При всей важности вопроса, откуда произошел человек, ответ на него не дает всех необходимых знаний для понимания того, что человек собой представляет. Перед нами продолжает стоять вопрос, что же именно Бог произвел на свет, сотворив человека.
Если мы пойдем по пути исследования библейского описания человека, то обнаружим, что сегодня человек находиться фактически в ненормальном состоянии. Подлинный человек – не тот, которого мы видим в человеческом обществе. Подлинный человек – существо, вышедшее из рук Бога, незапятнанное грехом и падением. В истинном смысле слова единственными настоящими человеческими существами были Адам и Ева до грехопадения и Иисус. Все остальные испорченные, извращенные и искаженные образчики человеческого рода. Поэтому, если мы хотим дать правильное определение человеку, нам надо обратить свой взгляд на человека в первозданном состоянии и на Христа.
Главная характеристика первоначального состояния человека состоит в том, что он был создан Богом по Божьему образу и подобию. Эта характеристика относиться только к человеку, в отличии от всех других сотворенных существ.
Божий образ упоминается в нескольких местах Библии. Наиболее, пожалуй, известное из них – Быт. 1:26–27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». В следующем стихе автор добавляет: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их». В Новом Завете образ Божий в связи с сотворением человека упоминается дважды. В 1 Кор. 11:7 Павел пишет: «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа». А в Иак. 3:9 автор на основании того, что человек создан по подобию Бога, осуждает использование языка для проклятия людей: «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию».
Кроме того, в Новом Завете есть несколько мест, в которых образ Божий упоминается в связи с преобразованием верующих в процессе спасения. В Рим. 8:29 отмечается, что они начинают соотноситься с образом Сына: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Во 2 Кор. 3:18 читаем: » Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа,” и т. д. Мы принадлежим Богу. Тот факт, что мы пребываем в образе Божьем, не только означает, что мы обладаем некоторыми Его свойствами, но и служит напоминанием , что мы принадлежим Ему. Когда Иисусу принесли монету, Он спросил, чье на ней изображение. Услышав от фарисеев и иродиан правильный ответ: «Кесаря», – Иисус сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу». Что значит «Божье»? По всей видимости, все, что несет образ Божий. Иисус по сути говорил: » Отдавайте деньги кесарю, на них его образ, и они принадлежат ему. Но себя отдавайте Богу. Вы несете Его образ и принадлежите Ему». Преданность, верность, любовь, служение Богу – вот надлежащее отношение тех, кто несет в себе образ Божий.
Мы должны следовать образцу Иисуса, полностью раскрывающего Божий образ. Он совершенный образ Божий, чья человечность не запятнана грехом (Евр. 4:15). Его в полной мере характеризуют слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39) Образцом для подражания должен быть Он, сказавший: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4)
Свою человечность мы сознаем только тогда, когда должным образом связаны с Богом. Не имеет значения какие мы культурные или благородные, никто не может быть вполне человеком, если он не становиться искупленным учеником Бога. Новый Завет ясно показывает, что Бог восстанавливает искаженный образ и даже, возможно, делает его более совершенным (2Кор.3:18).
Учеба и работа – благо. Образ Божий подразумевает владычество над миром. Человеку надо научиться понимать и контролировать творение, развивать его потенциал для себя и для Бога. Это означает также умение управлять собственной личностью и своими способностями. Обратите внимание, что владычество человека входило в изначальный Божий план еще до грехопадения. Следовательно работа – не проклятье. Это часть Божьего плана.
Человек имеет ценность. Святость человеческой жизни – крайне важный для Бога принцип. Убийство запрещено даже после грехопадения, причем по той причине, что человек создан по образу Божьему: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Хотя в этом стихе прямо не говориться, что человек все еще остается в образе Божьем, ясно, что человек, даже будучи грешником, продолжает нести его. Ибо в противном случае Бог не выдвигал бы образ в качестве обоснования для запрета убийства.
Образ распространяется на все человечество. Образ был дан Адаму, человеку. Как бы не относиться к нему – как к первородному человеческому существу или как к символическому «Адаму», – он представляет собой сущность человеческого рода, а «Ева» – матерь всех живущих (Быт. 3:20). Из Быт. 1:27 и 5:1–2 явствует, что образ присутствует как в мужчине так и в женщине. Универсальность образа означает, что у любого человека есть достоинство. Кернс пишет, что Кальвин призывает к благоговению перед человеком. Хотя эти слова не совсем правильно передают мысль Кальвина, в принципе такой взгляд обоснован. Ни к одному человеческому существу не следует относиться пренебрежительно. Все они прекрасны, хотя и являют собой искаженное представление того, что изначально задумал Бог. Есть потенциал подобия Творцу. Есть добрые дела совершаемые нехристианами. Эти дела сами по себе не заслуживают милости спасения, но они угодны Богу, поскольку способствуют Его основной цели.
Универсальность образа означает также, что все люди чувствительны к духовному. Хотя временами такие точки соприкосновения бывают глубоко спрятанными и трудно различимыми, у любого человека есть возможность для общения с Богом, без которого не может быть полной самореализации.
Каждое человеческое существо – творение Божье по Образу Божьему. Каждый из нас личность, обладающая способностью поклонятся и служить Творцу. Когда мы пользуемся этими способностями в правильных целях, мы полнее всего отражаем то, что Бог хочет видеть в нас. Именно тогда мы становимся людьми в полном смысле этого слова.