Сре­те­ние Господне

На вось­мой день в Виф­ле­е­ме над Иису­сом было совер­ше­но обре­за­ние и Он был назван име­нем, кото­рое воз­ве­стил ангел.

В этом отрыв­ке начи­на­ет­ся чере­да новых собы­тий, кото­рые про­ис­хо­дят в хра­ме. По Зако­ну Мои­сея через 40 дней после рож­де­ния маль­чи­ка (и через 80 дней после рож­де­ния девоч­ки) мать долж­на была при­но­сить в храм жерт­ву очи­ще­ния. Свя­щен­ник при­ни­мал ее при­но­ше­ние с восточ­ной сто­ро­ны хра­ма, во «дво­ре жен­щин». Кро­ме того, Мария с Иоси­фом реши­ли посвя­тить Мла­ден­ца Богу, как тре­бо­вал Закон Мои­сея. Все пер­вен­цы при­над­ле­жат Богу. Что­бы выку­пить пер­вен­ца, необ­хо­ди­мо было запла­тить свя­щен­ни­ку пять шеке­лей. Обыч­но эти день­ги пла­тил отец. Для обря­да посвя­ще­ния семье было необя­за­тель­но при­хо­дить в храм, но жела­тель­но. Более того, в тек­сте не ска­за­но, что Иису­са, осо­бо­го Мла­ден­ца, не нуж­но было посвя­щать Богу. Напро­тив, Лука про­во­дит парал­ле­ли меж­ду Хри­стом и Саму­и­лом, кото­ро­го мать посвя­ти­ла Гос­по­ду (1 Цар. 1:22). Мария с Иоси­фом при­хо­дят из Виф­ле­е­ма в Иеру­са­лим, и в хра­ме про­ис­хо­дят две встре­чи — с Симео­ном (Лук. 2:25–35) и Анной (Лук. 2: 36–38), сви­де­тель­ству­ю­щи­ми о том, что Иисус и есть обе­щан­ный Мессия.

Симе­он — чело­век «пра­вед­ный и бла­го­че­сти­вый» (Лук. 2:25–35). Оба сло­ва обо­зна­ча­ют скру­пу­лез­ное соблю­де­ние всех тре­бо­ва­ний иудей­ско­го зако­на. Кро­ме того, Симе­он ждал «уте­ше­ния Изра­и­ле­ва», т. е. верил в обе­то­ва­ние, кото­рое Бог дал евре­ям через про­ро­ка Иса­ию (40:1 и след.). Ведь Изра­иль по-преж­не­му был окку­пи­ро­ван рим­ля­на­ми. Плен еще не закон­чил­ся, пото­му что при­мер­но 80 про­цен­тов евре­ев (как и сей­час) жили за пре­де­ла­ми Пале­сти­ны. Свя­той Дух и здесь игра­ет важ­ную роль (как и во всем повест­во­ва­нии о спа­се­нии Божьем); Он не толь­ко поз­во­ля­ет Симео­ну узнать вре­мя, когда появит­ся Мес­сия, уви­деть Его перед смер­тью, но и вдох­нов­ля­ет про­ро­че­ство о Нем. Дух при­во­дит Симео­на в храм, имен­но когда Мла­ден­ца Иису­са при­но­сят, что­бы посвя­тить Богу.

Гос­подь откры­ва­ет Симео­ну, что имен­но этот Ребе­нок, родив­ший­ся в про­стой и бед­ной семье, – дол­го­ждан­ный Спа­си­тель, Кото­рый осво­бо­дит и вер­нет Богу плен­ни­ков — и евре­ев и языч­ни­ков. Взяв Мла­ден­ца на руки, Симе­он сла­вит Бога. Молит­ва, с кото­рой он обра­ща­ет­ся к Гос­по­ду, обле­че­на в поэ­ти­че­скую фор­му и по содер­жа­нию во мно­гом близ­ка пес­ням Заха­рии и Марии. Ста­рец гово­рит о Божи­ем обе­то­ва­нии, кото­рое испол­нит­ся в Этом Мла­ден­це, и объ­яв­ля­ет, что нача­лась эпо­ха спа­се­ния. Симе­он назы­ва­ет себя «рабом» Гос­по­да — в Вет­хом Заве­те это выра­же­ние озна­ча­ло не уни­же­ние, а почет: так назы­вал­ся чело­век, посвя­щен­ный Богу. В песне Симео­на упо­ми­на­ют­ся наро­ды (языч­ни­ки), кото­рым Бог при­го­то­вил спа­се­ние в Иису­се. Мес­сия при­шел, что­бы про­све­тить откро­ве­ни­ем все чело­ве­че­ство. Исполь­зуя сло­ва «наро­ды» и «языч­ни­ки», Лука пока­зы­ва­ет, что у всех есть доступ к спа­се­нию, кото­рое обе­щал Бог Изра­и­лю. Иисус родил­ся для того, что­бы вер­нуть чело­ве­че­ство к источ­ни­ку жиз­ни. Его при­ше­ствие при­нес­ло Изра­и­лю свет и сла­ву. И как было обе­ща­но в Вет­хом Заве­те, в част­но­сти у про­ро­ка Иса­ии (Ис. 61), языч­ни­ки при­дут к Изра­и­лю и тоже обре­тут спа­се­ние, кото­рое пред­ла­га­ет ему Бог. Сла­ва Божья явле­на через Изра­иль, пото­му что Спа­си­тель родил­ся у евреев.

Мария с Иоси­фом удив­ле­ны. Их реак­ция под­чер­ки­ва­ет ска­зан­ное Симео­ном, застав­ля­ет заду­мать­ся о буду­щем Мла­ден­ца. Симе­он про­дол­жа­ет про­ро­че­ство­вать, бла­го­слов­ляя Марию и Иоси­фа и обра­ща­ясь непо­сред­ствен­но к Марии. Он пред­ска­зы­ва­ет раз­де­ле­ние, кото­рое вызо­вет Иисус в Изра­и­ле. Одни, отверг­нув его, падут, пото­му что Он ста­нет для них кам­нем пре­ткно­ве­ния. Дру­гие же будут стро­ить на этом камне и обре­тут спа­се­ние. Мес­сия явит Божью сла­ву и могу­ще­ство, а Сам ста­нет зна­ме­ни­ем, кото­рое вызо­вет мно­же­ство наре­ка­ний. Одни дове­рят­ся Ему, дру­гие пре­не­бре­гут Им. Отвер­же­ние, с кото­рым столк­нет­ся Иисус, при­не­сет Марии тяже­лые стра­да­ния. Ей пред­сто­ит уви­деть, как рас­пи­на­ют ее Сына. Поэто­му Симе­он гово­рит об «ору­жии» – длин­ном мече, кото­рый прон­зит ей душу.

Затем во дво­ре хра­ма появ­ля­ет­ся вто­рой сви­де­тель (Лук. 2: 36–38) — про­ро­чи­ца Анна (это же имя было у мате­ри Саму­и­ла — 1 Цар. 2). Пред­ки Анны при­над­ле­жа­ли к одно­му из деся­ти север­ных колен Изра­и­ле­вых — к коле­ну Аси­ро­ву, кото­рое упо­ми­на­ет­ся не толь­ко в Вет­хом Заве­те, но и в Кни­ге Откро­ве­ния (7:6). Лука рас­ска­зы­ва­ет об обсто­я­тель­ствах ее жиз­ни, но не при­во­дит сами сло­ва, кото­ры­ми она про­слав­ля­ла Гос­по­да, про­ро­че­ство­ва­ла о Хри­сте и сви­де­тель­ство­ва­ла о делах Божьих. Про­ро­чи­ца полу­ча­ла зна­ние сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом от Бога. Всем извест­но, что ее жизнь посвя­ще­на Гос­по­ду и сосре­до­то­че­на на хра­ме. Ско­рее все­го, ее выда­ли замуж еще в под­рост­ко­вом воз­расте, как было при­ня­то в те вре­ме­на. Но вско­ре муж ее умер, и боль­шую часть жиз­ни она была вдо­вой. День и ночь Анна слу­жи­ла Богу. Когда Иису­са при­нес­ли в храм для посвя­ще­ния Гос­по­ду, она поня­ла, что это Мес­сия, и про­сла­ви­ла Бога, испол­нив­ше­го Сло­во Свое. Сви­де­тель­ство Анны пред­на­зна­ча­лось для тех, кто, подоб­но ей, ожи­дал Мес­сию и молил­ся об избав­ле­нии Изра­и­ля. Здесь, как и в рас­ска­зе о пас­ту­хах, вид­но, что про­слав­ле­ние Бога неот­де­ли­мо от сви­де­тель­ства о Его деяниях.

Совер­шив в хра­ме все необ­хо­ди­мые обря­ды (Лук. 2: 39–40). Мария с Иоси­фом и Мла­ден­цем ухо­дят в Наза­рет. Повест­вуя о дет­стве Иису­са, Мат­фей и Лука опи­сы­ва­ют раз­ные собы­тия. Эти два Еван­ге­лия мож­но хро­но­ло­ги­че­ски согла­со­вать, если поме­стить рас­сказ Мат­фея о царе Иро­де, покло­не­нии волх­вов и бег­стве в Еги­пет после того эпи­зо­да у Луки, где Мария с Иоси­фом при­но­сят Мла­ден­ца Иису­са в храм. Такая хро­но­ло­гия пред­по­ла­га­ет, что, посе­тив храм, Свя­тое семей­ство воз­вра­ща­ет­ся в Наза­рет лишь на корот­кое вре­мя, а затем сно­ва отпра­вит­ся в Виф­ле­ем, сде­лав его посто­ян­ным местом сво­е­го оби­та­ния. Поэто­му, когда волх­вы при­хо­дят покло­нить­ся Иису­су, Мария с Мла­ден­цем уже нахо­дят­ся в доме (Мф. 2:11), а не в хле­ву. Судя по ука­за­нию на воз­раст Мла­ден­ца у Мат­фея (2:16), Мария с Иоси­фом про­бы­ли в Виф­ле­е­ме почти два года, а не толь­ко 40 дней, как может пока­зать­ся при чте­нии Луки. Из Виф­ле­е­ма они бегут в Еги­пет, а после смер­ти Иро­да воз­вра­ща­ют­ся в Пале­сти­ну, наме­ре­ва­ясь, по-види­мо­му, сно­ва посе­лить­ся в Виф­ле­е­ме. Но, когда Иосиф полу­ча­ет во сне откро­ве­ние, семья отправ­ля­ет­ся в Наза­рет и живет в Гали­лее, подаль­ше от поли­ти­че­ской и рели­ги­оз­ной вла­сти Иеру­са­ли­ма. Иисус рос в окру­же­нии, кото­рое создал для Него Гос­подь. Жизнь Сына Божье­го харак­те­ри­зу­ет­ся преж­де все­го пре­муд­ро­стью и бла­го­да­тью, кото­рые со вре­ме­нем при­ве­дут две­на­дца­ти­лет­не­го Отро­ка Иису­са к тому осо­бо­му опы­ту, кото­рый пере­жил Он на празд­ни­ке Пас­хи в Иерусалиме.

«Сла­вян­ский Биб­лей­ский ком­мен­та­рий: Совре­мен­ная еван­гель­ская пер­спек­ти­ва» под ред. С. Санникова

* * *

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Сто­ит во Хра­ме Симе­он — 
Он Духом Божьим при­ве­ден. 
В нем серд­це пла­ме­нем сго­ра­ет, 
Он молит­ся и ожидает.

И вот — с Мла­ден­цем на руках, 
По сту­пе­ням лег­ко сту­пая, 
С любо­вью крот­кою в очах 
При­хо­дит Мари­ам Святая.

Мла­ден­ца в руки ста­рец взял. 
Воз­нес моль­бу к Твор­цу Все­лен­ной, 
И, Богом свы­ше вдох­но­вен­ный, 
В сле­зах, он радост­но сказал:

«Се, ныне, с миром бла­го­дат­ным 
Берешь меня, Гос­подь бла­гой — 
Я зрю с весе­ли­ем отрад­ным 
Спа­се­нья Про­мы­сел святой.

Чест­на, Гос­подь, Твоя дер­жа­ва. 
Се — свет люб­ви, щед­рот Тво­их, 
На про­све­ще­нье чад зем­ных 
И чад Изра­и­ле­вых слава»

А. Огиль­ви