Вели­кий дар Рождества

Вот исто­рия рож­де­ния в мир Спасителя:

«В той стране были на поле пас­ту­хи, кото­рые содер­жа­ли ноч­ную стра­жу у ста­да сво­е­го. Вдруг пред­стал им Ангел Гос­по­день, и сла­ва Гос­под­ня оси­я­ла их; и убо­я­лись стра­хом вели­ким. И ска­зал им Ангел: не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям: ибо ныне родил­ся вам в горо­де Дави­до­вом Спа­си­тель, Кото­рый есть Хри­стос Гос­подь; и вот вам знак: вы най­де­те Мла­ден­ца в пеле­нах, лежа­ще­го в яслях. И вне­зап­но яви­лось с Анге­лом мно­го­чис­лен­ное воин­ство небес­ное, сла­вя­щее Бога и взы­ва­ю­щее: сла­ва в выш­них Богу, и на зем­ле мир, в чело­ве­ках бла­го­во­ле­ние! Когда Анге­лы ото­шли от них на небо, пас­ту­хи ска­за­ли друг дру­гу: пой­дем в Виф­ле­ем и посмот­рим, что там слу­чи­лось, о чем воз­ве­стил нам Гос­подь. И, поспе­шив, при­шли и нашли Марию и Иоси­фа, и Мла­ден­ца, лежа­ще­го в яслях. Уви­дев же, рас­ска­за­ли о том, что было воз­ве­ще­но им о Мла­ден­це Сем. И все слы­шав­шие диви­лись тому, что рас­ска­зы­ва­ли им пас­ту­хи. А Мария сохра­ня­ла все сло­ва сии, сла­гая в серд­це Сво­ем. И воз­вра­ти­лись пас­ту­хи, сла­вя и хва­ля Бога за все то, что слы­ша­ли и виде­ли, как им ска­за­но было» (Лк. 2:8–20).

Ни одно суще­ствен­ное собы­тие в миро­вой исто­рии не обхо­ди­лось без анге­лов — нема­те­ри­аль­ных существ, обла­да­ю­щих кра­со­той, свя­то­стью, умом, силой и бес­смер­ти­ем. Они при­сут­ство­ва­ли при тво­ре­нии Все­лен­ной и чело­ве­ка, и радост­но сла­ви­ли Бога за Его спо­соб­ность из ниче­го сотво­рить вели­ко­леп­ное нечто и про­из­ве­сти оби­лие живо­го и нежи­во­го (Иов. 38:7). Анге­лы посы­ла­лись к людям для сооб­ще­ния важ­ных вестей, для защи­ты от бед или для осу­ществ­ле­ния пра­во­су­дия. Рож­де­ство Иису­са Хри­ста никак не мог­ло про­изой­ти без их уча­стия. Божьи анге­лы отме­ти­ли явле­ние в мир Спа­си­те­ля как про­по­ве­дью, так и духов­ным кон­цер­том. Ангель­ская пес­ня, посвя­щен­ная Рож­де­ству Хри­сто­ву, вос­пе­ва­ет три Его неоце­ни­мых дара.

«СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ» — Рож­де­ство пода­ри­ло откро­ве­ние о вели­чии Божьей любви.

В рож­де­ствен­скую ночь пас­ту­хи узна­ли о том, насколь­ко вели­ка и глу­бо­ка Божья любовь к чело­ве­че­ству. Бог мно­го­крат­но являл миру Свою любовь. Он сотво­рил мир, кото­рым мы любу­ем­ся и поль­зу­ем­ся (Деян. 14:16–17). Бог пока­зал Свою любовь Изра­и­лю, сде­лав его наро­дом, к кото­ро­му Он про­явил столь­ко вер­но­сти и забо­ты, несмот­ря на его жесто­ко­сер­дие и упрям­ство. Этот при­мер вдох­нов­ля­ет нас наде­ять­ся, что и из нас у Бога может полу­чить­ся нечто хоро­шее, ведь мы — гли­на, а Он — горшечник.

Любовь Бога осо­бо была явле­на в даро­ва­нии миру Писа­ния, кото­рое учит, исправ­ля­ет, уте­ша­ет и руко­во­дит веру­ю­щи­ми. Отве­ты на молит­вы, по кото­рым Бог выз­во­лял из беды, так­же сви­де­тель­ству­ют о люб­ви Гос­по­да. 
Одна­ко любовь, про­яв­лен­ная в Сыне Божьем, несрав­нен­но пре­вос­хо­дит выше­озна­чен­ные деяния.

Бог воз­лю­бил греш­ный мир. Чело­ве­че­ская любовь име­ет пози­тив­ное осно­ва­ние: кра­со­ту, ум, пре­стиж, удо­воль­ствие, мате­ри­аль­ную выго­ду. Подоб­ных осно­ва­ний у Бога не было. Бог воз­лю­бил гнус­ных, злых, враж­деб­ных, лука­вых, небла­го­дар­ных, жесто­ких людей. Из этой люб­ви Бога, а не из дол­га про­ис­те­ка­ли все Его спа­си­тель­ные дей­ствия. Ангел воз­ве­стил, что Бог послал Сына Сво­е­го в мир быть Спа­си­те­лем и Гос­по­дом. Хри­стос нико­му не отка­зал во встре­че, нико­го не про­гнал от Себя. Он бла­го­тво­рил даже вра­гам и молил­ся за них. Он хочет стать Гос­по­ди­ном чело­ве­че­ско­го серд­ца и даро­вать ему чисто­ту Сво­ей праведности.

Самая вели­кая любовь та, кото­рая при­но­сит вели­кую жерт­ву. Для Небес­но­го Отца не было нико­го и ниче­го вели­че­ствен­нее и доро­же Еди­но­род­но­го Сына. И посы­лая Его, а не анге­ла, быть нашим Спа­си­те­лем, Он пока­зал нам, что воз­лю­бил нас без­гра­нич­ной любо­вью. Дра­го­цен­ный дар Рож­де­ства — любовь Бога, явлен­ная во Христе!

«И НА ЗЕМЛЕ МИР» — Рож­де­ство пода­ри­ло мир с Богом. 
У кого-то вызы­ва­ют недо­уме­ние эти ангель­ские сло­ва. Чело­ве­че­ство не может жить, не воюя. Аме­ри­кан­ский писа­тель Курт Вон­не­гут заме­тил: «Над чем бы уче­ный ни рабо­тал, у него все­гда полу­ча­ет­ся ору­жие». Где же про­де­кла­ри­ро­ван­ный анге­ла­ми мир?

Мир, о кото­ром пели анге­лы, духов­но­го свой­ства. И это преж­де все­го мир с Богом. Самое глав­ное бес­по­кой­ство на све­те — где будет про­во­дить душа веч­ность, в раю или аду. Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми Хри­стос пога­сил нашу задол­жен­ность пред Богом, осво­бо­дил от неиз­беж­но­го нака­за­ния за грех и открыл доступ к пре­сто­лу бла­го­да­ти: «Ибо Он есть мир наш, соде­лав­ший из обо­их одно и раз­ру­шив­ший сто­яв­шую посре­ди пре­гра­ду, упразд­нив враж­ду Пло­тию Сво­ею, а закон запо­ве­дей уче­ни­ем, дабы из двух создать в Себе Самом одно­го ново­го чело­ве­ка, устрояя мир, и в одном теле при­ми­рить обо­их с Богом посред­ством кре­ста, убив враж­ду на нем. И, при­дя, бла­го­вест­во­вал мир вам, даль­ним и близ­ким, пото­му что через Него и те и дру­гие име­ем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:14–18).

Во Хри­сте чело­век при­ми­ря­ет­ся и с Богом, и с чело­ве­ком. Веру­ю­щий во Хри­ста не может враж­до­вать с людь­ми, ибо стал миро­твор­цем. До пока­я­ния отно­ше­ния чело­ве­ка и Бога напо­ми­на­ют отно­ше­ния судьи и пре­ступ­ни­ка. Отно­ше­ния изоб­ли­че­ния и воз­мез­дия. После пока­я­ния — это отно­ше­ния отца и сына, в кото­рых име­ют место любовь Бога, Его забо­та и сыно­вья дис­ци­пли­на. Мир как желан­ный дар Рож­де­ства может стать досто­я­ни­ем вся­ко­го чело­ве­ка, при­ни­ма­ю­ще­го в серд­це Христа.

«В ЧЕЛОВЕКАХ БЛАГОВОЛЕНИЕ» — Рож­де­ство пода­ри­ло хри­сти­ан­ское обще­ние. 
Бла­го­во­ле­ние — это доб­рая воля или доб­рое рас­по­ло­же­ние серд­ца к кому-то. Подоб­ное состо­я­ние — ред­кость в нашем мире. Это ста­но­вит­ся оче­вид­ным в оче­ре­дях за дефи­ци­том или в интер­не­те, где выплес­ки­ва­ют­ся на голо­вы людей пото­ки оскор­би­тель­но­го пре­зре­ния. Совсем иное дело — обще­ние веру­ю­щих. В нем незна­ко­мые ста­но­вят­ся бра­тья­ми и сест­ра­ми, а лишен­ные люб­ви — возлюбленными.

Важ­ней­шим эле­мен­том хри­сти­ан­ско­го обще­ния явля­ет­ся покло­не­ние Хри­сту. Пас­ту­хи пом­ни­ли ска­зан­ное Анге­лом о Мла­ден­це: «Он есть Хри­стос Гос­подь» и пото­му не мог­ли, уви­дев Его, Ему не покло­нить­ся. То же самое повто­ри­ли и волх­вы: «И, вой­дя в дом, уви­де­ли Мла­ден­ца с Мари­ею, Мате­рью Его, и, пав, покло­ни­лись Ему; и, открыв сокро­ви­ща свои, при­нес­ли Ему дары: золо­то, ладан и смир­ну» (Мф. 2:11). Покло­не­ние Хри­сту выра­жа­ет себя в молит­вах бла­го­да­ре­ния, гим­нах хва­лы, вос­пе­ва­ю­щих Его дела и чуд­ные каче­ства, а так­же в послу­ша­нии Его повелениям.

Еще одним важ­ным момен­том обще­ния явля­ет­ся раз­мыш­ле­ние о Сло­ве Божьем. При­тя­га­тель­ность хри­сти­ан­ско­го обще­ния состо­ит в откро­ве­нии вели­чия, муд­ро­сти и кра­со­ты Божье­го Сло­ва. Неда­ром обще­ния, в кото­рых участ­во­вал Хри­стос, были обще­ни­я­ми вокруг Сло­ва и о Сло­ве: «…народ дивил­ся уче­нию Его, ибо Он учил их, как власть име­ю­щий, а не как книж­ни­ки и фари­сеи» (Мф. 7:28–29).

Духов­ный рост веру­ю­щих нераз­рыв­но свя­зан с напол­нен­но­стью души Сло­вом Гос­под­ним: «Как ново­рож­ден­ные мла­ден­цы, воз­лю­би­те чистое сло­вес­ное моло­ко, дабы от него воз­рас­ти вам во спа­се­ние» (1 Пет. 2:2). Глу­би­на отно­ше­ний со Хри­стом опре­де­ля­ет­ся при­вер­жен­но­стью Его Сло­ву: «Он ска­зал им в ответ: матерь Моя и бра­тья Мои суть слу­ша­ю­щие сло­во Божие и испол­ня­ю­щие его» (Лк. 8:21). «Иисус ска­зал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблю­дет сло­во Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы при­дем к нему и оби­тель у него сотво­рим» (Ин. 14:23).

Слы­ша­ние Сло­ва долж­но иметь при­о­ри­тет перед дела­ми житей­ски­ми: «У нее была сест­ра, име­нем Мария, кото­рая села у ног Иису­са и слу­ша­ла сло­во Его. Мар­фа же забо­ти­лась о боль­шом уго­ще­нии и, подой­дя, ска­за­ла: Гос­по­ди! или Тебе нуж­ды нет, что сест­ра моя одну меня оста­ви­ла слу­жить? ска­жи ей, что­бы помог­ла мне. Иисус же ска­зал ей в ответ: Мар­фа! Мар­фа! ты забо­тишь­ся и суе­тишь­ся о мно­гом, а одно толь­ко нуж­но; Мария же избра­ла бла­гую часть, кото­рая не отни­мет­ся у нее» (Лк. 10:39–42). По сло­вам Иису­са, счаст­ли­вы «…слы­ша­щие сло­во Божие и соблю­да­ю­щие его» (Лк. 11:28).

Чисто­та души и отве­ты на молит­вы сто­ят в пря­мой зави­си­мо­сти от чте­ния Божье­го Сло­ва: «Вы уже очи­ще­ны через сло­во, кото­рое Я про­по­ве­дал вам» (Ин. 15:3), «Если пре­бу­де­те во Мне и сло­ва Мои в вас пре­бу­дут, то, чего ни поже­ла­е­те, про­си­те, и будет вам» (Ин. 15:7).

Апо­сто­лы, полу­чив от вла­стей серьез­ные угро­зы в свой адрес, моли­лись не о сохран­но­сти сво­ей жиз­ни, но о воз­мож­но­сти про­по­ве­до­вать Сло­во: «И ныне, Гос­по­ди, воз­зри на угро­зы их, и дай рабам Тво­им со всею сме­ло­стью гово­рить сло­во Твое» (Деян. 4:29). Они пони­ма­ли важ­ность Писа­ния в деле спа­се­ния и совер­шен­ство­ва­ния людей: «Все Писа­ние бого­дух­но­вен­но и полез­но для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти, да будет совер­шен Божий чело­век, ко вся­ко­му доб­ро­му делу при­го­тов­лен» (2 Тим. 3:16–17).

Отвер­гать Божье Сло­во — зна­чит под­пи­сать себе смерт­ный при­го­вор: «Отвер­га­ю­щий Меня и не при­ни­ма­ю­щий слов Моих име­ет судью себе: сло­во, кото­рое Я гово­рил, оно будет судить его в послед­ний день» (Ин. 12:48). Эти сви­де­тель­ства о важ­но­сти Писа­ния помо­га­ют понять, поче­му в хри­сти­ан­ском обще­нии оно игра­ет важ­ную роль.

Пол­но­цен­ное хри­сти­ан­ское обще­ние несет в себе напол­не­ние духов­ной радо­стью: «И воз­вра­ти­лись пас­ту­хи, сла­вя и хва­ля Бога за все то, что слы­ша­ли и виде­ли, как им ска­за­но было». Не мате­ри­аль­ное при­об­ре­те­ние было досто­я­ни­ем участ­ни­ков пер­во­го в исто­рии хри­сти­ан­ско­го обще­ния, но исти­на, кото­рую они услы­ша­ли. Это досто­вер­ный опыт свя­тых, отра­жен­ный в 118‑м Псал­ме, назван­ном гим­ном Сло­ву Божье­му. В нем мы нахо­дим такие при­зна­ния о радо­сти напол­не­ния Сло­вом: «На пути откро­ве­ний Тво­их я раду­юсь, как во вся­ком богат­стве» (Пс. 118:14), «Уста­вы Твои были пес­ня­ми мои­ми на месте стран­ство­ва­ний моих» (Пс. 118:54), «Как слад­ки гор­та­ни моей сло­ва Твои! луч­ше меда устам моим» (Пс. 118:103), «А я люб­лю запо­ве­ди Твои более золо­та, и золо­та чисто­го» (Пс. 118:127), «Раду­юсь я сло­ву Тво­е­му, как полу­чив­ший вели­кую при­быль» (Пс. 118:162).

Хри­сти­ан­ское обще­ние, когда в цен­тре его сто­ит Божье Сло­во, — вели­чай­шее чудо, без кото­ро­го нам не выжить в этом мире. О, если бы умно­жил­ся этот дар Рож­де­ства в нашем мире!

Итак, под­во­дя ито­ги раз­мыш­ле­ни­ям об ангель­ской песне в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва, мож­но ска­зать, что в ней анге­лы про­воз­гла­си­ли вели­кое откро­ве­ние о Божьей люб­ви и о том, как эта вели­чай­шая любовь при­ми­ри­ла чело­ве­ка с Богом через Хри­ста и пода­ри­ла ему сла­дость хри­сти­ан­ско­го обще­ния. Будет ли ваш ответ на это откро­ве­ние похо­жим на ответ пас­ту­хов? Или отве­том будет отвер­же­ние этой вести? Да помо­жет вам Бог при­нять вели­кий дар Рождества!

Вик­тор Рягузов