В 1910 г. недалеко от деревни Ручьи Шимского района поселился купец Полунин. Его жена начала проповедовать новое для того времени и той местности вероучение Евангельских Христиан. После своей проповеди, которая проводилась в местечке Шимск, приглашала бедняков на чай, просителю оказывала материальную помощь.
“Я также оказался в этом кружке Евангельских Христиан”, – так свидетельствует о себе и об организации Шимской общины житель той местности Фомин В.П. (расстрелян в 1937). В его характеристике в тридцать седьмом напишут:
“…профессия и специальность – сектантский поп”, и далее: “До и после революции состоит руководителем сектантской организации”.
Фомин видел, что все верующие жили между собой дружно и бескорыстно помогали друг другу, не требуя взамен ничего – кроме взаимной любви – как написано (Рим.13,8.). Вот и захотелось Василию Петровичу стать одним из них, попробовать совместить насущные дела, уже известные ему за тридцать пять лет жизни земной, с духовной жизнью, которая в Иисусе Христе обещала ему вечность.
Неверующие же люди, не понимая Духа Евангелистов, говорили: “Если хочешь построить дом или организовать дело, иди в евангелисты…”
По свидетельствам многих, именно так проповедовали Слово Божие пашковцы, помогая людям не только Словом, но и делом.
Как раз об этом и писал Ф.М. Достоевский в “Дневнике писателя” после посещения собраний Редстока и “пашковцев” в Петербурге: “…Он делает чудеса над сердцами людей: к нему льнут; многие поражены: ищут бедных, чтоб поскорей облагодетельствовать их и почти хотят раздать свое имение”.
Из воспоминаний старейшего члена Шимской, а затем Новгородской церкви, Красновой Екатерины Васильевны: “Помню, Полунина вышла на крыльцо, и вид её как-то смутил нас: она была в длинном светлом платье, никак не похожая на жителей Шимска. Было заметно, что это статная дама, красивая, хорошо одетая, показалось, очень важная, но приветливая. Говорили, она приезжала из Санкт-Петербурга”.
Жители Шимска прозвали её “Полынихой”. (Впоследствии это имя перейдет к ней, Красновой Е.В.)
“Мы, маленькие, подбирали колосья на убранном поле, потом, отделив зерно от мякины, носили Полынихе, чтобы обменять на яблоки. В то время в Шимске садов было мало, а у нее был большой сад и много различных плодовых деревьев. Помнится, что мы переезжали через реку паромом. И когда ездили на собрание в Старую Руссу, переехав через Шелонь, папа всегда показывал и говорил: “Вот с правой стороны имение всем известной в Шимске Полынихи”. А если случалось на поезде, имение находилось с левой стороны”.
С уверенностью можно сказать, что она – Полыниха – принимала ребят и заключала с ними сделку не потому, что ей нужны были колоски, а потому, что душа у неё была христианкой. Эта женщина имела связь с петербургской аристократией, возможно, и с графом Пашковым В.А.
Вначале она приглашала к себе известного в Шимске пекаря, Волкова Михаила Ивановича. Михаил пригласил к себе, а потом и к Полынихе, Кузнецова Аполлона Гавриловича и Хепина Дмитрия из деревни Ильмень, и они начали собираться для изучения Слова Божьего. Так из маленького кружка по изучению Священного Писания в Шимске, в доме купца Полунина, организовалась Церковь.
У Волкова был большой дом в центре, на перекрестке (в настоящее время на этом месте построен ДК) и своя пекарня, в которой он выпекал булочки и другую продукцию для железнодорожной лавки. В доме Волкова (после конфискации в 1930‑м и до ВОВ в нем был промтоварный магазин) по воскресным дням проводились Богослужения и устраивались так называемые у христиан вечери любви.
“Нас угощали вкусными булочками с чаем и фруктами”, – вспоминает Краснова Е. В.
Брат Дмитрия Хепина, Михаил – пресвитер с 1931 по1935 г. – на допросе, в июне 1935 г. подтверждает, что община существует именно с дореволюционного времени.
14 октября 1910 г. правительством был издан циркуляр, ограничивающий деятельность Евангельских верующих. В предписании сообщалось, что на каждом молитвенном собрании должен был присутствовать сотрудник полиции.
Так Шимскую общину Евангельских христиан начал посещать один полицейский. “Помню, что он был с усами, – вспоминает Екатерина Васильевна, – и ходил с саблей. Каждый раз приходил и садился очень осторожно, с краю, у дверей, как будто боялся кого обидеть. Братья всё наблюдали за ним, иногда беседовали. Слушал очень внимательно, что-то записывал… Ходил, ходил, высматривал, а потом и за кафедру: Слово говорить. Бог, Он ведь и за полицейских, и за военных, и за гражданских, – за всех пострадал. Урядник этот – Зуев Степан Осипович”.
Начиная с 1913 года на церковь вновь обрушились сильные гонения. А с началом Первой Мировой войны положение верующих еще более ухудшилось, ведь вера у Евангелистов “чужеземная – немецкая”. Молитвенные дома закрывались, учебные заведения были запрещены, братьев – руководителей старались посадить в тюрьму или сослать, издательская деятельность была запрещена. Союз Евангельских Христиан объявили антигосударственной организацией. Руководство привлекли к суду, а ее руководителя, Проханова И.С., посадили в тюрьму. Но когда Бог призывает, никакие гонения, даже самые изощренные, не могут помешать приходить ко Христу и служить Ему. Волков Михаил Иванович (расстрелян в 1937 г.) так рассказывает о себе: “В 1913 г. я ушел из Православия по религиозному убеждению и теперь состою членом Шимской Общины Евангельских Христиан”.
Гонения на верующих прекратились в связи с февральской революцией 1917 г. Проханова И.С. освободили. Декрет Советского правительства, принятый в январе 1918 “Об отделении церкви от государства”, дал возможность исповедывать любую религию.
По многим свидетельствам, евангелисты из Шимска старались проповедовать Божье Слово, как могли и где только было возможно. Так, например,
“В 1919 году Кузнецов Аполлон Гаврилович проповедовал в Горно – Веретьевском сельском совете, имея своих членов в деревне Шарок. Лаптев Василий (уверовал в 1918 г.), работал военруком – проповедовал в селе Менюша, и далее он же, Лаптев, ходит в Шимске по квартирам со скрипкой и проповедует”.
У Волкова Михаила было свое поле деятельности. Он имел в Шимске свою чайную, лавку с бакалейными товарами, ремонтную мастерскую, в которой его рабочие ремонтировали велосипеды и пишущие машинки. И как свидетельствует Мурашов Д.В.: “В 1926 году в той же чайной народу было много…”. Много народа – много работы, поэтому и называли его “… ярый сектант, организатор сектантской общины “евангельских христиан”.
Евангельское движение начинает укрепляться по всей губернии (области). К этому времени уже существуют общины в Боровичах, Старой Руссе, Демянске, Холме, Пестово, Валдае, Чудово. Слово Божие распространялось с удивительной быстротой, расплавляя каменные сердца людей, приводя их ко Христу.
Епископ Церквей Новгородской области А.И. Корабель