Соше­ствие Духа Свя­то­го: новые зада­чи для уче­ни­ков Иисуса

«И, собрав их, Он пове­лел им: не отлу­чай­тесь из Иеру­са­ли­ма, но жди­те обе­щан­но­го от Отца, о чем вы слы­ша­ли от Меня, ибо Иоанн кре­стил водою, а вы, через несколь­ко дней после сего, буде­те кре­ще­ны Духом Свя­тым. Посе­му они, сой­дясь, спра­ши­ва­ли Его, гово­ря: не в сие ли вре­мя, Гос­по­ди, вос­ста­нов­ля­ешь Ты цар­ство Изра­и­лю? Он же ска­зал им: не ваше дело знать вре­ме­на или сро­ки, кото­рые Отец поло­жил в Сво­ей вла­сти, но вы при­ме­те силу, когда сой­дет на вас Дух Свя­тый; и буде­те Мне сви­де­те­ля­ми в Иеру­са­ли­ме и во всей Иудее и Сама­рии и даже до края зем­ли. Ска­зав сие, Он под­нял­ся в гла­зах их, и обла­ко взя­ло Его из вида их. И когда они смот­ре­ли на небо, во вре­мя вос­хож­де­ния Его, вдруг пред­ста­ли им два мужа в белой одеж­де и ска­за­ли: мужи Гали­лей­ские! что вы сто­и­те и смот­ри­те на небо? Сей Иисус, воз­нес­ший­ся от вас на небо, при­дет таким же обра­зом, как вы виде­ли Его вос­хо­дя­щим на небо» (Деян.1:4–11).

Обе­ща­ние Иисуса

Собы­тия, о кото­рых нам повест­ву­ет Лука, раз­во­ра­чи­ва­лись после слав­но­го вос­кре­се­ния Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Поза­ди оста­лись собы­тия, свя­зан­ные с Его стра­да­ни­я­ми и смер­тью. Он одно­знач­но побе­дил смерть и ад и был вос­кре­шен силой Небес­но­го Отца, что­бы жить.

Иисус и Его люби­мые уче­ни­ки сто­ят на горе, где Он гово­рит им про­щаль­ные сло­ва, навер­ное, одни из самых важ­ных, так ска­зать, послед­ний завет. Мы посту­па­ем точ­но так же в жиз­ни, остав­ляя глав­ное напо­сле­док. Когда мы рас­ста­ем­ся на дол­гий пери­од вре­ме­ни с наши­ми близ­ки­ми и дру­зья­ми, мы тща­тель­но выби­ра­ем сло­ва для того, что­бы сооб­щить им самое сокро­вен­ное, то, что оста­нет­ся с ними на годы даже тогда, когда нас не будет с ними.

Гос­подь пове­лел уче­ни­кам не рас­хо­дить­ся из Иеру­са­ли­ма. Он при­звал их дер­жать­ся вме­сте, то есть так, как они дер­жа­лись вме­сте, когда собра­лись в ком­на­те во вре­мя собы­тий, свя­зан­ных со стра­да­ни­я­ми и смер­тью Гос­по­да. Они боя­лись и пото­му, спря­тав­шись от гони­те­лей, дер­жа­лись вме­сте. Но теперь им пред­сто­ит спло­тить­ся и быть еди­но­душ­ны­ми ради осо­бой цели, ради осо­бо­го дела.

В сво­ей речи Иисус обе­ща­ет послать им Свя­то­го Духа. Он гово­рит о том, что они будут кре­ще­ны Духом Свя­тым. Уче­ни­ки будут объ­яты Им подоб­но тому, как кре­щен­ские воды обни­ма­ют чело­ве­ка, нахо­дя­ще­го­ся в них.

Можем ли мы знать «вре­ме­на и сроки»?

Уче­ни­ки зада­ют Гос­по­ду вопрос, свя­зан­ный с уста­нов­ле­ни­ем Его Цар­ства и могу­ще­ства. «Может быть, теперь, дума­ли они, когда Гос­подь вос­крес, когда побе­да над злом и гре­хом уже одер­жа­на, мож­но будет почи­вать на лав­рах, цар­ствуя вме­сте с Иису­сом?» Одна­ко уче­ни­ки быст­ро узна­ют, что зна­ние вре­мен и сро­ков не в их вла­сти. Оно им недо­ступ­но. Это дело Небес­но­го Отца. Он как-нибудь об этом поза­бо­тит­ся Сам, без них.

Мы порой так же быва­ем нетер­пе­ли­вы, как и те пыт­ли­вые дру­зья Хри­ста. Нам не тер­пит­ся узнать буду­щее. Нам так хочет­ся узнать, что же будет там, в неиз­ве­дан­ном паки­бы­тии? Когда при­дет Хри­стос? Какие собы­тия будут пред­ше­ство­вать Его при­ше­ствию? Вме­сто это­го Сам Иисус при­зы­ва­ет нас к спо­кой­ствию. Ажи­о­таж вокруг вопро­сов, свя­зан­ных с послед­ним вре­ме­нем и эсха­то­ло­ги­ей, дол­жен сой­ти на нет, пото­му что они нахо­дят­ся в ком­пе­тен­ции Отца Небес­но­го. И если мы дове­ря­ем Ему нашу жизнь цели­ком, то так же Ему сле­ду­ет дове­рить и этот важ­ный вопрос.

Хри­стос уста­но­вит Свое Цар­ство во вре­мя, в кото­рое Он поже­ла­ет, и тогда, когда Отец посчи­та­ет это необ­хо­ди­мым. Нас же, уче­ни­ков Иису­са, ждет совер­шен­но иная зада­ча. Вме­сто три­ум­фаль­ных слов и дей­ствий, Иисус гово­рит о том, что их ждет вели­кий по сво­им мас­шта­бам труд. Вме­сто того, что­бы цар­ство­вать в Иеру­са­ли­ме, они будут объ­яты силой Духа Свя­то­го и с того момен­та нач­нут труд сви­де­тель­ства об Иису­се Хри­сте повсю­ду: в Иеру­са­ли­ме, Иудее, Сама­рии и до края зем­ли. Но до того момен­та они долж­ны оста­вать­ся в Иеру­са­ли­ме и пре­бы­вать еди­но­душ­но вместе.

Уче­ни­ки Гос­по­да долж­ны пре­бы­вать в единстве

Един­ство сре­ди уче­ни­ков все­гда явля­лось пред­ме­том осо­бой забо­ты наше­го Гос­по­да Хри­ста. Еще в Сво­ей Пер­во­свя­щен­ни­че­ской молит­ве (Ин.17 гл.) Он про­сил Отца, что­бы Тот поза­бо­тил­ся о един­стве сре­ди Его после­до­ва­те­лей. Един­ство хра­нить нелег­ко. Един­ство — доволь­но хруп­кое неж­ное явле­ние. Его мож­но сохра­нить, лишь будучи соглас­ны­ми и соли­дар­ны­ми в глав­ном, не при­ди­ра­ясь друг ко дру­гу в мело­чах. Един­ство сре­ди после­до­ва­те­лей Иису­са может сохра­нить­ся толь­ко тогда, когда в глав­ном есть согла­сие, во вто­ро­сте­пен­ном — сво­бо­да и во всем — любовь. Все люди раз­ные, и поэто­му един­ства не будет, если уче­ни­ки Гос­по­да нач­нут обра­щать вни­ма­ние на недо­стат­ки друг дру­га, на вся­кие мело­чи, из кото­рых может воз­ник­нуть ярко горя­щие искры огня нена­ви­сти и раз­об­щен­но­сти. Един­ство стро­ит­ся, когда отсут­ству­ет атмо­сфе­ра вза­им­но­го подо­зре­ния, когда сози­да­ет­ся дове­рие в слу­же­нии, когда уче­ни­ки Гос­по­да почи­та­ют дру­го­го выше себя. Так было в ран­ней церк­ви, где никто ниче­го сво­им не счи­тал. Тогда хри­сти­ане жили одной тес­ной общи­ной, ува­жая друг дру­га и помо­гая друг дру­гу, кто в чем нуж­дал­ся (Деян. 2:44–47).

Уче­ни­ки долж­ны были оста­вать­ся вме­сте до соше­ствия Свя­то­го Духа. Для них все эти пере­жи­ва­ния были новы­ми. Они жили во вре­ме­на, кото­рые были озна­ме­но­ва­ны собы­ти­я­ми, свя­зан­ны­ми с жиз­нью Иису­са. Уче­ни­ки Гос­по­да были одни­ми из самых счаст­ли­вых людей на све­те, пото­му что дожи­ли до при­хо­да Мес­сии, Пома­зан­ни­ка Божия, Кото­ро­го жда­ли мно­гие поко­ле­ния про­ро­ков и не удо­сто­и­лись Его уви­деть. А эти про­стые люди, со сми­рен­ны­ми и гото­вы­ми к послу­ша­нию серд­ца­ми, узре­ли Того, Кого жела­ли уви­деть сот­ни глаз. Они слы­ша­ли голос Того, Кого хотят услы­шать мил­ли­о­ны — и не слы­шат. И, нако­нец, они были пер­вы­ми людь­ми, пере­жив­ши­ми на себе собы­тие кре­ще­ния Духом Святым.

Спа­си­тель знал, как нелег­ко будет Его после­до­ва­те­лям после Его ухо­да на небе­са, к Отцу. Уче­ни­ки при­вык­ли ко Хри­сту. Они с Ним ходи­ли, ели, пили. Они посто­ян­но нахо­ди­лись в Его при­сут­ствии. Этот необык­но­вен­ный Учи­тель из Наза­ре­та пора­зил их настоль­ко и Собой, и Сво­им уче­ни­ем, что они ни в какую от Него ухо­дить не хоте­ли даже тогда, когда Он спро­сил их, не хотят ли они уйти от Него. Иисус так пора­зил и про­сто­го рыба­ка, и сбор­щи­ка пода­тей, что они оста­ви­ли свои семьи и ремёс­ла ради того, что­бы посвя­тить жизнь Тому, Кто посвя­тил Свою жизнь им.

Дух Свя­той — Утешитель

На зем­лю дол­жен был прид­ти Дух Свя­той, Уте­ши­тель, Заступ­ник, тре­тья лич­ность Боже­ствен­ной Тро­и­цы, силой не явля­ю­ща­я­ся, но силу даю­щая. Свя­той Дух — не смут­ная боже­ствен­ная тень, не без­ли­кая сила. Он — лич­ность, во всем рав­ная с Богом Отцом и Богом Сыном. Бог — это Отец, Сын и Свя­той Дух. И все боже­ствен­ные атри­бу­ты, при­пи­сы­ва­е­мые Отцу и Сыну, в рав­ной сте­пе­ни при­пи­сы­ва­ют­ся Свя­то­му Духу. Когда чело­век рож­да­ет­ся свы­ше через веру и при­ня­тие Иису­са Хри­ста, Бог посе­ля­ет­ся в этом чело­ве­ке через Свя­то­го Духа (1Кор. 3:16).

Имен­но Дух Свя­той дол­жен был стать гаран­том того, что уче­ни­ки спло­тят­ся и вме­сте нач­нут дело все­мир­ной еван­ге­ли­за­ции, начи­ная про­по­ве­до­вать в Иеру­са­ли­ме и все даль­ше и даль­ше, пока весть Еван­ге­лия не обле­тит тыся­чи кило­мет­ров, при­ка­са­ясь к люд­ским серд­цам живи­тель­ны­ми сло­ва­ми Иисуса.

В Еван­ге­лии от Иоан­на запи­са­ны сло­ва Иису­са: «И Я умо­лю Отца, и дру­го­го Уте­ши­те­ля даст вам, что­бы был с вами вовек, Духа Исти­ны, Кото­ро­го мир не может при­нять, пото­му что не видит Его и не зна­ет; вы же зна­е­те Его, пото­му что Он с вами пре­бы­ва­ет и в вас будет. Не остав­лю вас сиро­та­ми: при­ду к вам» (Иоан.14:16–18). Без Свя­то­го Духа зада­ча сви­де­тель­ства миру была бы невы­пол­нен­ной. Мы, люди, обла­да­ем огра­ни­чен­ным потен­ци­а­лом. Наши силы и воз­мож­но­сти огра­ни­че­ны, как и ресур­сы. Мы уста­ем и часто изне­мо­га­ем. Мы порой лени­вы. У нас не хва­та­ет выдерж­ки, тер­пе­ния и пол­но­цен­но­го посвя­ще­ния. Мы склон­ны забы­вать и мно­гое про­пус­кать. Одна­ко при­сут­ствие Духа Свя­то­го в нашей жиз­ни явля­ет­ся гаран­том того, что мы будем плыть по пра­виль­но­му кур­су и смо­жем мно­гим рас­ска­зать о нашей вере и нашем Боге.

Гово­ре­ние на иных языках

И на самом деле, при­сут­ствие Духа Свя­то­го в жиз­ни пер­вых хри­сти­ан поз­во­ли­ло им осу­ще­ствить немыс­ли­мое: в тече­ние жиз­ни толь­ко одно­го поко­ле­ния весть об Иису­се Хри­сте раз­ле­те­лась по всей Рим­ской импе­рии. Более того, когда в Иеру­са­лим собра­лись люди из мно­гих рим­ских про­вин­ций, Дух Свя­той дал уче­ни­кам спо­соб­ность понят­но про­по­ве­до­вать с так назы­ва­е­мым «син­хрон­ным пере­во­дом» на все язы­ки и диа­лек­ты присутствующих.

В кни­ге Дея­ния (2:4) напи­са­но: «И испол­ни­лись все Духа Свя­то­го, и нача­ли гово­рить на иных язы­ках, как Дух давал им про­ве­ще­вать». Для бла­га про­по­ве­ди Еван­ге­лия Бог сотво­рил чудо. Апо­сто­лы гово­ри­ли на сво­ем род­ном язы­ке, а «Пар­фяне, и Мидяне, и Ела­ми­ты, и жите­ли Месо­по­та­мии, Иудеи и Кап­па­до­кии, Пон­та и Асии, Фри­гии и Пам­фи­лии, Егип­та и частей Ливии, при­ле­жа­щих к Кири­нее, и при­шед­шие из Рима, Иудеи и про­зе­ли­ты, кри­тяне и ара­ви­тяне» пони­ма­ли их сво­бод­но, пото­му что слы­ша­ли их гово­ря­щи­ми на их соб­ствен­ных наре­чи­ях (Деян.2:9–11).

День соше­ствия на апо­сто­лов Духа Свя­то­го полон собы­тий, не до кон­ца понят­ных. Он пре­ис­пол­нен чудес. Вопрос о том, как же так слу­чи­лось, что уче­ни­ки Гос­по­да, кото­рые не зна­ли мно­гих язы­ков, ста­ли гово­рить так, что про­по­ведь Еван­ге­лия ста­ла понят­на всем, вызы­ва­ет мно­го спо­ров и интер­пре­та­ций. Несмот­ря на это, мне кажет­ся, что мы долж­ны понять, что то, что про­изо­шло в День Пяти­де­сят­ни­цы — это чудо, а чуде­са, сотво­рен­ные Богом, пото­му и зовут­ся чуде­са­ми, что им нель­зя най­ти раци­о­наль­но­го, логи­че­ско­го и по-чело­ве­че­ски понят­но­го объ­яс­не­ния. Всё, что мы можем ска­зать, — это то, что мы име­ем вер­ные сви­де­тель­ства на стра­ни­цах Писа­ния, что про­по­ведь Бла­гой вести, про­из­не­сен­ную апо­сто­лом Пет­ром, поня­ли десят­ки людей на понят­ном им языке.

Дух Свя­той дела­ет Еван­ге­лие понятным

Дух Свя­той во всех ситу­а­ци­ях дела­ет Бла­гую весть доступ­ной и понят­ной. Он не стре­мит­ся запу­тать людей, пред­ла­гая им какое-то осо­бен­ное тай­ное зна­ние, необ­хо­ди­мое для нрав­ствен­но­го усо­вер­шен­ство­ва­ния и дости­же­ния каких-то духов­ных высот. Дух Свя­той при­зы­ва­ет каж­до­го чело­ве­ка обра­тить вни­ма­ние на Иису­са и при­нять Его как Гос­по­да и Спа­си­те­ля, спо­соб­но­го изме­нять жиз­ни. Дей­ствие Духа Свя­то­го на душу чело­ве­ка таин­ствен­но и непо­сти­жи­мо, но оно дей­стви­тель­но и ощу­ти­мо для тех, кто вни­ма­ет себе. Оно подоб­но вет­ру, при­ме­ча­е­мо­му в тех дви­же­ни­ях, кото­рые он про­из­во­дит. В Биб­лии ска­за­но: «Дух дышит, где хочет, и голос его слы­шишь, а не зна­ешь, отку­да при­хо­дит и куда ухо­дит: так быва­ет со вся­ким, рож­ден­ным от Духа» (Иоан.3:8).

Дух Свя­той был дан, что­бы жить в тех, кто верит в Иису­са, что­бы фор­ми­ро­вать Божий харак­тер в жиз­ни веру­ю­ще­го. Свя­той Дух про­из­во­дит в наших жиз­нях «любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, веру, кро­тость и воз­дер­жа­ние» (Гал.5:22 ‑23).

Поза­бо­тив­шись о том, что­бы Его уче­ни­ки не оста­лись в оди­но­че­стве, и уве­рив их в при­хо­де Свя­то­го Духа, Гос­подь воз­нес­ся на небе­са. Анге­лы, Божьи вест­ни­ки с небес, сооб­щи­ли уче­ни­кам о том, что им пора от взгля­дов на небо устре­мить свой взор к Иеру­са­ли­му, где их будет ожи­дать собы­тие, кото­рое они не забу­дут до кон­ца сво­их дней. Им будет явлен Свя­той Дух, и тогда они будут гово­рить об Иису­се без вся­ко­го стра­ха. Они будут сто­ять твер­до перед лицом смер­ти и жиз­ни не пожа­ле­ют ради Хри­ста. А Иисус? Он при­дет в назна­чен­ное Отцом вре­мя. Он не забу­дет о Сво­их люби­мых уче­ни­ках. Он будет с Ними все­гда, до скон­ча­ния века (Мф. 28:20).

Как уче­ни­ки Гос­по­да, мы при­хо­дим к Нему с вопро­са­ми, на кото­рые ищем ответ. Наш Гос­подь Иисус опре­де­ля­ет для нас жиз­нен­ные при­о­ри­те­ты. Он гово­рит, что нам нуж­но дер­жать­ся вме­сте; гово­рит о том, что, будучи кре­щен­ны­ми Духом Свя­тым и пере­жив новое рож­де­ние от Бога, мы смо­жем делать то, что дела­ли пер­вые уче­ни­ки: быть сви­де­те­ля­ми Господа.

Мы не виде­ли Иису­са физи­че­ским зре­ни­ем, но Он при­кос­нул­ся к нашей душе, и мы ощу­ти­ли, что гла­за наше­го серд­ца откры­лись для того, что­бы мы уви­де­ли Его.

С Духом Свя­тым ника­кие пре­пят­ствия в нашем сви­де­тель­стве об Иису­се не страш­ны. Даже если мы что-то не можем ска­зать или затруд­ня­ем­ся в том, какие сло­ва выбрать, что­бы рас­ска­зать дру­гим о нашей вере, Дух Свя­той даст нам муд­рость и зна­ние для того, что­бы при­ве­сти наших дру­зей и род­ных ко Христу.

Наша жизнь — это жизнь сви­де­тель­ства. Сви­де­тель­ство — это не заня­тие или хоб­би. Это стиль нашей жиз­ни. Сво­им при­сут­стви­ем, сло­ва­ми и дела­ми мы гово­рим о том, Кем явля­ет­ся наш Учи­тель. Под руко­вод­ством Свя­то­го Духа мы нахо­дим вер­ные сло­ва для того, что­бы отве­тить на вопрос духов­но­го харак­те­ра, кото­рый зада­ет нам кол­ле­га по рабо­те. Дух Свя­той помо­га­ет нам молить­ся о тех, кто сам не спо­со­бен это сде­лать. Дух побуж­да­ет нас на бого­угод­ные дела, помощь неиму­щим, бед­ным и несчаст­ным мира сего, дабы через наши дела был виден Иисус. Пусть же Гос­подь помо­жет нам, с помо­щью Свя­то­го Духа, вер­но совер­шать слу­же­ние сви­де­тель­ства, в спо­кой­ствии и с твер­дой уве­рен­но­стью ожи­дая при­ше­ствия Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

Д‑р Олег ТУРЛАК. 
istina.info