Приближается праздник Троицы, все к нему готовятся. Казалось бы, праздник как праздник – какие вопросы? Но празднуют, однако, все по-разному: одни в церковь идут, другие на кладбище, третьи – дома, в кругу семьи или на природе, или на даче. Что же это за праздник такой – Троица? В Библии он еще назван Днем Пятидесятницы. Оказывается, что праздник этот не только христианский, но, изначально иудейский, еврейский.
Название этого праздника звучит по-еврейски «Шавуот» («недель или седьмиц» Лев. 23:15–16); это один из трех паломнических праздников (есть еще «Песах», т.е. Пасха – выход израильского народа из Египта и «Сукот», Праздник кущей, т.е. День благодарения), во время которых каждый еврейский мужчина поднимается в Иерусалим. (Вот где в Священном Писании вы сможете найти упоминание об этом: Левит 23:33–43; Числ. 29:12–39; Второз. 16:13–16).
В книге Левит, 23:13–16 сказано: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и тогда] принесите новое хлебное приношение Господу…» Отсюда греческое название этого праздника «пентекостес», что значит «пятидесятый», на русский язык обычно переводится как «Пятидесятница». У евреев этот праздник еще назывался днем первых плодов или праздником жатвы (Исх. 23:16).
Что же обозначает этот праздник для нас, российских христиан?
Однажды в литературе я натолкнулся на выражение «ветхозаветная церковь» – и я насторожился. Нужно пояснить, что в Ветхом Завете народ Божий называется обществом Израильским, где не было места язычникам. В Новом Завете народ Божий назван Церковью, где нет вопроса о расовой принадлежности, но напротив, Церковь – это сообщество людей всех рас, возрастов, социальных групп, сословий. До Иисуса Христа никто не говорил: «Я создам Церковь» (Мтф. 16:18). А раз не говорил, то и не созидал. Откуда же возникло понятие «Церковь»?
Посмотрим, что говорит нам о Церкви авторитетное издание Большой Российской Энциклопедии (Москва, 1995, Научное издательство). Читаем: «слово «екклесия»» —церковь. Оно встречается у греческих классических писателей: Фукидида, Протагора и Платона и означает правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определенными правами. С проявлением и распространением Христианства, христианской веры, слово “Екклесия – церковь” стали употребляться для обозначения понятия об основанном Иисусом Христом ради спасения людей учреждения и общества верующих в Него». «В значении учреждения, созданного для спасения людей верой их в Сына Божьего и исповеданием Его и общества верующих в Него (Мтф. 16:16–19, Мтф. 18:17)».
Слово Екклесия употреблено Самим Основателем христианской веры и Церкви. В апостольских посланиях словом Церковь обозначается, во-первых, непоколебимое Божественное учреждение истинного вероучения (1 Тим. 3:15, Кол. 1:24–25), и во-вторых, названы местные христианские общины (Деян. 19:31, 14:23, т.д.).
Как видим, до времени Нового Завета Церкви Христовой не существовало. Почему Христовой? Потому что Он сказал: «Мою Церковь».
Церковь есть тело, Глава которого Христос (1 Кор. 12:27, Еф. 1:22,23; 4:16). Образ Тела Христова подчеркивает связь верующих, как сообщества, со Христом. Образ Тела Христова подразумевает единство и связь между всеми людьми, составляющими Церковь.
В понимании тела присутствует идея взаимности. Будучи Телом Христа, Церковь является продолжением и развитием Его служения.
Христос – краеугольный камень в строительстве Церкви (1 Пет. 2:4–8, Еф. 2:18–22)
Христос и Его Церковь составляют одну плоть, одно тело и один дух (1 кор. 6:17, 12:20–27, Еф. 5:30–32).
Церковь есть соединение всех верующих (Деян. 14:27, 20:28)
Христос искупил Церковь Своею Кровью (1 Петр. 1:18–19).
До Христа ничего этого не было.
После своего воскресения Господь Иисус сказал: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян 1:4). Они и не отлучались, но ждали… Посему и были собраны вместе: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). Потом «исполнились все Духа Святого». Затем три тысячи человек покаялись – так родилась Церковь. Институт, установление, архитектором и создателем которого является Бог. С тех самых пор «они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба, (что обозначает причастие), и в молитвах».
Сегодня Церковь не только распространена по всему миру, но и продолжает рождать новые души для своего Господа Иисуса Христа (Деян. 2:47).
Каким был создан первый человек, Адам? Из глины, в которую затем вдохнул Бог Дух. Так и созданная Христом Церковь должна была родиться, и для этого нужно было вмешательство Всевышнего, чтобы оживотворить Ее Духом Святым, что и произошло в День Пятидесятницы – Троицы.
Так была ли Ветхозаветная Церковь? Нет, также как и не было и никогда не будет какой-нибудь иной церкви, кроме Церкви Иисуса Христа. Можно понять, почему люди попытались придумать такое выражение – «церковь Ветхого Завета»: было общение Бога с обществом людей, избрание Божье, откровение истины. Но Церкви не было, потому что Ее мог создать только Христос, создать Свое Тело, что Он и совершил на Кресте Голгофы. Ибо церковь – это сообщество духовно рожденных людей.