Равен­ство или единство?

Хри­сти­ан­ский брак все­це­ло зиждет­ся на уче­нии Хри­ста и Его обе­то­ва­ни­ях. Хри­стос, воз­рож­дая и пре­об­ра­зуя веру­ю­ще­го чело­ве­ка, пре­об­ра­жа­ет так же брач­ный союз, охра­няя его от эго­из­ма, власт­ву­ю­ще­го в невоз­рож­ден­ном чело­ве­ке. Супру­же­ство веру­ю­щих людей освя­ща­ет­ся при­сут­стви­ем Само­го Бога.

Истин­ный хри­сти­ан­ский брак не име­ет ниче­го обще­го с домо­стро­ев­ским прин­ци­пом вла­ды­че­ства мужа над женой или язы­че­ским прин­ци­пом мат­ри­ар­ха­та (гла­вен­ству­ю­щей роли жен­щи­ны над муж­чи­ной). В то же вре­мя Хри­стос нигде не гово­рит о равен­стве мужа и жены в бра­ке, ибо равен­ство как тако­вое невоз­мож­но в свя­зи с физио­ло­ги­че­ски­ми, функ­ци­о­наль­ны­ми и дру­ги­ми раз­ли­чи­я­ми муж­чи­ны и жен­щи­ны. Муж нико­гда не смо­жет выпол­нить кое-что из того, что может сде­лать толь­ко жен­щи­на, и наобо­рот — есть вещи, кото­рые, без­услов­но, луч­ше может сде­лать муж­чи­на, чем жен­щи­на. Хри­стос про­воз­гла­сил для мужа и жены прин­цип гораз­до более высо­кий, чем равен­ство — прин­цип единства.Христос ука­зал, что с точ­ки зре­ния Бога муж и жена не пред­став­ля­ют собой двух обособ­лен­ных созда­ний, живу­щих рядом с друг дру­гом. Перед Богом муж и жена явля­ют собой нераз­дель­ную плоть. Вряд ли люди живя на зем­ле, смо­гут до кон­ца понять, поче­му это так и как имен­но это про­ис­хо­дит, ибо в их гла­зах муж и жена пред­ста­ют как две само­сто­я­тель­ные лич­но­сти, о кото­рых мож­но спо­рить — кто из них боль­ше и кто кому дол­жен под­чи­нять­ся. Но апо­стол Павел пишет: «Тай­на сия вели­ка» (Еф. 5:32), – и хотя мы не вполне пони­ма­ем, как двое ста­но­вят­ся одной пло­тью, Свя­щен­ное Писа­ние кате­го­ри­че­ски заяв­ля­ет, что это так. Если же муж и жена состав­ля­ют одно тело, то надо ли гово­рить об их равен­стве? Без­услов­но, каж­дая часть тела рав­но­прав­на с любо дру­гой его частью, но функ­ци­о­наль­но каж­дый член тела име­ет раз­ное назна­че­ние. В семье муж выпол­ня­ет функ­ции гла­вы, жена ‑домо­упра­ви­те­ля (1Тим. 5:14).

Но это не зна­чит, что муж без­раз­дель­но рас­по­ря­жа­ет­ся женой, а жена бес­прав­но под­чи­не­на мужу. Это зна­чит, что каж­дый член тела дол­жен пра­виль­но выпол­нять свою роль на сво­ем месте.

В мире очень мно­го гово­рит­ся об эман­си­па­ции, кото­рая тео­ре­ти­че­ски объ­яс­ня­ет­ся как предо­став­ле­ние жен­щине рав­ных прав с муж­чи­ной, а на деле ока­зы­ва­ет­ся сме­ше­ни­ем обя­зан­но­стей муж­чи­ны и жен­щи­ны. На прак­ти­ке лозунг равен­ства муж­чи­ны и жен­щи­ны при­вел к тому, что жен­щи­на в семье выпол­ня­ет одно­вре­мен­но обя­зан­но­сти мате­ри, хозяй­ки, домо­пра­ви­те­ля, а а кро­ме того берет на себя чисто муж­ские обя­зан­но­сти — рабо­ту на про­из­вод­стве, обес­пе­че­ние необ­хо­ди­мо­го мате­ри­аль­но­го уров­ня жиз­ни, реше­ние глав­ных семей­ных вопро­сов и т. д. Это крайне ненор­маль­ное явление.

Един­ство в семье пред­по­ла­га­ет тес­ный и глу­бо­кий обмен мыс­ля­ми меж­ду супру­га­ми, общ­ность инте­ре­сов, взгля­дов, реше­ний и иму­ще­ства. В семье не может быть «мое­го» и «тво­е­го», пото­му что все «наше». Един­ство озна­ча­ет общ­ность невзгод и скор­бей, радо­сти и весе­лья. И осно­вой един­ства слу­жит любовь.

Есте­ствен­ное нача­ло люб­ви про­яв­ля­ет­ся как пред­по­чте­ние одно­го люби­мо­го суще­ства всем дру­гим. Духов­ное же нача­ло напол­ня­ет любовь истин­ным содер­жа­ни­ем и опре­де­ля­ет ее глу­би­ну и вели­чие. И если влюб­лен­ность как вле­че­ние со вре­ме­нем может исчез­нуть или угас­нуть, то духов­ная состав­ля­ю­щая люб­ви как про­яв­ле­ние тай­ны Божьей с года­ми воз­рас­та­ет все боль­ше, при­об­ре­тая пре­крас­ные, боже­ствен­ные чер­ты. Даря друг дру­гу любовь, супру­ги полу­ча­ют ее обрат­но при­умно­жен­ной и обо­га­щен­ной. «Мужья люби­те сво­их жен , как и Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и пре­дал Себя за нее». (Еф. 5:25). Это тре­бо­ва­ние ведет свое нача­ло от боже­ствен­ной запо­ве­ди: «Запо­ведь новую даю вам, да люби­те друг дру­га, как Я воз­лю­бил вас, так и вы да люби­те друг дру­га» (Ин. 13:34). То есть супру­ги при­зва­ны любить друг дру­га не так, как они любят самих себя (хотя и это очень высо­кое тре­бо­ва­ние), но как Хри­стос воз­лю­бил их. То есть любить до само­от­да­чи, любить с готов­но­стью жерт­во­вать друг для дру­га соб­ствен­ным мне­ни­ем, вре­ме­нем, эго­и­сти­че­ски­ми жела­ни­я­ми и т. д.

Под­ход к бра­ку как к един­ству мужа и жены логи­че­ски отвер­га­ет саму воз­мож­ность раз­во­да, так как раз­вод это, по сути дела, раз­ру­ше­ние еди­ной пло­ти. О вре­де раз­во­дов гово­рит не толь­ко Свя­щен­ное Писа­ние, но и иссле­до­ва­ния пси­хо­ло­гов, социо­ло­гов и фило­со­фов. Все они пре­крас­но пони­ма­ют, что семья и супру­же­ские отно­ше­ния слу­жат инди­ка­то­ром мораль­но­го состо­я­ния как отдель­ных людей, так и цело­го обще­ства. Доста­точ­но вспом­нить, что рас­пад и раз­ло­же­ние Рим­ской импе­рии нача­лись с общей демо­ра­ли­за­ции и преж­де все­го с рас­па­да семей. Поэто­му для чле­нов еван­гель­ских церк­вей раз­во­ды немыс­ли­мы и недопустимы.

Одна­ко кри­зис бра­ка и семьи харак­те­рен, к сожа­ле­нию, не толь­ко для мира, но и для совре­мен­но­го хри­сти­ан­ства. В насто­я­щее вре­мя не все­гда хри­сти­ан­ские бра­ки отве­ча­ют сво­е­му высо­ко­му назна­че­нию, и это про­ис­хо­дит по одной един­ствен­ной при­чине — из-за недо­ста­точ­но тес­но­го духов­но­го кон­так­та со Хри­стом мужа и жены как до бра­ка, так и после нача­ла семей­ной жиз­ни. На прак­ти­ке эта един­ствен­ная при­чи­на выра­жа­ет­ся в бес­ко­неч­но раз­но­об­раз­ных про­яв­ле­ни­ях. Чаще все­го неудач­ная семей­ная жизнь пред­опре­де­ля­ет­ся еще до бра­ка. С одной сто­ро­ны — невер­ным выбо­ром спут­ни­ка жиз­ни, а с дру­гой-непра­виль­ны­ми добрач­ны­ми отношениями.

«Фун­да­мент», Сан­ни­ков С. В.