Что это было?

1. Что это было?

Что вооб­ще про­ис­хо­дит? Может, белый конь (Отк. 6:2) ска­чет по лицу зем­ли? Или Божий суд изли­ва­ет­ся на «Содом и Гомор­ру»? Тай­ное миро­вое пра­ви­тель­ство испы­ты­ва­ет бак­те­рио­ло­ги­че­ское ору­жие? – Ско­рее, надо рас­смат­ри­вать эпи­де­мию как одно из послед­ствий гре­хо­па­де­ния, в чис­ле кото­рых болез­ни, при­род­ные ката­клиз­мы, смерть. «Вся тварь сово­куп­но сте­на­ет и мучит­ся доныне» (Рим. 8:22). И эти бед­ствия не пре­кра­тят­ся до при­ше­ствия Христа.

Пан­де­мия поз­во­ли­ла пере­осмыс­лить и пере­оце­нить мно­гие вещи и явле­ния. Мы, напри­мер, еще раз убе­ди­лись во вли­я­тель­но­сти СМИ. Здесь и потря­са­ю­щая воз­мож­ность быст­ро доне­сти инфор­ма­цию до мак­си­маль­но­го чис­ла людей, но здесь и иска­же­ние инфор­ма­ции, и ее ута­и­ва­ние, и нагне­та­ние стра­стей. Недав­но на одной моло­деж­ной кон­фе­рен­ции пока­за­ли видео­ро­лик о послед­нем вре­ме­ни. В 10-минут­ный фильм некто вме­стил собы­тия, кото­рые про­хо­ди­ли на раз­ных кон­ти­нен­тах на про­тя­же­нии десят­ков лет. По сути, они не ока­за­ли вли­я­ния на повсе­днев­ную жизнь абсо­лют­но­го боль­шин­ства людей. Но яркие кар­ти­ны цуна­ми в Индий­ском оке­ане, пожа­ров в Австра­лии, зем­ле­тря­се­ния в Япо­нии, ура­га­на «Катри­на» в Аме­ри­ке и извер­же­ния вул­ка­на Эйя­фьяд­лай­ё­ку­юль созда­ют впе­чат­ле­ние, буд­то зем­ля раз­вер­за­ет­ся под нога­ми. Нам сооб­ща­ют, что в Нью-Йор­ке один чело­век уми­ра­ет каж­дые 17 минут. И каж­дая смерть – тра­ге­дия для род­ных и близ­ких. Одна­ко в Нью-Йор­ке живет боль­ше вось­ми мил­ли­о­нов чело­век. 85 чело­век в сут­ки – это нема­ло, но и не так мно­го для это­го горо­да. В мире при­мер­но 20 000 чело­век уми­ра­ет каж­дый день от рака. В ДТП каж­дый день поги­ба­ет более трех тысяч чело­век и око­ло 100 000 полу­ча­ют тяже­лые трав­мы, и мы это­го не заме­ча­ем, пока горе не при­хо­дит в наши семьи или не кос­нет­ся наших дру­зей. Прав­да, раз­ные болез­ни и несчаст­ные слу­чаи более-менее рав­но­мер­но «рас­пре­де­ле­ны» по сезо­нам и дням, а в слу­чае с COVID-19 про­бле­ма в том, что, если не при­ни­мать ника­ких мер, в корот­кий срок появ­ля­ет­ся мно­же­ство зара­жен­ных людей, кото­рым не хва­тит места в больницах.

Огра­ни­че­ния и эко­но­ми­че­ский эффект пан­де­мии заста­вил обра­тить вни­ма­ние на неко­то­рые прак­ти­че­ские момен­ты. Ока­за­лось, что непло­хо иметь неболь­шой запас средств для семей, церк­вей, орга­ни­за­ций, что­бы в слу­чае форс-мажор­ных обсто­я­тельств решить самые насущ­ные вопро­сы. Мы оце­ни­ли и важ­ность госу­дар­ства, кото­рое в таком слу­чае может пред­при­нять реши­тель­ные меры по защи­те граж­дан, пусть, порой, и несо­вер­шен­ные, и несвое­вре­мен­ные. Но кри­ти­ко­вать все­гда лег­че, чем при­ни­мать решения.

2. Что есть?

Церк­ви и отдель­ные веру­ю­щие по-раз­но­му реа­ги­ру­ют на ситу­а­цию. Выяс­ни­лось, что у неко­то­рых бра­тьев «хариз­ма­ти­че­ские» взгля­ды на болезнь: они не допус­ка­ют мыс­ли, что веру­ю­щие могут забо­леть, ибо они посе­ли­лись в зем­ле Гесем (Исх. 9:26), и «каз­ни Еги­пет­ские» их обой­дут сто­ро­ной. Увы, пока мы живем во пло­ти, пока тлен­ное не пре­вра­тит­ся в нетлен­ное, мы будем и стра­дать, и болеть, и уми­рать, как и все люди. Вера вли­я­ет на наше физи­че­ское состо­я­ние, уны­лый дух (страх коро­на­ви­ру­са) сушит кости (Пр. 17:22), но она не заме­ня­ет муд­ро­сти и пони­ма­ния Божьих зако­нов в при­ро­де и нашей жиз­ни, не явля­ет­ся пана­це­ей от чело­ве­че­ской глу­по­сти, и ее дей­ствие опре­де­ля­ет­ся не нашей убеж­ден­но­стью преж­де все­го, а объ­ек­том веры. Вы може­те пой­ти по тон­ко­му льду с вели­кой верой, но это не спа­сет вас от гибе­ли. Здесь нуж­ны муд­рость, помощь дру­зей, верев­ка, дру­гие средства.

Угро­за зара­же­ния повли­я­ла на слу­же­ние церк­вей. Поме­ня­лись фор­мы при­вет­ствия, фор­мат собра­ний и хле­бо­пре­лом­ле­ния. «Здра­вый смысл» стал осно­ва­ни­ем для изме­не­ний, кото­рых не допус­ка­ло бого­сло­вие, напри­мер, заме­ны чаши для при­ча­стия инди­ви­ду­аль­ной посу­дой. Выяс­ни­лось, что это несу­ще­ствен­ные аспек­ты цер­ков­ной жиз­ни, и их мож­но менять, исхо­дя из контекста.

Само собра­ние ока­за­лось для жиз­ни и слу­же­ния мно­гих церк­вей не столь важ­ным и пере­ме­сти­лось в интер­нет. Ком­пью­тер стал еди­ным посред­ни­ком меж­ду пас­то­ром и веру­ю­щи­ми. Удив­лять­ся не при­хо­дит­ся, посколь­ку уже дав­но часть нашей жиз­ни про­хо­дит в интер­не­те: реаль­ная и вир­ту­аль­ная жизнь пере­се­ка­ют­ся, накла­ды­ва­ют­ся друг на дру­га. В интер­не­те мы дела­ем покуп­ки, учим­ся, про­во­дим сове­ща­ния, слу­ша­ем про­по­ве­ди, а сей­час даже совер­ша­ем Вече­рю. Пока одни зака­зы­ва­ют чашеч­ки для хле­бо­пре­лом­ле­ния или дез­ин­фи­ци­ру­ют руки и чаши, исполь­зу­ют меди­цин­ские пер­чат­ки, при­го­тов­ляя Вече­рю, дру­гие заку­па­ют вино в инди­ви­ду­аль­ном поряд­ке и совер­ша­ют ее по домам, сле­дуя ука­за­нию вир­ту­аль­но­го пас­то­ра на экране; вир­ту­аль­ные овцы слу­ша­ют голос его.

Мож­но пред­по­ло­жить, как будет раз­ви­вать­ся ситу­а­ция, если коро­на­ви­рус задер­жит­ся. Брат из Ита­лии, пред­став­ля­ю­щий рус­ско­языч­ные церк­ви, ска­зал, что у них недав­но уже были пока­я­ния по интер­не­ту. Зна­чит, ско­ро при­дет­ся про­во­дить онлайн-бесе­ды с ново­об­ра­щен­ны­ми и совер­шать онлайн-кре­ще­ние. Далее, в какой-то церк­ви при­дет­ся выби­рать ново­го пре­сви­те­ра. Здесь на помощь при­дет онлайн-руко­по­ло­же­ние (онлайн-голо­со­ва­ние одна цер­ковь в Мин­ске уже исполь­зо­ва­ла при выбо­ре бра­тьев на слу­же­ние). Такая фор­ма сэко­но­мит мас­су вре­ме­ни, топ­ли­ва и сил епи­ско­пам. Потом после­ду­ет онлайн-освя­ще­ние домов молит­вы, хотя они в таком слу­чае и не пона­до­бят­ся. Если люди будут дол­го нахо­дить­ся на каран­тине, у них родят­ся дети, и потре­бу­ет­ся онлайн-бла­го­сло­ве­ние. В болез­ни весь­ма вос­тре­бо­ван­ны­ми будут онлайн-молит­вы с само­по­ма­за­ни­ем, а после зна­ком­ства в интер­не­те – онлайн-вен­ча­ния, а поз­же — онлайн-похо­ро­ны. Уже сей­час в неко­то­рых стра­нах соби­рать­ся на похо­ро­ны нель­зя нико­му, кро­ме самых близ­ких род­ствен­ни­ков. Для вся­кой прак­ти­ки поз­же мож­но будет най­ти обос­но­ва­ние. В такое вре­мя, тре­бу­ю­щее быст­рых реше­ний, мы сна­ча­ла что-то меня­ем, а потом ищем биб­лей­ские, бого­слов­ские и исто­ри­че­ские аргу­мен­ты. Если их нет или недо­ста­точ­но, мож­но про­сто ска­зать, что эта прак­ти­ка не про­ти­во­ре­чит Биб­лии. Раз­ве Биб­лия запре­ща­ет онлайн-руко­по­ло­же­ния? Воз­мож­но, раз­ви­тие слу­же­ния в интер­не­те при­ве­дет к тому, что сфор­ми­ру­ет­ся несколь­ко мощ­ных онлайн-мега­церк­вей, кото­рые будут удо­вле­тво­рять духов­ные нуж­ды паст­вы. Их вли­я­ние, с кото­рым не может срав­нить­ся вли­я­ние мест­ных про­по­вед­ни­ков и пас­то­ров, ощу­ща­ет­ся в наших церк­вах уже сего­дня. Интер­нет пред­ла­га­ет бога­тый выбор бого­слу­же­ний, про­по­ве­дей на любой вкус, но в отры­ве от кон­тек­ста цер­ков­ной жиз­ни их не все­гда мож­но пра­виль­но оце­нить, да и гра­ни­цы здесь меж­ду дено­ми­на­ци­я­ми, здра­вым и не очень здра­вым уче­ни­ем часто едва раз­ли­чи­мы. Про­по­вед­ни­ки, о кото­рых мы мало что зна­ем, а они совсем нас не зна­ют, ста­но­вят­ся наши­ми настав­ни­ка­ми и душепопечителями.

Все же, надо отдать долж­ное инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, кото­рые помо­га­ют сохра­нить связь меж­ду веру­ю­щи­ми и пред­ла­га­ют бога­тое духов­ное пита­ние. К тому же, ситу­а­ция застав­ля­ет церк­ви искать новые воз­мож­но­сти, при­вле­кать к слу­же­нию новых людей, кото­рые мог­ли бы обес­пе­чить транс­ля­цию бого­слу­же­ний, и, учи­ты­вая выход в миро­вое интер­нет-про­стран­ство, гораз­до боль­ше вни­ма­ния уде­лять каче­ству собра­ния. Впро­чем, воз­мож­ны и дру­гие изме­не­ния в фор­ма­те собра­ний, не свя­зан­ные с интер­не­том, если цер­ковь в дан­ной ситу­а­ции не может обес­пе­чить соблю­де­ние разум­ных норм, предъ­яв­ля­е­мых к мас­со­вым меро­при­я­ти­ям, будь то пожар­ные или сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ские. Угро­за зара­же­ния вполне реаль­на, вирус, хотя и неви­дим для гла­за, живет и про­цве­та­ет, и надо самым серьез­ным обра­зом отне­стись к его ней­тра­ли­за­ции (биб­лей­ски­ми при­ме­ра­ми для нас явля­ют­ся меры каран­ти­на и дез­ин­фек­ции, опи­сан­ные в кни­гах Левит и Чисел).

Необ­хо­ди­мость быст­ро­го при­ня­тия реше­ний выяви­ла плю­сы и мину­сы эккле­зио­ло­гии и орга­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры бап­ти­стов. Само­сто­я­тель­ность и опре­де­лен­ная неза­ви­си­мость от дру­гих церк­вей и руко­вод­ства Сою­за поз­во­ля­ет церк­вам мгно­вен­но реа­ги­ро­вать на ситу­а­цию, адап­ти­ро­вать­ся к кон­тек­сту, не дожи­да­ясь реше­ния «свы­ше», или же избе­жать оши­боч­ных реше­ний руко­вод­ства. Недо­ста­ток в том, что неко­то­рые церк­ви не осо­зна­ют себя частью Тела Хри­сто­ва в более широ­ком кон­тек­сте, не сове­ту­ют­ся и меня­ют прак­ти­ку без кри­ти­че­ско­го осмыс­ле­ния, про­сто сле­дуя мод­ным в наше вре­мя трендам.

В любом слу­чае, если кто и сомне­вал­ся в важ­но­сти и цен­но­сти интер­не­та и свя­зан­ных с ним тех­но­ло­гий, то все сомне­ния оста­лись поза­ди. Как заявил еще рань­ше один цер­ков­ный дея­тель, интер­нет – дар Божий чело­ве­ку. Прав­да, мы еще не зна­ем, каки­ми будут послед­ствия изо­ля­ции и онлайн-жиз­ни. И толь­ко в самом страш­ном сне может при­снить­ся, что масо­ны отклю­чи­ли интернет.

Опе­ра­тив­ность в изме­не­нии прак­ти­ки жиз­ни и слу­же­ния церк­вей мож­но оце­нить, как поло­жи­тель­но, так и отри­ца­тель­но (мне уже при­хо­ди­лось выслу­ши­вать раз­ные мне­ния). Раду­ет, что церк­ви не свя­за­ны тра­ди­ци­я­ми, и спо­соб­ны быст­ро менять фор­мы, осмыс­ли­вая хри­сти­ан­ство как образ жиз­ни, не огра­ни­чи­вая его толь­ко сте­на­ми дома молит­вы. Как заме­тил тот же брат из Ита­лии, зда­ния закры­ты, но церк­ви откры­ты. В самом деле, раз­ве в Биб­лии про­пи­са­на необ­хо­ди­мость празд­но­ва­ния Пас­хи в «хра­ме», в боль­шом собра­нии с хором и оркест­ром? Это наша (доб­рая) тра­ди­ция, и ее мож­но менять. Тор­же­ствен­ный пас­халь­ный обед с молит­вой и пени­ем в кру­гу семьи, или где двое или трое соби­ра­ют­ся во имя Божие, име­ет такую же ценность.

Но если гово­рить о собра­ни­ях, огор­ча­ет наше поспеш­ное под­чи­не­ние веле­нию смер­ти, сто­и­ло ей толь­ко дох­нуть на нас. Ради сохра­не­ния зем­ной жиз­ни мы гото­вы на все, пото­му что дру­гих цен­но­стей не оста­лось. Так сата­на отве­чал Гос­по­ду: «Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст чело­век все, что есть у него» (Иов 2:4). Хри­сти­а­нин все не отдаст. Он пони­ма­ет, как и Иов, что есть вещи поваж­нее: душа, веч­ная участь чело­ве­ка, отно­ше­ния с Богом. Он гораз­до боль­ше боит­ся виру­са гре­ха, чем коро­на­ви­ру­са (как пока­за­ла жизнь, это сомни­тель­ное утверждение).

Хри­сти­ан­ский автор Расcел Рональд кри­ти­ку­ет «ката­стро­фи­че­ский сен­ти­мен­та­лизм», все­по­гло­ща­ю­щее стрем­ле­ние сохра­нить физи­че­скую жизнь. Он счи­та­ет, что есть мно­го дру­гих, гораз­до более цен­ных вещей, с печа­лью отме­ча­ет, что во вре­мя коро­на­ви­ру­са в Нью-Йор­ке людей охва­ти­ло такое сума­сше­ствие, что они не гото­вы наве­щать немощ­ных роди­те­лей, неко­то­рые свя­щен­ни­ки не посе­ща­ют боль­ных и не пла­чут с пла­чу­щи­ми. Даже Вече­ря Гос­под­ня, сокру­ша­ет­ся он, под­чи­не­на идо­лу «спа­се­ния жиз­ни». Рели­ги­оз­ные лиде­ры при­ня­ли такую пози­цию, пре­кра­щая воз­ве­ще­ние Еван­ге­лия и пока­зы­вая, что сво­и­ми дей­стви­я­ми они так­же при­ни­ма­ют гос­под­ство смерти.

Конеч­но, наше отно­ше­ние может кар­ди­наль­но изме­нить­ся, если кто-то из близ­ких серьез­но забо­ле­ет или даже уйдет из жиз­ни, но заду­мать­ся о цен­но­стях сто­ит. Праг­ма­тич­ный ум совре­мен­но­го веру­ю­ще­го обра­ща­ет­ся к тек­сту: “Бла­го­ра­зум­ный видит беду и укры­ва­ет­ся; а неопыт­ные идут впе­ред и нака­зы­ва­ют­ся» (Пр. 27:12). Но поче­му мы при­но­сим в жерт­ву в первую оче­редь собра­ния, а не рабо­ту или уче­бу? И тут же воз­ни­ка­ет дру­гой вопрос: как сов­ме­стить рев­ность в посе­ще­нии и уча­стии в собра­нии с муд­ро­стью и бла­го­ра­зу­ми­ем перед лицом опас­но­сти? Тем более, что у нас есть ответ­ствен­ность и перед наши­ми бра­тья­ми и сест­ра­ми, и перед обще­ством. Одно­знач­но отве­тить на эти вопро­сы слож­но. Поэто­му кто-то отме­ня­ет собра­ние при одном упо­ми­на­нии о пан­де­мии, кто-то дер­жит­ся до послед­не­го, а кто-то идет еще даль­ше. (Посколь­ку на дан­ный момент вла­сти не огра­ни­чи­ва­ют про­ве­де­ние собра­ний, мы не под­ни­ма­ем вопрос вза­и­мо­от­но­ше­ний церк­ви и госу­дар­ства и пови­но­ве­ния вла­сти в таких слу­ча­ях). И нам надо в это вре­мя искать волю Божию как искал ее Дани­ил (10:2–3), вни­кать в Сло­во, наблю­дать за ситу­а­ци­ей, при­слу­ши­вать­ся к шуму «как бы иду­ще­го по вер­ши­нам туто­вых дере­вьев» (2 Цар. 5:24), сове­то­вать­ся с дру­ги­ми служителями.

3. Что будет?

Потряс­шая осно­вы циви­ли­за­ции пан­де­мия пока­за­ла, как быст­ро может изме­нить­ся мир, как мож­но в корот­кое вре­мя закрыть все дома молит­вы, пере­ме­стить церк­ви в вир­ту­аль­ное про­стран­ство. Не нуж­ны гоне­ния и пре­сле­до­ва­ния. Чинов­ник изда­ет указ, ссы­ла­ясь на ситу­а­цию в стране или регионе:

«Руко­во­ди­те­лям рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций всех веро­ис­по­ве­да­ний: 
Не допус­кать про­ве­де­ние рели­ги­оз­ных обря­дов и цере­мо­ний с при­сут­стви­ем людей. 
Для досту­па граж­дан к рели­ги­оз­ным обря­дам и цере­мо­ни­ям исполь­зо­вать онлайн-транс­ля­ции в сети Интер­нет, теле­ви­зи­он­ной сети и дру­гие виды дистан­ци­он­но­го обще­ния» (выдерж­ка из реаль­но­го поста­нов­ле­ния в одной из охва­чен­ных коро­на­ви­ру­сом стран).

В соот­вет­ствие с поста­нов­ле­ни­я­ми даже в самых демо­кра­тич­ных стра­нах церк­ви тут же реа­ги­ру­ют, и дома молит­вы выгля­дят так, как буд­то вос­хи­ще­ние церк­ви про­изо­шло. Впро­чем, сви­де­тель­ство о Гос­по­де не пре­кра­тит­ся; цер­ковь будет про­воз­гла­шать Еван­ге­лие в интер­не­те, где про­во­дят вре­мя стар и млад.

Борь­ба с эпи­де­ми­ей так­же выяви­ла воз­мож­но­сти тех­но­ло­гий, кото­рые мож­но исполь­зо­вать как для защи­ты от виру­са, так и для тоталь­но­го кон­тро­ля за граж­да­на­ми, их место­на­хож­де­ни­ем и пере­ме­ще­ни­ем. Систе­ма «умный город» (или «стар­ший брат»?) авто­ма­ти­че­ски отме­ча­ет твой при­лет в аэро­порт, выход из дома, про­гул­ки по горо­ду. Для каких целей подоб­ные тех­но­ло­гии будут исполь­зо­ва­ны в буду­щем? Вре­мя пока­жет. 
 
Лео­нид Михо­вич 
https://baptist.by/2020/04/21/cerkov-v-jepohu-koronavirusa/