“Витязь в тиг­ро­вой шку­ре” — поэ­ма о Любви

В 1184 году уми­ра­ет гру­зин­ский царь Геор­гий III, оста­вив на троне девят­на­дца­ти­лет­нюю дочь Тама­ру. Послед­ние пять лет она была его сопра­ви­тель­ни­цей, и люди более или менее успе­ли при­вык­нуть к мыс­ли, что впер­вые пра­вить ими будет кра­си­вая и очень умная жен­щи­на. “Пра­виль­но­го сло­же­ния, — пишет совре­мен­ник, — тем­ный цвет глаз и розо­вая окрас­ка белых щек, застен­чи­вый взгляд, мане­ра цар­ствен­но воль­но метать взо­ры вокруг себя, при­ят­ный язык, весе­лая и чуж­дая вся­кой раз­вяз­но­сти, услаж­да­ю­щая слух речь и чуж­дый вся­кой пороч­но­сти разговор”.

Един­ствен­ным недо­стат­ком новой цари­цы был ее юный воз­раст – фео­да­лы и вое­во­ды тут же рину­лись в борь­бу за власть. Но Тама­ра ока­за­лась силь­нее, чем мог­ло пока­зать­ся ее про­тив­ни­кам. Дело кон­чи­лось мир­ным согла­ше­ни­ем, по кото­ро­му она обя­за­лась отстра­нить от госу­дар­ствен­ной служ­бы всех чинов­ни­ков незнат­но­го про­ис­хож­де­ния и вый­ти замуж, что­бы поско­рее родить наслед­ни­ка; но за ино­стран­ца, дабы какая-нибудь из про­ти­во­бор­ству­ю­щих семей не возы­ме­ла над ней излиш­не­го вли­я­ния. 
 
Ста­ли искать жени­ха, и тут, как гово­рит лето­пи­сец, явил­ся тифлис­ский эмир и ска­зал: “Я знаю сына вели­ко­го кня­зя Андрея, госу­да­ря Рус­ско­го, кото­ро­му пови­ну­ют­ся 300 царей в тех стра­нах…”. Эмир гово­рил о вну­ке Юрия Дол­го­ру­ко­го и сыне Андрея Бого­люб­ско­го, Геор­гие. Дво­ру князь понра­вил­ся, и вель­мо­жи уго­во­ри­ли Тама­ру Геор­ги­ев­ну немед­лен­но отдать ему руку, что она и сде­ла­ла в 1185 году, скре­пя про­те­сту­ю­щее серд­це… 
 
Геор­гий Андре­евич непло­хо заре­ко­мен­до­вал себя в рат­ном деле, но ско­ро откры­лись в его пове­де­нии неко­то­рые бес­чин­ства, а имен­но, сла­бость к вину и, что гораз­до ужас­нее, содом­ский грех. Кано­ни­че­ское пра­во в таких слу­ча­ях может кон­ста­ти­ро­вать, что семья рас­па­лась, и раз­ре­шить невин­ной сто­роне повтор­ный брак. Но, все же раз­вод был тогда в дико­вин­ку, поэто­му кня­зю пред­ло­жи­ли почет­ную ссыл­ку: щед­ро ода­ри­ли день­га­ми и поса­ди­ли на корабль в Царь­град. Он пред­при­мет две попыт­ки раз­жечь граж­дан­скую вой­ну и вер­нуть себе трон, но про­иг­ра­ет и поки­нет стра­ни­цы исто­рии навсе­гда. 
 
В 1189 году цари­ца Тама­ра вышла, нако­нец, по люб­ви, за сво­е­го пол­ко­вод­ца, осе­тин­ско­го прин­ца Дави­да Сосла­ни. 
 
Вско­ре после сва­дьбы Дави­да и Тама­ры, что­бы обод­рить, успо­ко­ить и спло­тить народ, взвол­но­ван­ный меж­до­усо­би­цей, Руста­ве­ли попро­си­ли напи­сать поэ­му. 
 
Шота с радо­стью рас­ска­зы­ва­ет о царевне Тина­тин, кото­рую муд­рый отец сде­лал сво­ей сопра­ви­тель­ни­цей, и с горе­чью – о несчаст­ной кра­са­ви­це Нестан-Дареджан, кото­рую роди­те­ли и двор насиль­но выда­ют за чуже­зем­ца. Пер­вая гото­вит­ся к счаст­ли­во­му прав­ле­нию вме­сте со сво­им воз­люб­лен­ным рыца­рем Автан­ди­лом; вто­рая – попа­да­ет в плен к кол­ду­нам, а ее несчаст­ный жених Тари­эль, обла­чив­шись в тиг­ро­вую шку­ру, начи­на­ет искать ее по све­ту. 
 
В пер­вых же строч­ках Руста­ве­ли гово­рит чита­те­лю, что его ждет не пане­ги­рик, а биб­лей­ская прит­ча и при­зыв под­ра­жать самым высо­ким иде­а­лам. Он цити­ру­ет «Песнь пес­ней Соло­мо­на Соло­мо­на » и 44 Пса­лом. 
 
Все луч­шее, что мож­но было взять из вос­пи­та­тель­ной при­клю­чен­че­ской лите­ра­ту­ры запа­да, Шота вклю­ча­ет в свою фило­соф­скую сказ­ку: дина­ми­ку повест­во­ва­ния, накал стра­стей, интри­гу. Его геро­и­ни – под­лин­ные леди: оли­це­тво­ре­ние неж­но­сти, пре­дан­но­сти, тон­ко­сти, и вме­сте с тем, глу­би­ны ума и стой­ко­сти. Его витя­зи – рыца­ри без стра­ха упре­ка; вопло­ще­ние все­го луч­ше­го, чем наде­лил чело­ве­ка Созда­тель, – искрен­но­сти, бла­го­род­ства, отва­ги, галант­но­сти, неру­ши­мой друж­бы, веры и люб­ви. 
 
Через 10 лет по вступ­ле­нии на пре­стол Тама­ре уда­лось, нако­нец, спло­тить гру­зин­ские зем­ли, достав­ши­е­ся ей по наслед­ству, и она начи­на­ет насту­пать. Сле­ду­ю­щее деся­ти­ле­тие про­но­сит­ся, как ура­ган побед. Давид Сосла­ни бьет пер­сов, сара­цин, турок и ино­гда даже визан­тий­цев. Осво­бож­дая искон­ные тер­ри­то­рии армян и свои древ­ние вла­де­ния, его армия водру­жа­ет зна­мё­на Баг­ра­ти­о­нов от Чёр­но­го до Кас­пий­ско­го морей. Сла­ва Тама­ры и Дави­да про­сти­ра­ет­ся так дале­ко, что на Руси, несмот­ря на извест­ную нелов­кость с Юри­ем Андре­еви­чем, сла­га­ют были­ны об ивер­ской цари­це Дина­ре. А когда кре­сто­нос­цы захва­ты­ва­ют Кон­стан­ти­но­поль, гре­че­ский царь Алек­сей про­сит помо­щи у Тби­ли­си, и Гру­зия помо­га­ет ему осно­вать Тра­пезунд­скую импе­рию, про­су­ще­ство­вав­шую 250 лет. 
 
Народ обо­жа­ет свою муд­рую пра­ви­тель­ни­цу и зовет ее «све­то­нос­ной мате­рью» или царём, под­чер­ки­вая ее дер­жав­ный гений подоб­но­му тому, как боль­шую поэтес­су у нас все­гда вели­ча­ют поэтом. При­мер­но так же к Тама­ре обра­ща­лись сул­та­ны Егип­та и Сирии: они назы­ва­ли ее «Вели­ким монар­хом, храб­ре­цом, защит­ни­ком сво­их рыца­рей и веры в Иису­са, свя­щен­ным лиде­ром хри­сти­ан­ских геро­ев и дру­гом из дру­зей». 
 
Но вот в 1204 году к гра­ни­цам Гру­зии под­хо­дит небы­ва­лая и очень серьез­ная беда. Несколь­ко сель­д­жук­ских стран объ­еди­ня­ют­ся в коа­ли­цию, воз­глав­ля­е­мую пер­сид­ским шахом Нукар­ди­ном. Пере­вес сил таков, что про­тив­ник про­сто не счи­та­ет нуж­ным всту­пать в пере­го­во­ры и выдви­га­ет заве­до­мо невы­пол­ни­мый уль­ти­ма­тум: Тама­ра вме­сте со все­ми сво­и­ми под­дан­ны­ми долж­на отречь­ся от Хри­ста и стать женой шаха… 
 
Лето­пи­сец со сле­за­ми опи­сы­ва­ет, как цари­ца сми­рен­но про­во­жа­ла сво­их вои­нов; босая и про­сто­во­ло­сая, дол­го шла за ними, укреп­ляя и бла­го­слов­ляя. 
 
Бит­ва состо­я­лась близ Бас­ка­ни, в вер­хо­вьях реки Аракс. Это был свя­щен­ный бой. В том исто­ри­че­ском сра­же­нии Давид Сосла­ни повел бра­тьев про­тив нена­ви­сти, безум­ной, чер­ной зло­бы, огол­те­ло­го язы­че­ства и всех сил дья­воль­ско­го зла, сбив­ших­ся в пол­чи­ща Нукра­ди­на. Повел уми­рать за самое доро­гое: за Жизнь, за Прав­ду Божию, за кра­со­ту добра. И побе­ди­ла Любовь. Гру­зия наго­ло­ву раз­би­ла вра­га и про­гна­ла его по четы­рем пер­сид­ским про­вин­ци­ям, вклю­чая Ирак. 
 
Эта вели­кая сеча ста­ла куль­ми­на­ци­ей «Витя­зя» – взя­ти­ем сата­нин­ской кре­по­сти кол­ду­нов кад­жей и осво­бож­де­ние воз­люб­лен­ной Тари­э­ля Нестан-Дареджан. После это­го, как после Арма­гед­до­на, когда все тлен­ное исче­за­ет, насту­па­ет Цар­ство Люб­ви и эпи­ло­гом зву­чит зна­ме­ни­тое про­ро­че­ство Иса­ии о Хри­сте. 
 
Он будет судить бед­ных по прав­де, и дела стра­даль­цев зем­ли решать по истине; и жез­лом уст Сво­их пора­зит зем­лю, и духом уст Сво­их убьет нече­сти­во­го. И будет пре­по­я­са­ни­ем чресл Его прав­да, и пре­по­я­са­ни­ем бедр Его — исти­на. Тогда волк будет жить вме­сте с ягнен­ком, и барс будет лежать вме­сте с коз­лен­ком; и теле­нок, и моло­дой лев, и вол будут вме­сте, и малое дитя будет водить их. 
 
Навер­ное, из это­го откро­ве­ния о жиз­ни буду­ще­го века роди­лось и назва­ние поэ­мы – «Веп­хист­ка­оса­ни» по-гру­зин­ски – «Витязь в бар­со­вой шку­ре», Рыцарь Хри­сто­вой Люб­ви. 
 
В 1207 году уми­ра­ет слав­ный Давид, и Шота, «горь­ко пла­чу­щий о нем» пишет эпи­лог поэ­мы, обес­смер­тив­шей любовь Сосла­ни и пре­крас­ной Тама­ры. Цари­ца, часто гово­рив­шая, что “нагой роди­лась из утро­бы мате­ри, нагой же хоте­ла бы и пред­стать пред Веч­ным Суди­ей”, ста­ла поне­мно­гу отхо­дить от дел, все боль­ше вре­ме­ни про­во­дить в хра­ме и, нако­нец, совсем пере­се­ли­лась в свой люби­мый гор­ный мона­стырь – Вард­зиа, над укра­ше­ни­ем и укреп­ле­ни­ем кото­ро­го мно­го потру­дил­ся ее отец. 
 
Здесь на бере­гу Куры, в этом огром­ном пещер­ном горо­де про­шло их с Дави­дом дет­ство. Все было доро­го ей, но осо­бен­но память о муже. Тама­ра веле­ла высечь в ска­ле «Боль­шую » цер­ковь и рядом с ней очень малень­кую скром­ную келью, в кото­рой она и про­ве­ла послед­ние годы жиз­ни, молясь за роди­ну, мужа и детей. 
 
Хотя, по одно­му из народ­ных пове­рий, ее похо­ро­ни­ли на Свя­той Зем­ле, в мона­сты­ре Чест­но­го Кре­ста Гос­под­ня, рядом с моги­лой одно­го из самых извест­ных ино­ков этой оби­те­ли, кото­ро­го до при­ня­тия постри­га зва­ли Дави­дом Сосла­ни. В 1207 году он умер для мира, но про­дол­жил писать сти­хи под псев­до­ни­мом Шота Руста­ве­ли. 
 
Уче­ным еще пред­сто­ит про­ве­рить, насколь­ко эта тро­га­тель­ная леген­да име­ет отно­ше­ние к дей­стви­тель­но­сти. Несо­мнен­но дру­гое — здесь плод самой искрен­ней, бла­го­дар­ной люб­ви потом­ков к чело­ве­ку, пода­рив­ше­му миру «Витя­зя в тиг­ро­вой шку­ре». Поэ­му, кото­рую до сих пор в гру­зин­ских сёлах цели­ком зна­ют наизусть и не выда­ют ни одну ува­жа­ю­щую себя неве­сту, не дав ей в при­да­ное «Веп­хист­ка­оса­ни». «Пото­му что в ней – все самое глав­ное, что надо знать моло­дым о жиз­ни: 
 
«Любовь нико­гда не пере­ста­ет, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся. Ибо мы отча­сти зна­ем, и отча­сти про­ро­че­ству­ем; когда же наста­нет совер­шен­ное, тогда то, что отча­сти, пре­кра­тит­ся. А теперь пре­бы­ва­ют сии три: вера, надеж­да, любовь; но любовь из них больше».