Любовь как плод Духа

Не смол­ка­ют спо­ры сре­ди рели­ги­оз­ных людей на тему: чья рели­гия луч­ше. Каж­дый, конеч­но, хва­лит свою рели­гию, при­во­дя самые раз­лич­ные дово­ды. К сожа­ле­нию, в таких спо­рах спор­щи­ки нико­гда не заост­ря­ют вни­ма­ния на том, что Биб­лия гово­рит по это­му пово­ду, в то вре­мя как на её стра­ни­цах есть ясный и одно­знач­ный ответ. Хри­стос ска­зал: «По пло­дам их узна­е­те их». (Мф.7:16) То есть, по пло­дам отли­чи­те тех, кто пра­виль­но покло­ня­ет­ся Богу, от тех, кто идёт в поги­бель. О каких пло­дах гово­рит здесь Иисус? На этот вопрос Апо­стол Павел даёт подроб­ный ответ в сво­ём Посла­нии к Гала­там. Он гово­рит, что есть пло­ды пло­ти и есть пло­ды духа. Нет надоб­но­сти пере­чис­лять все пло­ды пло­ти, назо­ву лишь неко­то­рые из них: блуд, нечи­сто­та, идо­ло­слу­же­ние, убий­ства, пьян­ство… Пол­ный спи­сок каж­дый может най­ти сам, если про­чи­та­ет Посла­ние к Гала­там. Апо­стол Павел пре­ду­пре­жда­ет, что тот, кто так посту­па­ет, Цар­ства Божье­го не уна­сле­ду­ет. (Гал. 5:21)

В раз­го­во­ре с сама­рян­кой у колод­ца Иисус ска­зал: «Бог есть дух и покло­ня­ю­щи­е­ся Ему долж­ны покло­нять­ся в духе и истине». (Ин.4:24). Логич­но, что у тех людей, кото­рые покло­ня­ют­ся Богу в духе и истине, жизнь изоби­лу­ет пло­да­ми духа, один из кото­рых – любовь. Со сло­вом «любовь» мы встре­ча­ем­ся прак­ти­че­ски каж­дый день, и у неко­то­рых людей, осо­бен­но у под­рост­ков, оно вызы­ва­ет неадек­ват­ную реак­цию. Это пото­му, что в совре­мен­ном искус­стве, через приз­му кото­ро­го отда­лив­ший­ся от Бога чело­век смот­рит на мир, сло­ва «любовь» и «раз­врат» явля­ют­ся оди­на­ко­вы­ми по зна­че­нию. Биб­лия же вкла­ды­ва­ет в это поня­тие совер­шен­но иное зна­че­ние. Итак, что такое любовь как плод духа? Давая настав­ле­ние Сво­им уче­ни­кам, Иисус ска­зал: «А Я гово­рю вам: люби­те вра­гов ваших, бла­го­слов­ляй­те про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­ри­те нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­ших вас… Ибо, если вы буде­те любить любя­щих вас, какая вам награда?Не то же ли дела­ют и мыта­ри? И если вы при­вет­ству­е­те толь­ко бра­тьев ваших, что осо­бен­но­го дела­е­те? Не так же ли посту­па­ют и языч­ни­ки? (Мф. 5:44–48). Любить свою семью, любить тех, кто тебя любит, – есте­ствен­но для всех людей вне зави­си­мо­сти от рели­гии, кото­рую они испо­ве­ду­ют. Но пове­ле­ния любить сво­их вра­гов,- тако­го вы не най­дё­те ни в одной рели­гии мира, пото­му что чело­ве­ку это не под силу. Но мы зна­ем, что Бог наш реа­лен, Он может изме­нить серд­це и образ мыс­лей любо­го чело­ве­ка, и Он может дать любовь к врагам.

Сло­во «любить» – гла­гол, поэто­му любовь все­гда про­яв­ля­ет­ся в дей­ствии. Апо­стол Павел объ­яс­ня­ет, каким обра­зом долж­на про­яв­лять­ся эта любовь: «Не мсти­те за себя, воз­люб­лен­ные, но дай­те место гне­ву Божию». (Рим. 12:19). Не мстить – для мно­гих это очень труд­но, для неко­то­рых про­сто невы­пол­ни­мо. Одна­ко Апо­стол Павел не оста­нав­ли­ва­ет­ся на этом, но идёт даль­ше. «Итак, если враг твой голо­ден, накор­ми его; если жаж­дет, напой его: ибо, делая сие, ты собе­рёшь ему на голо­ву горя­щие угли». (Рим. 12:20).

Накор­мить про­сто нуж­да­ю­ще­го­ся, не гово­ря уже о том, что­бы накор­мить вра­га, – это, без­услов­но, бла­го­род­ный посту­пок, но даже такое бла­го­род­ство не все­гда явля­ет­ся тем пло­дом люб­ви, кото­рый Бог хочет видеть в нашей жиз­ни. «И если я раз­дам всё име­ние моё и отдам тело моё на сожже­ние, а люб­ви не имею, – нет мне в том ника­кой поль­зы» – гово­рит Апо­стол Павел». (1‑е Кор. 13:3). Ока­зы­ва­ет­ся, мож­но ими­ти­ро­вать любовь, мож­но даже отдать всё своё име­ние на бла­го­род­ные цели, и не полу­чить за это ника­кой награ­ды от Гос­по­да, пото­му что сде­ла­ны эти дела не по люб­ви, а из-за рели­ги­оз­ной гор­до­сти, само­утвер­жде­ния в рели­гии или ещё каких-либо небо­жьих моти­вов. Далее Павел подроб­но опи­сы­ва­ет, какие чув­ства и дей­ствия сопут­ству­ют люб­ви как пло­ду духа: «Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, любовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дит­ся, не бес­чин­ству­ет, не ищет сво­е­го, не раз­дра­жа­ет­ся, не мыс­лит зла, не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине; всё покры­ва­ет, все­му верит, все­го наде­ет­ся, всё пере­но­сит». (1‑е Кор. 13:4 – 7).

Любовь дол­го­тер­пит. Если у нас есть любовь к ближ­не­му, мы про­яв­ля­ем тер­пе­ние к недо­стат­кам дру­гих людей, то есть не кри­ти­ку­ем, не высме­и­ва­ем, не сплет­ни­ча­ем по пово­ду тех черт харак­те­ра, кото­рые нам не нра­вят­ся в наших ближних.

Любовь мило­серд­ству­ет и не зави­ду­ет… Людям мира сего свой­ствен­но видеть толь­ко то, что сосед живёт луч­ше, и денег у него боль­ше, и маши­на у него доро­же… Они зави­ду­ют, и это чув­ство раз­ру­ша­ет, во-пер­вых, дух, а во-вто­рых, и тело. Любовь же, напро­тив, мило­серд­ству­ет, то есть видит тех, у кого доста­ток мень­ше тво­е­го, и обед скуд­нее, и здо­ро­вье сла­бее, и ищет воз­мож­ность ока­зать нуж­да­ю­щим­ся посиль­ную помощь, а когда нахо­дит такую воз­мож­ность – дей­ству­ет. Кто-то, быть может, дума­ет, что толь­ко у состо­я­тель­ных людей есть воз­мож­ность помо­гать ближ­ним. Несо­мнен­но, у бога­тых людей боль­ше воз­мож­но­стей про­явить свою любовь в бла­го­тво­ри­тель­но­сти, но нель­зя забы­вать, что и бед­ный может потру­дить­ся на этом попри­ще, ведь мило­сер­дие мож­но про­яв­лять не толь­ко через мате­ри­аль­ную помощь; мож­но про­яв­лять мило­сер­дие через пожерт­во­ва­ние сво­е­го лич­но­го вре­ме­ни, напри­мер. Про­сто под­дер­жать кого-то доб­рым словом.

Любовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дит­ся. Мож­но делать мно­го добра для людей, но Бог в первую оче­редь смот­рит на наше серд­це. Если основ­ным моти­вом наших доб­рых дел явля­ет­ся жела­ние услы­шать похва­лу от дру­гих людей, само­утвер­дить­ся в рели­ги­оз­ном сооб­ще­стве или что-то тому подоб­ное, то это уже не любовь, а гор­дость. «Бог гор­дым про­ти­вит­ся, а сми­рен­ным даёт бла­го­дать», – ска­за­но в Писа­нии. (Ик.4:6).

Любовь не бес­чин­ству­ет. Соглас­но тол­ко­во­му сло­ва­рю, бес­чин­ство – это гру­бое нару­ше­ние поряд­ка, обще­при­ня­тых норм пове­де­ния. Если в вашем серд­це живёт Хри­стос, вы нико­гда не поз­во­ли­те себе дебоширить.

Любовь не ищет сво­е­го. В совре­мен­ном мире люди толь­ко и оза­бо­че­ны тем, что­бы взять как мож­но боль­ше для себя и не дума­ют о том, что оста­нет­ся ближ­не­му. У кого есть воз­мож­ность, тот при­сва­и­ва­ет себе мил­ли­ар­ды, абсо­лют­но не забо­тясь о том, как живут про­стые люди, кото­рые на него рабо­та­ют. Но даже сре­ди бед­ных людей, кото­рые не позна­ли Бога, наблю­да­ет­ся та же самая тен­ден­ция. Пом­ню, как у нас в армии сер­жан­ты и так назы­ва­е­мые «деды» все­гда бра­ли себе за обе­ден­ным сто­лом лиш­ний кусок саха­ра или рыбы, абсо­лют­но не забо­тясь о том, что кому-то не хва­тит. В дан­ной ситу­а­ции, взять лиш­ний кусок саха­ра – это, с точ­ки зре­ния мора­ли, то же самое, что и украсть мил­ли­ард. Сего­дня он берёт кусо­чек чужо­го саха­ра, (вро­де бы мелочь) но если толь­ко под­вер­нёт­ся воз­мож­ность, укра­дёт намно­го больше.

Любовь не раз­дра­жа­ет­ся. Раз­дра­жать­ся – зна­чит при­хо­дить в состо­я­ние недо­воль­ства, доса­ды, зло­сти. В жиз­ни совре­мен­но­го чело­ве­ка есть боль­ше, чем доста­точ­но фак­то­ров, кото­рые нас раз­дра­жа­ют, выво­дят из себя. И это недо­воль­ство губит сего­дня не толь­ко отдель­ных людей, но и целые стра­ны. Мир сего­дня бур­лит. То тут, то там про­хо­дят демон­стра­ции, бес­по­ряд­ки, рево­лю­ции. Кто-то выхо­дит на ули­цы, про­те­стуя про­тив сво­е­го обни­ща­ния. Насколь­ко это пра­виль­но с точ­ки зре­ния Биб­лии – отдель­ня тема. Но про­те­сту­ют не толь­ко бед­ные. Люди про­те­сту­ют про­тив сво­их пра­ви­те­лей и в бога­тых неф­те­до­бы­ва­ю­щих стра­нах с высо­ким жиз­нен­ным уров­нем насе­ле­ния и отлич­ны­ми соци­аль­ны­ми гаран­ти­я­ми. Что дви­жет эти­ми людь­ми? В их серд­цах нет мира. Но если наше серд­це напол­не­но любо­вью, в нашем серд­це царит мир.

Любовь не мыс­лит зла. Ста­ро­за­вет­ний Закон, неотъ­ем­ле­мой частью кото­ро­го явля­ют­ся Десять Запо­ве­дей, – это свод огра­ни­че­ний: Не уби­вай. Не при­лю­бо­дей­ствуй. Не кра­ди. И так далее. Хри­стос же рас­ши­рил этот Закон. Он ска­зал: «Вы слы­ша­ли, что ска­за­но древним: «не пре­лю­бо­дей­ствуй». А Я гово­рю вам, что вся­кий, кто смот­рит на жен­щи­ну с вожде­ле­ни­ем, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в серд­це сво­ём. (Мф.5:28). Ста­рый Завет тре­бо­вал от чело­ве­ка про­сто воз­дер­жи­вать­ся от гре­хов­ных поступ­ков; Хри­стос же тре­бу­ет от чело­ве­ка сдер­жи­вать­ся и от пло­хих мыс­лей. Имен­но это и имел в виду Апо­стол Павел, когда ска­зал, что любовь не мыс­лит зла.

Любовь не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине. Всем извест­на посло­ви­ца, кото­рая гла­сит: «Враг мое­го вра­га мой друг». Дру­ги­ми сло­ва­ми, чело­ве­ку свой­ствен­но радо­вать­ся, когда кто-то дру­гой посту­па­ет неспра­вед­ли­во, при­чи­ня­ет боль тому, кого и я не люб­лю, но при этом рав­но­душ­но отно­сим­ся к ново­стям, когда слы­шим, что где-то кому-то помог­ли, сде­ла­ли доб­ро. Если же мы слу­жим Богу, тогда в нашей жиз­ни совер­шен­но иные ори­ен­ти­ры: мы не зло­рад­ству­ем, когда слы­шим о стра­да­ни­ях дру­гих, но, напро­тив, раду­ем­ся, когда слы­шим доб­рую новость.

Пере­чень свойств люб­ви Апо­стол Павел поды­то­жи­ва­ет таки­ми сло­ва­ми: «Любовь нико­гда не пере­ста­нет…» Если вы про­чи­та­е­те в Биб­лии после­ду­ю­щие пять сти­хов, кото­рые сле­ду­ют за этой фра­зой, то есть посмот­ри­те на эту мысль в кон­тек­сте, то уви­ди­те, что здесь Апо­стол Павел уже гово­рит на о вре­мен­ной зем­ной жиз­ни, а о веч­но­сти. Любовь, кото­рая посе­ли­лась в серд­це нашем, не про­па­дёт, но веч­но будет с нами. Это и есть отли­чи­тель­ная чер­та люб­ви как пло­да духа от дру­гих духов­ных пло­дов. Мило­сер­дие, напри­мер, явля­ет­ся пло­дом духа, но в Цар­стве Божьем оно будет нам не нуж­но, пото­му что там не будет пла­чу­щих и нуж­да­ю­щих­ся. Воз­дер­жа­ние тоже явля­ет­ся пло­дом духа, но оно нуж­но нам толь­ко в этой жиз­ни; в Цар­стве Божьем не будет ни гре­ха, ни иску­ше­ний, поэто­му и воз­дер­жа­ния нам там не пона­до­бит­ся. Любовь же пре­бу­дет с нами вечно.

Сего­дня мы гово­рим о пло­дах. Нуж­но заме­тить, что ника­кие пло­ды не доста­ют­ся нам про­сто так. Кто занят в сель­ском хозяй­стве или про­сто име­ет ого­род, тот зна­ет, сколь­ко тру­да нуж­но вло­жить, что­бы осе­нью собрать пло­ды. Так­же нуж­но при­кла­ды­вать уси­лия, что­бы взрас­тить и пло­ды духа. Иисус ска­зал: «От дней же Иоан­на Кре­сти­те­ля доныне Цар­ство Небес­ное силою берёт­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лия вос­хи­ща­ют его». (Мф. 11:12)

Лео­нид Каночкин