к 100-летию со дня смер­ти Паш­ко­ва В.А.

Гре­че­ское сло­во “historia” озна­ча­ет “рас­сказ о про­шлом”. Рас­сказ о про­шлом зани­ма­ет всех. Зани­ма­ет пото­му, что это наш путь – мост меж­ду насто­я­щим и буду­щим. Отсю­да и жела­ние узнать, про­ник­нуть в про­шлое и стать его частью. 
Перед нами пись­мо М.М. Кор­фа, с неж­но­стью и любо­вью напи­сан­ное к нам, к буду­ще­му поко­ле­нию. Мы пуб­ли­ку­ем это пись­мо пото­му, что граф Корф был близ­ким дру­гом и помощ­ни­ком гра­фа Паш­ко­ва и уве­ро­вал через месяц после него в 1874 г. 
Уди­ви­тель­но, как чело­век, про­жив­ший дол­гую жизнь, познав­ший радо­сти и горе­сти, при­е­мы во двор­цах и изгна­ние за веру, в сми­ре­нии серд­ца обра­ща­ет­ся к нам из дале­ко­го два­дцать седь­мо­го, что­бы предо­сте­речь нас от паде­ний и укре­пить в вере. Он пишет: “Мы поте­ря­ли все и не име­ем ниче­го; но Гос­подь не остав­ля­ет нас…”. 
Брат Корф при­над­ле­жал к тем веру­ю­щим, о кото­рых Апо­стол Павел гово­рит: “Те, кото­рых весь мир не был досто­ин, ски­та­лись…”; но они пом­ни­ли: име­на их запи­са­ны на небесах.

Да будет име­ни Тво­е­му, Гос­по­ди, сла­ва отныне и до скон­ча­ния века за бра­тьев наших, кото­рые до кон­ца жиз­ни сво­ей были вер­ны Сло­ву Тво­е­му и под­ви­за­лись за веру Еван­гель­скую! 
Фил. 1:27

Доро­гие бра­тья и сест­ры во Хри­сте Иисусе!

Ста­рый брат ваш не забы­ва­ет вас, с кото­ры­ми я раз­де­лен толь­ко зем­ным про­стран­ством; любовь моя к вам оста­ет­ся неиз­мен­ной. 
Со вре­ме­ни изгна­ния мое­го из доро­го­го оте­че­ства я посто­ян­но воз­но­шу искрен­ние молит­вы за вас, име­на кото­рых Гос­подь зна­ет. Хотя мне в июле минет, если Гос­по­ду будет угод­но, 85 лет, но Спа­си­тель мой дает мне еще силы воз­ве­щать Его любовь и вер­ность. Будем вме­сте ждать Его при­ше­ствия, когда Он явит­ся на обла­ках взять Свою неве­сту, состо­я­щую из всех искуп­лен­ных дра­го­цен­ною Его кро­вию. В мои годы я серд­цем не поста­рел, и Гос­подь дает мне силы – духу, душе и телу – про­слав­лять Спа­си­те­ля наше­го и рабо­тать здесь, в Швей­ца­рии, меж­ду наши­ми доро­ги­ми сооте­че­ствен­ни­ка­ми. Хри­стос Тот же вче­ра, сего­дня и вове­ки, и Он див­но выво­дит ищу­щих спа­се­ния из тьмы в чуд­ный Свой свет, и доз­во­ля­ет мне быть сви­де­те­лем рож­де­ния свы­ше. Мно­гие, не толь­ко наши доро­гие сооте­че­ствен­ни­ки обра­ща­лись ко мне, но и дру­гие из про­жи­ва­ю­щих здесь. Гос­подь меня в моей немо­щи посы­ла­ет к боль­ным. Я воз­ла­гаю на них руки по ука­зан­но­му Гос­по­дом в ев. Мар­ка 16:38 и дру­гих местах Свящ. Писа­ния, и исце­ля­ет их Иисус. Уве­рен, что и меж­ду вами про­яв­ля­ют­ся те же чуде­са. Ведь мы нахо­дим­ся в пол­ной зави­си­мо­сти и в пол­ном рас­по­ря­же­нии в руках наше­го Спа­си­те­ля и пото­му нам очень важ­но “Пре­бы­ва­ние во Хри­сте”. Об этом свя­том пре­бы­ва­нии хотел побе­се­до­вать с вами, пото­му что Гос­подь непре­стан­но ука­зы­ва­ет мне на важ­ность это­го пове­ле­ния. 
В этом сло­ве Иису­са Хри­ста я вижу пове­ле­ние: “Пре­будь­те во Мне и Я в вас”(прочтите Иоан. 15:4 и 5) . 
Эти сло­ва, кажет­ся, вся­ко­му извест­ны и, несмот­ря на то, я немно­гих встре­чал Хри­сти­ан, кото­рые в еже­днев­ной, обы­ден­ной жиз­ни пре­бы­ва­ли бы во Хри­сте и от кото­рых рас­про­стра­ня­лось Хри­сто­во бла­го­уха­ние (2 Кор. 2:14–15). Ведь не напрас­но Сло­во Божие назы­ва­ет веру­ю­щих христиан:“мы Хри­сто­во бла­го­уха­ние Богу”…(2 Кор. 2:15). Отче­го же не часто встре­ча­ет­ся это “бла­го­уха­ние”? Я пола­гаю пото­му, что еще мы не научи­лись быть Мари­ею и нахо­дить­ся “у ног Спа­си­те­ля наше­го и слу­шать Его сло­ва”. Спа­си­тель ска­зал Мар­фе: “Ты забо­тишь­ся и суе­тишь­ся о мно­гом; а одно толь­ко нуж­но. Мария же избра­ла бла­гую часть, кото­рая не отни­мет­ся у ней” (Лук. 10:39–42). Я пола­гаю, что мы не научи­лись под­чи­нять­ся Духу Свя­то­му настоль­ко, что­бы нахо­дить­ся в посто­ян­ном молит­вен­ном настро­е­нии, и сла­бо­стью нашей веры пре­пят­ству­ем пре­бы­ва­нию Хри­ста в нас. 
При­чи­ны сему раз­лич­ны; я при­ве­ду толь­ко неко­то­рые; 
Наш ста­рый чело­век еще жив, не рас­пят Хри­сту, Гал. 2:19 ап. Павел ска­зал: “Я сорас­пял­ся Хри­сту”. На это мне гово­рят – это мог ска­зать толь­ко Апо­стол. Я отве­чу сло­ва­ми ап. Вар­на­вы и Пав­ла, кото­рые сами ска­за­ли: “мы подоб­ные вам чело­ве­ки” (Деян. 14:19). Важ­ная при­чи­на, поче­му мы не можем пре­бы­вать во Хри­сте, есть та, что мы еще не умер­ли со Хри­стом (Кол. 2:20), и не можем ска­зать, что мы еще не умер­ли и что жизнь наша сокры­та со Хри­стом в Боге (Кол. 3:3). Часто встре­чаю непо­сле­до­ва­тель­ность в жиз­ни хри­сти­ан. Так, напри­мер, один гово­рит: жизнь моя сокры­та со Хри­стом в Боге, а спро­си­те его: сле­до­ва­тель­но, вы почи­та­е­те себя умер­шим и еже­днев­но вы умерщ­вля­е­те зем­ные чле­ны ваши? (Кол. 3:3,5). В ответ он при­зна­ет, что ста­рое “я” еще живо. Доко­ле мы не рас­ста­лись с нашим преж­ним хозя­и­ном и не дер­жим его под побе­до­нос­ною Кро­вию Иису­са Хри­ста, мы не можем вку­сить бла­жен­ства посто­ян­но­го пре­бы­ва­ния во Хри­сте. Хри­стос хочет быть соб­ствен­ни­ком и вла­дель­цем все­го наше­го серд­ца, а мы долж­ны остать­ся Его крепостными.

Мур­рей в сво­ей пре­крас­ной кни­ге: “Пре­бы­вай­те во Хри­сте” поста­вил вопрос: могут ли веру­ю­щие посто­ян­но пре­бы­вать, воз­мож­но ли достиг­нуть того, что­бы здесь на зем­ле нахо­дить­ся в бес­пре­рыв­ном обще­нии со Хри­стом? Ответ его был: нет, это невоз­мож­но было бы, если бы это пре­бы­ва­ние от нас зави­се­ло и чрез нашу силу долж­но было быть выпол­не­но; но он при­ба­вил сле­ду­ю­щее сло­во Божие: “чело­ве­кам это невоз­мож­но, Богу же все воз­мож­но” (Матф. 19:26). Чело­ве­че­ской вла­сти или силе это поло­жи­тель­но невоз­мож­но, но Богу же все воз­мож­но. При­ве­ду к это­му толь­ко два изре­че­ния из Свящ. Писа­ния: “Я хра­ни­тель его, в каж­дое мгно­ве­ние напол­няю его ночью и днем сте­ре­гу его, что­бы кто не ворвал­ся в него” (Ис. 27:3). “И будет Гос­подь вождем тво­им все­гда, и во вре­мя засу­хи будет насы­щать душу твою и утуч­нять кости твои, и ты будешь, как напо­ен­ный водою сад, и как источ­ник, кото­ро­го воды нико­гда не иссяк­нут” (Ис. 38:11). 
Мы слиш­ком при­вык­ли рас­счи­ты­вать на самих себя, и вера наша не есть та, кото­рая может горы пере­став­лять; пере­став­лять горы, встре­ча­е­мые в нашей внут­рен­ней жиз­ни (Матф. 17:20). 
Для пре­бы­ва­ния во Хри­сте наша вера долж­на посто­ян­но быть в насто­я­щем вре­ме­ни. Мы не можем сего­дня жить тою верою, кото­рую мы име­ли вче­ра. Вер­блюд может иметь в себе запас воды, но для веры у нас нет тако­го места; вера долж­на быть все­гда в насто­я­щем времени.

Бра­тья и сест­ры! Отно­си­тель­но веры нашей, мы долж­ны самих себя испы­ты­вать, в вере ли мы. “Или вы не зна­е­те самих себя, что Иисус Хри­стос в вас? Раз­ве толь­ко вы не то, чем долж­ны быть” (2 Кор. 13:15). Я сам дол­жен иметь веру, сам дол­жен знать, Хри­стос ли во мне? Даже бли­жай­ший наш друг не может за нас верить. Пото­му будем испы­ты­вать самих себя: живет ли в нас Хри­стос? Если это есть дей­стви­тель­ность и мы в Нем пре­бы­ва­ем, то наш “вет­хий” чело­век не будет над нами вла­ды­че­ство­вать. Вла­ды­че­ство име­ет Христос,и мы будем с вели­кой радо­стию пови­но­вать­ся и поко­рять­ся Его свя­той воле.