На восьмой день в Вифлееме над Иисусом было совершено обрезание и Он был назван именем, которое возвестил ангел.
В этом отрывке начинается череда новых событий, которые происходят в храме. По Закону Моисея через 40 дней после рождения мальчика (и через 80 дней после рождения девочки) мать должна была приносить в храм жертву очищения. Священник принимал ее приношение с восточной стороны храма, во «дворе женщин». Кроме того, Мария с Иосифом решили посвятить Младенца Богу, как требовал Закон Моисея. Все первенцы принадлежат Богу. Чтобы выкупить первенца, необходимо было заплатить священнику пять шекелей. Обычно эти деньги платил отец. Для обряда посвящения семье было необязательно приходить в храм, но желательно. Более того, в тексте не сказано, что Иисуса, особого Младенца, не нужно было посвящать Богу. Напротив, Лука проводит параллели между Христом и Самуилом, которого мать посвятила Господу (1 Цар. 1:22). Мария с Иосифом приходят из Вифлеема в Иерусалим, и в храме происходят две встречи — с Симеоном (Лук. 2:25–35) и Анной (Лук. 2: 36–38), свидетельствующими о том, что Иисус и есть обещанный Мессия.
Симеон — человек «праведный и благочестивый» (Лук. 2:25–35). Оба слова обозначают скрупулезное соблюдение всех требований иудейского закона. Кроме того, Симеон ждал «утешения Израилева», т. е. верил в обетование, которое Бог дал евреям через пророка Исаию (40:1 и след.). Ведь Израиль по-прежнему был оккупирован римлянами. Плен еще не закончился, потому что примерно 80 процентов евреев (как и сейчас) жили за пределами Палестины. Святой Дух и здесь играет важную роль (как и во всем повествовании о спасении Божьем); Он не только позволяет Симеону узнать время, когда появится Мессия, увидеть Его перед смертью, но и вдохновляет пророчество о Нем. Дух приводит Симеона в храм, именно когда Младенца Иисуса приносят, чтобы посвятить Богу.
Господь открывает Симеону, что именно этот Ребенок, родившийся в простой и бедной семье, – долгожданный Спаситель, Который освободит и вернет Богу пленников — и евреев и язычников. Взяв Младенца на руки, Симеон славит Бога. Молитва, с которой он обращается к Господу, облечена в поэтическую форму и по содержанию во многом близка песням Захарии и Марии. Старец говорит о Божием обетовании, которое исполнится в Этом Младенце, и объявляет, что началась эпоха спасения. Симеон называет себя «рабом» Господа — в Ветхом Завете это выражение означало не унижение, а почет: так назывался человек, посвященный Богу. В песне Симеона упоминаются народы (язычники), которым Бог приготовил спасение в Иисусе. Мессия пришел, чтобы просветить откровением все человечество. Используя слова «народы» и «язычники», Лука показывает, что у всех есть доступ к спасению, которое обещал Бог Израилю. Иисус родился для того, чтобы вернуть человечество к источнику жизни. Его пришествие принесло Израилю свет и славу. И как было обещано в Ветхом Завете, в частности у пророка Исаии (Ис. 61), язычники придут к Израилю и тоже обретут спасение, которое предлагает ему Бог. Слава Божья явлена через Израиль, потому что Спаситель родился у евреев.
Мария с Иосифом удивлены. Их реакция подчеркивает сказанное Симеоном, заставляет задуматься о будущем Младенца. Симеон продолжает пророчествовать, благословляя Марию и Иосифа и обращаясь непосредственно к Марии. Он предсказывает разделение, которое вызовет Иисус в Израиле. Одни, отвергнув его, падут, потому что Он станет для них камнем преткновения. Другие же будут строить на этом камне и обретут спасение. Мессия явит Божью славу и могущество, а Сам станет знамением, которое вызовет множество нареканий. Одни доверятся Ему, другие пренебрегут Им. Отвержение, с которым столкнется Иисус, принесет Марии тяжелые страдания. Ей предстоит увидеть, как распинают ее Сына. Поэтому Симеон говорит об «оружии» – длинном мече, который пронзит ей душу.
Затем во дворе храма появляется второй свидетель (Лук. 2: 36–38) — пророчица Анна (это же имя было у матери Самуила — 1 Цар. 2). Предки Анны принадлежали к одному из десяти северных колен Израилевых — к колену Асирову, которое упоминается не только в Ветхом Завете, но и в Книге Откровения (7:6). Лука рассказывает об обстоятельствах ее жизни, но не приводит сами слова, которыми она прославляла Господа, пророчествовала о Христе и свидетельствовала о делах Божьих. Пророчица получала знание сверхъестественным образом от Бога. Всем известно, что ее жизнь посвящена Господу и сосредоточена на храме. Скорее всего, ее выдали замуж еще в подростковом возрасте, как было принято в те времена. Но вскоре муж ее умер, и большую часть жизни она была вдовой. День и ночь Анна служила Богу. Когда Иисуса принесли в храм для посвящения Господу, она поняла, что это Мессия, и прославила Бога, исполнившего Слово Свое. Свидетельство Анны предназначалось для тех, кто, подобно ей, ожидал Мессию и молился об избавлении Израиля. Здесь, как и в рассказе о пастухах, видно, что прославление Бога неотделимо от свидетельства о Его деяниях.
Совершив в храме все необходимые обряды (Лук. 2: 39–40). Мария с Иосифом и Младенцем уходят в Назарет. Повествуя о детстве Иисуса, Матфей и Лука описывают разные события. Эти два Евангелия можно хронологически согласовать, если поместить рассказ Матфея о царе Ироде, поклонении волхвов и бегстве в Египет после того эпизода у Луки, где Мария с Иосифом приносят Младенца Иисуса в храм. Такая хронология предполагает, что, посетив храм, Святое семейство возвращается в Назарет лишь на короткое время, а затем снова отправится в Вифлеем, сделав его постоянным местом своего обитания. Поэтому, когда волхвы приходят поклониться Иисусу, Мария с Младенцем уже находятся в доме (Мф. 2:11), а не в хлеву. Судя по указанию на возраст Младенца у Матфея (2:16), Мария с Иосифом пробыли в Вифлееме почти два года, а не только 40 дней, как может показаться при чтении Луки. Из Вифлеема они бегут в Египет, а после смерти Ирода возвращаются в Палестину, намереваясь, по-видимому, снова поселиться в Вифлееме. Но, когда Иосиф получает во сне откровение, семья отправляется в Назарет и живет в Галилее, подальше от политической и религиозной власти Иерусалима. Иисус рос в окружении, которое создал для Него Господь. Жизнь Сына Божьего характеризуется прежде всего премудростью и благодатью, которые со временем приведут двенадцатилетнего Отрока Иисуса к тому особому опыту, который пережил Он на празднике Пасхи в Иерусалиме.
«Славянский Библейский комментарий: Современная евангельская перспектива» под ред. С. Санникова
* * *
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Стоит во Храме Симеон —
Он Духом Божьим приведен.
В нем сердце пламенем сгорает,
Он молится и ожидает.
И вот — с Младенцем на руках,
По ступеням легко ступая,
С любовью кроткою в очах
Приходит Мариам Святая.
Младенца в руки старец взял.
Вознес мольбу к Творцу Вселенной,
И, Богом свыше вдохновенный,
В слезах, он радостно сказал:
«Се, ныне, с миром благодатным
Берешь меня, Господь благой —
Я зрю с веселием отрадным
Спасенья Промысел святой.
Честна, Господь, Твоя держава.
Се — свет любви, щедрот Твоих,
На просвещенье чад земных
И чад Израилевых слава»
А. Огильви