в кото­ром про­цве­та­ли гру­бость и нечи­сто­та. Но даже если и не было у Иоси­фа там нико­го, госте­при­им­ство к сво­им бра­тьям евре­ям было тогда весь­ма широ­ко рас­про­стра­не­но и высо­ко чти­лось. Посто­я­лый двор — это край отча­я­ния. Ско­рее все­го, Лука име­ет в виду не гости­ни­цу в при­выч­ном пони­ма­нии того вре­ме­ни, а боль­шое откры­тое поме­ще­ние в доме род­ствен­ни­ка. Мно­го наро­ду при­шло на пере­пись, всем где-то нуж­но ноче­вать. Иоси­фу, воз­мож­но, выде­ли­ли чуть места в такой ком­на­те, но у Марии нача­лись схват­ки и нуж­но было что-то сроч­но делать. В экс­трен­ном поряд­ке хозя­е­ва долж­ны были най­ти угол в отдель­ном поме­ще­нии. На людях рожать ну никак нель­зя. Где Марии при­шлось рожать, мы не зна­ем. Зна­ем толь­ко, что вме­сто кро­ват­ки для мла­ден­ца исполь­зо­ва­ли пред­ва­ри­тель­но вымы­тые, а может и вооб­ще нико­гда по назна­че­нию не исполь­зо­ван­ные, ясли — кор­муш­ку для домаш­ней ско­ти­ны, кото­рая оби­та­ла вни­зу под той самой верх­ней ком­на­той, в кото­рой спа­ли род­ствен­ни­ки. Поче­му кор­муш­ку? Малень­кая и по фор­ме под­хо­ди­ла. Да, род­ные ока­за­лись не гото­вы к тако­му раз­ви­тию собы­тий, поэто­му и ясли. Что все это зна­чит? Марию в родах не бро­си­ли на про­из­вол судь­бы, о ней и о ребен­ке поза­бо­ти­лись, сде­ла­ли все воз­мож­ное, что­бы ребе­нок родил­ся в нор­маль­ных усло­ви­ях. Веро­ят­нее все­го, даже пови­ту­ху нашли. Роды при­ня­ли, ребе­нок появил­ся не в гря­зи и холо­де. Но нам-то при­выч­нее думать, что люди пове­ли себя хуже ско­ти­ны, не пусти­ли бере­мен­ную на порог и т. д. А Еван­ге­лие порой таит сюр­при­зы. Но дета­ли тут неприн­ци­пи­аль­ны. Ведь неда­ром дру­гие авто­ры либо не гово­рят о рож­де­нии Иису­са вооб­ще ниче­го, либо гово­рят очень ску­по, как Матфей.

Мы можем согла­шать­ся или спо­рить по пово­ду таких подроб­но­стей, хотя они ока­зы­ва­ют­ся более чем тре­тье­сте­пен­ны­ми. Но по насто­я­ще­му важ­но и сомне­нию не под­ле­жит вот что: «Он, по при­ро­де Бог, не дер­жал­ся за равен­ство с Богом, но доб­ро­воль­но лишил­ся все­го, при­няв при­ро­ду раба и чело­ве­ком родив­шись. Он был во всем чело­ве­ку подо­бен, но еще боль­ше Себя ума­лил и так был послу­шен, что при­нял и смерть саму — смерть на кре­сте» (Биб­лия, посла­ние Филип­пий­цам, 2 глава).

Вооб­ще как пред­став­лю Это, так не по себе ста­но­вит­ся. Мла­ден­цы ведь такие хруп­кие, без­за­щит­ные и бес­по­мощ­ные. Им даже голо­ву надо под­дер­жи­вать — роня­ют. И таким стал Божий Сын, пол­но­стью ока­зав­шись на попе­че­нии обыч­ных людей. В голо­ве не укла­ды­ва­ет­ся. Про­шло пару недель и Он улыб­нул­ся маме. В пол­го­да Он смог сидеть, Меся­цев в восемь впер­вые встал, в год пошел. И мама с папой учи­ли Его дер­жать круж­ку и гово­рить «здрав­ствуй­те» при встре­че. Они Его вос­пи­ты­ва­ли, учи­ли рабо­тать. Каж­дая мать чуть-чуть Мария, каж­дый отец — немно­жеч­ко Иосиф. Как-то все это зву­чит совсем нере­ли­ги­оз­но что ли… Таков Божий путь, при­шлось его прой­ти и дой­ти до кре­ста, что­бы Еван­ге­лие ста­ло нашим. Когда я пони­маю Его путь на зем­ле, какое место мы, люди, в этой исто­рии заня­ли, мне ста­но­вит­ся немно­го стыд­но и силь­но радост­но. И как раз здесь-то и откры­ва­ет­ся наша общая един­ствен­ная надеж­да: «Бог открыл людям путь избав­ле­ния от вины… Это оправ­да­ние за веру в Иису­са Хри­ста. Для всех, кто верит…» (Биб­лия, посла­ние Рим­ля­нам 3:21–22).

Имен­но это Еван­ге­лие по-преж­не­му вол­ну­ет меня, вол­ну­ет вас. Зна­чит, это наш празд­ник. Настоящий.

С Рож­де­ством!

Дмит­рий Ватуля