Семен Яко­вле­вич Надсон

Родил­ся 14 (26) декаб­ря 1862 года в Петер­бур­ге, в семье мел­ко­го чинов­ни­ка. Отец Семе­на умер в при­юте для душев­но­боль­ных, когда сыну не было еще и 2 лет, а вес­ной 1873г. от чахот­ки умер­ла и мать. Сти­хи Над­сон начал писать с 9‑летнего воз­рас­та. Его опе­кун, брат мате­ри, дал юно­ше обра­зо­ва­ние воен­но­го, одна­ко начав­ша­я­ся чахот­ка не поз­во­ли­ла и меч­тать о карье­ре воен­но­го; юно­ша с голо­вой ухо­дит в поэзию.

С 1878 года его сти­хо­тво­ре­ния появ­ля­ют­ся в печа­ти, а в 1882 году Над­сон зна­ко­мит­ся с поэтом А.Н.Плещеевым и начи­на­ет сотруд­ни­чать в жур­на­ле «Оте­че­ствен­ные запис­ки». В это вре­мя начи­на­ет про­грес­си­ро­вать болезнь, от кото­рой он и скон­чал­ся 19 (31) янва­ря 1887 г.


Един­ствен­ный при­жиз­нен­ный сбор­ник сти­хов вышел в 1885 году и при­нес поэту шум­ную сла­ву. Затем пол­ный сбор­ник его сти­хов изда­вал­ся 29 раз.

Над­со­на назы­ва­ют выра­зи­те­лем дум и настро­е­ний 80 г.г. 19 века, его талант ценил М. Е.Салтыков-Щедрин и А.П.Чехов, под его вли­я­ни­ем начи­нал­ся твор­че­ский путь Д.С.Мережковского и В.Я. Брю­со­ва, извест­ных поэтов-сим­во­ли­стов нача­ла 20 века.

В Над­соне чита­ю­щую моло­дежь при­вле­ка­ли осо­бая искрен­ность и состра­да­ние к ближ­не­му. Он был одним из рус­ских поэтов, чья «духов­ная жаж­да» направ­ля­ла их сло­во , воз­мож­но и неосо­знан­но, для осо­бо­го слу­же­ния – вос­пи­та­ния души. 
Даже лите­ра­ту­ро­ве­ды совет­ско­го «ате­и­сти­че­ско­го» пери­о­да, харак­те­ри­зуя твор­че­ство Над­со­на, не мог­ли не заме­тить, что «в поэ­зии Н. отра­зи­лись увлечения…героями хри­сти­ан­ской мифо­ло­гии». На самом деле это не «увле­че­ние геро­я­ми», а жела­ние понять мир, себя, свое пред­на­зна­че­ние и соот­вет­ствие, а ско­рее, несо­от­вет­ствие зако­нов мира Божьим запо­ве­дям: 
 
…Слу­ча­лось ли тебе заду­мать­ся глу­бо­ко 
Над нераз­га­дан­ным вопро­сом бытия? 
Зачем ты при­зван в мир? К чему твои стра­да­нья, 
Любовь и нена­висть, сомне­нья и меч­ты 
В без­греш­но-пра­виль­ной машине миро­зда­нья 
И в подав­ля­ю­щей огром­но­сти тол­пы?.. 
(1880)
 
 
Перу Над­со­на при­над­л­жит зна­ме­ни­тое сти­хо­тво­ре­ние «Моло­дая хри­сти­ан­ка», геро­и­ня кото­ро­го пора­жа­ет нас сво­ей силой веры. 
 
Бес­плод­ны были все ста­ра­нья 
Ее суро­вых пала­чей: 
Ни обе­ща­нья, ни стра­да­нья 
Не сокру­ши­ли веры в ней. … 
 
И на алтарь Хри­ста и Бога 
Она гото­ва при­не­сти 
Всё, чем крас­на ее доро­га, 
Что ей све­ти­ло на пути.
 
 
И тема Иуды – пре­да­те­ля при­об­ре­та­ет не исто­ри­че­ское, а совре­мен­ное зву­ча­ние, пото­му что пре­да­тель­ство Спа­си­те­ля мира повто­ря­ет­ся бес­ко­неч­но. 
Как никто дру­гой Над­сон понял и отра­зил в сти­хо­тво­ре­нии «Хри­стос!.. Где Ты, Хри­стос…» мер­зость и опас­ность фари­сей­ства, раз­вра­ща­ю­ще­го душу чело­ве­ка, уда­ля­ю­ще­го от Хри­ста: 
 
Хри­стос!.. Где Ты, Хри­стос, сия­ю­щий луча­ми 
Бес­смерт­ной исти­ны, сво­бо­ды и люб­ви?.. 
Взгля­ни — Твой храм опять пору­ган тор­га­ша­ми…
 
 
В кон­це жиз­ни, смер­тель­но боль­ной, поэт как буд­то с удив­ле­ни­ем обна­ру­жи­ва­ет в себе жела­ние молит­вы, «упо­ва­ния». Но ответ был дан дав­но. Ответ, под кото­рым готов под­пи­сать­ся каж­дый, кто понял смысл Гол­гоф­ско­го Кре­ста: 
 
Мой Бог — Бог страж­ду­щих, Бог, обаг­рен­ный кро­вью, 
Бог-чело­век и брат с небес­ною душой, — 
И пред стра­да­ни­ем и чистою любо­вью 
Скло­ня­юсь я с моей горя­чею моль­бой!.. 
(1880 год)