Я создам Цер­ковь Мою… (Еван­ге­лие от Матфея,16:18)

При­бли­жа­ет­ся празд­ник Тро­и­цы, все к нему гото­вят­ся. Каза­лось бы, празд­ник как празд­ник – какие вопро­сы? Но празд­ну­ют, одна­ко, все по-раз­но­му: одни в цер­ковь идут, дру­гие на клад­би­ще, тре­тьи – дома, в кру­гу семьи или на при­ро­де, или на даче. Что же это за празд­ник такой – Тро­и­ца? В Биб­лии он еще назван Днем Пяти­де­сят­ни­цы. Ока­зы­ва­ет­ся, что празд­ник этот не толь­ко хри­сти­ан­ский, но, изна­чаль­но иудей­ский, еврейский.

Назва­ние это­го празд­ни­ка зву­чит по-еврей­ски «Шаву­от» («недель или седь­миц» Лев. 23:15–16); это один из трех палом­ни­че­ских празд­ни­ков (есть еще «Песах», т.е. Пас­ха – выход изра­иль­ско­го наро­да из Егип­та и «Сукот», Празд­ник кущей, т.е. День бла­го­да­ре­ния), во вре­мя кото­рых каж­дый еврей­ский муж­чи­на под­ни­ма­ет­ся в Иеру­са­лим. (Вот где в Свя­щен­ном Писа­нии вы смо­же­те най­ти упо­ми­на­ние об этом: Левит 23:33–43; Числ. 29:12–39; Вто­роз. 16:13–16). 
 
В кни­ге Левит, 23:13–16 ска­за­но: «Отсчи­тай­те себе от пер­во­го дня после празд­ни­ка, от того дня, в кото­рый при­но­си­те сноп потря­са­ния, семь пол­ных недель, до пер­во­го дня после седь­мой неде­ли отсчи­тай­те пять­де­сят дней, [и тогда] при­не­си­те новое хлеб­ное при­но­ше­ние Гос­по­ду…» Отсю­да гре­че­ское назва­ние это­го празд­ни­ка «пен­те­ко­стес», что зна­чит «пяти­де­ся­тый», на рус­ский язык обыч­но пере­во­дит­ся как «Пяти­де­сят­ни­ца». У евре­ев этот празд­ник еще назы­вал­ся днем пер­вых пло­дов или празд­ни­ком жат­вы (Исх. 23:16). 
 
Что же обо­зна­ча­ет этот празд­ник для нас, рос­сий­ских хри­сти­ан? 
Одна­жды в лите­ра­ту­ре я натолк­нул­ся на выра­же­ние «вет­хо­за­вет­ная цер­ковь» – и я насто­ро­жил­ся. Нуж­но пояс­нить, что в Вет­хом Заве­те народ Божий назы­ва­ет­ся обще­ством Изра­иль­ским, где не было места языч­ни­кам. В Новом Заве­те народ Божий назван Цер­ко­вью, где нет вопро­са о расо­вой при­над­леж­но­сти, но напро­тив, Цер­ковь – это сооб­ще­ство людей всех рас, воз­рас­тов, соци­аль­ных групп, сосло­вий. До Иису­са Хри­ста никто не гово­рил: «Я создам Цер­ковь» (Мтф. 16:18). А раз не гово­рил, то и не сози­дал. Отку­да же воз­ник­ло поня­тие «Цер­ковь»? 
 
Посмот­рим, что гово­рит нам о Церк­ви авто­ри­тет­ное изда­ние Боль­шой Рос­сий­ской Энцик­ло­пе­дии (Москва, 1995, Науч­ное изда­тель­ство). Чита­ем: «сло­во «еккле­сия»» —цер­ковь. Оно встре­ча­ет­ся у гре­че­ских клас­си­че­ских писа­те­лей: Фуки­ди­да, Про­та­го­ра и Пла­то­на и озна­ча­ет пра­виль­но созван­ное (в про­ти­во­по­лож­ность само­воль­но­му и бес­по­ря­доч­но­му ско­пи­щу людей) собра­ние или обще­ство лиц с опре­де­лен­ны­ми пра­ва­ми. С про­яв­ле­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем Хри­сти­ан­ства, хри­сти­ан­ской веры, сло­во “Еккле­сия – цер­ковь” ста­ли упо­треб­лять­ся для обо­зна­че­ния поня­тия об осно­ван­ном Иису­сом Хри­стом ради спа­се­ния людей учре­жде­ния и обще­ства веру­ю­щих в Него». «В зна­че­нии учре­жде­ния, создан­но­го для спа­се­ния людей верой их в Сына Божье­го и испо­ве­да­ни­ем Его и обще­ства веру­ю­щих в Него (Мтф. 16:16–19, Мтф. 18:17)». 
 
Сло­во Еккле­сия упо­треб­ле­но Самим Осно­ва­те­лем хри­сти­ан­ской веры и Церк­ви. В апо­столь­ских посла­ни­ях сло­вом Цер­ковь обо­зна­ча­ет­ся, во-пер­вых, непо­ко­ле­би­мое Боже­ствен­ное учре­жде­ние истин­но­го веро­уче­ния (1 Тим. 3:15, Кол. 1:24–25), и во-вто­рых, назва­ны мест­ные хри­сти­ан­ские общи­ны (Деян. 19:31, 14:23, т.д.). 
 
Как видим, до вре­ме­ни Ново­го Заве­та Церк­ви Хри­сто­вой не суще­ство­ва­ло. Поче­му Хри­сто­вой? Пото­му что Он ска­зал: «Мою Цер­ковь». 
 
Цер­ковь есть тело, Гла­ва кото­ро­го Хри­стос (1 Кор. 12:27, Еф. 1:22,23; 4:16). Образ Тела Хри­сто­ва под­чер­ки­ва­ет связь веру­ю­щих, как сооб­ще­ства, со Хри­стом. Образ Тела Хри­сто­ва под­ра­зу­ме­ва­ет един­ство и связь меж­ду все­ми людь­ми, состав­ля­ю­щи­ми Цер­ковь. 
 
В пони­ма­нии тела при­сут­ству­ет идея вза­им­но­сти. Будучи Телом Хри­ста, Цер­ковь явля­ет­ся про­дол­же­ни­ем и раз­ви­ти­ем Его слу­же­ния. 
 
Хри­стос – кра­е­уголь­ный камень в стро­и­тель­стве Церк­ви (1 Пет. 2:4–8, Еф. 2:18–22) 
 
Хри­стос и Его Цер­ковь состав­ля­ют одну плоть, одно тело и один дух (1 кор. 6:17, 12:20–27, Еф. 5:30–32). 
 
Цер­ковь есть соеди­не­ние всех веру­ю­щих (Деян. 14:27, 20:28) 
 
Хри­стос иску­пил Цер­ковь Сво­ею Кро­вью (1 Петр. 1:18–19). 
 
До Хри­ста ниче­го это­го не было. 
 
После сво­е­го вос­кре­се­ния Гос­подь Иисус ска­зал: «не отлу­чай­тесь из Иеру­са­ли­ма, но жди­те обе­щан­но­го от Отца, о чем вы слы­ша­ли от Меня, ибо Иоанн кре­стил водою, а вы, через несколь­ко дней после сего, буде­те кре­ще­ны Духом Свя­тым» (Деян 1:4). Они и не отлу­ча­лись, но жда­ли… Посе­му и были собра­ны вме­сте: «При наступ­ле­нии дня Пяти­де­сят­ни­цы все они были еди­но­душ­но вме­сте» (Деян. 2:1). Потом «испол­ни­лись все Духа Свя­то­го». Затем три тыся­чи чело­век пока­я­лись – так роди­лась Цер­ковь. Инсти­тут, уста­нов­ле­ние, архи­тек­то­ром и созда­те­лем кото­ро­го явля­ет­ся Бог. С тех самых пор «они посто­ян­но пре­бы­ва­ли в уче­нии Апо­сто­лов, в обще­нии и пре­лом­ле­нии хле­ба, (что обо­зна­ча­ет при­ча­стие), и в молит­вах». 
 
Сего­дня Цер­ковь не толь­ко рас­про­стра­не­на по все­му миру, но и про­дол­жа­ет рож­дать новые души для сво­е­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста (Деян. 2:47). 
 
Каким был создан пер­вый чело­век, Адам? Из гли­ны, в кото­рую затем вдох­нул Бог Дух. Так и создан­ная Хри­стом Цер­ковь долж­на была родить­ся, и для это­го нуж­но было вме­ша­тель­ство Все­выш­не­го, что­бы ожи­во­тво­рить Ее Духом Свя­тым, что и про­изо­шло в День Пяти­де­сят­ни­цы – Тро­и­цы. 
 
Так была ли Вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь? Нет, так­же как и не было и нико­гда не будет какой-нибудь иной церк­ви, кро­ме Церк­ви Иису­са Хри­ста. Мож­но понять, поче­му люди попы­та­лись при­ду­мать такое выра­же­ние – «цер­ковь Вет­хо­го Заве­та»: было обще­ние Бога с обще­ством людей, избра­ние Божье, откро­ве­ние исти­ны. Но Церк­ви не было, пото­му что Ее мог создать толь­ко Хри­стос, создать Свое Тело, что Он и совер­шил на Кре­сте Гол­го­фы. Ибо цер­ковь – это сооб­ще­ство духов­но рож­ден­ных людей.