Песах и Пасха

(Пись­мо подруге)

При­но­шу свои изви­не­ния чита­те­лям, чьи чув­ства я неволь­но оскор­би­ла, назвав еврей­ский празд­ник Песах Пас­хой. По этой при­чине я реши­ла изме­нить назва­ние это­го мате­ри­а­ла. Суть оста­лась преж­ней, в ней, поверь­те, нет ниче­го оскор­би­тель­но­го. Впро­чем, ваше пра­во – читать или не читать.

Здрав­ствуй, доро­гая В.!

Поздрав­ляю тебя с празд­ни­ком Песах. Вче­ра, 16 апре­ля, вре­мя наше­го обыч­но­го собра­ния в церк­ви в сре­ду сов­па­ло с нача­лом Песа­ха. Наш Стю­арт – тот самый пас­тор еврей, обра­тив­ший­ся из пра­во­вер­но­го иудей­ства (впро­чем, о нём я уже все уши тебе про­жуж­жа­ла). Так вот этот самый Стю­арт рас­ска­зал нам и пока­зал(!) весь обряд Песа­ха. Я хочу зака­зать себе видео­кас­се­ту с это­го собра­ния, и если хочешь, зака­жу и для тебя. На сцене был накры­тый стол, он надел кипу и молит­вен­ное покры­ва­ло (тали­та?), и потом пока­зал и объ­яс­нил каж­дую деталь обря­да! Даже про­пел все пола­га­ю­щи­е­ся молит­вы на иври­те – это было потря­са­ю­ще! Я сиде­ла и вспо­ми­на­ла, как мы с тобой как-то раз празд­но­ва­ли Песах в ДК «Желез­но­до­рож­ник» – как было здо­ро­во и весе­ло! Осо­бен­но мне тогда понра­ви­лись «хоро­вод­ные» пляс­ки – дав­но я так не пля­са­ла! У Стю­ар­та на сто­ле, как и у нас тогда, была спе­ци­аль­ная тарел­ка с мно­ги­ми отде­ле­ни­я­ми для каж­дой дета­ли, была пет­руш­ка, обма­ки­ва­е­мая в солё­ную воду, горь­кий лук и хрен, сто­ло­вую лож­ку этой сме­си надо было съесть и пла­кать, сим­во­ли­че­ски вспо­ми­ная слё­зы, про­ли­тые в Еги­пет­ском раб­стве (что-то я не пом­ню этой дета­ли в ДКЖ), потом слад­кая смесь, напо­ми­на­ю­щая о кир­пи­чах в Егип­те, раз­ре­зан­ное яйцо (хаги­га) как сим­вол хра­мо­во­го жерт­во­при­но­ше­ния, косточ­ка ягнёнка.

Четы­ре чаши с вином, у каж­дой осо­бое назва­ние-сим­вол: освя­ще­ние, каз­ни еги­пет­ские, искуп­ле­ние, про­слав­ле­ние. Потом он пока­зал круг­лую шёл­ко­вую сал­фет­ку с тре­мя отде­ле­ни­я­ми с изнан­ки, для мацы, еврей­ское назва­ние этой сал­фет­ки озна­ча­ет «един­ство». Он доста­ёт мацу из сред­не­го отде­ле­ния, раз­ла­мы­ва­ет её и пря­чет одну часть. Потом дети ищут спря­тан­ный кусок, и кто нашёл – полу­ча­ет награ­ду. И все пьют тре­тью чашу (искуп­ле­ние) с этим кусоч­ком мацы. Эта часть обря­да выгля­дит точ­но так же, как хри­сти­ан­ское хле­бо­пре­лом­ле­ние! «Вы, – гово­рит, – дума­ли это ваш обряд? Не-ет! Сна­ча­ла он был у евреев!»

breadИисус празд­но­вал с уче­ни­ка­ми еврей­ский Песах, и имен­но во вре­мя этой части празд­ни­ка, дер­жа в одной руке кусо­чек мацы, а в дру­гой – чашу с вином, Он ска­зал, пока­зы­вая на мацу: «Это тело моё, за вас ломи­мое,» и пока­зы­вая на чашу: «Это кровь моя, про­ли­ва­е­мая за мно­гих». Так Иисус открыл им истин­ное зна­че­ние сим­во­лов Песаха.

Сал­фет­ка «един­ство» может озна­чать толь­ко одно: еди­ный Бог в трёх лицах. Стю­арт рас­ска­зал, какие объ­яс­не­ния дают рав­ви­ны, и пока­зал, поче­му они неудо­вле­тво­ри­тель­ны. Напри­мер, если это сим­вол пат­ри­ар­хов: Авра­ам, Иса­ак, Иаков, то поче­му не три сал­фет­ки, а одна, и поче­му тогда имен­но из сред­не­го отде­ле­ния доста­ёт­ся маца. Если же видеть в этом сим­вол Тро­и­цы, то всё схо­дит­ся: сред­нее отде­ле­ние будет сим­во­лом Сына Божия, пре­лом­ле­ние мацы – сим­вол Его смер­ти, запря­ты­ва­ние – сим­вол Его погре­бе­ния, нахож­де­ние спря­тан­но­го – сим­вол Его вос­кре­се­ния. Имен­но поэто­му радость и награ­да нашед­ше­му: кто нашёл вос­крес­ше­го Иису­са – полу­ча­ет в награ­ду жизнь веч­ную! Не слу­чай­но этот кусо­чек мацы съе­да­ет­ся вме­сте с тре­тьей чашей: «искуп­ле­ние» – Иисус сво­ей кро­вью иску­пил нас от нака­за­ния за гре­хи наши.

Этот кусо­чек раз­лом­лен­ной мацы, кото­рый пря­чут и потом ищут, назы­ва­ет­ся «афи­ко­мен». Стю­арт дол­го разыс­ки­вал зна­че­ние это­го сло­ва, пока не узнал, что это не иврит, а гре­че­ский, и на гре­че­ском это озна­ча­ет «Я при­шёл»!!! Кусо­чек мацы, кото­рый пря­чут и нахо­дят, назы­ва­ет­ся «Я при­шёл». Ну как не узнать Маши­я­ха (Мес­сию)? Имен­но на этот кусо­чек Иисус пока­зал уче­ни­кам, ска­зав: «Это Тело моё за вас ломимое».

Стю­арт пока­зал нам отдель­ный стул, на кото­рый никто не садит­ся, и отдель­ную чашу на сто­ле, из кото­рой никто не пьёт – это для Илии про­ро­ка, кото­рый дол­жен прий­ти, что­бы воз­ве­стить при­ше­ствие Маши­я­ха (Мес­сии) (про­ро­че­ство Мала­хии 4:5–6). Посы­ла­ют ребён­ка открыть дверь, может быть, Илия при­шёл. Нет, не при­шёл. Поют груст­ную пес­ню об Илии. Потом Стю­арт ска­зал, что нам нет боль­ше нуж­ды петь груст­ную пес­ню, так как Иоанн Кре­сти­тель уже при­шёл «в духе Илии» и воз­ве­стил людям при­ше­ствие Иешуа Машияха!

Рав­вин Шаул (Савл – Павел) ска­зал, что Хри­стос – это наш Песах (1‑е Корин­фя­нам 5:6–7), а мы «без­квас­ны». Это доволь­но стран­ное заяв­ле­ние, так как заквас­ка в этом кон­тек­сте – сим­вол гре­ха и нечи­сто­ты. Поэто­му за неде­лю до Песа­ха хозяй­ка дома про­из­во­дит гене­раль­ную убор­ку, а потом в пер­вый день Песа­ха хозя­ин дома про­ве­ря­ет, не оста­лось ли в доме чего квас­но­го (то есть нечи­сто­го), а когда нахо­дит крош­ки квас­но­го хле­ба, то пером сме­та­ет их на сово­чек, что­бы не при­кос­нуть­ся рука­ми, и отно­сит в сина­го­гу, что­бы сжечь (тут я не уве­ре­на, что я пра­виль­но поня­ла, Стю­арт гово­рил очень быст­ро, а я запи­сы­ва­ла). Сло­вом, заквас­ка – грех, как же мы можем быть без­квас­ны? Мы зна­ем, что мы греш­ны и нечи­сты, мы не можем быть безквасны.

А пото­му, объ­яс­ня­ет Павел, что «Пас­ха наша – Хри­стос – заклан за нас». Одно из Его имён «Князь мира» – Цар Шалом, имен­но Хри­стос-Мес­сия даёт истин­ный мир. Так что в кон­це это­го собра­ния мы все пели «Хэвей­ну Шалом алей­хем», раду­ясь и про­слав­ляя Кня­зя мира. Тут я уже чуть не пла­ка­ла, вспо­ми­ная тебя, и то как ты любишь эту пес­ню, и то как мы пели её вме­сте. Да! Соску­чи­лась я по тебе. И вооб­ще весь этот сим­во­лизм про­из­вёл на меня огром­ное впе­чат­ле­ние. Я ведь это­го прак­ти­че­ски не зна­ла, когда мы были на празд­ни­ке в ДКЖ. Сей­час я при­по­ми­наю, что дети ожив­лён­но иска­ли что-то. Пом­ню так­же, что все очень радо­ва­лись и весе­ли­лись в кон­це, но не пом­ню, какое это­му было объяснение.

Да будет мир с тобой, доро­гая моя подру­га! Шалом алейхем!

Обни­маю, целую, Люда.

к.ф.н. Л. Боринг