Посла­ние к иудам

Веру­ю­щие, иссле­ду­ю­щие себя и Писа­ние, могут уви­деть себя и в раз­бой­ни­ке, каз­нен­ном вме­сте со Хри­стом, и в блуд­ном сыне, и даже в тех, кто кри­ча­ли «рас­пни!». Тем не менее, мало кто хочет видеть в себе Иуду Иска­ри­о­та – уж луч­ше при­знать нали­чие в сво­ем «я» при­ро­ды чело­ве­ко­убий­цы, Каи­на, чем столь под­ло­го пре­да­те­ля. Имя Иуды Иска­ри­о­та ста­ло нари­ца­тель­ным. Этим име­нем клей­мят чело­ве­ка, совер­шив­ше­го под­лое пре­да­тель­ство: дру­га, Роди­ны, роди­те­лей… Но вот что инте­рес­но: этот ли грех – пре­да­тель­ство учи­те­ля и дру­га – был самым тяж­ким, сыг­рал роко­вую роль в жиз­ни Иуды?

Какой из гре­хов Иуды смерт­ный? 
 
Еван­ге­лия повест­ву­ют нам, по край­ней мере, о пяти гре­хах Иуды: 
 
1) Воров­ство. Иуда был вор (Иоан 12:6). (Не такой уж страш­ный грех, не прав­да ли? С кем не быва­ет…) 
 
2) Злые помыс­лы. Иуда допу­стил сатане вло­жить в его серд­це мысль о пре­да­тель­стве Иису­са (Иоанн 13:2), что, напри­мер, Апо­стол Петр одно­знач­но харак­те­ри­зу­ет как грех чело­ве­ка: «Ана­ния! Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в серд­це твое мысль…» (Деян. 5:3). 
 
3) Лице­ме­рие. Иуда про­явил лице­ме­рие, при­няв из рук Иису­са хлеб (Иоанн 13:27). При этом он нару­шил сра­зу два зако­на – нрав­ствен­ный и духов­ный. Нрав­ствен­ный закон, дей­ству­ю­щий на восто­ке до сих пор, гла­сит: деля хлеб с чело­ве­ком, ты ста­но­вишь­ся его дру­гом и союз­ни­ком, всту­па­ешь с ним в завет. В этом и заклю­ча­ет­ся нон­сенс про­ро­че­ско­го сло­ва «яду­щий со мною хлеб под­нял на меня пяту» – такая мысль нес­ла в себе про­ти­во­ре­чие для людей того вре­ме­ни, каза­лась неве­ро­ят­ным зло­дей­ством. Иуда запро­сто пере­сту­пил через это: решив пре­дать Иису­са, он лице­мер­но участ­ву­ет в вече­ре, и, в знак друж­бы, мира и соуча­стия, как вер­ный друг, при­ни­ма­ет от Него хлеб. 
 
4) Пре­да­тель­ство. Наста­ло вре­мя рас­смот­реть чет­вер­тый оче­вид­ный грех Иуды – пре­да­тель­ство. Поче­му-то этот грех впе­чат­ля­ет боль­шин­ство людей силь­нее все­го. Надо же – учи­те­ля! И за что – за день­ги! И как – поце­лу­ем! 
 
А что еще вы хоте­ли от чело­ве­ка, заклю­чив­ше­го завет с дья­во­лом? Несколь­ко часов назад он пере­сту­пил грань, пре­дав друж­бу, любовь, дове­рие, честь, совесть, пере­сту­пив чело­ве­че­ские пра­ви­ла, пре­дав само­го себя и отрек­шись от Бога. Его дея­ние выгля­дит на этом фоне печаль­но, но вполне логич­но. Он «чест­но» отра­бо­тал свои сереб­ре­ни­ки. 
 
5) Мы добра­лись до послед­не­го, смерт­но­го, само­го тяж­ко­го гре­ха Иуды. Но сна­ча­ла обра­ти­те вни­ма­ние на такие сло­ва: «Иуда…раскаявшись…» (Матф. 27:3). Что кро­ет­ся за эти­ми сло­ва­ми? Без­дна Гос­под­ней люб­ви, всё Еван­ге­лие Хри­ста: «Есть про­ще­ние ДЛЯ КАЖДОГО!». Даже для Иуды! 
 
 
Отку­да при­хо­дит рас­ка­я­ние? ОНО ПРИХОДИТ ТОЛЬКО ОТ БОГА. ОТ ДЬЯВОЛА ОНО ПРИЙТИ НЕ МОЖЕТ. Рас­ка­я­ние – это момент исти­ны, оно точ­но соот­вет­ству­ет при­ро­де Бога и про­ти­во­ре­чит при­ро­де сата­ны. Рас­ка­я­ние при­хо­дит от Бога, через совесть ли, через Божье или люд­ское сло­во, через обли­че­ние. 
 
Рас­ка­я­ние Бог не пред­ла­га­ет ЗРЯ. Зна­чит, для Иуды было про­ще­ние. В чем? В КРОВИ ТОГО САМОГО ИИСУСА, КОТОРОГО ОН ПРЕДАЛ! Под­твер­жда­ет­ся это и сло­ва­ми Иису­са, обра­щен­ны­ми к пре­дав­ше­му Его: «Друг, для чего ты при­шел?» Матф. 26:50 (Он всё еще друг Иису­су!) Неда­ром два еван­ге­лия упо­ми­на­ют об этом (упрек: Лука 22:48). 
 
Какая без­дна люб­ви, какая без­дна про­ще­ния! Кто ты такой после это­го, чело­век, гово­ря­щий: «нет мне (или дру­го­му) про­ще­ния»? Вот насто­я­щий Иудин грех! Толь­ко тот, в ком нет про­ще­ния себе или ближ­не­му, досто­ин зва­ния Иуды! Наде­ва­ешь ман­тию судьи, сам выно­сишь при­го­вор, сам при­во­дишь в испол­не­ние. Имен­но этот грех, а не пре­да­тель­ство, при­вел Иуду к смер­ти, и при­чи­на его – гор­ды­ня. Печаль­ное, но спра­вед­ли­вое усло­вие: есть про­ще­ние для всех, кро­ме непро­ща­ю­щих. У Бога не было пре­пят­ствий для про­ще­ния Иуды. Пре­пят­ствие было в Иуде – он избрал себе поги­бель, пото­му что избрал дру­го­го отца. 
 
Чем же так плох этот послед­ний грех, став­ший для Иуды смер­тель­ным, несмот­ря на Божье пред­ло­же­ние про­ще­ния? Каза­лось бы, столь силь­ное сожа­ле­ние о сде­лан­ном, столь серьез­ная оцен­ка сво­е­го гре­ха долж­на гово­рить о высо­кой нрав­ствен­ной план­ке в чело­ве­ке! Иуда высту­пил в роли судьи, предъ­явил себе круп­ный счет, при­го­во­рил к смер­ти и при­вел при­го­вор в испол­не­ние. Этим он оскор­бил Бога, взял на себя Его функ­ции. Когда чело­век берет на себя суд, он неволь­но ста­вит себя вро­вень с Богом, как Ден­ни­ца. Он счи­та­ет себя доста­точ­но ком­пе­тент­ным, что­бы спра­вед­ли­во и пра­виль­но судить себя или дру­гих. 
 
Если вы вни­ма­тель­но чита­ли Еван­ге­лие, то вы зна­е­те, в какой момент Иуда заклю­чил завет с дья­во­лом: 
 
«…И, обмак­нув кусок, подал Иуде Симо­но­ву Иска­ри­о­ту. И после сего кус­ка вошел в него сата­на» (Иоан. 13: 26, 27). Из Биб­лии слов не выки­нешь: Иисус дал Иуде хлеб, кото­рым Иуда отра­вил­ся: в него вошел сата­на. Вопрос: поче­му же не отра­ви­лись дру­гие апо­сто­лы, кото­рые ели тот же хлеб? Ответ: вы не про­бо­ва­ли огур­цы с моло­ком? Хими­че­ская нау­ка зна­ет мно­го веществ, кото­рые по отдель­но­сти вполне без­обид­ны, а при соеди­не­нии обра­зу­ют яд или гре­му­чую смесь, уни­что­жая друг дру­га и все окру­жа­ю­щее. Биб­лия дает нам мно­го печаль­ных при­ме­ров, когда люди пыта­лись сме­шать свя­тое с несвя­тым. Свя­щен­ни­ки Надав и Ави­уд пыта­лись вне­сти в свя­тое-свя­тых чуж­дый огонь. Оба были немед­лен­но уби­ты. (Лев. 10:1–7). Вот что несет сме­ше­ние свя­то­го с несвя­тым – смерть. Вот поче­му «рас­се­лось чре­во его и выпа­ли все внут­рен­но­сти его» (Деян. 1:18). 
 
Не отно­сись лег­ко­вес­но к хле­бо­пре­лом­ле­нию. Не под­хо­ди к нему с нечи­стым серд­цем, лука­вы­ми подо­зре­ни­я­ми, с оби­дой на ближ­не­го, лег­ко­мыс­лен­но. Помни о теле Хри­ста, кото­рое было за тебя ломи­мо, и кото­рое сего­дня духов­но есть Его цер­ковь, к кото­рой ты при­об­ща­ешь­ся. «Отто­го мно­гие из вас немощ­ны и боль­ны, и не мало уми­ра­ет»! (1 Кор. 11:30). Иуда – пер­вая жерт­ва хле­бо­пре­лом­ле­ния – да будет для нас при­ме­ром того, с каким серд­цем НЕ НАДО под­хо­дить к при­ча­стию! 
 
Иисус знал гни­лое нут­ро Иуды. Так кем же был для него Иуда? УЧЕНИКОМ, АПОСТОЛОМ И ДРУГОМ – ТОЧНО ТЕМ ЖЕ, КЕМ БЫЛИ ДЛЯ НЕГО ОСТАЛЬНЫЕ ОДИННАДЦАТЬ. Пред­ла­гая Иуде мир­ный хлеб, Иисус давал ему еще один шанс испра­вить путь. Поче­му Бог допус­ка­ет до нас иску­ше­ния? Ведь порой мы не выдер­жи­ва­ем их и пада­ем! Раз­ве Бог не зна­ет, что может уро­нить нас, и мы можем раз­бить­ся? Раз­ве Иисус не знал, что для Иуды воз­мо­жен пла­чев­ный резуль­тат? Ответ один: Бог впра­ве ожи­дать от людей пра­виль­но­го выбо­ра. 
 
Давай­те пред­ста­вим, что вы – дирек­тор бан­ка, вдруг узна­е­те, что зав­тра к ваше­му сотруд­ни­ку подой­дет чело­век и попы­та­ет­ся пред­ло­жить ему взят­ку за непра­виль­ное дей­ствие про­тив ваше­го бан­ка. У вас есть 2 вари­ан­та реа­ги­ро­ва­ния – а) не пус­кать негод­но­го чело­ве­ка в банк, что­бы не поз­во­лить ему сбить с пути ваше­го сотруд­ни­ка. Но вы заду­ма­ли повы­ше­ние для него, и это как раз удоб­ный слу­чай про­ве­рить его! Тогда вы выби­ра­е­те вари­ант б) допус­ка­е­те встре­чу него­дяя со сво­им работ­ни­ком что­бы посмот­реть, как тот отре­а­ги­ру­ет на пред­ло­же­ние. Поис­кав в сво­ем серд­це, вы най­де­те, что посту­пи­ли бы по вари­ан­ту б) даже в слу­чае, если про­ве­ря­е­мым работ­ни­ком был бы ваш сын! С какой радо­стью вы повы­си­ли бы про­ве­рен­но­го чело­ве­ка, убе­див­шись в пра­виль­но­сти сво­е­го выбо­ра! А не про­шед­ше­му испы­та­ние при­шлось бы начи­нать свою карье­ру сна­ча­ла, с низов. У него остал­ся бы еще шанс, а у дирек­то­ра бан­ка – удо­вле­тво­ре­ние от того, что не совер­ше­на ошиб­ка. 
 
Беда при­шла тогда, когда тебе не в чем каять­ся, не о чем про­сить Бога. Когда ты прав, а люди вокруг – нет. Когда нуж­но таить­ся от них, «а то не пой­мут». Когда ты зна­ешь луч­ший выход, чем они, и вооб­ще, умнее их и чище. Чем боль­ше в серд­це, а не сна­ру­жи, тем боль­ше груз, тем боль­ше опас­ность, что это – негод­ное. Не попа­дись, как Иуда!