«Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма» — 2021

IX науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция «Фено­мен Рос­сий­ско­го протестантизма»

IX откры­тая науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма» состо­я­лась с 10 по 12 сен­тяб­ря 2021 г. в Вели­ком Нов­го­ро­де в церк­ви «Храм Хри­ста». Обще­ствен­ная зна­чи­мость и акту­аль­ные тен­ден­ции раз­ви­тия Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма уже все девять лет явля­ют­ся базо­вы­ми направ­ле­ни­я­ми этой кон­фе­рен­ции. Дан­ная кон­фе­рен­ция при­уро­че­на к 190-летию со дня рож­де­ния Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча Паш­ко­ва (1831 — 1902).

Епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти, магистр бого­сло­вия, исто­рик Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель тра­ди­ци­он­но вел эту бла­го­сло­вен­ную встре­чу. Участ­ни­ка­ми кон­фе­рен­ции были: исто­ри­ки, бого­сло­вы, архи­ва­ри­усы, фило­ло­ги, фило­со­фы, слу­жи­те­ли церк­вей, жур­на­ли­сты — пред­ста­ви­те­ли раз­ных кон­фес­сий из Санкт-Петер­бур­га, Моск­вы, Воро­не­жа, горо­дов Нов­го­род­ской обла­сти, вклю­чая и Вели­кий Новгород.

В вос­крес­ный день 12 сен­тяб­ря про­шло тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние, посвя­щен­ное закры­тию кон­фе­рен­ции. В бого­слу­же­нии участ­во­ва­ли слу­жи­те­ли мно­гих церк­вей Нов­го­род­чи­ны, Санкт-Петер­бур­га, кото­рые дели­лись Сло­вом Божи­ем. Про­слав­ля­ли Гос­по­да хор, музы­каль­ные груп­пы, духо­вой оркестр, хри­сти­ан­ские поэты.

В сво­ем при­вет­ствии участ­ни­ков кон­фе­рен­ции епи­скоп Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, гово­ря о Паш­ко­ве, как выда­ю­щей­ся лич­но­сти в еван­гель­ском дви­же­нии, пред­ста­вил инте­рес­ные, уни­каль­ные архив­ные доку­мен­ты дея­тель­но­сти, как Паш­ко­ва, так и его после­до­ва­те­лей, кото­рые отра­жа­ли не про­стую жизнь паш­ков­цев. Несмот­ря на пре­сле­до­ва­ния, Васи­лий Паш­ков и его после­до­ва­те­ли все­гда оста­ва­лись вер­ны Хри­сту и Еван­ге­лию. Их жизнь, как осо­бый при­мер слу­же­ния и вер­но­сти, пре­дан­но­сти Хри­сту оста­нет­ся для нас навсегда.

Пред­став­лен­ные докла­ды на кон­фе­рен­ции осве­ща­ли как исто­ри­че­ские осо­бен­но­сти раз­ви­тия рефор­ма­ции про­те­стан­тиз­ма, так и бого­слов­ские, вклю­чая ана­ли­ти­че­ские срав­не­ния с дру­ги­ми конфессиями.

Важ­ным момен­том на кон­фе­рен­ции было пред­став­ле­ние посвя­щен­но­го слу­же­ния Хри­сту лиде­ров про­те­стан­тиз­ма через их жизнь, био­гра­фи­че­ские особенности.

Татья­на Кирил­лов­на Николь­ская, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент Санкт — Петер­бург­ско­го Хри­сти­ан­ско­го Уни­вер­си­те­та, член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, пред­ста­ви­ла доклад «И. П. Федо­тов и В. Г. Мураш­кин: опыт напи­са­ния био­гра­фии». Татья­на Кирил­лов­на так гово­рит о сво­ей теме: «Сама я посвя­ти­ла свое выступ­ле­ние судь­бам леген­дар­ных епи­ско­пов ката­комб­но­го пяти­де­сят­ни­че­ства — Ива­ну Пет­ро­ви­чу Федо­то­ву (1929–2011) и Вла­ди­ми­ру Гри­го­рье­ви­чу Мураш­ки­ну (1944–2017). Сна­ча­ла я хоте­ла рас­ска­зать об одном из них, но поня­ла, что их раз­де­лить невоз­мож­но, пото­му что они были мно­го­лет­ни­ми дру­зья­ми, сорат­ни­ка­ми. Кро­ме того было инте­рес­но про­сле­дить на кон­крет­ном при­ме­ре, как вооб­ще могут сотруд­ни­чать меж­ду собой талант­ли­вые слу­жи­те­ли. В сво­ем докла­де я так­же рас­смот­ре­ла спе­ци­фи­ку изу­че­ния био­гра­фий хри­сти­ан­ских слу­жи­те­лей вто­рой поло­ви­ны XX — нача­ла XXI вв. По сути, они почти наши совре­мен­ни­ки. Они уже ушли, но мы их заста­ли тоже. Таким обра­зом, в докла­де затро­ну­ты сра­зу три момен­та: сами по себе био­гра­фии Федо­то­ва и Мураш­ки­на, отно­ше­ния меж­ду ними и осо­бен­но­сти изу­че­ния био­гра­фий наших совре­мен­ни­ков. Это вызва­ло боль­шой инте­рес. Какие источ­ни­ки могут быть исполь­зо­ва­ны? Доступ­ных архив­ных доку­мен­тов немно­го, но при этом живы люди, кото­рые зна­ли и пом­нят этих слу­жи­те­лей, могут поде­лить­ся вос­по­ми­на­ни­я­ми». Татья­на Кирил­лов­на пред­ста­ви­ла кни­гу «Санкт-Петер­бург­ский хри­сти­ан­ский уни­вер­си­тет: 30 лет исто­рии» (Спб., 2020). Кни­га была изда­на в кон­це про­шло­го года Санкт-Петер­бург­ским хри­сти­ан­ским уни­вер­си­те­том. Татья­на Кирил­лов­на пода­ри­ла кни­гу Ана­то­лию Ива­но­ви­чу в знак при­зна­тель­но­сти, что уже мно­го лет он орга­ни­зу­ет такие заме­ча­тель­ные науч­но-исто­ри­че­ские конференции.

Инте­рес­ным и содер­жа­тель­ным был бого­слов­ский доклад «Евха­ри­стия и апо­столь­ское пре­ем­ство в совре­мен­ной эккле­зио­ло­гии в пер­спек­ти­ве диа­ло­га с про­те­стан­та­ми» Алек­сея Вяче­сла­во­ви­ча Андре­ева из Воро­не­жа, маги­стра рели­гио­ве­де­ния, в 2013 закон­чил Укра­ин­ский Като­ли­че­ский Уни­вер­си­тет (УКУ), г. Львов. Он по веро­ис­по­ве­да­нию — гре­ко-като­лик, был пер­вый раз на конференции.

Доклад «Бого­слов­ская поле­ми­ка меж­ду пра­во­слав­ны­ми и паш­ков­ца­ми: исто­рия вопро­са и резуль­тат (1880–1893)» пред­ста­вил Вла­ди­мир Андре­евич Сте­па­нов, исто­рик-архи­вист, автор кни­ги-двух­том­ни­ка «Рож­дён­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» и око­ло 50 ста­тей по исто­рии ЕХБ, заве­ду­ю­щей биб­лио­те­кой в Хри­сти­ан­ском обще­стве «Биб­лия для всех» (СПб). Вла­ди­мир Андре­евич так отме­ча­ет основ­ные момен­ты сво­е­го докла­да: «Мой исто­ри­че­ский доклад затра­ги­вал бого­слов­скую поле­ми­ку пра­во­слав­ных и паш­ков­цев. Я ста­ра­юсь про­ра­бо­тать тот пери­од, кото­рый менее все­го осве­щен в еван­гель­ской исто­рио­гра­фии меж­ду высыл­кой Паш­ко­ва в 1884 г. и наступ­ле­ни­ем сво­бо­ды веро­ис­по­ве­да­ния в 1905 г. Этот 21 год сла­бо осве­щен и мы мало об этом зна­ем. Про­ис­хо­ди­ли важ­ные собы­тия. Паш­ков­цы, вна­ча­ле мыс­ли­ли себя и были пра­во­слав­ны­ми веру­ю­щи­ми, в силу того, что они ста­ли мыс­лить по-про­те­стант­ски, по-еван­гель­ски, пра­во­слав­ная цер­ковь не захо­те­ла иметь вот таких актив­ных в этом при­хо­жан. Нача­лись их пре­сле­до­ва­ния и про­буж­де­ния внут­ри пра­во­слав­ной церк­ви не полу­чи­лось. Паш­ков­цы были вытес­не­ны. Руко­во­ди­те­ли Паш­ков и Корф были изгнаны.

Даль­ше про­ис­хо­ди­ли дис­пу­ты. Пра­во­слав­ная цер­ковь хоте­ла с помо­щью бого­слов­ской мыс­ли воз­дей­ство­вать на умы паш­ков­цев таким обра­зом, что­бы вер­нуть их в лоно пра­во­сла­вия. Но посколь­ку паш­ков­цы мыс­ли­ли уже еван­гель­ски­ми кате­го­ри­я­ми, то они предо­ста­ви­ли целый ряд вопро­сов, кото­рые были на дис­пу­те и попа­ли в пра­во­слав­ную прес­су. Они тре­бо­ва­ли отве­ты на вопро­сы дать Свя­щен­ным Писа­ни­ем, но пра­во­слав­ные пас­ты­ри не мог­ли дать отве­ты так, пото­му что они были осно­ва­ны на пре­да­нии, на всем том бага­же, кото­рое цер­ковь нако­пи­ла за 19 веков хри­сти­ан­ства. Это реше­ния все­лен­ских собо­ров, тру­ды отцов церк­ви. Пре­сле­до­ва­ние паш­ков­цев со сто­ро­ны пра­во­сла­вия и раз­ный авто­ри­тет, на кото­ром осно­ва­на вера, у паш­ков­цы — толь­ко Писа­ние, у пра­во­слав­ных — Писа­ние и пре­да­ние, кото­рое име­ет важ­ное зна­че­ние. Эта несты­ков­ка при­ве­ла к тому, что паш­ков­цы окон­ча­тель­но вышли из сре­ды пра­во­сла­вия, ста­ли частью еван­гель­ско­го дви­же­ния. И Петер­бург стал одним из цен­тров еван­гель­ско­го дви­же­ния в России.

Такие дета­ли поз­во­ля­ют нам пони­мать исто­рию. Сего­дня есть такая тен­ден­ция, когда авто­ры ищут како­го-нибудь един­ства церк­ви, гово­рят, что паш­ков­цы вери­ли ина­че, но оста­ва­лись частью пра­во­слав­ной церк­ви. Все-таки это не так. Паш­ков­цы бого­слов­ски и орга­ни­за­ци­он­но вышли из пра­во­сла­вия по всем кате­го­ри­ям. После 1905 года, когда это ста­ло воз­мож­но юри­ди­че­ски, по их лич­но­му заяв­ле­нию они вышли из пра­во­сла­вия и были при­ня­ты в общи­ны еван­гель­ских хри­сти­ан, а неко­то­рые всту­пи­ли в бап­тист­скую общину».

09Оль­га Нико­ла­ев­на Соко­ло­ва фило­лог, магистр Тео­ло­гии в обла­сти Исто­рии Церк­ви и Док­три­ны, пред­ста­ви­ла исто­ри­ко-био­гра­фи­че­ский инте­рес­ный доклад на тему: «Баро­нес­са Юли­а­на Бар­ба­ра фон Крю­де­нер (21.11.1764 — 25.12.1824) и духов­ная жизнь в Рос­сии и Евро­пе в пер­вой чет­вер­ти 19 века». Инте­рес­ный момент слу­же­ния Хри­сту в жиз­ни баро­нес­сы, ари­сто­крат­ки, пие­тист­ки Юлии Крю­де­нер состо­ял в том, что она так повли­я­ла на импе­ра­то­ра Алек­сандра I, что он, оста­ва­ясь пра­во­слав­ным, пере­шел от фор­маль­но­го испо­ве­да­ния пра­во­слав­ной тра­ди­ции к лич­ной живой вере во Христа.

06Ана­ли­ти­че­ски глу­бо­ко пред­ста­вил свою тему «Свя­щен­ное Писа­ние и пре­да­ние — пред­мет меж­цер­ков­но­го диа­ло­га» Йозеф Барон, Титу­ляр­ный Архи­епи­скоп Еди­ной еван­ге­ли­че­ско-люте­ран­ской церк­ви Рос­сии, док­тор Свя­той Тео­ло­гии гра­да Рима, про­фес­сор Ново­го Заве­та при Санкт — Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Ака­де­мии. По его иссле­до­ва­нию, в каж­дой кон­фес­сии есть свое пре­да­ние — это свой исто­ри­че­ский духов­ный опыт раз­ви­тия, кото­рый исполь­зу­ет­ся в жиз­ни церк­вей, веру­ю­щих каж­дой конфессии.

04Необыч­ную тему пред­ста­вил Павел Юрье­вич Цвет­ков, магистр тео­ло­гии, дья­кон Церк­ви Св. Ели­за­ве­ты (г. Крон­штадт и Церк­ви Св. Иоан­на г. Ломо­но­сов) — «Био­э­ти­ка: гене­ти­ка, нано­тех­но­ло­гии и транс­гу­ма­низм их вли­я­ние на меди­ци­ну (про­бле­ма­ти­ка вос­при­я­тия с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния)» Доклад вызвал ряд вопро­сов у участ­ни­ков конференции.

Инте­рес­ную дис­кус­сию вызва­ла тема докла­да «Про­те­стан­тизм — новое направ­ле­ние или новое каче­ство хри­сти­ан­ства. Исто­ри­че­ские пре­де­лы и бого­слов­ский потен­ци­ал про­те­стан­тиз­ма», кото­рую пред­ста­вил Андрей Горин из Санкт-Петер­бур­га, неза­ви­си­мый иссле­до­ва­тель, фило­соф, исто­рик, бого­слов, канд. филос. наук (СПб­ГУ), магистр исто­рии (СПб­ГУ).

Сво­им поэ­ти­че­ским твор­че­ством поде­ли­лась Еле­на В. Шуст­ря­ко­ва. Так­же она пред­ста­ви­ла хри­сти­ан­ский жур­нал «От серд­ца к серд­цу» (г. Санкт-Петербург).

02Зоя Алек­се­ев­на Бар­ди­на, спе­ци­аль­ный кор­ре­спон­дент Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ, гово­ри­ла о важ­но­сти бла­го­ве­стия через хри­сти­ан­ские СМИ, под­черк­нув духов­но-про­све­ти­тель­скую мис­сию для рос­си­ян жур­на­ла РСЕХБ «Хри­сти­ан­ское сло­во», она пред­ста­ви­ла новые выпус­ки жур­на­ла за 2021 г., посвя­щен­ные Году бла­го­ве­стия и 190-летию со дня рож­де­ния Васи­лия Паш­ко­ва. Так­же она сде­ла­ла обзор важ­ных собы­тий в жиз­ни хри­сти­ан Рос­сии, таких как визит в Рос­сию этим летом Фран­кли­на Грэ­ма, пре­зи­ден­та «Еван­ге­лист­ской ассо­ци­а­ции Бил­ли Грэ­ма», меро­при­я­тия, посвя­щен­ные Меж­ду­на­род­но­му дню бла­го­тво­ри­тель­но­сти, вклю­чая откры­тие выста­вок «Рус­ские нем­цы в Рос­сии. Бла­го­тво­ри­те­ли и меце­на­ты» и «Мило­сер­дие в Рос­сии в пери­од пан­де­мии», в кото­рых участ­во­ва­ли все кон­фес­сии. Далее Зоя Алек­се­ев­на пред­ста­ви­ла Меж­ду­на­род­ный про­ект JC2033 — Jesus Celebration 2033 — «Вос­кре­се­ние 2033», посвя­щен­но­му празд­но­ва­нию 2000-летия Вос­кре­се­ния Хри­ста, с глав­ной иде­ей — про­сла­вить в един­стве вос­крес­ше­го Хри­ста. Идей­ный вдох­но­ви­тель и глав­ный моти­ва­тор это­го про­ек­та Оли­вер Фло­ри (ранее воз­глав­лял орга­ни­за­цию «Моло­дежь с мис­си­ей» (YWAM)). Была изда­на кни­га по виде­нию про­ек­та «Да позна­ет мир» (Ев. Иоан­на. 17: 23) на 10 язы­ках, вклю­чая и русский.

Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции побы­ва­ли на уни­каль­ном духов­ном вече­ре в исто­ри­че­ском месте Вели­ко­го Нов­го­ро­да — Доме Буту­зо­вой. В кон­це девят­на­дца­то­го века его при­об­ре­ла нов­го­род­ская мещан­ка Пела­гея Буту­зо­ва. В 1918 году там про­хо­ди­ли рели­ги­оз­ные собра­ния, где соби­ра­лись для покло­не­ния Гос­по­ду еван­гель­ские веру­ю­щие. Про­во­дить бого­слу­же­ния и обще­ние веру­ю­щих в тот тяже­лый 1918 г. — было на уровне духов­но­го подви­га веры.

IX Науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция через рабо­ты участ­ни­ков, пред­ста­вив уни­каль­ные иссле­до­ва­тель­ские исто­ри­че­ские и бого­слов­ские мате­ри­а­лы, внес­ла важ­ный вклад в изу­че­ние исто­рии хри­сти­ан­ства Рос­сии в раз­ных ее направ­ле­ни­ях. 
Сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми и поже­ла­ни­я­ми поде­ли­лись ее орга­ни­за­то­ры и участники.

Николь­ская Т. К.

11— Татья­на Кирил­лов­на, в чём осо­бен­ность этой конференции?

Во-пер­вых, хоро­шо, что кон­фе­рен­ция посвя­ще­на кон­крет­ной лич­но­сти — Васи­лию Алек­сан­дро­ви­чу Паш­ко­ву. И не толь­ко пото­му, что в этом году его юби­лей, и что его дея­тель­ность свя­за­на с Севе­ро-Запа­дом Рос­сии, где нахо­дит­ся и Вели­кий Нов­го­род. Этот чело­век очень достой­ный, инте­рес­ный, яркий. В послед­ние годы о нём и его дви­же­нии появи­лись новые ста­тьи, моно­гра­фии (напри­мер, кни­га Филип­па Ники­ти­на). И все-таки Паш­ков оста­ет­ся в каком-то смыс­ле зага­доч­ным, неиз­ве­дан­ным, как и его дви­же­ние. Этой теме на кон­фе­рен­ции посвя­ще­ны два очень каче­ствен­ных докла­да — Ана­то­лия Ива­но­ви­ча Кора­бель и Вла­ди­ми­ра Андре­еви­ча Степанова.

Во-вто­рых, хоро­шо, что кон­фе­рен­ция не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко глав­ной темой — изу­че­ни­ем лич­но­сти Васи­лия Паш­ко­ва. В ней сде­лан осо­бый акцент на иссле­до­ва­ние био­гра­фий выда­ю­щих­ся дея­те­лей рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма. К сожа­ле­нию, у нас пока мало уде­ля­ет­ся вни­ма­ния даже таким ярким лич­но­стям, как Про­ха­нов и Паш­ков. Тем более не оце­не­ны по досто­ин­ству менее извест­ные слу­жи­те­ли. Поэто­му при­ме­ча­тель­но, что на кон­фе­рен­ции часть докла­дов была посвя­ще­на либо кон­крет­ным людям, либо груп­пам веру­ю­щих. Напри­мер, Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель в сво­ём выступ­ле­нии озна­ко­мил участ­ни­ков с новы­ми доку­мен­та­ми, освя­ща­ю­щи­ми жизнь и дея­тель­ность Паш­ко­ва и его после­до­ва­те­лей. В докла­де Вла­ди­ми­ра Сте­па­но­ва, рас­ска­зы­ва­ю­щем о дис­кус­си­ях меж­ду паш­ков­ца­ми и пра­во­слав­ны­ми, затра­ги­ва­ют­ся судь­бы отдель­ных веру­ю­щих, и не толь­ко зна­ме­ни­тых, подоб­но Паш­ко­ву, но так­же и абсо­лют­но не извест­ных. Выяв­ля­ют­ся по кру­пи­цам их фами­лии, дета­ли био­гра­фий. Это бесценно.

Если взять паш­ков­ское дви­же­ние, то в буду­щем было бы инте­рес­но услы­шать докла­ды об отно­ше­ни­ях меж­ду лиде­ра­ми дви­же­ния — напри­мер, В. А. Паш­ко­вым и М. М. Кор­фом или Н. Ф. Ливен и В. Ф. Гага­ри­ной, кото­рые были род­ны­ми сёстрами.

Сама я посвя­ти­ла свое выступ­ле­ние судь­бам леген­дар­ных епи­ско­пов ката­комб­но­го пяти­де­сят­ни­че­ства — Ива­ну Пет­ро­ви­чу Федо­то­ву (1929–2011) и Вла­ди­ми­ру Гри­го­рье­ви­чу Мураш­ки­ну (1944–2017).

На одной из про­шлых кон­фе­рен­ций я высту­па­ла с докла­дом об исто­ри­ке, писа­тель­ни­це Марине Сер­ге­евне Карет­ни­ко­вой. Её хоро­шо пом­нят и ценят в церк­ви Вели­ко­го Нов­го­ро­да. Так­же я напи­са­ла био­гра­фию ещё одно­го совре­мен­ни­ка — Федо­ра Саму­и­ло­ви­ча Кон­то­ро­ви­ча (1935–2011). Это уче­ный, кан­ди­дат хими­че­ских наук, кото­рый уже в зре­лые годы стал хри­сти­а­ни­ном и пре­сви­те­ром петер­бург­ской церк­ви ЕХБ «На Поклон­ной горе». Он так­же актив­но зани­мал­ся слу­же­ни­ем сре­ди еврей­ско­го наро­да, руко­во­дил клу­бом дру­зей жур­на­ла «Мено­ра», кото­рый стал нефор­маль­ным цен­тром мес­си­ан­ско­го дви­же­ния в С.-Петербурге. Кон­то­ро­вич при­шел в цер­ковь в нача­ле 1990‑х гг. и за 20 лет слу­же­ния сде­лал очень много.

Я высту­па­ла с докла­дом о Федо­ре Саму­и­ло­ви­че у нас в Санкт-Петер­бург­ском хри­сти­ан­ском уни­вер­си­те­те, а крат­кая ста­тья моя об этом чело­ве­ке поме­ще­на в жур­на­ле «Вера и жизнь» в 2020 году.

На этой кон­фе­рен­ции был инте­рес­ный доклад Оль­ги Нико­ла­ев­ны Соко­ло­вой, посвя­щен­ный необыч­ной дея­тель­ни­це, про­по­вед­ни­це хри­сти­ан­ско­го мисти­циз­ма баро­нес­се Юлии Крю­де­нер. В ряде сооб­ще­ний ана­ли­зи­ро­вал­ся опыт про­те­стант­ской рефор­ма­ции. Для наших кон­фе­рен­ций это тра­ди­ци­он­но. Напри­мер, Йозеф Барон рас­смот­рел неко­то­рые идеи рефор­ма­ции в кон­тек­сте совре­мен­но­сти. Алек­сей Андре­ев из Воро­не­жа высту­пил с докла­дом «Евха­ри­стия и апо­столь­ское пре­ем­ство в совре­мен­ной эккле­зио­ло­гии в пер­спек­ти­ве диа­ло­га с про­те­стан­та­ми». Хочу ска­зать, что бого­слов­ские докла­ды мне слож­но вос­при­ни­мать на слух. Но мож­но толь­ко при­вет­ство­вать такие выступ­ле­ния, где ана­ли­зи­ру­ет­ся диа­лог меж­ду раз­ны­ми конфессиями.

Андрей Горин из С.-Петербурга, впер­вые при­е­хав­ший на эту кон­фе­рен­цию, рас­ска­зал о новых направ­ле­ни­ях про­те­стан­тиз­ма. Его выступ­ле­ние вызва­ло инте­рес и дис­кус­сию. При­чем, гово­ри­ли не толь­ко по теме докла­да, но и о бого­сло­вии Дит­ри­ха Бон­хёф­фе­ра, об отно­ше­ни­ях кон­сер­ва­тив­ных и либе­раль­ных церк­вей, и вооб­ще об отно­ше­ни­ях меж­ду церквами.

Надо ска­зать, на кон­фе­рен­ции во мно­гих выступ­ле­ни­ях затра­ги­ва­лась тема вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду кон­фес­си­я­ми. Напри­мер, в моем докла­де — об отно­ше­ни­ях меж­ду бап­ти­ста­ми и пяти­де­сят­ни­ка­ми в совет­ское время.

— В наше вре­мя есть такие лиде­ры, как Паш­ков, Про­ха­нов, Федо­тов, Мурашкин?

Если гово­рить о таких лиде­рах, как Федо­тов и Мураш­кин, то, дума­ет­ся, они есть и в наше вре­мя. Про­сто они не на виду, не отно­сят­ся, как теперь гово­рят, к медий­ным пер­со­нам. Ведь кто в совет­ское вре­мя знал за пре­де­ла­ми церк­вей Федо­то­ва и Мураш­ки­на, кро­ме чеки­стов? Веру­ю­щие соби­ра­лись где-то в «ката­ком­бах». Но эти люди в труд­ней­ших исто­ри­че­ских усло­ви­ях сохра­ни­ли вер­ность Богу, жерт­вуя ради это­го сво­бо­дой и лич­ны­ми инте­ре­са­ми, про­по­ве­до­ва­ли Бла­гую весть, созда­ва­ли и опе­ка­ли церк­ви… Они дела­ли всё, что было в их силах и даже боль­ше. Такие само­от­вер­жен­ные и скром­ные слу­жи­те­ли есть и в наше время.

А вот Паш­ков и Про­ха­нов были имен­но пуб­лич­ны­ми фигу­ра­ми. Они при­над­ле­жа­ли к рос­сий­ской эли­те, поль­зо­ва­лись обще­ствен­ным вли­я­ни­ем. Их име­на были широ­ко извест­ны за пре­де­ла­ми про­те­стант­ско­го сооб­ще­ства. И, пожа­луй, пуб­лич­ных фигур тако­го мас­шта­ба, тако­го авто­ри­те­та и такой извест­но­сти сре­ди рус­ских про­те­стан­тов сей­час нет. Кро­ме того, Паш­ков и Про­ха­нов были в хоро­шем смыс­ле людь­ми амби­ци­оз­ны­ми. Они мыс­ли­ли стра­те­ги­че­ски, пыта­лись понять, что будет через 20–30 лет с хри­сти­ан­ством, с нашим миром, с Рос­си­ей. Не всё, о чем они меч­та­ли, сбы­лось. Но семе­на, ими посе­ян­ные, без­услов­но, дали всхо­ды. Сей­час я не могу назвать тако­го лиде­ра, кото­рый хотя бы на уровне меч­ты гово­рил: «У меня есть вот такой план пре­об­ра­же­ния Рос­сии на осно­вах Еван­ге­лия». Может быть, для появ­ле­ния таких лиде­ров совре­мен­ным про­те­стан­там не хва­та­ет дерз­но­ве­ния, уме­ния и стрем­ле­ния мыс­лить стратегически.

Конеч­но, надо учи­ты­вать, что гоне­ния отсе­ка­ли хри­сти­ан от воз­мож­но­сти полу­чить выс­шее обра­зо­ва­ние, вести какую-то пуб­лич­ную дея­тель­ность. Одна­ко, с 1991 г. про­шло 30 лет, за это вре­мя мож­но как-то при­спо­со­бить­ся к новым усло­ви­ям. С дру­гой сто­ро­ны, это вто­ро­сте­пен­ные при­чи­ны. Глав­ное — Сам Бог пока не посы­ла­ет тако­го лиде­ра. Воз­мож­но, пото­му, что про­те­стант­ское сооб­ще­ство сей­час к это­му не готово.

— Поже­ла­ние Ана­то­лию Ива­но­ви­чу Корабель?

У меня огром­ная бла­го­дар­ность Ана­то­лию Ива­но­ви­чу и всем его помощ­ни­кам. Не толь­ко слу­жи­те­лям, про­по­вед­ни­кам, пре­сви­те­рам, но и сест­рам на кухне и бра­тьям, кото­рые вози­ли нас на машине. Бла­го­дар­ность всем, кто о нас забо­тил­ся на кон­фе­рен­ции. И кор­ми­ли «на убой».

Желаю всем здо­ро­вья и Божи­их бла­го­сло­ве­ний! И, конеч­но, что­бы такие кон­фе­рен­ции про­дол­жи­лись. Хоте­лось бы, что­бы в кон­фе­рен­ции участ­во­ва­ли не толь­ко при­ез­жие доклад­чи­ки и чле­ны помест­ных еван­гель­ских церк­вей Нов­го­род­чи­ны, но и пред­ста­ви­те­ли науч­ной обще­ствен­но­сти само­го Вели­ко­го Нов­го­ро­да и Нов­го­род­ской области.

Сте­па­нов В. А., СПб.

07— Ваше мне­ние об этой конференции?

Кон­фе­рен­ция была посвя­ще­на 190-летию со дня рож­де­ния Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча Паш­ко­ва. Фор­мат кон­фе­рен­ции был доста­точ­но сво­бод­ный. Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции гово­ри­ли на раз­ные темы. Исто­рия была таким основ­ным хребтом.

Во всту­пи­тель­ном докла­де орга­ни­за­тор, вдох­но­ви­тель кон­фе­рен­ции Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель напом­нил о Паш­ко­ве, как об осо­бой лич­но­сти и рас­ска­зал о неко­то­рых момен­тах его жиз­ни, в част­но­сти о про­бле­ме места смер­ти Паш­ко­ва. По дан­ным Кор­фа он умер в Пари­же и его тело было поме­ще­но в склеп под зда­ни­ем Церк­ви Свя­то­го Мар­ти­на, а потом на осно­ва­нии вос­по­ми­на­ний Софьи Ливен его тело было пре­да­но зем­ле в Риме. Мы зна­ем, что на насто­я­щий момент моги­ла Паш­ко­ва нахо­дит­ся в Риме на нека­то­ли­че­ском клад­би­ще Тестач­чо. Логи­че­ски Ана­то­лий Ива­но­вич озву­чил идею, так — спер­ва похо­ро­ны про­изо­шли в хра­ме в Пари­же, а потом тело Паш­ко­ва было пере­ве­зе­но и пре­да­но зем­ле в Риме. Может быть, со вре­ме­нем мы будем боль­ше знать об этом.

Новым доклад­чи­ком на этой кон­фе­рен­ции был пред­ста­ви­тель като­ли­че­ской церк­ви Алек­сей Андре­ев. Он мыс­лил кате­го­ри­я­ми като­ли­че­ско­го бого­сло­вия и изла­гал идею с точ­ки зре­ния като­ли­че­ской церк­ви, как мож­но прий­ти к един­ству Церк­ви, при­вле­кая, в том чис­ле, и про­те­стан­тов к един­ству. Этот доклад был насы­щен бого­слов­ской като­ли­че­ской тер­ми­но­ло­ги­ей. Посыл его был поня­тен, но сама систе­ма базо­вых кате­го­рий като­ли­ков, будем чест­ны­ми, не близ­ка про­те­стан­там. Про­те­стан­ты бы пред­ла­га­ли все­лен­скую идею един­ства Церк­ви в дру­гой тер­ми­но­ло­гии. Доклад был сде­лан гра­мот­но и каче­ствен­но, но он не мог у нас полу­чить долж­но­го обсуж­де­ния и откли­ка. Я думал, что из-за отсут­ствия пуб­лич­ной реак­ции, дис­кус­сии на эту тему, у наше­го като­ли­че­ско­го доклад­чи­ка не воз­ник­нет инте­ре­са даль­ше оста­вать­ся на кон­фе­рен­ции. Но я ошиб­ся, и он на сле­ду­ю­щий день вни­ма­тель­но выслу­ши­вал всех осталь­ных доклад­чи­ков про­те­стант­ских авто­ров. В кон­це он ска­зал, что атмо­сфе­ра кон­фе­рен­ции ему была очень любез­на и я сде­лал вывод, что, по сути, мы на мест­ном уровне на кон­фе­рен­ции достиг­ли духов­но­го един­ства церк­ви. Мы слу­ша­ли и ува­жа­ли, и при­ни­ма­ли друг дру­га. Это было важ­ным дости­же­ни­ем кон­фе­рен­ции. 
Мой исто­ри­че­ский доклад затра­ги­вал бого­слов­скую поле­ми­ку пра­во­слав­ных и паш­ков­цев. Сего­дня есть такая тен­ден­ция, когда авто­ры ищут како­го-нибудь един­ства церк­ви, гово­рят, что паш­ков­цы вери­ли ина­че, но оста­ва­лись частью пра­во­слав­ной церк­ви. Все-таки это не так. Паш­ков­цы бого­слов­ски и орга­ни­за­ци­он­но вышли из пра­во­сла­вия по всем кате­го­ри­ям. После 1905 года, когда это ста­ло воз­мож­но юри­ди­че­ски, по их лич­но­му заяв­ле­нию они вышли из пра­во­сла­вия и были при­ня­ты в общи­ны еван­гель­ских хри­сти­ан, а неко­то­рые всту­пи­ли в бап­тист­скую общину.

Йозеф Барон гово­рил о соот­но­ше­нии Писа­ния и пре­да­ния. Пре­да­ние наравне с Писа­ни­ем ценит­ся в като­ли­че­стве и пра­во­сла­вии. Про­те­стан­ты прин­ци­пом «толь­ко Писа­ние» отка­за­лись от пре­да­ния, но в то же вре­мя невоз­мож­но жить без пре­да­ния. Я согла­сен с этим выво­дом. Любая про­те­стант­ская цер­ковь сво­ей исто­ри­ей, бого­слу­жеб­ной жиз­нью, сво­и­ми бого­слов­ски­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми, веро­уче­ни­ем, сво­и­ми наи­бо­лее выда­ю­щи­ми­ся пред­ста­ви­те­ля­ми, укла­дом помест­ной общи­ны фор­ми­ру­ет соб­ствен­ное пре­да­ние. Те фор­мы, в кото­рых живет цер­ковь и кото­рым сле­ду­ет, ста­но­вят­ся пре­да­ни­ем. Понят­но, что пре­да­ние долж­но быть под­чи­не­но Писа­нию. Но посыл такой, что мы не долж­ны недо­оце­ни­вать зна­че­ние пре­да­ния, пото­му что оно все рав­но фор­ми­ру­ет­ся, и мы ему следуем.

— Какую идею для иссле­до­ва­ний дала Вам эта конференция?

Бла­го­да­ря кон­фе­рен­ци­ям, в кото­рых я уже вось­мой раз при­нял уча­стие, я рабо­тал по теме исто­рии паш­ков­цев, в резуль­та­те у меня нако­пил­ся мате­ри­ал на сбор­ник, кото­рый я наде­юсь через год издать в печат­ном виде. Эти еже­год­ные нов­го­род­ские кон­фе­рен­ции были сво­е­го рода локо­мо­ти­вом, кото­рые помо­га­ли мне дви­гать­ся к опре­де­лен­ной цели. Сбор­ник будет посвя­щен исто­рии и бого­сло­вию паш­ков­цев. Бого­сло­вие счи­таю не менее важ­ным, пото­му что оно сего­дня забы­то. Мне хочет­ся пока­зать, во что вери­ли паш­ков­цы и, что­бы сего­дняш­ние наши пас­то­ры и бого­сло­вы уви­де­ли, что из это­го насле­дия неза­слу­жен­но забы­то. Воз­мож­но, что сего­дня идеи паш­ков­цев по-ново­му про­зву­чат и будут полезны.

Посколь­ку я исто­рик, то сво­ей зада­чей вижу не огра­ни­чи­вать­ся исто­рий паш­ков­цев. Меня инте­ре­су­ет и 20 век. Важ­на еще рабо­та над ошиб­ка­ми. В исто­рио­гра­фии есть ряд оши­бок. Мы пишем о них и опро­вер­га­ем с помо­щью пер­во­ис­точ­ни­ков — доку­мен­тов. В рус­ле этих двух век­то­ров — осве­щать белые пят­на и рабо­тать над ошиб­ка­ми — я хочу так рабо­тать по 20 веку, что­бы у нас была пол­ная досто­вер­ная история.

— Поже­ла­ние орга­ни­за­то­рам конференции?

Может быть, луч­ше было бы рас­ши­рить спи­сок лиц участ­ни­ков, при­гла­шая их целе­на­прав­лен­но. Мне бы, напри­мер, хоте­лось бы уви­деть здесь исто­ри­ка Вла­ди­ми­ра Попо­ва из Там­бо­ва. Если мы гово­рим о паш­ков­цах, то он мно­го иссле­до­вал и писал о них. В Москве есть и учеб­ные бого­слов­ские заве­де­ния, пред­ста­ви­те­лей кото­рых мож­но при­гла­шать. Мож­но было при­гла­сить тех еван­гель­ских исто­ри­ков, кото­рые живут в Евро­пей­ской части Рос­сии. Все­гда инте­рес­но, когда рас­ши­ря­ет­ся круг лиц — исто­ри­ков, бого­сло­вов. Такой меж­дис­ци­пли­нар­ный, меж­кон­фес­си­о­наль­ный под­ход. Мне это нра­вит­ся и интересно.

Итак, желаю здо­ро­вья, вдох­но­ве­ния, духов­ных сил. Мно­го нуж­но вло­жить тру­да и не опус­кать руки.

А. В. Андре­ев. Воро­неж, греко-католик

10Закон­чил исто­ри­че­ский факуль­тет Воро­неж­ско­го Госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та и Свя­то-Тихо­нов­ский пра­во­слав­ный Бого­слов­ский институт.

На кон­фе­рен­ции я пер­вый раз. То, что эта кон­фе­рен­ция науч­но-исто­ри­че­ская для меня очень при­ят­но. Тем более, что она про­хо­дит в Вели­ком Нов­го­ро­де, моей родине, отку­да все мои корни.

— В чем осо­бен­ность этой кон­фе­рен­ции для Вас?

Моя тема докла­да на кон­фе­рен­ции затра­ги­ва­ет мою лич­ную тему по эккле­сио­ло­гии. Посколь­ку это моя пер­вая такая встре­ча с про­те­стан­та­ми, решил взять такую тему докла­да «Евха­ри­стия и апо­столь­ское пре­ем­ство в совре­мен­ной эккле­сио­ло­гии в пер­спек­ти­ве диа­ло­га с про­те­стан­та­ми». И выбор был пра­виль­ный. Я не решаю этот вопрос, а толь­ко став­лю. У като­ли­ков и пра­во­слав­ных общий под­ход к это­му с точ­ки зре­ния физио­ло­гии. Как решать этот вопрос, я пока не знаю.

Я счи­таю, что гораз­до боль­ше раз­ли­чий меж­ду пра­во­слав­ны­ми и про­те­стан­та­ми, чем меж­ду като­ли­ка­ми и православными.

Важ­но, что­бы была встре­ча в люб­ви, друж­бе, вза­и­мо­ува­же­нии, брат­стве. А когда это есть, мож­но и выяс­нять док­три­наль­ные особенности.

Атмо­сфе­ра пре­крас­ная, дей­стви­тель­но брат­ская. Все ста­ли уже людь­ми близ­ки­ми, хоро­ши­ми. Я наде­юсь, что при­еду не один раз сюда, очень рад такой встречи.

— Что Вы узна­ли ново­го о про­те­стан­тах на этой конференции?

Все докла­ды были очень инте­рес­ные! Каж­дый доклад инте­ре­сен по-сво­е­му. Про­те­стант­ские бра­тья, конеч­но, боль­ше зна­ют про Паш­ко­ва, Федо­то­ва и др. Я то, мень­ше знаю, поэто­му мне осо­бен­но инте­рес­но. Очень инте­рес­но пооб­щать­ся с про­те­стан­та­ми изнут­ри, пожить с ними. Это очень важ­но. Если пове­зет, то мои кол­ле­ги — гре­ко — като­ли­ки — в сле­ду­ю­щий раз смо­гут при­е­хать сюда.

— Кон­фе­рен­ция науч­но-исто­ри­че­ская. Она оправ­ды­ва­ет такое направление?

Пол­но­стью! Кон­фе­рен­ция имен­но науч­но-исто­ри­че­ская! Еще надо и осве­щать общие бого­слов­ские направ­ле­ния! Если она еще будет и меж­кон­фес­си­о­наль­ная, то по-дру­го­му будут решать­ся вопро­сы, кото­рые раз­де­ля­ют кон­фес­сии. Это нормально.

— Поже­ла­ние орга­ни­за­то­рам конференции?

Ана­то­лию Ива­но­ви­чу желаю божье­го бла­го­сло­ве­ния. Что­бы он был все­гда под Гос­по­дом Богом! Что­бы Гос­подь его под­дер­жи­вал, укреп­лял все­гда! Что­бы его цер­ковь раз­ви­ва­лась! От всей души желаю ему здо­ро­вья, всем его при­хо­жа­нам. И успе­хов в мис­сии! Като­ли­кам и пра­во­слав­ным хоте­лось бы поже­лать пра­виль­но к это­му отно­сить­ся, отно­сить­ся к про­те­стан­там как к бра­тьям через любовь, Еван­ге­лие. Это наши бра­тья во Хри­сте! Они про­по­ве­ду­ют того же само­го Хри­ста, то же самое Еван­ге­лие! И нуж­но под­дер­жи­вать друг дру­га! У нас у всех одна и та же цель — про­по­ведь Хри­ста! Мир при­над­ле­жит всем христианам!

Горин Андрей, Санкт-Петербург

03— Ваши впе­чат­ле­ния о конференции?

Здесь есть воз­мож­ность высту­пать и гово­рить крайне сво­бод­но и не быть стес­нен­ным. В обсуж­де­ни­ях вопро­сов мож­но пред­ста­вить самые раз­ные темы. Атмо­сфе­ра очень дру­же­люб­ная, люди откры­тые. Это пре­крас­но. Мне было интересно.

— Кон­фе­рен­ция науч­но-исто­ри­че­ская. Вы ощу­ти­ли такое направление?

Разу­ме­ет­ся. Мы послу­ша­ли науч­ные докла­ды, в кото­рых осно­ва — исто­рия, не огра­ни­чи­ва­ясь этим и выхо­дя на раз­ные гори­зон­ты обсуж­де­ний. Для нужд еван­гель­ско­го сооб­ще­ства такие кон­фе­рен­ции важ­ны. Мы по-преж­не­му при­дав­ле­ны такой стиг­мой совет­ско­го анти­ин­тел­лек­ту­а­лиз­ма, кото­рый насаж­дал­ся в церк­вах и кото­рый таким шлей­фом про­дол­жа­ет воло­чить­ся даль­ше. К сожа­ле­нию, есть фор­мы такой науч­ной реа­ли­за­ции веру­ю­щих и инсти­ту­ци­о­наль­ной орга­ни­за­ции, утвер­жден­ной церк­ва­ми или сою­за­ми с науч­ны­ми целя­ми. Это все, конеч­но, нахо­дит­ся в крайне не бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях, как дерев­це, про­зя­ба­ю­щее в угол­ке оранжереи.

— Какие бы Вы темы хоте­ли услы­шать на таких конференциях?

Для меня, конеч­но, наи­бо­лее важ­ным явля­ют­ся бого­слов­ские обоб­ще­ния. Я поста­рал­ся в сво­ем докла­де пока­зать, ана­ли­зи­руя исто­ри­че­ский мате­ри­ал, как пере­хо­дить к неко­то­рым уни­вер­саль­ным обоб­ще­ни­ям бого­слов­ско­го харак­те­ра и исполь­зуя при этом фило­соф­ский аппа­рат. Это, к сожа­ле­нию, сла­бо раз­ви­то. Суще­ству­ет фило­соф­ская куль­ту­ра, кото­рая под­ра­зу­ме­ва­ет­ся у вся­ко­го мыс­ля­ще­го веру­ю­ще­го, бого­слов­скую мысль. Но бого­сло­вие опе­ри­ру­ет фило­соф­ски­ми кате­го­ри­я­ми, как самы­ми общи­ми. Как фило­со­фу мне это очень важ­но. Ведь клас­си­че­ская про­те­стант­ская куль­ту­ра фило­со­фич­на, так как она созда­ва­лась в эпо­ху ново­го времени.

Кора­бель А. И. — епископ

08— Ана­то­лий Ива­но­вич, какая осо­бен­ность этой IX конференции?

Было отме­че­но, что в этот раз уве­ли­чи­лось коли­че­ство био­гра­фи­че­ских очер­ков об извест­ных лич­но­стях — геро­ев веры. Впер­вые появи­лись като­ли­ки. Это уже меж­кон­фес­си­о­наль­ная кон­фе­рен­ция. Мы все­гда за то, что­бы были раз­ные мне­ния. Кон­фе­рен­ция будет инте­рес­нее, если будут пред­ста­ви­те­ли раз­ных кон­фес­сий. Но назва­ние все­гда будет общее «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма». Это доми­нан­та. Мы же не отвер­га­ем дру­гие кон­фес­сии. Это еще и про­све­ти­тель­ская кон­фе­рен­ция. Любая газе­та, про­по­ведь, вос­крес­ная шко­ла — это про­све­ти­тель­ство. Про­све­ти­тель­ство — это вооб­ще всё, что несет нам какую-либо информацию.

— По како­му прин­ци­пу Вы отби­ра­е­те докладчиков?

Если это пра­виль­ные люди и при­сы­ла­ют вовре­мя пра­виль­ный доклад, его вклю­ча­ем в про­грам­му. У нас в про­грам­ме до 12 раз­ных тем: бого­слов­ских, исто­ри­че­ских, Хри­стос в лите­ра­ту­ре, Тол­стой о хри­сти­ан­стве, Досто­ев­ский о Хри­сте, поле­ми­ка меж­ду пра­во­слав­ны­ми и като­ли­ка­ми или про­те­стан­та­ми. Пожа­луй­ста, предо­став­ля­ем любую тему. Самое глав­ное, что­бы тема затра­ги­ва­ла хри­сти­ан­ство и все, что каса­ет­ся науч­ной исто­рии, вклю­чая и бого­сло­вие. Ведь бого­сло­вие и исто­рия — нераз­де­ли­мы. О чем бы мы ни гово­ри­ли, мы не можем вычерк­нуть историю.

— Слу­жи­те­лям церк­вей важ­на эта конференция?

Еван­ге­лие не может суще­ство­вать без исто­рии. Биб­лия не может суще­ство­вать без исто­рии. Исто­рия — это хро­нос — вре­мя! Мы в этой исто­рии! Выско­чить из нее не можем! Мы не можем быть вне вре­ме­ни и исто­рии! Если слу­жи­те­лю не нра­вит­ся исто­рия, то я очень сомне­ва­юсь, что ему нра­вит­ся Писа­ние. Мы же счи­та­ем, что один день как тыся­ча лет, а тыся­ча лет, как один день. Все это исто­рия. В Биб­лии при­сут­ству­ют даты, вре­мен­ные собы­тия, име­на, гео­гра­фия — вся исто­рия. Как в этом варить­ся и это не вос­при­ни­мать пра­виль­но сво­им разу­мом и серд­цем? Чита­ем, когда родил­ся Хри­стос, далее там идет пере­чис­ле­ние при каком пра­ви­те­ли, где… Это же исто­рия. Это люди, кото­рые тво­ри­ли исто­рию, кото­рые жили в опре­де­лен­ное вре­мя. Все под­твер­жде­ния о собы­ти­ях дав­но ушед­ших дней мож­но сего­дня най­ти в интернете.

— Как лич­ность, кем для Вас был Васи­лий Пашков?

Княж­на Ливен гово­рит, что «Паш­ков раз­го­ва­ри­вал с Богом, как с дру­гом». В нем мно­го таких момен­тов: пре­дан­ность делу, еван­ге­ли­за­ции, может быть, тогда тако­го сло­ва не было, но он так жил! Он пери­о­ди­че­ски бывал в Под­мос­ко­вье в сво­ем име­нии Крёк­ши­но, а там, в 7–8 км., нахо­дит­ся стан­ция Голи­цы­но. И мы чита­ем, что он с женой Алек­сан­дрой Ива­нов­ной вдво­ем на стан­ции Голи­цы­но раз­да­ют Еван­ге­лие. Вы спро­си­те сего­дняш­них пас­ты­рей, ходят ли они с жена­ми раз­да­вать Еван­ге­лие? В свое вре­мя я сам лич­но на сво­ей машине раз­вез более 60 000 экзем­пля­ров Еван­ге­лия по нов­го­род­ским шко­лам. Тогда с моло­де­жью раз­да­ва­ли Еван­ге­лия в раз­ных местах, вклю­чая уни­вер­ма­ги, куль­тур­ные цен­тры, желез­но­до­рож­ные станции.

У Паш­ко­ва была пре­дан­ность делу в раз­ных направ­ле­ни­ях. Если люди ста­но­ви­лись веру­ю­щи­ми, то он как бы брал на себя обя­за­тель­ства и помо­гал им всем, чем мог. Он давал день­ги на стро­и­тель­ство молит­вен­ных домов. Для меня жизнь Паш­ко­ва явля­ет­ся при­ме­ром слу­же­ния Богу.

Он еще был и гвар­дии пол­ков­ни­ком, как гово­рят, насто­я­щим пол­ков­ни­ком. А воен­ная дис­ци­пли­на фор­ми­ру­ет у чело­ве­ка созна­ние — брать на себя обя­за­тель­ства и обя­за­тель­но испол­нить их. Писа­ние так гово­рит: «Кто будет пре­бы­вать на Свя­той горе? ….. и даже тот, кто кля­нет­ся лож­но, но не отме­ня­ет», испол­ня­ет. Я сам по нату­ре такой, ста­ра­юсь так дей­ство­вать — брать на себя обя­за­тель­ства и обя­за­тель­но испол­нить их. Когда-то я тоже хотел стать военным…

— В наше вре­мя есть такие слу­жи­те­ли, как Пашков?

Да, есть! Есть и как Паш­ко­вы, Кор­фы и др. Но их не все­гда, а, может быть, и со всем, не заме­ча­ют. Зача­стую зави­сит от пра­вя­ще­го архи­ерея. К сожа­ле­нию, есть такие пре­пят­ствия, даже в церк­вах, хри­сти­ан­стве. Исто­рия пока­жет это.

— За кем идти?

Как напи­са­но в Писа­нии, если это не тот чело­век, то дело раз­ва­лит­ся, если — тот, то дело усто­ит. Если Бог изби­ра­ет чело­ве­ка на то дело, кото­рое Он заду­мал, то, что­бы ни про­ис­хо­ди­ло, оно состо­ит­ся. Пото­му что это Божье дело, это надо Ему, а не людям. И Он его сде­ла­ет. Не все это пра­виль­но пони­ма­ют, видят. Ино­гда это людям закры­то. Такие люди не воз­рож­ден­ные. Мож­но ходить так ска­зать в цер­ков­ный клуб по инте­ре­сам, при­нять кре­ще­ние, стать «мок­рым греш­ни­ком», но так и оста­вать­ся тем, кем был. Мно­гие слу­жи­те­ли это пони­ма­ют, что сего­дняш­няя ситу­а­ция во мно­гих церк­вах — при­над­леж­ность цер­ков­но­му клу­бу. Хри­сти­а­нин — это образ жиз­ни, а не сви­де­тель­ство о кре­ще­нии, не член­ство в какой-то помест­ной церк­ви или цер­ков­ном клу­бе. Такая клуб­ная систе­ма вред­на для хри­сти­ан­ства. Не зря гово­рят сего­дня извест­ные иссле­до­ва­те­ли цер­ков­ной ста­ти­сти­ки, что за послед­нее вре­мя церк­ви в мире умень­ши­лись на 15% . Роста нет, а есть духов­ная деградация.

— Ваши поже­ла­ния участ­ни­кам конференции?

Мы при­гла­ша­ем на нашу кон­фе­рен­цию всех: цер­ков­ных тру­же­ни­ков, слу­жи­те­лей, пас­ты­рей, епи­ско­пов, архи­ви­стов, исто­ри­ков, жур­на­ли­стов, бого­сло­вов, фило­со­фов, лите­ра­то­ров, фило­ло­гов. Глав­ное, что­бы был хри­сти­а­ни­ном, лишь бы не гово­рил того, что может раз­ру­шать дело Божие, цер­ковь. Мило­сти про­сим всех к нам в Вели­кий Нов­го­род на науч­но-исто­ри­че­скую конференцию!

Зоя Бар­ди­на