Биб­лей­ская история

«На Гол­го­фе три рас­пя­тья: Два раз­бой­ни­ка и Он, Рас­про­стер Свои объ­я­тья, Буд­то всех обнять готов…» 
Сло­ва это­го гим­на отра­жа­ют реаль­ную биб­лей­скую исто­рию: Гос­подь наш, Иисус Хри­стос, был рас­пят на хол­ме меж­ду дву­мя раз­бой­ни­ка­ми, о чем и гово­рит­ся во всех четы­рех Еван­ге­ли­ях. Таким обра­зом испол­ни­лось про­ро­че­ство Исайи: “и к зло­де­ям при­чтен был” (Ис. 53,12).

Один из рас­пя­тых вме­сте со Хри­стом зло­сло­вил Иису­са, дру­гой же, напро­тив, уни­мал его. Этот дру­гой осо­зна­вал, что его нака­за­ние – спра­вед­ли­во; Хри­стос же стра­да­ет, не сде­лав ниче­го худо­го. Этот дру­гой, хотя и про­жил жизнь раз­бой­ни­ком, уви­дел в рас­пя­том на кре­сте чело­ве­ке Спа­си­те­ля. То, что Иисус висит рядом с ним не из-за пре­ступ­ле­ний, под­ска­за­ло серд­цу, что такой пра­вед­ный чело­век не попа­дет в ад. Раз­бой­ник видит послед­нюю надеж­ду для сво­е­го спа­се­ния: рядом с ним чело­век, кото­рый через несколь­ко часов будет в раю, пред­ста­нет перед Богом. Что, если он замол­вит о нем сло­веч­ко? Что, если этот пра­вед­ный Иисус уго­во­рит Бога вспом­нить и о нем, разбойнике?


— Помя­ни меня, Гос­по­ди, когда при­дешь в Цар­ствие Твое! 
Гос­подь Иисус, Ты пра­ве­ден, Ты тво­рил на зем­ле такие уди­ви­тель­ные дела, Ты сде­лал столь­ко добра, что Ты, несо­мнен­но, послан­ник Цар­ствия Небес­но­го. И теперь Ты уми­ра­ешь рядом со мной неспра­вед­ли­во: 
— Помя­ни меня, Гос­по­ди, когда при­дешь в Цар­ствие Твое! 
 
Услы­шал ли Его Иисус? 
— Услы­шал и спас: 
— Ныне же будешь со Мною в раю, — отве­тил раз­бой­ни­ку Спа­си­тель. 
 
Мож­но ли каз­нен­но­му, уми­ра­ю­ще­му чело­ве­ку при­не­сти боль­шее уте­ше­ние? О, мило­серд­ный Иисус Хри­стос! Даже стра­дая на кре­сте, ты при­нес уте­ше­ние сво­е­му ближ­не­му. 
 
Судь­ба дру­го­го раз­бой­ни­ка ужас­на. В свои послед­ние мину­ты жиз­ни он хулил Хри­ста. Каза­лось бы, какая тебе радость, что ты уни­жа­ешь тако­го же несчаст­но­го, как ты сам? 
 
Но этот чело­век нашел свое уте­ше­ние, глу­мясь над Спа­си­те­лем, и пото­му не был уте­шен сам. 
Когда Иисус Хри­стос умер, на зем­лю опу­сти­лась тьма. Эту тьму нель­зя счи­тать след­стви­ем сол­неч­но­го затме­ния или пытать­ся объ­яс­нить ее каким-либо дру­гим есте­ствен­ным спо­со­бом. Она не была обыч­ным при­род­ным явле­ни­ем, она была сверхъ­есте­ствен­ной. Инте­рес­но, что за мно­го лет до при­хо­да Спа­си­те­ля на зем­лю уже опус­ка­лась сверхъ­есте­ствен­ная тьма, тако­го уди­ви­тель­но­го свой­ства, что ее мож­но было даже ося­зать. Это было во вре­мя Еги­пет­ских каз­ней. И вот сно­ва тьма обни­ма­ет зем­лю, неся с собой ужас для все­го живо­го. 
 
А в Иеру­са­лим­ском хра­ме, в это самое вре­мя смер­ти Иису­са, заве­са, отде­ля­ю­щая Свя­тое Свя­тых от взо­ров моля­щих­ся, раз­ди­ра­ет­ся на две части. Раз­ди­ра­ет­ся нече­ло­ве­че­ской силой во зна­ме­ние того, что эта свя­тая смерть откры­ва­ет людям доступ к Богу. 
 
Ана­ли­зи­ро­вав­шие гре­че­ские ори­ги­наль­ные тек­сты Еван­ге­лий ука­зы­ва­ли на то, что ни один из еван­ге­ли­стов не гово­рит о смер­ти Иису­са теми сло­ва­ми, кото­ры­ми он рас­ска­зал бы о любой дру­гой смер­ти. 
 
Люди, при­сут­ство­вав­шие на этой каз­ни, воз­вра­ща­лись, бия себя в грудь — что явля­лось зна­ком скор­би и рас­ка­я­ния. Хотя зна­чи­тель­ная часть наро­да и при­шла к месту каз­ни про­сто в поис­ках раз­вле­че­ния, смерть Иису­са заста­ви­ла их о мно­гом заду­мать­ся. 
 
Сня­тое со кре­ста Тело Хри­ста поло­жи­ли во гро­бе, в кото­ром никто еще не был поло­жен. 
Выруб­лен­ные в ска­лах гроб­ни­цы обыч­но слу­жи­ли местом захо­ро­не­ния сра­зу несколь­ких чело­век. Такие гроб­ни­цы обыч­но слу­жи­ли семей­ны­ми усы­паль­ни­ца­ми, поэто­му еван­ге­лист Лука осо­бо под­чер­ки­ва­ет, что эта гроб­ни­ца была пуста. Смерть Иису­са не име­ла себе подоб­ных. Имен­но это обсто­я­тель­ство и под­чер­ки­ва­ет­ся отсут­стви­ем в гроб­ни­це дру­гих умер­ших. Поэто­му Того, Кто вос­крес из этой гроб­ни­цы, нель­зя ни с кем пере­пу­тать. 
 
Все еван­ге­ли­сты опи­сы­ва­ют собы­тия, после­до­вав­шие за вос­кре­се­ни­ем, но никто из них ниче­го не гово­рит о том, как совер­ши­лось само вос­кре­се­ние. Рас­ска­зы всех четы­рех схо­дят­ся в сле­ду­ю­щем: утром тре­тье­го дня гроб­ни­ца ока­за­лась пустой; пер­вы­ми сви­де­те­ля­ми чуда ста­ли жен­щи­ны; уче­ни­ки не сра­зу и с тру­дом пове­ри­ли в вос­кре­се­ние Учи­те­ля. 
 
Мы име­ем сви­де­тель­ства того, что Иисус вос­крес уже не в похо­жей на нашу брен­ную плоть. Так, Он неожи­дан­но пред­стал перед уче­ни­ка­ми в ком­на­те, и Ему даже не поме­ша­ла вой­ти запер­тая дверь. Вос­крес­ший при­нес неоспо­ри­мые дока­за­тель­ства того, что это – Он. На Его руках и ногах мож­но было уви­деть раны от гвоз­дей, кото­ры­ми Его при­би­ли ко кре­сту.