Опять зима, снова холод, На носу очередное Рождество. Солнечный свет в наших краях зимой — гость редкий, нужна передышка. Праздники очень кстати. Дети уже учат стишки вроде: «Мы увидели шары желтые и синие, серебристые шары, как в морозном инее». «мальчики — пингвины, девочки — рыбки», – прочитал на двери группы в детском саду. Снизу приписано от руки: «Полина — фея. Аня — снежинка. Ваня — серый волк. Настя — лиса». Причем тут звери? Натягиваю шапку и выхожу на мороз. Вспоминаю, что помимо стишка для праздника в саду нужно еще с ребенком выучить стих на Рождество в церкви. Там стишок посложнее, слов тяжелых много. Думаю дальше. Кем нарядить на праздник в церкви: снежинкой или пингвином? Пытаюсь отвлечься от этих глупостей и… не могу. Уровень абсурда в голове зашкаливает, когда понимаю, что нужно готовить спец программу для церковного богослужения. Нужно разучивать или вспоминать рождественские песни — на праздник всегда ожидается что-то особенное. Праздничные проповеди, торжественные музыкальные номера, костюмы, галстуки, гирлянды. Вдруг подумалось, что будет, если в этот раз совместить и сделать галстук с лампочками. Вздохнул свободно — галстука не будет, т. к. костюм уже давно не налезает. А вот с лампочками можно еще что-то придумать.
Готовлюсь оборонятся от бесконечного количества сладких подарков, которые дети получат. Зачем столько? Мучительное планирование, что мы будем делать на праздники, как отметим Рождество и Новый год. Может, ничего и не делать? Да дети не поймут, уже ждут волшебства. Придется что-то выдумывать, хотя и не ясно, зачем.
Есть ощущение, что Рождество стало еще одним праздником со своими проблемами, ну, как Новый год, только попроще. Может, так совпало, может , просто бремя прошлого такое, не знаю. Рождество — жалкая прелюдия к всенародно любимому празднику, если вы отмечаете по современному календарю, или усталое дополнение к бессонным новогодним ночам под елку и пиротехнику, если живете по- старому. Короче, отмечаем, раз положено.
И главное, нам кажется, что про Рождество давно все ясно, мы знаем, как Иисус родился, что было до, что после, еще чуть-чуть и я догадаюсь, что думал ослик в ту ночь,дословно воспроизведу мычание коровы и шутки пастухов у костра. Ну а когда Бог у нас за пазухой (Эммануил, что значит «с нами Бог»), так и вообще все здорово! Осталось только добавить хорошей рождественской музычки для создания настроения. Кстати, есть такая традиция на западе — звезды христианской эстрады на каждое Рождество записывают обязательный альбом рождественских песен. В любом стиле: рок, хеви, блюз, кантри, реп, регги и т. д. Ну а что? Отличные продажи!
Все и было бы так уныло, если бы не Евангелие. Да, оно до сих пор меня удивляет. Как большой слоеный пирог или луковица. Слой за слоем, а там еще и еще. Думаешь, все понял, а потом снова как впервые открыл. Например история рождения Иисуса описана только у Матфея и Луки. Марк утверждает , что евангелие начинается с крещения Иисуса. Иоанн говорит, что Креститель просто напросто познакомил своих учеников с Иисусом, с этого все и началось, даже про крещение не упомянул. И только у Луки мы находим переполненные гостиницы и ясли. Кстати, даже Лука ничего не говорит про хлев и прочую антисанитарию. А Матфей ограничился вообще одной фразой: «Она родила сына. Он назвал его Иисусом». А теперь пару подробностей. Иосиф пошел с Марией на перепись в Вифлеем, потому что был оттуда родом, Сложно предположить, что там у него не было родни. Благочестивый еврей вряд ли пошел бы в гостиницу, ведь придорожный дом для ночлега был похож на притон, в котором процветали грубость и нечистота. Но даже если и не было у Иосифа там никого, гостеприимство к своим братьям евреям было тогда весьма широко распространено и высоко чтилось. Постоялый двор — это край отчаяния. Скорее всего, Лука имеет в виду не гостиницу в привычном понимании того времени, а большое открытое помещение в доме родственника. Много народу пришло на перепись, всем где-то нужно ночевать. Иосифу, возможно, выделили чуть места в такой комнате, но у Марии начались схватки и нужно было что-то срочно делать. В экстренном порядке хозяева должны были найти угол в отдельном помещении. На людях рожать ну никак нельзя. Где Марии пришлось рожать, мы не знаем. Знаем только, что вместо кроватки для младенца использовали предварительно вымытые, а может и вообще никогда по назначению не использованные, ясли — кормушку для домашней скотины, которая обитала внизу под той самой верхней комнатой, в которой спали родственники. Почему кормушку? Маленькая и по форме подходила. Да, родные оказались не готовы к такому развитию событий, поэтому и ясли. Что все это значит? Марию в родах не бросили на произвол судьбы, о ней и о ребенке позаботились, сделали все возможное, чтобы ребенок родился в нормальных условиях. Вероятнее всего, даже повитуху нашли. Роды приняли, ребенок появился не в грязи и холоде. Но нам-то привычнее думать, что люди повели себя хуже скотины, не пустили беременную на порог и т. д. А Евангелие порой таит сюрпризы. Но детали тут непринципиальны. Ведь недаром другие авторы либо не говорят о рождении Иисуса вообще ничего, либо говорят очень скупо, как Матфей.
Мы можем соглашаться или спорить по поводу таких подробностей, хотя они оказываются более чем третьестепенными. Но по настоящему важно и сомнению не подлежит вот что: «Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, но добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись. Он был во всем человеку подобен, но еще больше Себя умалил и так был послушен, что принял и смерть саму — смерть на кресте» (Библия, послание Филиппийцам, 2 глава).
Вообще как представлю Это, так не по себе становится. Младенцы ведь такие хрупкие, беззащитные и беспомощные. Им даже голову надо поддерживать — роняют. И таким стал Божий Сын, полностью оказавшись на попечении обычных людей. В голове не укладывается. Прошло пару недель и Он улыбнулся маме. В полгода Он смог сидеть, Месяцев в восемь впервые встал, в год пошел. И мама с папой учили Его держать кружку и говорить «здравствуйте» при встрече. Они Его воспитывали, учили работать. Каждая мать чуть-чуть Мария, каждый отец — немножечко Иосиф. Как-то все это звучит совсем нерелигиозно что ли… Таков Божий путь, пришлось его пройти и дойти до креста, чтобы Евангелие стало нашим. Когда я понимаю Его путь на земле, какое место мы, люди, в этой истории заняли, мне становится немного стыдно и сильно радостно. И как раз здесь-то и открывается наша общая единственная надежда: «Бог открыл людям путь избавления от вины… Это оправдание за веру в Иисуса Христа. Для всех, кто верит…» (Библия, послание Римлянам 3:21–22).
Именно это Евангелие по-прежнему волнует меня, волнует вас. Значит, это наш праздник. Настоящий.
С Рождеством!
Дмитрий Ватуля