«Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли в общей сложности пропорция людей, благодарных Господу за благодеяния? Все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: ’’Зачем Бог дал жизнь? Лучше бы мне не быть’’. Бог дал тебе бытие, чтобы ты вечно блаженствовал. Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства. Дело за тобой. Говоришь: ’’Да у меня горести, бедность, болезни, напасти’’. Что же, и это способствует стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось страдать, и это ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Смотри не на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, старайся сделать себя достойным этого, тогда и горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием на вечное утешение, и благодарность не будет умолкать» (Феофан Затворник).
«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые оставались вдали. И громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас!» (Лк. 17:12–13). Проказа — страшная болезнь, которая в древности свирепствовала на Ближнем Востоке, в Средние века даже в Европе; эта болезнь и сегодня остается большой проблемой для бедных стран Азии и Африки.
Проказа полностью меняла образ жизни человека, что наглядно видно из библейского отрывка. Прокаженные встретили Иисуса за пределами селения, потому что им было запрещено появляться в городах и поселках. Закон предписывал им жить отдельно от всех. Им запрещалось приближаться к здоровым людям, поэтому, увидев Иисуса, они лишь издали крикнули Ему: «…помилуй нас», на что Иисус им ответил, чтобы они пошли и показались священникам.
На первый взгляд, в этом не было ничего необычного: в обязанности священника входила диагностика проказы. В Книге Левит 13‑я и 14‑я главы посвящены описанию симптомов этой болезни и закону о прокаженных: в Библии детально рассказано, как отличить проказу от других кожных заболеваний. Каждый израильтянин, у которого появлялась язва на коже, должен был явиться перед священником. Так как на начальной стадии не всегда можно было распознать проказу, больным приходилось являться перед священником по несколько раз. Если язва на коже проходила, значит, это была не проказа, священник объявлял человека чистым и разрешал вернуться к людям. Если рана не проходила и было однозначно ясно, что у человека проказа, тогда священник предписывал заболевшему покинуть общество и жить отдельно. Это самое худшее и самое плохое, что случалось с человеком. Люди, в которых более всего нуждаешься, любящая семья и друзья, более не могут приближаться к прокаженному. Он не может общаться с народом в синагоге или в любом другом собрании. Его навсегда отчуждают от настоящей жизни и оставляют в обществе подобных. Прокаженные были самыми несчастными людьми, считавшими себя проклятыми Богом и людьми.
Определенно, у этих десяти прокаженных была подтвержденная проказа, возможно, даже запущенная, и им уже не нужно было ходить к священнику, так как было понятно, что не было никакой надежды на выздоровление. Но тем не менее Иисус повелел им идти к священникам, и они пошли. И тут свершилось чудо: «…когда они шли, очистились» (Лк. 17:14). Прокаженные выздоровели, их кожа стала чистой! «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк. 17:15–16). В жизни самарянина произошла кардинальная перемена: исцеление от проказы означало для него не просто более комфортную жизнь, но полную перемену в сознании и мироощущении. Он теперь вернется в общество, к друзьям, в свою семью, потому что только что пережил прикосновение Самого Бога и поэтому был от всего сердца благодарен Творцу и Иисусу, понимая, что Он и есть ожидаемый Мессия.
«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17:18). Девять поступили точно по инструкции: им сказали пойти к священникам, и они пошли. Казалось бы, за что их упрекать? Девять не поразились тем чудом, которое произошло, поэтому они не остановились, чтобы подумать о происшедшем, в их сердцах не было благодарности Богу за произошедшую перемену. Они спешили лишь побыстрее увидеть священника, чтобы получить от него официальное разрешение вернуться в общество, а следовало бы подождать с этим разрешением всего лишь некоторое время, чтобы вернуться и поблагодарить Того, Кто воистину достоин величайшей благодарности.
Бывает так и в нашей жизни: мы пользуемся благами, надеемся, что жизнь станет лучше, в глубине души понимаем, что все хорошее приходит к нам от Бога, но поблагодарить Его у нас нет ни времени, ни желания…
В этом повествовании особенно подчеркнуто, что вернувшийся поблагодарить был самарянин. Иудеи смотрели на самарян свысока, считая себя лучше их во всех отношениях. Этот межнациональный конфликт упомянут и в другом месте Писания: «Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). Но Иисус неоднократно демонстрировал на деле, что для Бога неважно, выходцем из какой страны или среды является человек — Бог выслушивает молитвы каждого. Иисус сказал исцеленному самарянину, который вернулся поблагодарить Его: «…встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19). Десять человек поверили, что Иисус может их исцелить, и по вере своей были очищены от проказы, но один из них, самарянин, вдобавок к исцелению получил также и вечное спасение, получил жизнь вечную.
Эти девять человек олицетворяют общее отношение большинства людей к Иисусу. Люди просят у Бога: дай нам исцеления, пищи, чудес, но не требуй поклонения, не жди хвалы, восхищения, благодарности. Не жди, что мы признаем Тебя Богом, мы будем жить своей жизнью. И один самарянин олицетворяет всех изгоев и грешников, людей низшего социального слоя, блудниц и мытарей, которые, как сказал Иисус фарисеям «…вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31).
В Библии описаны исцеления от самых различных болезней, но в повествованиях об очищении прокаженных всегда присутствует особый драматизм, особая торжественность, потому что проказа в Писании — это символ греха. Как проказа разделяет заболевших и общество (прокаженные и сейчас живут в лепрозориях), так и грех отделяет падшее человечество от Бога. Как человек не может избавиться от проказы, так и общество не может избавиться от последствий грехопадения. Как проказа имеет тенденцию разрастаться и в конечном итоге превращает больного в инвалида, изолированного в лепрозории, так и грех имеет тенденцию расти: сперва первородный грех просто отделяет нас от Бога, а затем поведение человека выходит за рамки морали, так что даже его отделяют от общества за преступления и направляют в места лишения свободы. Иногда грех человека бывает настолько омерзительным, что преступник становится изгоем даже в тюрьме. Но Бог ждет молитвы и покаяния от всех людей, вне зависимости от того, был ли грех человека якобы «благородным», то есть такой, который приносил уважение в том или ином сообществе, или же он был настолько омерзителен, что с таковым не хотят общаться даже сокамерники.
И как Иисус очистил десять прокаженных, так и сегодня Он может очистить тебя от проказы греха. Но что выберешь ты дальше? Можно получить благословение от Бога и… жить так же, как раньше. Или можно вернуться, пасть ниц перед Иисусом Христом и признать Его своим Господом и Спасителем. И чудо спасения, совершенное Им для самарянина, Он совершит и для тебя!
Леонид Каночкин