Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Послание Галатам 4:4–7)
Я называю этот отрывок так, потому что в нем говорится о Боге, пославшем в наш мир Своего Сына в определенный момент истории.
Павел говорит об этом моменте, как о «полноте времени», которое стало наиболее благоприятным для прихода в мир Божьего Сына. Способ, которым Сын входит в мир, тот же самый, которым каждый из нас появился на свет: через рождение человека. Божий Сын был рожден женщиной.
Этот отрывок из Послания Галатийским церквам содержит в совокупности все детали, которые имеются в других текстах Священного Писания, и которые мы легко соотносим с Рождеством.
Однако Павел делает акцент на результатах этого прихода. Сын послан в мир для того, чтобы мы могли быть приняты Небесным Отцом как Его дети. Другими словами, Христос, в силу Своей природы, является Божьим Сыном, по справедливости. Его появление среди нас, позволяет нам считаться также Божьими детьми, детьми не в силу справедливости, но как дар; детьми не по природе, а принятыми, усыновленными.
Принятие людей в Божью семью — наше усыновление, является неотъемлемым аспектом Рождества, о котором редко упоминают в силу сосредоточенности на действиях, предшествующих празднованию 25 декабря. Истина или утверждение о том, что Божий Сын воплощается в образе человеческой личности, которой был Иисус, сама по себе является уже замечательной. Это событие несет в себе весть о том, что людям есть место в божественной жизни.
Божий Сын, посланный в мир Отцом, родился от Девы Марии в конкретный момент истории и конкретном месте. В силу этого, люди, рожденные в мир в каком-либо месте и времени, рождаясь заново — рождение свыше, получают жизнь, которая является вечной. Для человечества, принятого Богом, Сын становится для бесчисленного количества людей, включая вас и меня, средством для получения божественной жизни, источником которой является Святая Троица.
Таким образом, Рождественский подарок, являясь единым, является великим, общим и уникальным. И этим вечным подарком является рождение Божьего Сына, Его воплощение — вход в этот мир, как каждого из нас. Небесный Отец сделал этот подарок для всех народов, на все времена. И вместе с этим, этот подарок проявляется в его многообразии по отношению к каждому человеку, оставаясь личным и определенным: божественная жизнь, доступная каждому из нас вместо смерти и обращения в прах. Принятие этого подарка людьми стало возможным, в конечном результате, благодаря миссии Христа в земном служении миру.
В этом случае мы должны быть братьями и сестрами вечного Сына, и никак не меньше этого. Он является Старшим Братом в родной семье, прежде сотворения мира, а мы, с другой стороны, являемся по своей природе детьми времени, принятыми в семью чудесным образом.
Это участие того, что является божественным, в том, что является человеческим, а также того, что является человеческим, в том, что является божественным — это есть полнота благодати и милости, проявленной по отношению к нам, божественное совершенство и великодушие, отвечающие на постоянную, глубокую тоску, тоску, часто выражаемую без слов, которые характеризуют человеческие стремления, в их высшей степени.
Таким образом, Он соизволил признать и назвать нас Своими детьми, детьми через усыновление, но, тем не менее, полностью и безоговорочно принимаемыми с Его стороны. Через это проявляется нежность, близость, добросердечное принятие, которые превыше нашей способности постигнуть это. Если мы наслаждались любовью истинных родителей, если мы были истинными родителями, если мы действовали как истинные родители, тогда мы можем начать жить новой жизнью, но начинать надо с того, чтобы представить безмерность неизменной любви, которая изливается Небесным Отцом на каждого из нас. Любовь Небесного Отца к каждому из Его детей, без разбора и условий, является чем-то таким, что невозможно переоценить.
Однако в своем праздновании Рождества Павел ведет нас дальше. Бог посылает Своего Сына на Крест за нас, чтобы мы могли быть принятыми как Его дети и возведены на равный уровень с Иисусом. Подарок, который Он делает нам, является двойным, потому что это подарок и для Себя.
Мало того, что Слово становится плотью. Мало того, что Бог посылает Своего Сына в мир, так чтобы мы могли радоваться вечной жизни, так Он посылает в мир Святого Духа, Который будет свидетельствовать о Сыне, уча от Его Имени. Он посылает Святого Духа в другой мир, не менее темный и недружелюбный. Бог посылает Святого Духа, равного Отцу и Сыну, в глубины наших сердец, чтобы обрести там место для вечного пребывания, освещая нашу темную сущность и преображая в образ Мужа совершенного.
Это Святой Дух, Которого мы призываем Именем Сына пребывать в нас, как источник жизни, чтобы Он жил в нас и позволял нам жить.
И таким образом, Дух ходатайствует за нас, отражая наше прекраснейшее положение, как Божьих детей. Это искренняя и истинная молитва, она достаточна проста и является криком души: «Авва! Отче!» Эти два слова имеют одинаковое значение. Дух побуждает нас молиться (Рим.8:26–27), быть в близких отношениях — между божественным родителем и человеческим ребенком. Эта молитва подобна отношению, которое она отражает, она подобна божественному дару. Она не начинается с нас. Вместо этого, она является нашим участием в бесконечном и бессловесном общении с Богом, Который является Единой Троицей.
Рассмотрите свою собственную молитву, которую вы сможете признать, как вашу собственную молитву. Как и любой из нас, вы можете почувствовать неудовлетворение от того, как вы помолились. Временами ваша молитва может оказаться вялой, короткой, эгоистичной, лишенной внутреннего порыва, скучной или поверхностной. Иногда ваше внутреннее состояние может быть настолько сухим, что вы не осмеливаетесь даже утверждать, что вы молитесь.
Однако запомните эту великую истину: во всех этих или подобных случаях вы остаетесь Божьим ребенком. Дух Божьего Сына все еще живет в вас, возможно, настолько глубоко в вас, что это находится вне вашего ощущения или даже надежды. Однако Святой Дух все еще продолжает взывать от вашего имени: «Авва! Отче!» Хотя человеческие слова и стремления могут иногда подводить вас, однако Дух продолжает непрерывно взывать.
Ваши неудачи не могут уничтожить тот факт, что Бог послал в мир Своего Сына, который воплотился в человека, чтобы мы смогли стать сыновьями и дочерями Бога.
Ваши неудачи не могут погасить голос Духа, исходящий молитвой из глубины вашей души, и при этом они не могут отлучить вас от Бога (Рим.8:39), потому что вы сотворены по Его образу и святы в Нем навсегда.
Мы, люди, являемся рабами множества различных вещей. Как бы мы не называли это положение — грехом, или нарушением в отношениях, или духовной слепотой, в любом случае оно указывает на зависимость или рабство, которое препятствует работе Троицы от нашего имени.
В сегодняшней Рождественской истории Павел, известный своими смелыми заявлениями, делает одно из самых смелых утверждений. Он смело говорит каждому верующему из Галатии: «Ты уже не раб» (Гал.4:7). «Ты больше не раб» относится к каждому из нас в сегодняшнем мире, независимо от нашего положения. Вместо этого звучит утверждение: «Сын… наследник Божий через Иисуса Христа». То есть, если вы Божье дитя, то тогда вы также и наследник Бога, наследник Царства Божьего. Вы являетесь царской персоной, в результате дара и добродетельности Бога, проявлением любви, которая реализуется через работу Троицы.
Павел отваживается призвать нас выстраивать наши жизни в соответствии с нашим пониманием истины. Мы имеем смелость, данную нам Богом, поступать как родственники Иисуса и дети Царя, наследники Царства. Аминь. Аминь.
Н. А. Сыроватко