Ужа­сы язы­че­ской Индии

Уни­каль­ная и, веро­ят­но, воз­мож­ная толь­ко в Индии цере­мо­ния бра­ко­со­че­та­ния состо­я­лась в одной из дере­вень, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от Бху­ба­не­сва­ра — сто­ли­цы севе­ро-восточ­но­го шта­та Орисса. В при­сут­ствии двух тысяч гостей, собрав­ших­ся со всей окру­ги, оде­тая в празд­нич­ное крас­но-золо­ти­стое сари 30-лет­няя Бим­ба­ла Дас вышла замуж за коб­ру. Свя­щен­ни­ки-инду­и­сты скре­пи­ли союз, про­чи­тав соот­вет­ству­ю­щие ман­тры, хотя двух­мет­ро­вый «жених» так и не выполз из сво­ей норы, нахо­дя­щей­ся в хол­ме непо­да­ле­ку от деревни.

На сва­дьбе его заме­ня­ла изго­тов­лен­ная из меди ста­ту­эт­ка, изоб­ра­жа­ю­щая свя­щен­ную в Индии реп­ти­лию. Отно­ше­ния меж­ду коб­рой и Бим­ба­лой нала­ди­лись год назад, когда жен­щи­на при­нес­ла к норе блю­деч­ко и каж­дый день ста­ла нали­вать туда моло­ко. Теперь, рас­ска­за­ла жур­на­ли­стам Дас, «при моем при­бли­же­нии змея каж­дый раз появ­ля­ет­ся из сво­ей норы и с удо­воль­стви­ем его пьет». 
 
В неко­то­рых шта­тах Индии вдо­вы по-преж­не­му сле­ду­ют на костер вслед за покой­ным мужем в соот­вет­ствии с древ­не­ин­дий­ским обы­ча­ем само­со­жже­ния «сати». 
 
За послед­ние несколь­ко меся­цев в стране зафик­си­ро­ва­но по край­ней мере два таких инци­ден­та. 18 мая в деревне север­но­го шта­та Уттар-Пра­деш 35-лет­няя вдо­ва сожгла себя зажи­во в при­сут­ствии бра­тьев и одно­сель­чан, оста­вив после себя тро­их детей. Меся­цем ранее само­со­жже­ние совер­ши­ла 77- лет­няя вдо­ва на восто­ке Индии. 
 
Обы­чай само­со­жже­ния вдов на погре­баль­ном кост­ре мужа суще­ство­вал в про­шлом у выс­ших индий­ских каст. В его осно­ве лежит инду­ист­ская леген­да о жене бога Шивы Сати, кото­рая бро­си­лась в свя­щен­ный огонь, не стер­пев оскорб­ле­ний со сто­ро­ны дру­гих богов в адрес супру­га. 
 
175 лет назад обряд «сати» был осуж­ден как «нече­сти­вый и негу­ман­ный» бри­тан­ски­ми коло­ни­за­то­ра­ми, одна­ко в совре­мен­ной Индии не ути­ха­ют дис­кус­сии вокруг вопро­са о необ­хо­ди­мо­сти борь­бы с его суще­ство­ва­ни­ем. 
 
По сло­вам экс­пер­тов, сего­дня жен­щин, как пра­ви­ло, вынуж­да­ют к риту­аль­но­му само­со­жже­нию род­ствен­ни­ки мужа, пре­тен­ду­ю­щие на его иму­ще­ство либо не жела­ю­щие брать на себя забо­ту о вдо­ве. 
 
В июле индий­ский пар­ла­мент при­сту­пит к обсуж­де­нию зако­но­про­ек­та о мерах борь­бы с «сати», при­зван­но­го защи­тить вдов от пси­хо­ло­ги­че­ско­го прес­син­га и при­вле­кать к ответ­ствен­но­сти род­ствен­ни­ков в слу­чае, если они не отго­во­ри­ли жен­щин от самосожжения.