Афа­на­сий Афа­на­сье­вич Фет

Пер­во­го декаб­ря 1838 года меж­ду учи­те­лем мос­ков­ско­го бла­го­род­но­го пан­си­о­на про­фес­со­ра Пого­ди­на Ири­нар­хом Вве­ден­ским и неким гос­по­ди­ном Рей­хен­ба­хом, был заклю­чен кон­тракт. В нем гово­ри­лось сле­ду­ю­щее. «Я, ниже­под­пи­сав­ший­ся, утвер­ждаю, что гос­по­дин Рей­хен­бах, кото­рый теперь отвер­га­ет бытие Бога и бес­смер­тие души чело­ве­че­ской, спу­стя 20 лет от насто­я­ще­го вре­ме­ни, вслед­ствие неиз­вест­ных ни мне, ни ему при­чин, совер­шен­но изме­нит­ся в насто­я­щем обра­зе мыслей;

утвер­ждаю, что он тор­же­ствен­но, с пол­ным убеж­де­ни­ем серд­ца, будет верить и в бытие Бога, и в бес­смер­тие души». Под име­нем Рей­хен­ба­ха скры­вал­ся вос­пи­тан­ник пан­си­о­на Афа­на­сий Фет. Ему было 18 лет… За четы­ре года до это­го судь­ба нанес­ла ему бес­по­щад­ный удар. 
 
Мать Фета, про­жи­вав­шая в немец­ком горо­де Дарм­штад­те, сбе­жа­ла от мужа, будучи бере­мен­на, бро­сив дочь и отца, с рот­мист­ром в отстав­ке Афа­на­си­ем Нео­фи­то­ви­чем Шен­ши­ным. Ребе­нок родил­ся 29 октяб­ря, в име­нии Ново­сел­ки. Мест­ный свя­щен­ник, «по ува­же­нию, ока­зы­ва­е­мо­му в оном доме», запи­сал его сыном Шен­ши­на. Сам поме­щик обвен­чал­ся с Шар­лот­той толь­ко через два года, когда она полу­чи­ла раз­вод и ста­ла пра­во­слав­ной хри­сти­ан­кой Ели­за­ве­той Пет­ров­ной. Через четыр­на­дцать лет, по чье­му-то доно­су под­лог вскрыл­ся. Было след­ствие, по окон­ча­нии кото­ро­го епар­хи­аль­ным вла­стям при­шлось выне­сти поста­нов­ле­ние: «Озна­чен­но­го Афа­на­сия сыном гос­по­ди­на рот­мист­ра Шен­ши­на счи­тать не мож­но». Веру­ю­щий чело­век мог бы спра­вить­ся с таким уда­ром. Но малень­ко­го бари­на вос­пи­ты­ва­ли в «луч­ших» тра­ди­ци­ях того вре­ме­ни: застав­ля­ли учить «Отче наш», при­ча­ща­ли раз в году, да ино­гда, по боль­шим празд­ни­кам, при­ход­ско­го попа при­гла­ша­ли ото­бе­дать за семей­ным сто­лом. Из стол­бо­во­го дво­ря­ни­на, из «несо­мнен­но­го Афа­на­сия Шен­ши­на », он стал «гес­сен-дарм­штад­ским под­дан­ным Фётом». Маль­чик поте­рял пра­во назы­вать­ся рус­ским. Он вынуж­ден был под­пи­сы­вать­ся уни­зи­тель­ны­ми сло­ва­ми: «к сему ино­стра­нец Фёт руку при­ло­жил». Он не мог без позо­ра объ­яс­нить дру­гим свое про­ис­хож­де­ние. Его ото­рва­ли от семьи, отня­ли фами­лию, отлу­чи­ли от Роди­ны. Из Ново­се­лок Афа­на­сия увез­ли в дале­кий заху­да­лый горо­диш­ко Вер­ро в Лиф­лян­дии, нынеш­ний эстон­ский Выру. Его отда­ли в част­ный пан­си­он, из кото­ро­го он не мог отпра­вить­ся в род­ную усадь­бу даже на кани­ку­лы. «Оста­ва­ясь один в гро­мад­ной пустой шко­ле и пустом для меня горо­де, я сло­нял­ся бес­цель­но каж­дый день, напо­ми­ная более все­го соба­ку, поте­ряв­шую хозя­и­на». «Если спро­сить: как назы­ва­ют­ся все стра­да­ния, все горе­сти моей жиз­ни, — напи­шет он трид­цать лет спу­стя, — я отве­чу: имя им — Фет». 
 
Через три года, по воле Афа­на­сия Нео­фи­то­ви­ча, юный Афо­ня, нако­нец, при­е­хал в Рос­сию. Пол­го­да про­вел в Пого­дин­ском пан­си­оне и посту­пил на сло­вес­ное отде­ле­ние Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. В 1844 году, когда Фет окон­чил уни­вер­си­тет, умер­ла его мать. А вско­ре за Ели­за­ве­той Пет­ров­ной и дядя, Петр Нео­фи­то­вич Шен­шин. Он обе­щал оста­вить Афа­на­сию боль­шое наслед­ство, но умер неожи­дан­но в Пяти­гор­ске, не успев оста­вить заве­ща­ния. Его день­ги неиз­вест­ным обра­зом про­па­ли. Надо было решать вопрос о даль­ней­шем пути. Фет меч­тал о лите­ра­тур­ной сла­ве – наде­ял­ся, что она при­не­сет ему доста­ток и проч­ное поло­же­ние в обще­стве. Но чита­те­ли бук­валь­но на гла­зах теря­ли инте­рес к риф­мам. Тол­стые лите­ра­тур­ные жур­на­лы почти не печа­та­ли сти­хов. Насту­пал рас­цвет рус­ской про­зы. 
 
Афа­на­сий Афа­на­сье­вич пошел в армию. Офи­цер­ский чин давал пра­ва на дво­рян­ство. Без воен­но­го обра­зо­ва­ния он, как раз­но­чи­нец, мог стать толь­ко унтер-офи­це­ром. Но была надеж­да на ско­рое про­из­вод­ство. Через год служ­бы в Кира­сир­ском орден­ском пол­ку Фет дей­стви­тель­но стал кор­не­том. Но за это вре­мя Нико­лай I под­пи­сал указ, соглас­но кото­ро­му потом­ствен­ное дво­рян­ство мож­но было полу­чить, начи­ная с май­о­ра. Фет не отсту­пил. Из лени­во­го сту­ден­та, при­вык­ше­го к лег­кой жиз­ни, он пре­вра­ща­ет­ся в под­тя­ну­то­го и испол­ни­тель­но­го слу­жа­ку, кото­рый не гну­ша­ет­ся самы­ми скуч­ны­ми долж­но­стя­ми, лишь бы они сули­ли быст­рое про­дви­же­ние. Его служ­ба про­хо­ди­ла в малень­ких степ­ных город­ках, а боль­ше в селах и дерев­нях, Хер­сон­ской губер­нии, куда почти не дохо­ди­ли кни­ги и сто­лич­ные жур­на­лы. 
 
«Нико­го кру­гом, – пишет он, – и тол­чет­ся око­ло меня люд, кото­рый, про­ро­ни я одно толь­ко сло­во, осме­ял бы это сло­во». И все же в этой глу­ши Фет нахо­дит род­ствен­ную душу – дочь мно­го­дет­но­го отстав­но­го гене­ра­ла Марию Лазич. 
 
Глу­бо­кое чув­ство не смог­ло побе­дить убеж­де­ния Фета в том, что он окон­ча­тель­но погиб­нет, если женит­ся на бес­при­дан­ни­це. Женить­ба мог­ла навсе­гда закрыть труд­ный и нена­деж­ный путь к цели жиз­ни. А целью этой было воз­вра­ще­ние чест­но­го и бла­го­род­но­го име­ни. «Я не женюсь на Лазич, — пишет он дру­гу, — и она это зна­ет, а меж­ду тем умо­ля­ет не пре­ры­вать наших отно­ше­ний, этот несчаст­ный гор­ди­ев узел люб­ви или как хочешь назо­ви, кото­рый чем более рас­пу­ты­ваю, все туже затя­ги­ваю, а раз­ру­бить мечом не имею духу и сил». Нако­нец, «гор­ди­ев узел» люб­ви раз­ру­би­ла раз­лу­ка. Вско­ре после его отъ­ез­да Мария умер­ла. По офи­ци­аль­ным сооб­ще­ни­ям, ее пла­тье заго­ре­лось от неосто­рож­но бро­шен­ной спич­ки. Но Фет пони­мал, что эту спич­ку бро­си­ла она сама… 
 
Прой­дут годы, он женит­ся, при­дет сла­ва. Но образ погиб­шей воз­люб­лен­ной не оста­вит его нико­гда. Он назы­вал ее alter ego – вто­рым «я». 
 
Срок пари с Ири­нар­хом Вве­ден­ским под­хо­дил. Афа­на­сий Афа­на­сье­вич с глу­бо­кой радо­стью пони­мал, что пока­я­ние помог­ло ему этот спор про­иг­рать. Спу­стя еще десять лет – уди­ви­тель­ное испо­ве­да­ние веры, кото­рое мож­но было бы оза­гла­вить «Да свя­тит­ся имя Твое!» 
 
Жизнь научи­ла Фета пони­мать един­ствен­ную молит­ву, кото­рую нам дал Гос­подь, и чув­ство­вать, что непе­ре­во­ди­мое в точ­но­сти ара­мей­ское «Авва», «Отче наш», нахо­дит­ся где-то очень-очень близ­ко к рус­ско­му сло­ву «Папа». 
 
В 56 году воен­ной карье­ре Афа­на­сия Афа­на­сье­ви­ча Фета при­хо­дит конец. Новый импе­ра­тор изда­ет указ, даю­щий потом­ствен­ное дво­рян­ство уже не май­ор­ско­му, а толь­ко пол­ков­ни­чье­му чину. Для это­го штабс-рот­мист­ру Фету при­шлось бы слу­жить всю свою жизнь. Он берет бес­сроч­ный отпуск, едет на лече­ние в Гер­ма­нию, Ита­лию и Париж. Вер­нув­шись, пода­ет в отстав­ку, посе­ля­ет­ся в Москве и, женив­шись, ста­но­вит­ся поме­щи­ком Мцен­ско­го уез­да. Глав­ны­ми заня­ти­я­ми поэта ста­но­вят­ся поле, мель­ни­ца, и кон­ский завод. Десять лет Фет слу­жит миро­вым судьей. 
 
В 73‑м выхо­дит дол­го­ждан­ный указ госу­да­ря о при­со­еди­не­нии Фета “к роду отца его Шен­ши­на со все­ми пра­ва­ми и зва­ни­я­ми, к роду при­над­ле­жа­щи­ми”. После мно­го­лет­не­го пере­ры­ва к нему воз­вра­ща­ет­ся радость твор­че­ства. Один за дру­гим выхо­дят четы­ре сбор­ни­ка его сти­хов «Вечер­ние огни». Его окру­жа­ют заме­ча­тель­ные моло­дые люди – наш рели­ги­оз­ный мыс­ли­тель Вла­ди­мир Соло­вьев и вели­кий князь Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич Рома­нов. Жизнь нала­жи­ва­ет­ся. Но он по-преж­не­му про­дол­жа­ет стра­дать из-за сво­ей несчаст­ной пер­вой люб­ви и смер­ти ждет, как избав­ле­нья. 
 
Она при­шла к нему 21 нояб­ря 1892 года при обсто­я­тель­ствах столь же неопре­де­лен­ных, сколь и рож­де­ние Фета. По одним све­де­ни­ям, он хотел заре­зать­ся, но сек­ре­тар­ша вырва­ла у него нож. Тогда он бро­сил­ся в сто­ло­вую, к шка­фу, где лежа­ли кухон­ные ножи. Попы­тал­ся открыть двер­цу, но упал на стул и умер от раз­ры­ва серд­ца. По дру­гим вос­по­ми­на­ни­ям слуг, он всю ночь про­сто­ял у откры­то­го окна. И вско­ре после это­го умер. Может быть, он не выдер­жал мук, тер­зав­ших его в послед­нее вре­мя болез­ней. Может быть, это было помут­не­ние рас­суд­ка. Рас­строй­ства­ми тако­го рода стра­да­ла его мать, обе сест­ры и оба бра­та. Но вряд ли это было про­яв­ле­ни­ем мало­ду­шия или отка­зом от веры чело­ве­ка, кото­рый неза­дол­го до смер­ти напи­сал одно из луч­ших сво­их духов­ных сти­хо­тво­ре­ний – «Отче наш» 
 

Чем доле я живу, чем боль­ше пережил,

Тем пове­ли­тель­ней стес­няю серд­ца пыл,

Тем для меня ясней, что не было от века

Слов, оза­ря­ю­щих свет­лее человека:

Все­об­щий наш Отец, Кото­рый в небесах,

Да свя­то имя мы Твое блю­дем в сердцах,

Да прий­дет Цар­ствие Твое, да будет воля

Твоя как в небе­сах, так и в зем­ной юдоли.

Пошли и ныне хлеб обыч­ный от трудов,

Про­сти нам долг, – и мы про­ща­ем должников,

И не вве­ди Ты нас, бес­силь­ных, в искушенье,

И от лука­во­го изба­ви самомненья.