Какое парадоксальное выражение поставлено в заголовок! Разве возможно счастливое рабство?
В наше время малейшее ущемление прав вызывает всенародное возмущение, бурю протестов и демонстраций. В свободном мире давно уже нет рабства в прямом смысле этого слова. Все граждане страны равны перед законом, все свободны, и эта свобода закреплена конституцией.
Да, мы свободны в выборе жизненного пути, вольны выбирать профессию, открыто высказывать мнение. Мы можем свободно выехать из своей страны и возвратиться назад, но в то же время, если присмотреться к жизни людей, то идеально свободного человека на земле не найти.
Миллионы людей живут в рабстве греховных привычек. Они стали рабами алкоголя, ложных учений, религиозных традиций и всевозможных культов. Каждый служит кому-то или чему-то. А Библия говорит: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19).
Бог через апостола Иоанна говорит предельно ясно: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы?» (Рим. 6:16). Иисус Христос сказал: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Такое рабство, конечно, не может быть счастливым.
Мы знаем о пагубности греха, но когда я делаю то, что ненавижу, то «уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7). Ответ дает Евангелие: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).
Возможно ли это? Конечно, возможно! Для того и приходил на землю Иисус Христос, чтобы освободить нас, искупить от власти греха. О Нем сказано в Евангелии от Матфея (1:21): «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Чудесное пророческое слово1 Кто же эти «свои»? Все те, кто добровольно откроет Ему сердце, уверовав в Него как в своего Спасителя, умершего на кресте за грехи наши и воскресшего для оправдания нашего.
Это как раз то, что нужно каждому человеку, чтобы выйти из рабства греха на свободу.
Почему же, в таком случае, апостолы Иаков, Павел и другие подвижники веры называли себя рабами Иисуса Христа? Потому что Он покорил их сердца Своей любовью и стал их Господом. Он выкупил их из под власти сатаны Своей кровью, и они стали Его достоянием. Это уже совсем иное рабство, которое я называю счастливым рабством.
В исторической литературе существует много документальных свидетельств о временах, когда процветала работорговля. Рабовладельцы выставляли «живой товар» на базаре, вешали на шее табличку с ценой. Покупатель осматривал раба, щупал мускулы, заглядывал в рот, испытывал его на выносливость, предлагал свою цену. Но бывали случаи, когда состоятельный человек, тронутый жалостью к несчастному рабу или рабыне, платил хозяину назначенную им цену, а потом говорил невольнику:
- Я тебя купил, а теперь отпускаю. Можешь идти куда угодно. Вот документ , дающий тебе свободу…
Раб, в благодарность за это, говорил своему освободителю:
- За вашу доброту я хочу добровольно служить вам, остаться вашим рабом на всю жизнь.
И невольник оставался навсегда.
Однажды Иисус Христос, видя, что многие, соблазнившись Его учением, отошли от Него, сказал Своим ученикам: «Не хотите ли и вы отойти?» Симон ответил Ему: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин.6:68).
Мы не можем найти лучшего Господина, чем Иисус Христос. Ради нашего искупления Он добровольно пошел на крест. Вот почему люди, уверовавшие в Него как в своего Спасителя, с радостью говорят : «Он-мой Господин. Я ‑Его слуга и раб, и в этом для меня наивысшая радость».
Рабство Богу — добровольное рабство, рабство по любви. Когда я, читая Евангелие, узнал и поверил, что никто не любит меня так, как любит Бог, я пожелал быть Его рабом навеки и принадлежать только Ему. Это было 14 августа 1948 года.
Христос сказал Своим последователям: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами…» (Ин. 15:14,15). Но чтобы исполнять то, что Он заповедал нам, мы нуждаемся в его помощи и водительстве. И Он помогает.
Христос — наш Друг и в то же время Он наш Господь и Учитель.
Печально, когда неутвержденные в истине верующие попадают в рабство человеческих предрассудков, предвзятых мнений и ложных учений. Это происходит потому, что они утратили живой контакт с Небесным Другом.
Посмотрим, что говорит Библия о том древнем времени, когда израильский народ практиковал рабство. Бог знал греховное состояние человека, его жестокосердие, его стремление господствовать над своим собратом, и потому Он дал через Моисея определенные заповеди об отношении к рабам.
В книге Исход (21:2–6) мы находим картину добровольного рабства: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром… Но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – то пусть господин его приведет его пред судей и поставит его к двери, или к косяку и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно».
Неужели можно было найти такого раба, который добровольно отказался бы от свободы? Кто может сказать: «Не хочу идти на свободу»? Мудрый человек знает, что свобода может оказаться хуже рабства. Так скажет и тот раб, у которого господин — не жестокий тиран, не эксплуататор, не угнетатель, а любящий, справедливый, милосердный и сострадательный человек. Он относится к своему рабу как к сыну: усаживает его за свой стол, одевает, заботится о его здоровье, дает мудрые советы.
Поэтому вполне естественно, что когда заканчивается срок такого рабства, невольник может сказать господину: «Куда я пойду? Где я найду лучшее место? Ты был для меня как родной отец, как друг. Хочу остаться твоим рабом навсегда».
В таком случае должен совершиться обряд прокалывания уха рабу- знак его пожизненной принадлежности этому господину.
Так Дух Святой образно показывает нам картину полной отдачи Господу, всецелого подчинения Ему и вступления в завет с Ним через водное крещение.
Вспоминая об этом моменте, я как бы снова слышу чудесную песню, которую пел хор во время моего крещения:
«О, чудный день! О, чудный день,
Когда Спаситель в первый раз
С моей душой в завет вступил
И мир мне вечный подарил»
Когда мне открылась любовь Божья, я сказал Господу: «Вот мое ухо, даже два уха. Проколи их у дверей Дома Твоего, Твоей Церкви, чтобы я всегда помнил, что я — Твой раб, а Ты — мой Господь».
Быть слугой Господа — это гораздо выше и благороднее, нежели быть министром у царя великой страны. В этом смысл жизни христианина.
Сегодня голос Духа Святого зовет всех людей вернуться к Богу и обрести у Его ног свободу от рабства сатаны, от рабства греха.
Бог не принуждает, а зовет: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Откройте двери Спасителю — и Христос войдет, даст вам свободу, душевный мир и радость. Ведь Он Сам сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Николай Водневский