Самая извест­ная ката­стро­фа человечества

Я взгля­нул на море — тишь наста­ла, И всё чело­ве­че­ство ста­ло гли­ной! (Эпос о Гильгамеше).

Почти в каж­дой циви­ли­за­ции есть леген­ды о боль­шом пото­пе в древ­ние вре­ме­на. Эти леген­ды уди­ви­тель­но похо­жи меж­ду собой подроб­но­стя­ми. В то вре­мя наро­ды и кон­ти­нен­ты не мог­ли вести куль­тур­ный обмен как сей­час. Как же все они рас­ска­зы­ва­ют одну и ту же историю?

Поми­мо убе­ди­тель­ных архео­ло­ги­че­ских нахо­док, гло­баль­ный потоп под­твер­жда­ют более 500 повест­во­ва­ний по все­му миру. Исто­рии о нем пере­да­ют­ся поко­ле­ни­я­ми даже там, где люди не виде­ли оке­а­на. Сле­ды ска­за­ний с подоб­ным сюже­том обна­ру­же­ны в Австра­лии, Китае, Егип­те, Афри­ке, Месо­по­та­мии, Север­ной, Цен­траль­ной и Южной Аме­ри­ке, в Европе.

Созна­ние людей было настоль­ко потря­се­но еди­но­вре­мен­ной гло­баль­ной ката­стро­фой, что исто­рия о ней разо­шлась по всем наро­дам, про­ник­ла во мно­гие мифы.

Исто­рия о Все­мир­ном пото­пе и семье пра­вед­ни­ка Ноя, спас­шем­ся в ков­че­ге, извест­на даже людям, дале­ким от Свя­щен­но­го Писа­ния. За раз­вра­ще­ние людей Бог послал на зем­лю потоп, кото­рый уни­что­жил все живое на зем­ле. Бог зара­нее сооб­щил Ною о Сво­ём реше­нии и пове­лел постро­ить суд­но — ков­чег, спо­соб­ный пере­жить потоп.

Когда рабо­та была завер­ше­на, Ною было ска­за­но зай­ти в ков­чег с семьёй и взять с собой по паре от каж­до­го вида нечи­стых живот­ных и по семь — каж­до­го вида чистых живот­ных, живу­щих на зем­ле. Ной испол­нил пове­ле­ние, и когда две­ри ков­че­га закры­лись, воды обру­ши­лись на зем­лю. Навод­не­ние дли­лось 40 дней и ночей, и «вся­кая плоть, дви­жу­ща­я­ся по зем­ле» погиб­ла, оста­лись лишь те, кто был в ков­че­ге. Спу­стя 150 дней вода ста­ла убы­вать, и ков­чег оста­но­вил­ся на горах Ара­рат­ских. Ной ждал 40 дней, после чего выпу­стил воро­на, кото­рый при­ле­тел обрат­но. Затем Ной три­жды выпус­кал голу­бя. В пер­вый раз голубь так­же вер­нул­ся ни с чем, во вто­рой — при­нёс в клю­ве све­жий мас­лич­ный лист, что озна­ча­ло: пока­за­лась поверх­ность зем­ли. В тре­тий раз голубь не вернулся.

Вый­дя из ков­че­га, Ной при­нёс жерт­ву бла­го­да­ре­ния, и Бог обе­щал боль­ше нико­гда не уни­что­жать людей через потоп. Зна­ме­ни­ем это­го заве­та Бога с людь­ми ста­ла раду­га (Бытие 6–9 гл).

Выжив­шая семья Ноя ста­ра­лась пере­дать сво­им потом­кам, поче­му и как про­изо­шел все­мир­ный потоп. Эта тра­ге­дия чело­ве­че­ства про­ис­хо­ди­ла у них на гла­зах, и воз­мож­но они чув­ство­ва­ли ответ­ствен­ность за то, что­бы из-за их жиз­ни и дел не повто­ри­лось подобное.

Как мно­го они гово­ри­ли об этом сво­им детям, и детям детей? Исто­рия о пото­пе разо­шлась по раз­ным стра­нам и кон­ти­нен­там. Она встре­ча­ет­ся у наро­дов и стран, не свя­зан­ных меж­ду собой, слож­но пред­ста­вить, как она туда мог­ла попасть, будучи про­сто мифом.

Текст шумер­ской поэ­мы о пото­пе, най­ден­ной при рас­коп­ках Нип­пу­ра — свя­щен­но­го горо­да Шуме­ра, был опуб­ли­ко­ван в 1914 году. В нем рас­ска­зы­ва­ет­ся, что бла­го­че­сти­вый царь Зиусуд­ра, жрец бога Энки (в шуме­ро-аккад­ской мифо­ло­гии один из трёх вели­ких богов), под­слу­ши­ва­ет речь веро­ят­но само­го Энки о том, что на сове­те богов реше­но было устро­ить вели­кий потоп. Царь воз­дви­га­ет огром­ный корабль для спа­се­ния сво­ей семьи. Потоп длит­ся семь дней и семь ночей, после чего Зиусуд­ра выхо­дит из сво­е­го кораб­ля и при­но­сит жерт­ву богам. Те в свою оче­редь кля­нут­ся, что воз­ро­дят жизнь на зем­ле. Они дают Зиусуд­ре веч­ную жизнь и посе­ля­ют его в стране Диль­мун на вос­хо­де солнца.

В аккад­ской поэ­ме о царе Атра­ха­си­се , най­ден­ной при рас­коп­ках древ­не­го Сип­па­ра, богам не понра­ви­лось, что от мно­же­ства людей ста­ло слиш­ком шумно.

Бог Энки обра­ща­ет­ся к Атра­ха­си­су и сооб­ща­ет ему о гря­ду­щем пото­пе, а так­же рису­ет на зем­ле чер­тёж кораб­ля и при­ка­зы­ва­ет взять на корабль «зер­на и добра, что име­ешь, // Жену, семью, род­ню, рабо­чих. // Тва­рей степ­ных, тра­во­яд­ных и диких // Я пошлю к тебе, к тво­им воро­там». В Биб­лии Бог так­же дает Ною точ­ные ука­за­ния, каким дол­жен быть ковчег.

Пер­во­на­чаль­ный рас­сказ о пото­пе в вави­лон­ской вер­сии был най­ден при рас­коп­ках зна­ме­ни­той биб­лио­те­ки Ашшур­ба­ни­па­ла —асси­рий­ско­го царя Нине­вии. Это повест­во­ва­ние о Гиль­га­ме­ше, кото­рый в поис­ках цвет­ка бес­смер­тия отправ­ля­ет­ся на край зем­ли к един­ствен­но­му чело­ве­ку, пере­жив­ше­му древ­ний потоп — Утнапиштиму.

Рас­сказ начи­на­ет­ся с того, что на собра­нии всех богов было реше­но уни­что­жить чело­ве­че­ство. При­чи­ны тако­го реше­ния не упо­ми­на­ют­ся. Один из ини­ци­а­то­ров пото­па — бог Энлиль — взял с каж­до­го из дру­гих богов сло­во, что те не будут пре­ду­пре­ждать людей. Бог Нини­ги­ку (Эа) решил спа­сти пре­дан­но­го ему чело­ве­ка —Утна­пиш­ти­ма. Что­бы не нару­шать клят­вы, Нини­ги­ку-Эа сооб­ща­ет во вре­мя сна Утна­пиш­ти­му, что тот дол­жен постро­ить корабль и гото­вить­ся к соб­ствен­но­му спасению.

Когда корабль был готов, Утна­пиш­тим погру­зил на него своё иму­ще­ство, семью и роди­чей, раз­лич­ных масте­ров для сохра­не­ния зна­ний и тех­но­ло­гий, домаш­ний скот, зве­рей и птиц.

После это­го корабль оста­но­вил­ся на горе. На седь­мой день сто­ян­ки Утна­пиш­тим выпу­стил голу­бя и тот вер­нул­ся. Затем выпу­стил ласточ­ку, но и она при­ле­те­ла назад. И толь­ко ворон нашёл пока­зав­шу­ю­ся из воды сушу и остал­ся на ней.

По одной из вер­сий гре­че­ской мифо­ло­гии потоп был вызван нече­сти­ем царя Лика­о­на и его сыно­вей, пред­ло­жив­ших Зев­су чело­ве­че­ские жерт­вы. Зевс решил погу­бить в пото­пе гре­хов­ное люд­ское поко­ле­ние. Сын Про­ме­тея Дев­ка­ли­он спас­ся со сво­ей женой Пир­рой в ков­че­ге, постро­ен­ном по ука­за­ни­ям отца. На девя­тый день пото­па ков­чег оста­но­вил­ся на горе Парнас.

Одна­ко Зевс не достиг сво­ей цели: кро­ме Дев­ка­ли­о­на спас­лись и жите­ли горо­да Пар­на­са. Они были раз­бу­же­ны вол­чьим воем и сле­дом за вол­ка­ми напра­ви­лись на вер­ши­ну горы Пар­нас, где пере­жда­ли потоп. Часть из них после пото­па воз­об­но­ви­ли Лика­о­но­вы жерт­во­при­но­ше­ния. Нече­стие людей продолжилось.

В мифо­ло­гии Индии Вай­ва­сва­та один из родо­на­чаль­ни­ков чело­ве­че­ско­го рода во вре­мя умы­ва­ния пой­мал кро­шеч­ную рыб­ку, кото­рая обе­ща­ла спа­сти его от гря­ду­ще­го пото­па, если он помо­жет ей вырас­ти. Рыба была вопло­ще­ни­ем вер­хов­но­го боже­ства Виш­ну, вырос­ла до огром­ной вели­чи­ны, и по её сове­ту Вай­ва­сва­та постро­ил корабль и при­вя­зал его к рогу рыбы. На корабль ему было при­ка­за­но взять раз­ные живые суще­ства и семе­на всех рас­те­ний. По окон­ча­нии пото­па рыба при­гна­ла корабль к горе.

На атол­ле Хао в цен­траль­ной части архи­пе­ла­га Туа­мо­ту (Фран­цуз­ская Поли­не­зия) фольк­ло­рист Шарль Кайо запи­сал пре­да­ние о пото­пе, свя­зан­ное с пред­ка­ми нынеш­них жите­лей ост­ро­ва. В леген­де гово­рит­ся о том, что люди ста­ли тво­рить зло на этой зем­ле и Ватеа (один из богов) был раз­гне­ван их дела­ми. Ватеа пове­лел чело­ве­ку по име­ни Рата постро­ить лод­ку, кото­рая бы послу­жи­ла укры­ти­ем. Гнев Ватеа сло­мал две­ри неба, ветер был спу­щен с цепей, дождь полил­ся пото­ка­ми — и зем­ля была раз­ру­ше­на и зали­та морем. Рата, его жена и трое детей с жена­ми укры­лись в лод­ке и были спасены.

Читая мифы наро­дов о пото­пе, кажет­ся, что люди оби­же­ны и рас­сер­же­ны. Они не пони­ма­ют ни смыс­ла, ни цели пото­па. Их боги мелоч­ны и бес­сер­деч­ны к людям. Кажет­ся, они под­за­бы­ли, что и поче­му про­изо­шло. Читая дру­гие исто­рии, видишь насколь­ко они близ­ки по сути и дета­лям к биб­лей­ской исто­рии пото­па. Там люди пом­нят, что на вся­кое зло при­хо­дит воз­да­я­ние, зло не может быть бесконечным.

Во мно­гих ска­за­ни­ях мы видим, что спас­лись доста­точ­но пра­вед­ные люди, имев­шие отно­ше­ния с кем-то из богов. Люди, не про­сто жив­шие более-менее поря­доч­ной жиз­нью, но жиз­нью, отме­чен­ной Небесами.

Мож­но ска­зать одно­знач­но: уни­что­же­ние мира водой было страш­ным, гран­ди­оз­ным собы­ти­ем, кото­рое было при­зва­но изме­нить ход исто­рии. Люди загля­ну­ли в гла­за воз­мож­но­му кон­цу, испу­га­лись, но…не изме­ни­лись. Тепе­реш­ний мир живет в пред­чув­ствии новых бед­ствий, но сно­ва живет, буд­то насме­ха­ясь над неизбежностью.

«Хочу уста­но­вить с тобой Мой завет» — ска­зал Бог Ною. «Хочу уста­но­вить с тобой Мой завет» — ска­зал Бог на Гол­гоф­ском кре­сте, пред­ла­гая спа­се­ние каж­до­му чело­ве­ку через Его пра­вед­ность. И сно­ва надеж­да есть у тех, кто живет в заве­те с Небом.

Мар­га­ри­та Кон­дра­тье­ва 
https://vio.media/society/samaya-izvestnaya-katastrofa-chelovechestva/