Фетлер Вильгельм Андреевич (1883 – 1957) – видный труженик на ниве Божией, издатель журналов «Вера» и «Гость», первый пресвитер церкви Дома Евангелия в Петербурге.
Фетлер родился в городе Талсы в Латвии в семье известного деятеля баптистского движения.
В отроческом возрасте он принял водное крещение, которое ему преподал отец.
С 1903 по 1907 год учился в Баптистском колледже имени Сперджена в Лондоне. Владел языками: английским, немецким, латвийским, шведским, греческим, еврейским, латинским и русским. После окончания учебы он трудился в Петербурге, проповедовал Слово Божие как среди аристократов, так и в среде бедняков. Возглавил строительство Дома Евангелия, который был торжественно открыт в конце 1911 года. Также при его содействии спустя некоторое время была открыта баптистская церковь в Москве.
Супругой Фетлера стала Варвара, урожденная Ковалевская. Она окончила университет в Петербурге. Акт бракосочетания совершил в 1913 году пресвитер В.В.Иванов в «Доме Евангелия».
Позднее В.А.Фетлер перенес свою деятельность в Ригу. При его участии был открыт Молитвенный Дом «Голгофа» в столице Латвии.
В 1915 году была предпринята попытка отправить Фетлера на ссылку в Сибирь, но под влиянием высокопоставленных лиц, симпатизировавших его духовному труду, ему было разрешено выехать в Швецию, откуда он переселился с женой и первым ребенком в Америку.
С 1915 по 1920 год трудился в Америке, основал Русский Библейский Институт в городе Филадельфии в 1917 году (110 студентов). Затем переселился в Польшу, где в 1921 году основал приют для сирот возле Варшавы, до 1924 года занимался подготовкой служителей. Содержал 75 благовестников на Украине и в России, 100 миссионеров в Польше, Румынии, Болгарии, Латвии и Южной Америке.
Преподавал в Илиннойской Лютеранской семинарии и русском библейском институте в г. Филадельфии.
В 1924 году Фетлер возвратился в Ригу и возглавил Библейскую школу, которая просуществовала до 1928 года. Сотрудничал с миссионерскими обществами, проповедовал Евангелие при большом стечении слушателей, руководил хорами. Его многогранная деятельность в Латвии продолжалась до 1939 года.
Последние годы жизни В.А.Фетлер провел в Соединенных Штатах, где он и отошел в вечность.
Дом Евангелия в
Санкт-Петербурге
В первый день Рождества в 1911 году было открытие Дома Евангелия. Само открытие относилось только к большому залу, в то время как два нижних зала: «Голгофа» и «Вифания», и другие помещения не были готовы.
«На Доме Евангелия лежит большой долг: пятьдесят тысяч рублей. Двадцатого марта текущего года мы желаем собраться, чтобы во имя Господа общими дружными силами погасить хоть часть этого долга и обеспечить, таким образом, будущую работу в Доме Евангелия, Вследствие недостатка средств, сам Дом Евангелия не совсем закончен; изнутри не оштукатурен, а, кроме того, много еще осталось совершенствовать в доме: отделать нижние залы «Голгофа» и «Вифания», устроить помещения для хоров и сделать еще многое другое. В этот день все члены общины Дома Евангелия и все друзья приглашаются в обязательном порядке быть в Доме Евангелия, так как в этот день будут собраны копилки, розданные всем желающим принять участие в феврале текущего года».
(Журнал «Гость» №3 за 1914 год)
В Доме Евангелия издавался ежемесячный журнал «Гость», редактором-издателем которого был Фетлер, а на стене лицевого фасада Дома Евангелия красовалась надпись: «Книгоиздательство полезной литературы». Там же издавались и духовные песни. Сборник именовался «Песни Дома Евангелия».
Ежегодно проводились детские праздники. На второй день Рождества Христова зажигали елку, проводили Богослужение с участием детского хора, декламаций детей.
Безвыходное положение пьяниц и бездомных натолкнуло Фетлера на мысль отвести для таких покаявшихся людей временный приют в зале «Вифания». 10 декабря 1913 года первый ночлежник поселился в Доме Евангелия. Это был бывший музыкант и певец, а теперь жалкий, с опухшим от пьянства лицом человек. С неделю он прожил один, а потом привел товарища, который тоже заявил, что хочет оставить прежнюю жизнь. Месяца полтора спустя в зале было уже 18 человек. Так мало-помалу дошло до пятидесяти.
Ленинградская община пользовалась Домом всего 19 лет. В 30‑х годах его конфисковал народный суд.
Дом Голгофы в Риге
В Риге Фетлер купил бывшую полковую церковь, обширное деревянное здание, и оборудовал его для богослужебных целей.
Основной зал вмещал 1000 человек, второй зал – до 200. Был баптистерий, подсобные помещения и четыре квартиры: пресвитеру, дворнику, другим служащим. Дом назывался «Дом Голгофы», и на крыше электрическая реклама: «Бог есть любовь».
Как раз перед империалистической войной в Риге должно было состояться всеобщее собрание латышей из разных мест. Губернатор Звягинцев запретил это собрание, следуя предписанию правительства. В конце концов, он все-таки разрешил, но с условием, чтобы съезд был бесшумным и немноголюдным. Конечно, собрание состоялось, а после съезда, несмотря на то, что губернатор велел Фетлеру не зажигать на крыше «Бог есть любовь», Фетлер опять осветил все кругом этими электролампочками.
«Я слушаюсь больше Бога, чем губернатора», – пояснил Фетлер.
Последняя проповeдь
Последнюю проповедь брат Фетлер произнес 11 августа 1957 года в большой английской церкви в Канаде.
Церковь была полна людей, в том числе многочисленными славянскими верующими. Слово его было, как всегда, сильное, глубокое, искреннее… Проповедовал около часа, но это время для присутствующих показалось одной коротенькой минутой. После Богослужения он сошел, держась за поручни…
Все окружили его тесным кольцом, каждому хотелось прикоснуться его руки… Он сел на скамью и сказал: «Братья, спойте мне что-нибудь». Кто-то начал гимн, написанный братом Фетлером, «Братья, все ликуйте!» … по его лицу покатились слезы.
Потом он вышел из церкви, очень взволнован, но радостный и счастливый. Каждому мило улыбнулся, каждому подал руку. Никто тогда не предчувствовал, что видится с ним в последний раз…
В эту же неделю Фетлер и отошел к своему Спасителю, Которому верно прослужил всю свою жизнь…
Центральное место в беседах и проповедях брата Фетлера принадлежало теме искупления грешника через жертву Христову на кресте, о чем свидетельствует запись в дневнике Софьи Андреевны, жены писателя Л.Н. Толстого:
«Сегодня я отправилась навестить мать Черткова, Елизавету Ивановну. У нее теперь гостят два проповедника… Малов (славянский псевдоним Фетлера) сейчас же стал усердно обращать меня к своей вере в Искупление».
«Доброта, любовь, щедрость, сердце широкое, как мир, – все это делает его великим даром Божьим нынешнему поколению… Когда он берет на себя руководство собранием, сразу все меняется… Иногда он скажет только несколько слов или произнесет молитву… и сердца людей сокрушаются, со всех сторон слышатся плач, вздохи и молитвы»…
(воспоминание д‑ра О. Смита из Канады).
В.А.Фетлер
“Истинные строители Царства Божия”
Записала Рухама в Доме Евангелия, на Богослужении 7‑го сентября 1913 года
Сегодня вечером я хочу говорить вам на тему из книги Неемии об истинных строителях Царства Божия.
Центральной мыслью этой книги является 20-ый стих 9‑ой главы:
И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли.
Дух, манна и вода – эти три элемента необходимы были для детей Израилевых; они необходимы также и для нас теперь, и истинные строители Царства Божия всегда пользуются ими. Манна – это Слово Божие, которым мы утоляем наш духовный голод, а вода живая есть Иисус Христос, единственный, могущий утолить нашу духовную жажду.
Все строители руководствуются прежде всего Духом Божиим, Духом Благим. Разберемся в этом вопросе… Заметьте, что иметь Духа Святого значить иметь силу, а сила необходима строителям. Отсюда следует, что если вы хотите быть строителем Царства Божия, вы непременно должны быть крещены Духом Святым… Слушай! Если ты работаешь и не видишь результатов, то это потому, что в работе твоей недостает силы. Молись о Духе Святом, и из слабого и негодного ты станешь сильным строителем Царства Божия…
Друзья мои! Строим ли мы Царство Божие? Строим ли мы с любовью, с ревностью, с самопожертвованием, как это делал Неемия? Среди нас есть некоторые такие, которые придут на собрание, помолятся, дадут несколько копеек или рублей на дело Божие, но сердце их все время полно земными интересами. Что сказал бы Неемия, если бы он сейчас был в России? Ведь у нас есть много верующих, через которых годами почти не бывает обращений от неверия, пьянства, других грехов! Можно ли не скорбеть об этом? Прежде всего Неемия исповедал перед Богом свои грехи и грехи сынов Израилевых… Неемия оставался в печали несколько дней. Он скорбел до тех пор, пока Господь не услышал его молитву. Если б я был живописцем, я бы написал картину о том, как Неемия ночью отправляется осматривать стены Иерусалима. Я представляю себе тихую лунную ночь. Все спят: какое им дело до того, что стены Иерусалима разрушены огнем! Вот Неемия останавливается и плачет, становится на колени, поднимает руки к небу и говорит: “Господи! Я до тех пор не успокоюсь, пока не воздвигну стены Иерусалима!”
Мне кажется, что сегодня вечером Иисус Христос берет нас за руку и ведет к воротам… Стены разрушены, сожжены огнем греха и неверия… Как мы отнесемся к этому?
Господи! Дай и нам сердце Неемии! Созижди духовные стены Иерусалима в нашей стране!