При­знак истин­но­го православия

«Сек­тант­ство в Пра­во­сла­вии и Пра­во­сла­вие в сек­тант­стве» – так назы­ва­ет­ся бро­шю­ра, издан­ная Выборг­ским Хри­сти­ан­ским Цен­тром. Ее автор – Иеро­мо­нах Иоанн. 
Вот неко­то­рые выдерж­ки из этой бро­шю­ры: 
… в насто­я­щее вре­мя, в осо­бен­но­сти, мож­но встре­тить «пра­во­слав­но­го» – насто­я­ще­го сек­тан­та по духу сво­е­му: фана­тич­но­го, не любов­но­го, раци­о­наль­но узко­го, упи­ра­ю­ще­го­ся в чело­ве­че­скую точ­ку, не алчу­ще­го, не жаж­ду­ще­го прав­ды Божьей… 
И, наобо­рот, мож­но встре­тить сек­тан­та, явно не пони­ма­ю­ще­го смысл пра­во­слав­но­го слу­же­ния, … но, на самом деле, тая­ще­го в себе мно­го истин­но Божье­го, истин­но люб­ве­обиль­но­го во Хри­сте, истин­но брат­ско­го к людям. 
… Есть сек­тан­ты, кото­рые горят духом и любо­вью к Богу и к ближ­ним гораз­до более чем иные пра­во­слав­ные, и вот этот дух горе­ния люб­ви к Богу и чело­ве­ку есть при­знак истин­но­го, жиз­нен­но­го пра­во­сла­вия. Кто его не име­ет сре­ди пра­во­слав­ных, тот не истин­но пра­во­слав­ный, и кто его име­ет сре­ди не пра­во­слав­ных, тот истин­но пра­во­слав­ный. 
… Вся­ко­му пра­во­слав­но­му ясно, что пра­во­слав­ные по сво­е­му умо­ис­по­ве­да­нию часто не толь­ко не явля­ют­ся нази­да­ни­ем для обще­ства, но пря­мым раз­вра­ще­ни­ем это­го обще­ства… А мона­сты­ри… сколь­ко было под­час глу­бо­ко­го не пра­во­сла­вия, мир­ско­го, тлен­но­го духа под сми­ре­ной одеж­дой мона­ха. 
Рево­лю­ция пока­за­ла, обна­жи­ла сла­бый слой пра­во­слав­но­го рус­ско­го свя­щен­ства, но она же под­черк­ну­ла муче­ни­че­ское испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной жиз­ни у боль­шин­ства свя­щен­ни­ков. 
Кто-то ска­зал, что нали­чие сек­тант­ства пока­зы­ва­ет рели­ги­оз­ность наро­да. Мож­но ска­зать и так: нали­чие сек­тант­ства пока­зы­ва­ет пра­во­слав­ность наро­да, его горе­ние духа, его стрем­ле­ние к иде­а­лу, его жаж­ду не внеш­ней рели­гии, но внут­рен­ней, жаж­ду сво­е­го сер­деч­но­го заве­та с Богом. 
Сим­вол дол­жен совер­шить­ся в жиз­ни, стать реаль­но­стью. У одно­го чело­ве­ка он совер­шен­но нере­а­лен в жиз­ни, хотя этот чело­век про­из­но­сит его каж­дый день на молит­ве; у дру­го­го вера про­яв­ля­ет­ся в люб­ви его к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, к Отцу Небес­но­му и Духу Свя­то­му, и она отра­жа­ет­ся на лице его, на сло­вах и всех поступ­ках. Кто же бли­же к цар­ствию Божье­му? Ответ ясен. Конеч­но вто­рой. Непра­во­слав­ный по име­ни, но пра­во­слав­ный по духу и истине, научен­ный самим Духом. 
… Мы учим лишь, как пови­но­вать­ся еди­но­му Учи­те­лю. Но вот мы видим, что кто-то выучил­ся без нас быть уче­ни­ком Хри­сто­вым. Что же? Будем ли мы про­тив него вос­ста­вать? Мы радо­вать­ся долж­ны, что чело­век силою Все­мо­гу­ще­го Духа … чудес­но пре­об­ра­зил свою жизнь и при­но­сит Богу плод. По пло­дам веле­но узна­вать. Пло­ды же ясно опре­де­ле­ны у Апо­сто­ла Павла.

Сек­та – (франц.) брат­ство, при­няв­шее свое, отдель­ное уче­нье о вере. (В.И.Даль «Тол­ко­вый сло­варь живо­го вели­ко­рус­ско­го язы­ка», т. 4, стр.171)