Биб­лей­ская история

В жиз­ни свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла мно­же­ство уди­ви­тель­ных момен­тов. Один из них – исто­рия его обра­ще­ния ко Хри­сту. Из Биб­лии нам извест­но, что вна­ча­ле сво­е­го пути он даже и не помыш­лял о том, что когда-нибудь вста­нет на путь «назо­рей­ской ере­си», – так назы­ва­лось тогда хри­сти­ан­ство. В одном из посла­ний он напи­сал о себе: «обре­зан­ный в вось­мой день, из рода Изра­и­ле­ва, коле­на Вени­а­ми­но­ва, Еврей от Евре­ев, по уче­нию фари­сей, по рев­но­сти – гони­тель Церк­ви Божи­ей, по прав­де закон­ной – непо­роч­ный» (Фил.3:5,6).

Выра­же­ние «после­ду­ю­щих сему уче­нию» в дру­гом пере­во­де зву­чит как “сто­я­щих на этом пути”. Сло­во “путь” ука­зы­ва­ет, что хри­сти­ан­ское дви­же­ние состо­ит из после­до­ва­те­лей Иису­са, Кото­рый Сам есть Путь (см. Еван­ге­лие от Иоан­на 14,6). Пре­об­ра­же­ние Савла тоже про­изой­дет на пути, на кото­ром встре­тит­ся ему Иисус Хри­стос. 
 
Пер­вый раз мы встре­ча­ем­ся с Пав­лом, точ­нее тогда еще юно­шей Сав­лом, в кни­ге Дея­ний Св. Апо­сто­лов, 7 гла­ве. Ока­зы­ва­ет­ся, буду­щий апо­стол Иису­са Хри­ста участ­во­вал в уби­е­нии одно­го из вер­ней­ших уче­ни­ков пер­вой Церк­ви, муче­ни­ка во Имя Хри­сто­во, Сте­фа­на. Савл, как сле­ду­ет из кни­ги, сте­рег одеж­ды тех, кото­рые поби­ва­ли кам­ня­ми свя­то­го Сте­фа­на. Как истин­ный фари­сей, Савл нена­ви­дел новую ересь и вся­че­ски пытал­ся ее иско­ре­нить. «.. дыша угро­за­ми и убий­ством на уче­ни­ков Гос­по­да, при­шел к пер­во­свя­щен­ни­ку и выпро­сил у него пись­ма в Дамаск к сина­го­гам, что­бы, кого най­дет после­ду­ю­щих сему уче­нию, и муж­чин и жен­щин, свя­зав, при­во­дить в Иеру­са­лим. Когда же он шел и при­бли­жал­ся к Дамас­ку, вне­зап­но оси­ял его свет с неба» (Деян.9:1–3). 
 
Свет этот был сверхъ­есте­ствен­ный, более яркий, чем свет южно­го солн­ца. Савл услы­шал голос с небес: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» 
 
Гово­рив­ший с неба не отде­лил уче­ни­ков от себя: гоне­ние на них озна­ча­ло гоне­ние на Само­го Иису­са. 
 
«Кто Ты, Гос­по­ди?» – отве­ча­ет вопро­сом на вопрос буду­щий апо­стол. Гре­че­ское сло­во “кириос” может быть упо­треб­ле­но в зна­че­нии “Гос­подь” (Вла­ды­ка Небес­ный) и “гос­по­дин”, “сударь” (веж­ли­вое, ува­жи­тель­ное обра­ще­ние). Хотя Савл толь­ко начи­нал пони­мать, кто такой Иисус на самом деле, ярчай­ший свет и голос с неба, веро­ят­но, заста­ви­ли его упо­тре­бить сло­во “кириос” в его боже­ствен­ном зна­че­нии – Гос­подь. 
 
Люди, шед­шие с ним, сто­я­ли в оце­пе­не­нии, слы­ша голос. Спут­ни­ки Пав­ла слы­ша­ли некие зву­ки, но не мог­ли понять зна­че­ние слов. 
 
От уви­ден­но­го све­та апо­стол ослеп на вре­мя и пото­му был при­ве­ден за руки в Дамаск. Там он три дня «не видел, и не ел, и не пил», пока к нему не при­шел послан­ный от Бога уче­ник Иису­са Хри­ста по име­ни Ана­ния. 
 
Гос­подь обра­тил­ся к это­му уче­ни­ку в виде­нии и ска­зал ему: «встань и пой­ди на ули­цу, так назы­ва­е­мую Пря­мую, и спро­си в Иуди­ном доме Тар­ся­ни­на, по име­ни Савла; он теперь молит­ся, и видел в виде­нии мужа, име­нем Ана­нию, при­шед­ше­го к нему и воз­ло­жив­ше­го на него руку, что­бы он про­зрел». 
 
Ана­ния слы­шал о всех делах Савла, как тот гнал цер­ковь Божью и сколь­ко зла сде­лал свя­тым Божьим в Иеру­са­ли­ме, и пото­му дерз­нул вос­про­ти­вить­ся Богу. Но Гос­подь «ска­зал ему: иди, ибо он есть Мой избран­ный сосуд, что­бы воз­ве­щать имя Мое перед наро­да­ми и царя­ми и сына­ми Изра­и­ле­вы­ми. И Я пока­жу ему, сколь­ко он дол­жен постра­дать за имя Мое». 
 
Ана­ния поспе­шил и при­шел в дом, в кото­ром нахо­дил­ся ослеп­ший «фари­сей из фари­се­ев»: 
«Брат Савл! Гос­подь Иисус, явив­ший­ся тебе на пути, кото­рым ты шел, послал меня, что­бы ты про­зрел и испол­нил­ся Свя­та­го Духа». 
 
Это было еще одно под­твер­жде­ние того, что все, что слу­чи­лось с Сав­лом на пути в Дамаск, было реаль­но­стью. 
 
«И тот­час как бы чешуя отпа­ла от глаз его, и вдруг он про­зрел; и, встав, кре­стил­ся, и, при­няв пищи, укре­пил­ся. И был Савл несколь­ко дней с уче­ни­ка­ми в Дамас­ке». 
 
Так был обра­щен в хри­сти­ан­скую веру самый, пожа­луй, рев­ност­ный апо­стол, кото­рый будет назы­вать себя «апо­сто­лом языч­ни­ков» – наш с вами апостол.