К 180-летию гра­фа М. М. Корфа

К 180-летию со дня рож­де­ния гра­фа Моде­ста Моде­сто­ви­ча Кор­фа (12.07.1842 – 09.11.1933)

«Если бы в свое вре­мя в Рос­сии было поболь­ше таких, как граф Корф, её исто­рия не была бы омра­че­на так тра­гич­но…» – писал о нем в 1929 году из Гель­синг­фор­са (Хель­син­ки) автор ста­тьи, еван­гель­ский хри­сти­а­нин Ф. Ф. Берг.

Модест Моде­сто­вич про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го рода Вест­фа­лии. Исто­рию это­го рода мож­но про­сле­дить с 1240 г. «В моих вос­по­ми­на­ни­ях есть мно­го мело­чей, – отме­чал Корф в сво­ем пись­ме к редак­то­ру жур­на­ла «Вер­ность» в 1932 году, – но цель моя, – пока­зать совер­шен­но откро­вен­но мою поч­ву до мое­го обра­ще­ния… Отец мой был необык­но­вен­но даро­ви­тый госу­дар­ствен­ный дея­тель, цени­мый импе­ра­то­ра­ми Нико­ла­ем I (1825–1855) и Алек­сан­дром II (1855–1881). Он зани­мал выс­шие госу­дар­ствен­ные долж­но­сти, и был осо­бен­но любим госу­да­рем Нико­ла­ем I. В при­мер интим­ных отно­ше­ний госу­да­ря с отцом при­ве­ду один слу­чай из мое­го дет­ства. Мне было тогда 5 лет; это было в 1847 году. Лето мы про­во­ди­ли в Цар­ском Селе, близ Петер­бур­га, где лет­ние меся­цы про­во­дил госу­дарь Нико­лай I. Отец мой был, часто при­зы­ва­ем во дво­рец. Совер­шен­но неожи­дан­но, как-то гово­рит мне мой отец, госу­дарь хочет с тобой позна­ко­мить­ся, и на этих днях пове­зу тебя во дво­рец. Я знал о госу­да­ре толь­ко пона­слыш­ке от отца и нико­гда еще его не видел; я испу­гал­ся быть у царя. Для пред­став­ле­ния мое­го, мне была при­го­тов­ле­на бар­хат­ная рубаш­ка. В назна­чен­ный вечер взял меня отец, и мы отпра­ви­лись во дво­рец. Этот вечер у госу­да­ря был сво­бо­ден, и была толь­ко семья. Как толь­ко вошли во дво­рец, нас встре­тил госу­дарь; он тот­час взял меня на свои руки и понес, через мно­гие чуд­ные залы, к импе­ра­три­це и ска­зал – вот сын Кор­фа. Она была радуш­на и лас­ко­ва. Любез­ный при­ем высо­чай­ших особ, рос­кош­ная обста­нов­ка двор­ца мне очень понра­ви­лась, и это про­бу­ди­ло во мне жела­ние оста­вать­ся в этой сре­де, и, дей­стви­тель­но жела­ние пяти­лет­не­го ребен­ка, со вре­ме­нем, исполнилось».

С трех­лет­не­го воз­рас­та мать Кор­фа Оль­га Федо­ров­на при­ви­ва­ла сыну любовь к Богу. «Она гово­ри­ла мне об Иису­се Хри­сте, как о Боге явив­шем­ся во пло­ти; она рас­ска­зы­ва­ла по рисун­кам и кар­тин­кам о жиз­ни Хри­ста. Она все­гда за меня моли­лась, про­ся Гос­по­да дер­жать меня в его Руках». Когда Моде­сту испол­ни­лось две­на­дцать лет, любя­щая мама пода­ри­ла ему Новый Завет с над­пи­сью: «Доб­ро­му сыну в память от дру­га и мате­ри. Бла­го­сло­ви, Гос­по­ди, отро­ка Тво­е­го Моде­ста. Наставь его все­гда ходить по свя­тым запо­ве­дям Тво­им; да научит­ся он испол­нять волю Твою и сла­во­сло­вить Имя Твое. 30 июня 1854 г. Цар­ское Село».

Граф Корф очень после­до­ва­тель­но и подроб­но рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей жиз­ни в сво­их мему­а­рах: «С вось­ми­лет­не­го воз­рас­та носил я юнкер­скую фор­му и дол­жен был отда­вать честь офи­це­рам. Восем­на­дца­ти­лет­ним юно­шей всту­пил на госу­дар­ствен­ную служ­бу и с девят­на­дца­ти лет стал камер-юнке­ром, потом цере­мо­ний­мей­сте­ром и в кон­це кон­цов – гоф­мей­сте­ром… Пре­иму­ще­ства, кото­ры­ми я обла­дал в этом мире, изба­ло­ва­ли меня очень, но посколь­ку в серд­це я любил Бога, то имел мир… Еще будучи моло­дым чело­ве­ком, я стре­мил­ся быть доб­ро­по­ря­доч­ным. Часто посе­щал цер­ковь, под­дер­жи­вал дру­же­ские отно­ше­ния с мит­ро­по­ли­том, с духов­ни­ка­ми, мно­го молил­ся, но не знал Того, Кто понес мои гре­хи. Я верил, что Хри­стос умер на кре­сте. Но нико­гда никто из свя­щен­ни­ков не гово­рил мне, что через кровь Иису­са Хри­ста я имею про­ще­ние гре­хов… Так шли годы. И с одной сто­ро­ны, пре­бы­ва­ла во мне бого­бо­язнь, и я актив­но участ­во­вал в бого­слу­же­ни­ях, с дру­гой сто­ро­ны, – вел свет­скую жизнь в рам­ках мора­ли». Поз­же, нахо­дясь в эми­гра­ции в 1930 году, на восемь­де­сят девя­том году жиз­ни, он вспо­ми­нал об этом: «Я искал обще­ства духов­ных лиц, кото­рые были ко мне бла­го­склон­ны, зная мою репу­та­цию бла­го­че­сти­во­го юно­ши, кото­рый близ­ко сто­ял к цар­ской семье. Мне каза­лось, что Бог дол­жен быть мною дово­лен. Даже все зна­ю­щие меня свет­ские и высо­ко­по­став­лен­ные лица и цер­ков­но­слу­жи­те­ли почи­та­ли меня, как бла­го­че­сти­во­го, высо­ко­нрав­ствен­но­го, образ­цо­во­го моло­до­го чело­ве­ка, а это еще более меня укреп­ля­ло в том, что я на вер­ном пути к Цар­ству Небес­но­му». «Бог же видел меня иным. Он видел, что мое серд­це было еще вполне в этом мире… Из Свя­щен­но­го Писа­ния мне были извест­ны толь­ко четы­ре Еван­ге­лия. Теперь я при­шел к заклю­че­нию, что толь­ко одно нуж­но. Толь­ко воз­рож­ден­ный чело­век может жить для Хри­ста лишь. Этим путем он полу­чит боже­ствен­ную силу на слу­же­ние Богу».

Все нача­лось с того, что в 1867 году на выстав­ке в Пари­же, у Биб­лей­ско­го киос­ка, Корф позна­ко­мил­ся с людь­ми Биб­лей­ско­го обще­ства, кото­рым он оста­вил свой адрес в Рос­сии и фами­лию. «С 1867 года, – писал граф, – я начал полу­чать от незна­ко­мых хри­сти­ан­ских дея­те­лей боль­шие сум­мы на покуп­ку Новых заве­тов для раз­да­чи их бес­плат­но, по мое­му усмот­ре­нию. Я поку­пал эти экзем­пля­ры в кан­це­ля­рии Св. Сино­да и рас­сы­лал всем жела­ю­щим, кото­рых нахо­ди­лось доволь­но мно­го. Эта новая обя­зан­ность при­бли­зи­ла меня к лор­ду Ред­сто­ку, кото­рый был один из тех лиц, кото­рые посы­ла­ли мне эти сум­мы, но я его лич­но не знал. Бла­го­да­ря рас­про­стра­не­нию Новых Заве­тов, я позна­ко­мил­ся с неболь­шим круж­ком хри­сти­ан, кото­рые соби­ра­лись в извест­ный день для молит­вы; они при­гла­си­ли меня их посе­тить. Подоб­ные собра­ния были для меня новиз­ной. Соби­ра­лись у про­фес­со­ра Аста­фье­ва (он был пра­во­слав­ный). Так в пол­ном раз­га­ре свет­ской моей жиз­ни неожи­дан­но откры­ва­ет­ся мне совер­шен­но новая дверь – через эти молит­вен­ные собра­ния. По при­ез­де лор­да Ред­сто­ка, в фев­ра­ле 1874 г, в Петер­бург, он начал свои собра­ния в част­ных круж­ках, а так­же в Англий­ской (про­те­стант­ской) церк­ви. В горо­де нача­ли мно­го о нем гово­рить, и мои свет­ские дамы, с удив­ле­ни­ем, мне пере­да­ва­ли, что он очень жела­ет со мною позна­ко­мить­ся. Это их удив­ля­ло, пото­му, что почи­та­ли меня свет­ским чело­ве­ком, и вдруг – лорд инте­ре­су­ет­ся мною! Он знал меня толь­ко, что я рев­ност­но рас­про­стра­нял Новые Заве­ты. Вско­ре я с ним позна­ко­мил­ся и нашел в нем англий­ско­го лор­да, но вме­сте с тем, он про­из­вел на меня огром­ное впе­чат­ле­ние. В пер­вый раз, в моей жиз­ни, я встре­тил чело­ве­ка ари­сто­кра­ти­че­ско­го кру­га (не бого­сло­ва), кото­рый имел такое глу­бо­кое позна­ние Биб­лии. Когда он читал нам Биб­лию, то впе­чат­ле­ние было такое, что чита­ет он Биб­лию, как Боже­ствен­ное пись­мо, адре­со­ван­ное на его имя, и пото­му оно ему так доро­го. На меня про­из­ве­ло еще боль­шое впе­чат­ле­ние его дет­ское, про­стое отно­ше­ние к Иису­су Хри­сту. Но что меня в осо­бен­но­сти пора­зи­ло, так это то, что он был ни пас­тор, ни свя­щен­ник, ни про­фес­сор бого­сло­вия, а толь­ко англий­ский лорд, а меж­ду тем такой убеж­ден­ный, что Хри­стос очи­стил гре­хи его иску­пи­тель­ною кро­вью, про­ли­той на кре­сте, – и что эта уве­рен­ность ясно под­твер­жде­на во всей Свя­той Биб­лии… Лор­да Ред­сто­ка я еще не решал­ся при­гла­сить, что­бы у меня на дому иметь собра­ние, по лич­ным при­гла­ше­ни­ям. Этот шаг пока­зал бы слиш­ком боль­шое мое сочув­ствие к его дея­тель­но­сти. Одна­ко, я потом решил­ся при­гла­сить лор­да иметь у меня собра­ние, для моих зна­ко­мых из свет­ско­го обще­ства, в кото­ром я вра­щал­ся. Все зван­ные при­е­ха­ли, и дамы и муж­чи­ны, так что моя зала была пол­на. Лорд гово­рил реши­тель­но и ясно. 5 мар­та 1874 г. вече­ром после собра­ния я при­га­сил моих близ­ких дру­зей и лор­да остать­ся, для интим­ной бесе­ды. Из зван­ных на эту бесе­ду, могу упо­мя­нуть неко­то­рых; были: мой лич­ный друг барон Мир­бах, фли­гель-адъ­ютант госу­да­ря, лейб-медик госу­да­ря док­тор Карель, про­фес­сор Аста­фьев, дирек­тор кон­сер­ва­то­рии про­фес­сор Зарем­ба и еще два бра­та и конеч­но лорд Ред­сток. Эти упо­мя­ну­тые бра­тья во Хри­сте уже все взя­ты в Цар­ство Небес­ное. За исклю­че­ни­ем Аста­фье­ва (в то вре­мя, – прим. авто­ра) все они были про­те­стан­ты. Я откро­вен­но им ска­зал, что нахо­жусь в боль­шой внут­рен­ней борь­бе, – что я теперь вижу из Сло­ва Божья, что дер­заю быть спа­сен­ным толь­ко иску­пи­тель­ною кро­вью Хри­ста, но что­бы осу­ще­ствить этот дар Божий и быть уве­рен­ным в моем спа­се­нии, я дол­жен отдать Иису­су Хри­сту мое серд­це, и что на этот шаг я решить­ся не могу; пото­му я про­сил бра­тьев остать­ся здесь, что­бы их молит­ва­ми они помог­ли мне, дабы я решил­ся на этот отваж­ный шаг. Мы пре­кло­ни­ли коле­на, и лорд пер­вый начал за меня молить­ся; потом и все сер­деч­но за меня моли­лись. Я же все-таки не мог открыть мои уста и решить­ся на этот шаг. Сата­на дер­жал меня и мучил меня, что­бы поме­шать испол­нить волю Божью. Я не могу забыть все его лука­вые задерж­ки. Неко­то­рые я еще пом­ню; он мне нашеп­ты­вал: «ты дол­жен спер­ва при­го­то­вить­ся; ты нахо­дишь­ся в рели­ги­оз­ном экс­та­зе, в рели­ги­оз­ном воз­буж­де­нии; ты взвол­но­ван, ты дол­жен спер­ва успо­ко­ить­ся; ты нахо­дишь­ся под гип­но­зом лор­да Ред­сто­ка; если ты теперь решишь­ся на этот шаг, то потом рас­ка­ешь­ся; ты все­гда был послуш­ным сыном; ты был для тво­их роди­те­лей их сол­ныш­ком, а теперь при­чи­нишь им скорбь; что ска­жет госу­дарь, кото­рый име­ет о тебе высо­кое мне­ние; нако­нец, все твои зна­ко­мые и дру­зья оста­вят тебя; ты любишь обра­зо­ван­ное обще­ство, и оно любит тебя; а с этим шагом ты все это хоро­шее – поте­ря­ешь; ты сде­ла­ешь­ся отще­пен­цем, и ты дол­жен будешь посту­пить в мона­стырь». – Нель­зя себе пред­ста­вить, как в такие мину­ты молитв дру­зей сата­на может все­лять столь­ко иску­ше­ний. Сата­на мастер­ски при­нял вид анге­ла све­та (11 Кор.11,14). Когда дру­зья кон­чи­ли молить­ся, я дол­жен был про­сить их про­дол­жать молить­ся, что­бы мне решить­ся прий­ти ко Хри­сту; и тут толь­ко блес­нул у меня вопрос: «где же исти­на?» – и ответ был дан Самим Хри­стом: «Я есмь Исти­на» (Иоанн. 14,6). И мне откры­лось, что во Хри­сте и в Его Сло­ве – исти­на, и что я вполне могу Хри­сту и Его Сло­ву дове­рить­ся. Гос­подь дал мне силу вспом­нить так­же сло­ва из Свя­то­го Писа­ния: «Если уста­ми сво­и­ми будешь испо­ве­до­вать Иису­са Гос­по­дом и серд­цем сво­им веро­вать, что Бог вос­кре­сил Его, то спа­сешь­ся, пото­му что серд­цем веру­ют к пра­вед­но­сти, а уста­ми испо­ве­ду­ют ко спа­се­нию» (Рим.10,9). Нако­нец-то, я мог отдать серд­це мое Спа­си­те­лю мое­му, открыть мои уста и в молит­вен­ном духе ска­зать Иису­су: «Я отда­юсь Тебе все­це­ло». Это была пер­вая моя сво­бод­ная молит­ва. Как тяже­лый камень ска­тил­ся с моих плеч, и я полу­чил уве­рен­ность мое­го спа­се­ния. В этом тес­ном, интим­ном собра­нии я испы­тал всю радость мое­го рож­де­ния свы­ше и одно­вре­мен­но уве­рен­ность мое­го спа­се­ния. Все это пре­вы­ша­ет наше чело­ве­че­ское разу­ме­ние. Но когда мы вста­ли с колен, моя радость была невы­ра­зи­ма. Я дол­жен был при­вет­ство­вать лоб­за­ни­ем свя­тым каж­до­го бра­та и доро­го­го лор­да, кото­рый, дей­стви­тель­но, был мне духов­ным отцом; он при­вел меня к еди­но­му Посред­ни­ку меж­ду Богом и чело­ве­ка­ми, ко Хри­сту Иису­су, Спа­си­те­лю моему».

Через мно­го лет глу­бо­ко осо­зна­вая, про­изо­шед­шее граф Корф ска­жет: «Что­бы вый­ти из это­го само­до­воль­но­го состо­я­ния, мне нуж­но было решить­ся прий­ти к Иису­су Хри­сту и отдать Ему все мое серд­це и полу­чить от Него то, что я искал, но не нахо­дил: уве­рен­ность в моем спа­се­нии, – что Иисус взял на Себя и мои гре­хи и иску­пил меня от ига гре­хов­но­го и даро­вал мне мир и жизнь веч­ную. С этой уве­рен­но­сти нача­лась новая жизнь. Я не могу выра­зить на сло­вах моей радо­сти, но могу ска­зать, что я вновь родил­ся. Теперь все сло­во Божие напо­ми­на­ет мне посто­ян­но: «вы храм Бога живо­го, как ска­зал Бог: все­люсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим наро­дом» (2 Кор. 6,16)».

Через мно­гие годы, «имея невы­ра­зи­мую радость быть чадом Божи­им уже пять­де­сят шесть лет», автор сви­де­тель­ства при­шел к сле­ду­ю­ще­му выво­ду: «С этой уве­рен­но­сти нача­лась новая жизнь. Я не могу выра­зить на сло­вах моей радо­сти, но могу ска­зать, что я вновь родил­ся». С это­го дня Модест Моде­сто­вич посвя­тил жизнь свою Иису­су Хри­сту, что­бы спа­сать грешников.

06Пре­бы­вая в Жене­ве в 1879 году 31 авгу­ста, Модест Моде­сто­вич женил­ся на Елене Михай­ловне Шулеп­ни­ко­вой. Гра­фи­ня Еле­на Михай­лов­на ста­ла актив­ным чле­ном обще­ства духов­но-нрав­ствен­но­го чте­ния. А в 1882 году она напи­са­ла бро­шю­ру об уве­рен­но­сти в спа­се­нии «При­ми­рил­ся ли ты с Богом?». Граф Корф об этом рас­ска­зал редак­то­ру жур­на­ла: «Когда же чле­ны наше­го Обще­ства озна­ко­ми­лись с этой бро­шю­рой, все обра­до­ва­лись, и мы обра­ти­лись к Спа­си­те­лю наше­му, что­бы Он вну­шил цен­зо­ру — про­пу­стить эту бро­шю­ру без изме­не­ний. Совер­ши­лось чудо — ина­че выра­зить не могу. Бро­шю­ра про­шла без вся­ких исправ­ле­ний и при­бав­ле­ний. Вос­торг в нашем Обще­стве поощ­ре­ния духов­но-нрав­ствен­но­го чте­ния был общий, пото­му что такой ясной бро­шю­ры об уве­рен­но­сти в спа­се­нии еще не про­пус­ка­лось. 22 апре­ля 1882 года мы полу­чи­ли раз­ре­ше­ние с помет­кой «Печа­тать доз­во­ля­ет­ся. Цен­зор Архи­манд­рит Тихон». В. А. Паш­ков с вели­кой радо­стью дал пору­че­ние напе­ча­тать сто тысяч экземпляров.

05В 1883 году, в пись­ме мини­стру МВД, обер-про­ку­рор Побе­до­нос­цев сооб­щал, что в раз­ных мест­но­стях рас­про­стра­ня­ет­ся лите­ра­ту­ра и уче­ние чле­на­ми Обще­ства поощ­ре­ния духов­но-нрав­ствен­но­го чте­ния, «гра­фом М. М. Кор­фом и его род­ствен­ни­ка­ми, а так­же без сомне­ния и про­чи­ми чле­на­ми Обще­ства». Род­ствен­ни­ки Кор­фа вре­мя от вре­ме­ни про­жи­ва­ли и на тер­ри­то­рии Нов­го­род­ской губер­нии. Для новой живой церк­ви нуж­ны были новые духов­ные пес­но­пе­ния. «Одним из потру­див­ших­ся на этом попри­ще, – по сло­вам Ливен, – был Шулеп­ни­ков, тесть М. М. Кор­фа, отли­чав­ший­ся боль­шой музы­каль­но­стью, пере­ло­жив­ший на музы­ку несколь­ко псал­мов и неко­то­рые гим­ны для обще­го пения».

Насту­пил июнь 1884 года. Трид­цать лет тому назад, в июне, перед самым днем рож­де­ния, мама пода­ри­ла Моде­сту его пер­вое Еван­ге­лие. Но в этот раз, 27 июня, за испол­не­ние запо­ве­дей Гос­под­них, Моде­сту Моде­сто­ви­чу с семьей при­ка­за­но было поки­нуть пре­де­лы России.

Нахо­дясь за гра­ни­цей, Корф нико­гда не терял свя­зи с оте­че­ством. Когда же И. С. Про­ха­нов сооб­щил ему, что орга­ни­зу­ет­ся Еван­гель­ский Союз, он с радо­стью отве­тил: «Ваше пись­мо и при­сыл­ка мате­ри­а­лов отно­си­тель­но воз­ник­но­ве­ния рус­ско­го Еван­гель­ско­го Сою­за меня глу­бо­ко пора­до­ва­ло. Я раду­юсь это­му весь­ма важ­но­му осу­ществ­ле­нию, кото­рое, несо­мнен­но, при­не­сет пло­ды, пото­му что послед­няя молит­ва Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста не может остать­ся без резуль­та­тов. 
С искрен­ним при­ве­том во Хри­сте М.Корф».

07Пре­бы­вая в Швей­ца­рии в Туне, 10 фев­ра­ля 1927 года Корф сооб­ща­ет Про­ха­но­ву: «Со вре­ме­ни изгна­ния мое­го из доро­го­го оте­че­ства я посто­ян­но воз­но­шу искрен­ние молит­вы за вас, име­на кото­рых Гос­подь зна­ет. Хотя мне в июле минет, если Гос­по­ду будет угод­но, 85 лет, но Спа­си­тель мой дает мне еще силы воз­ве­щать Его любовь и вер­ность. Будем вме­сте ждать Его при­ше­ствия, когда Он явит­ся на обла­ках взять Свою Неве­сту, состо­я­щую из всех искуп­лен­ных дра­го­цен­ною Его Кро­вью. В мои годы я серд­цем не поста­рел, и Гос­подь дает мне силы – духу, душе и телу – про­слав­лять Спа­си­те­ля наше­го и рабо­тать здесь, в Швей­ца­рии, меж­ду наши­ми доро­ги­ми соотечественниками».

20 авгу­ста 1929 года Модест Моде­сто­вич и супру­га Еле­на Михай­лов­на отпразд­но­ва­ли золо­тую сва­дьбу. По это­му пово­ду «Christl Volkhsbote» писа­ла: «Граф Корф изве­стен как при­двор­ный. Сорок пять лет тому назад был выслан из Рос­сии с супру­гой за испо­ве­да­ние Еван­ге­лия… Граф Корф про­дол­жа­ет еван­ге­ли­за­цию еще и сего­дня — на 88‑м году его жиз­ни, при пол­ной умствен­ной и физи­че­ской све­же­сти… Да будет закат жиз­ни это­го раба Божия с его супру­гой и доче­рью согрет бла­го­сло­ве­ни­ем Гос­под­ним и истин­ной брат­ской любо­вью…» В ответ на поздрав­ле­ния, редак­ции жур­на­ла «Вер­ность» от 17 сен­тяб­ря 1929 года Модест Моде­сто­вич объ­яс­нял: «Мы про­ве­ли этот день в Швей­ца­рии в пол­ной тишине, втро­ем с нашей доро­гой доче­рью. Весь день мы про­ве­ли в молит­ве, воз­но­ся наши глу­бо­кие бла­го­да­ре­ния за то, что мы вме­сте мог­ли пере­не­сти все пре­сле­до­ва­ния за наше­го дра­го­цен­но­го Спа­си­те­ля, в пол­ной радо­сти потер­пев все зем­ное. При всех труд­ных обсто­я­тель­ствах, Хри­стос про­яв­лял свою любовь и вер­ность. Несмет­ное чис­ло теле­грамм и писем нас очень обод­ри­ли в нашей дея­тель­но­сти». Как осо­бое бла­го­сло­ве­ние, Гос­подь даро­вал гра­фу Кор­фу и его супру­ге Елене Михай­ловне пере­жить тор­же­ство золо­той свадьбы.

Осе­нью 1929 г. Корф попал в авто­мо­биль­ную ава­рию, но гра­фи­ня с доче­рью помог­ли гра­фу под­нять­ся, и не поз­во­ля­ли уны­нию овла­деть серд­цем Моде­ста Моде­сто­ви­ча. Так, что уже 8 янва­ря 1930 года он пишет в «Вер­ность»: «Со вре­ме­ни уши­ба в авто­мо­би­ле я еще не вполне попра­вил­ся и не могу мно­го рабо­тать. Но вре­мя не теряю. Гос­подь дает и в угол­ку испол­нять Его волю». Гос­подь бла­го­сло­вил его не толь­ко выздо­ро­веть, но насы­тить­ся дол­го­тою дней и «иметь собра­ния и посе­щать страж­ду­щих и боль­ных», – цити­ру­ет далее его пись­мо жур­нал «Вер­ность».

08Насту­пил 1931 год. Модест Моде­сто­вич с гру­стью пове­дал редак­то­ру жур­на­ла Доб­ры­ни­ну о сво­ей невос­пол­ни­мой утра­те: «Про­хо­жу тяже­лое вре­мя. Гос­по­ду угод­но было взять к Себе мою воз­люб­лен­ную спут­ни­цу, с кото­рой я рабо­тал на ниве Гос­под­ней пять­де­сят два года. Я оси­ро­тел и не могу еще най­тись без моей люби­мой жены. Дочь со мной, и с само­от­вер­же­ни­ем уха­жи­ва­ет за мною. Не думай­те, что сетую на это горе — нет, я пре­кло­ня­юсь пред волей Божи­ей и дол­жен еще бла­го­да­рить, что Гос­подь взял мою доро­гую жену чудес­ным обра­зом. Утром была совер­шен­но здо­ро­ва, но неожи­дан­но сде­ла­лось ей дур­но; встав­ши со сту­ла, она как бы поскольз­ну­лась и упа­ла; мы ее под­ня­ли и поло­жи­ли на кушет­ку — она была без созна­ния. Гла­за закры­лись, и она была уже взя­та на небо».

После смер­ти супру­ги, талант­ли­вый и неуто­ми­мый про­по­вед­ник Еван­ге­лия, про­жил еще два года. «Меня не раз удив­ля­ло его имя, – пишет о нем В. Фет­лер, – кото­рое так­же носил и его отец. В сво­ей жиз­ни я толь­ко раз встре­тил­ся с таким име­нем, оно пока­за­лось мне пури­тан­ским. (Модест озна­ча­ет – «скром­ный»). Это очень необык­но­вен­ное имя у рус­ских. Но еще более необык­но­вен­ное явле­ние – соот­вет­ство­вать харак­те­ром сво­е­му име­ни. Граф Корф был вопло­ще­ни­ем скром­но­сти для тех из нас, кто знал его. Конеч­но, все­гда в нем мож­но было заме­тить гра­фа, но это был воис­ти­ну скром­ный граф».

Насту­пил ноябрь 1933 года. «М. М. Корф за два дня до смер­ти сидел за пись­мен­ным сто­лом и писал, сест­ра мило­сер­дия того дома, где он жил, напом­ни­ла ему, что пора идти спать. На это он отве­тил: «Ещё мно­го рабо­ты оста­ёт­ся сде­лать для Гос­по­да, и я её ещё дале­ко не закон­чил». В ту ночь он почув­ство­вал себя худо и через сут­ки пере­шёл домой к сво­е­му Гос­по­ду». В сво­их вос­по­ми­на­ни­ях о Моде­сте Моде­сто­ви­че В. Фет­лер в жур­на­ле «Гость» отме­тил: «Он окон­чил свое попри­ще на 92 году жиз­ни, как вер­ный слу­га Иису­са Хри­ста и стар­ший мис­си­о­нер Рус­ско­го Мис­си­о­нер­ско­го Обще­ства». На зака­те сво­ей жиз­ни, Софья Пав­лов­на Ливен напи­са­ла кни­гу, в кото­рой она, ско­рее все­го, допу­сти­ла ошиб­ку в воз­расте гра­фа. Княж­на пишет: «Мно­го лет спу­стя я име­ла радость ещё наве­стить 94 – лет­не­го Моде­ста Моде­сто­ви­ча Кор­фа в Швей­ца­рии, а через несколь­ко меся­цев при­сут­ство­вать на его похо­ро­нах в Базе­ле». Модест Моде­сто­вич был похо­ро­нен в Базе­ле, Швей­ца­рия. Вме­сто вен­ка из рус­ских елок на его моги­лу была воз­ло­же­на от рус­ских веру­ю­щих паль­мо­вая ветвь.

Из кни­ги «Via Sacra Свя­той путь» Кора­бель А. И.