Его осень

На что похо­жа осень? С чем мож­но срав­нить это буй­ство и неистов­ство цве­тов? Осень напо­ми­на­ет худож­ни­ка, раз­бро­сав­ше­го всю самую яркую палит­ру кра­сок по хол­сту, кото­рые с тру­дом вос­со­зда­ют пол­ную кар­ти­ну. Осень – это смерть. Никто в этой ярко­сти, насы­щен­но­сти и вуль­гар­но­сти цве­та не видит уни­что­же­ния. Но оно незри­мо при­сут­ству­ет во всем. При­ро­да, ста­но­вясь подоб­но обре­чен­но­му боль­но­му, соби­ра­ет все свои силы, и пыта­ет­ся сде­лать послед­ний бро­сок навстре­чу жиз­ни, при этом осо­зна­вая нача­ло сво­е­го конца.

У окна боль­нич­ной пала­ты сто­ял муж­чи­на. Он смот­рел на рас­ки­нув­ший­ся за окном осен­ний парк и поче­му-то не чув­ство­вал было­го вос­хи­ще­ния этим вре­ме­нем года. Даже яркий цве­та­стый клен, рос­ший пря­мо под окном, не вызы­вал преж­них чувств. Но как он рань­ше любил осень! Вечер­ние про­гул­ки, шур­ша­ние лист­вы под нога­ми, роман­ти­че­ское поблес­ки­ва­ние звезд, встре­чи с наме­ком на любовь. А теперь его суще­ство­ва­ние было огра­ни­чен­но тихой боль­нич­ной пала­той, и воз­мож­но впе­ре­ди его ниче­го уже не жда­ло. По сочув­ству­ю­щим взгля­дам вра­чей и пре­уве­ли­чен­но хоро­шем настро­е­нии жены он пони­мал, что обре­чен. Но все его суще­ство отка­зы­ва­лось пони­мать и при­ни­мать то. что его жизнь ско­ро закон­чить­ся. Он был воле­вым чело­ве­ком, и неод­но­крат­но, бла­го­да­ря сво­им уси­ли­ям разу­ма, выхо­дил из мно­гих пере­де­лок. Нет, он не соби­рал­ся сда­вать­ся! Он поста­ра­ет­ся и сей­час! Крас­но-жел­то-бор­до­вая вет­ка кле­на сту­ча­ла в окно, буд­то зовя куда-то. 
 
Уны­лый осен­ний день. Свин­цо­вое небо гото­во уже было разо­рвать­ся и излить на зем­лю серые струи дождя. Побу­рев­шая обле­та­ю­щая листва вызы­ва­ла еще боль­шую подав­лен­ность в душе чело­ве­ка, сидев­ше­го на кро­ва­ти. Его души­ли раз­лич­ные вос­по­ми­на­ния, и не поки­да­ло чув­ство, что в его жиз­ни что-то было непра­виль­но. Но что? Он никак не мог понять. Он вспо­ми­нал свою бабуш­ку, кото­рая пыта­лась научить его доб­ру, люб­ви, молит­ве, рас­ска­зы­вая что-то о послед­нем вре­ме­ни… Да, и для него оно уже наста­ло. И имен­но сей­час, он нуж­дал­ся в ком-то, кто был спо­со­бен наве­сти поря­док в его душе, что­бы там воца­рил­ся мир и покой. Он нуж­дал­ся в чуде. Как там у Пастер­на­ка: 
 
«Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог. 
Когда мы в смя­те­нье, тогда средь раз­бро­да 
Оно насти­га­ет мгно­вен­но, врас­плох».
 
 
Вет­ки побу­рев­ше­го и напо­ло­ви­ну обле­тев­ше­го кле­на тре­бо­ва­тель­но бились в окно. Выл ветер. Пер­вые струи дождя хлест­ну­ли по стек­лу. Насту­пи­ла ночь. Нача­лась буря. 
 
Вам слу­ча­лось наблю­дать осен­нюю бурю? Когда все вокруг зами­ра­ет, при­хо­дит в без­мол­вие, засты­ва­ет в ожи­да­нии. Мгно­ве­ние. И вот страш­ный ветер уже рвет, мечет, кру­жит… И все так­же неожи­дан­но пре­кра­ща­ет­ся , как и нача­лось. И как – буд­то после бури мы видим пол­ное обнов­ле­ние вокруг. При­ро­да сно­ва сия­ет тихой пер­во­здан­ной кра­со­той, раз­ли­вая вокруг пото­ки уми­ро­тво­рен­но­сти, покоя и будущ­но­сти. 
 
Сей­час он тихо лежал в кро­ва­ти. Голые вет­ки кле­на пока­чи­ва­лись спо­кой­но за окном. Подоб­но сиг­наль­но­му флаж­ку, один един­ствен­ный лист тре­пе­тал на вет­ру. Буря про­шла, буря в его душе. Ее неистов­ство было так вели­ко, что она затро­ну­ла и поко­ле­ба­ла все его суще­ство. И он все понял, все осо­знал, все при­нял. Тихое «про­сти» ска­за­ло его серд­це, тихий ответ «про­щаю» полу­чи­ла его душа. Теперь он был счаст­лив. Теперь он видел буду­щее. Все таки он побе­дил. Любовь пере­пол­ня­ла его серд­це при виде людей в пала­те, при виде голу­бя, сидев­ше­го на кар­ни­зе, и когда он смот­рел на тро­га­тель­но-блед­ное лицо сво­ей жены, любовь охва­ты­ва­ла все его суще­ство, когда он взи­рал из окна на без­молв­ное небо. Всмат­ри­ва­ясь в замер­за­ю­щий воз­дух и непо­движ­ные дере­вья он знал, что через несколь­ко часов насту­пит зима. Но для него ее уже не будет, нико­гда, пото­му что… 
 
Тихо подул ветер. Листик кле­на сорвал­ся, и мед­лен­но и плав­но, кру­жась в воз­ду­хе, опу­стил­ся на землю.