Верующие, исследующие себя и Писание, могут увидеть себя и в разбойнике, казненном вместе со Христом, и в блудном сыне, и даже в тех, кто кричали «распни!». Тем не менее, мало кто хочет видеть в себе Иуду Искариота – уж лучше признать наличие в своем «я» природы человекоубийцы, Каина, чем столь подлого предателя. Имя Иуды Искариота стало нарицательным. Этим именем клеймят человека, совершившего подлое предательство: друга, Родины, родителей… Но вот что интересно: этот ли грех – предательство учителя и друга – был самым тяжким, сыграл роковую роль в жизни Иуды?
Какой из грехов Иуды смертный?
Евангелия повествуют нам, по крайней мере, о пяти грехах Иуды:
1) Воровство. Иуда был вор (Иоан 12:6). (Не такой уж страшный грех, не правда ли? С кем не бывает…)
2) Злые помыслы. Иуда допустил сатане вложить в его сердце мысль о предательстве Иисуса (Иоанн 13:2), что, например, Апостол Петр однозначно характеризует как грех человека: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль…» (Деян. 5:3).
3) Лицемерие. Иуда проявил лицемерие, приняв из рук Иисуса хлеб (Иоанн 13:27). При этом он нарушил сразу два закона – нравственный и духовный. Нравственный закон, действующий на востоке до сих пор, гласит: деля хлеб с человеком, ты становишься его другом и союзником, вступаешь с ним в завет. В этом и заключается нонсенс пророческого слова «ядущий со мною хлеб поднял на меня пяту» – такая мысль несла в себе противоречие для людей того времени, казалась невероятным злодейством. Иуда запросто переступил через это: решив предать Иисуса, он лицемерно участвует в вечере, и, в знак дружбы, мира и соучастия, как верный друг, принимает от Него хлеб.
4) Предательство. Настало время рассмотреть четвертый очевидный грех Иуды – предательство. Почему-то этот грех впечатляет большинство людей сильнее всего. Надо же – учителя! И за что – за деньги! И как – поцелуем!
А что еще вы хотели от человека, заключившего завет с дьяволом? Несколько часов назад он переступил грань, предав дружбу, любовь, доверие, честь, совесть, переступив человеческие правила, предав самого себя и отрекшись от Бога. Его деяние выглядит на этом фоне печально, но вполне логично. Он «честно» отработал свои серебреники.
5) Мы добрались до последнего, смертного, самого тяжкого греха Иуды. Но сначала обратите внимание на такие слова: «Иуда…раскаявшись…» (Матф. 27:3). Что кроется за этими словами? Бездна Господней любви, всё Евангелие Христа: «Есть прощение ДЛЯ КАЖДОГО!». Даже для Иуды!
Откуда приходит раскаяние? ОНО ПРИХОДИТ ТОЛЬКО ОТ БОГА. ОТ ДЬЯВОЛА ОНО ПРИЙТИ НЕ МОЖЕТ. Раскаяние – это момент истины, оно точно соответствует природе Бога и противоречит природе сатаны. Раскаяние приходит от Бога, через совесть ли, через Божье или людское слово, через обличение.
Раскаяние Бог не предлагает ЗРЯ. Значит, для Иуды было прощение. В чем? В КРОВИ ТОГО САМОГО ИИСУСА, КОТОРОГО ОН ПРЕДАЛ! Подтверждается это и словами Иисуса, обращенными к предавшему Его: «Друг, для чего ты пришел?» Матф. 26:50 (Он всё еще друг Иисусу!) Недаром два евангелия упоминают об этом (упрек: Лука 22:48).
Какая бездна любви, какая бездна прощения! Кто ты такой после этого, человек, говорящий: «нет мне (или другому) прощения»? Вот настоящий Иудин грех! Только тот, в ком нет прощения себе или ближнему, достоин звания Иуды! Надеваешь мантию судьи, сам выносишь приговор, сам приводишь в исполнение. Именно этот грех, а не предательство, привел Иуду к смерти, и причина его – гордыня. Печальное, но справедливое условие: есть прощение для всех, кроме непрощающих. У Бога не было препятствий для прощения Иуды. Препятствие было в Иуде – он избрал себе погибель, потому что избрал другого отца.
Чем же так плох этот последний грех, ставший для Иуды смертельным, несмотря на Божье предложение прощения? Казалось бы, столь сильное сожаление о сделанном, столь серьезная оценка своего греха должна говорить о высокой нравственной планке в человеке! Иуда выступил в роли судьи, предъявил себе крупный счет, приговорил к смерти и привел приговор в исполнение. Этим он оскорбил Бога, взял на себя Его функции. Когда человек берет на себя суд, он невольно ставит себя вровень с Богом, как Денница. Он считает себя достаточно компетентным, чтобы справедливо и правильно судить себя или других.
Если вы внимательно читали Евангелие, то вы знаете, в какой момент Иуда заключил завет с дьяволом:
«…И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана» (Иоан. 13: 26, 27). Из Библии слов не выкинешь: Иисус дал Иуде хлеб, которым Иуда отравился: в него вошел сатана. Вопрос: почему же не отравились другие апостолы, которые ели тот же хлеб? Ответ: вы не пробовали огурцы с молоком? Химическая наука знает много веществ, которые по отдельности вполне безобидны, а при соединении образуют яд или гремучую смесь, уничтожая друг друга и все окружающее. Библия дает нам много печальных примеров, когда люди пытались смешать святое с несвятым. Священники Надав и Авиуд пытались внести в святое-святых чуждый огонь. Оба были немедленно убиты. (Лев. 10:1–7). Вот что несет смешение святого с несвятым – смерть. Вот почему «расселось чрево его и выпали все внутренности его» (Деян. 1:18).
Не относись легковесно к хлебопреломлению. Не подходи к нему с нечистым сердцем, лукавыми подозрениями, с обидой на ближнего, легкомысленно. Помни о теле Христа, которое было за тебя ломимо, и которое сегодня духовно есть Его церковь, к которой ты приобщаешься. «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает»! (1 Кор. 11:30). Иуда – первая жертва хлебопреломления – да будет для нас примером того, с каким сердцем НЕ НАДО подходить к причастию!
Иисус знал гнилое нутро Иуды. Так кем же был для него Иуда? УЧЕНИКОМ, АПОСТОЛОМ И ДРУГОМ – ТОЧНО ТЕМ ЖЕ, КЕМ БЫЛИ ДЛЯ НЕГО ОСТАЛЬНЫЕ ОДИННАДЦАТЬ. Предлагая Иуде мирный хлеб, Иисус давал ему еще один шанс исправить путь. Почему Бог допускает до нас искушения? Ведь порой мы не выдерживаем их и падаем! Разве Бог не знает, что может уронить нас, и мы можем разбиться? Разве Иисус не знал, что для Иуды возможен плачевный результат? Ответ один: Бог вправе ожидать от людей правильного выбора.
Давайте представим, что вы – директор банка, вдруг узнаете, что завтра к вашему сотруднику подойдет человек и попытается предложить ему взятку за неправильное действие против вашего банка. У вас есть 2 варианта реагирования – а) не пускать негодного человека в банк, чтобы не позволить ему сбить с пути вашего сотрудника. Но вы задумали повышение для него, и это как раз удобный случай проверить его! Тогда вы выбираете вариант б) допускаете встречу негодяя со своим работником чтобы посмотреть, как тот отреагирует на предложение. Поискав в своем сердце, вы найдете, что поступили бы по варианту б) даже в случае, если проверяемым работником был бы ваш сын! С какой радостью вы повысили бы проверенного человека, убедившись в правильности своего выбора! А не прошедшему испытание пришлось бы начинать свою карьеру сначала, с низов. У него остался бы еще шанс, а у директора банка – удовлетворение от того, что не совершена ошибка.
Беда пришла тогда, когда тебе не в чем каяться, не о чем просить Бога. Когда ты прав, а люди вокруг – нет. Когда нужно таиться от них, «а то не поймут». Когда ты знаешь лучший выход, чем они, и вообще, умнее их и чище. Чем больше в сердце, а не снаружи, тем больше груз, тем больше опасность, что это – негодное. Не попадись, как Иуда!